Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 05:49, курсовая работа
Описание работы
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.
Содержание работы
Введение
Глава I. Рынок труда: понятие, типология и структура. 1.1. Эволюция понятия рынка труда 1.2. Рынок труда и заработная плата 1.3. Особенности товара «труд» 1.4. Типология и структура рынка труда
Глава II. Оценка эффективности организации рынка труда Республики Тыва за 2011-2012 годы в современных условиях. 2.1 Анализ ситуации на рынке труда Республики Тыва 2.2 Правовое регулирование рынка труда 2.3 Реализация отраслевых программ содействия занятости
Глава III. Проблемы функционирования рынка труда в современной переходной российской экономике.
Наряду с международным рынком
товаров, услуг и капиталов все большую
силу приобретает теперь и международный рынок
рабочей силы, который не просто является
системой национальных рынков, а представляет
собой новое качественное развитие рынка
рабочей силы в условиях усиливающихся
процессов интернационализации производства,
роста интеграции между нациями. Национальные
рынки труда все больше утрачивают свою
обособленность и замкнутость. Между ними
возникают транснациональные потоки и
перемещения рабочей силы, которые приобретают
постоянный и систематический характер.
Такие трансграничные перемещения рабочей
силы наряду с движением капитала образует
верхний международный уровень рынка
рабочей силы. Международный рынок труда
можно определить как наднациональное
образование, где на постоянной основе
выступают покупатели и продавцы рабочей
силы в рамках межгосударственного регулирования
спроса и предложение рабочей силы.
Образование международного
рынка труда осуществляется двояко:
через миграцию труда и капитала;
путем постепенного слияния
национальных рынков труда, когда окончательно
устраняются юридические, национально-этнические,
культурные и иные преграды между ними.
Таким образом рынок труда как
социально-экономическая категория –
это сложное и динамичное явление, связанное
как с макроэкономическим развитием страны,
так и с мотивацией действий самого работника.
Это понятие выходит за рамки понятий
«занятость» и «незанятость», которые
характеризуют лишь состояние элементов
рынка труда на данный период.
Глава 2. Оценка эффективности
организации рынка труда Республики Тыва
за 2011-2012 годы в современных условиях.
2.1 Анализ ситуации
на рынке труда Республики
Тыва
Рынок труда Республики в 2011
году развивался под влиянием происходящих
социально-экономических процессов.
Проводилась целенаправленная
работа по формированию конкурентной
среды на рынках производства товаров
и услуг, спроса и предложения рабочей
силы, финансов, развитию малого предпринимательства.
Основные усилия были направлены
на увеличение внутреннего регионального
продукта, реализации инвестиционной
политики, рост собственных доходов бюджета
республики. Значительное внимание уделялось
обеспечению стабильного функционирования
учреждений социальной сферы, повышению
жизненного уровня населения, укреплению
законности и правопорядка.
В 2011-2012 году сохранилась положительная
динамика роста промышленного характера.
В 2011-2012 г. отгрузка добытых
полезных ископаемых, продукции обрабатывающих
производств, электроэнергии, газа и воды
оценивается в 5527,4 млн. рублей. Индекс
промышленного производства январю-ноябрю
прошлого года составил 100,8%. По сравнению
с прошлым годом сохраняется увеличение
физического объема промышленной продукции
в добыче полезных ископаемых. Из 68 видов
промышленной продукции в натуральном
выражении, 38 допущено снижение объемов
продукции. Выпуск продукции увеличен
в обрабатывающих производствах на 4,1
% и производстве распределении электроэнергии,
газа и воды уменьшился на 3,1%. По сравнению
с прошлым годом почти в два раза сокращена
добыча асбеста, и материалов строительных
нерудных. В 2011-2012 г. объем выпуска продукции
в обрабатывающих производствах по сравнению
с такими же периодом прошлого года сократился
на 1,3%. Крупными и средними предприятиями
республики реализуется всего 26,3% от общего
объема отгрузки обрабатывающих производств,
занимающихся выпуском пищевых продуктов,
Ведущее положение в этом виде деятельности
принадлежит малому бизнесу.
Объем продукции работ и услуг
сельского хозяйства всех сельхоз товаропроизводителей
в 2011-2012 г. в действующих ценах, по расчетам,
составил в 2012 г. - 5527,3 млн. руб.
Среднедушевой доход населения
в республике уменьшился по сравнению
с 2011 годом и составил 10576,7 рублей. Среднемесячная
заработная плата на одного работника
составляет 19034,1 рублей.
Динамика численности
экономически активного населения.
(Тысяч человек)
2011
2012
Экономически активное население,
всего
129,5
128,8
Мужчины
62,1
61,3
Женщины
67,4
67,6
В том числе занятые в экономике,
всего
101,6
100,4
Мужчины
46,1
44,9
Женщины
55,5
55,5
По сравнению с 2012 годом численность экономически
активного населения уменьшилась на 0,7
тыс. человек, в том числе мужчин уменьшилось
на 0,8 тыс. человек, женщин увеличилось
на 0,2 тыс. человек. Снижение экономической
активности обусловлено уменьшением численности
занятого населения на 1,2 тыс. человек.
В том числе мужчин на 1,2 тыс. человек,
а численность женщин осталась неизменной.
В общей численности занятости
в экономике республики населения в январе
- ноябре 2012года 67,4 тыс. человек или 65,6%
составили штатные работники крупных
и средних организаций (без учета совместителей).
Структура занятого населения
по отраслям экономики отражает преобладание
в сфере услуг. Межотраслевое перемещение
рабочей силы происходит в основном из
отраслей материального производства
в коммерческие структуры и бюджетные
организации. Данный процесс во многом
определяется усиливающимся разрывом
в оплате труда работников в зависимости
от отраслевой принадлежности и форм собственности.
По данным обследования населения
по проблемам занятости Федеральной службы
государственной статистики по Республике
Тыва число занятых в неформальном секторе
сельскохозяйственной и несельскохозяйственной
деятельностью Республики Тыва, проведенном
в 2012 году, составило 30,7 тыс. человек, под
которой понимается регистрация в качестве
юридического лица. В наибольшей мере
расширение неформальной занятости идет
в торговле, сельском хозяйстве, промышленности,
на транспорте, в связи и строительстве,
которая негативно влияет и на ситуацию
на рынке труда и экономике республики.
Увеличивается число граждан ведущих
трудовые отношения без заключения трудовых
договоров и обращаемости их в службы
занятости.
Результаты мониторинга рынка
труда показывают, что по сравнению с 2011
годом численность безработных увеличилась
на 5%, по сравнению с началом 2012 года также
наблюдается увеличение числа безработных
граждан на 5,3%.
Уровень регистрируемой безработицы
на 1 января 2012 года 22,0 % снизился по сравнению
с январем 2011 года на 0,5%. В 16 районных республики
уровень регистрируемой безработицы превысил
средне-республиканский показатель. Наибольший
уровень безработицы отмечается в Пий-Хемском
(18,6%), Чаа-Хольком (17,6%), Чеди-Хольском (16,6%),
Тере-Хольском (14,1%), Каа-Хемском (13,9%) районах.
В числе безработных
граждан преобладают:
по причинам увольнения: уволившиеся
по собственному желанию, другие причины,
выпускники общеобразовательных учреждений.
по образованию: имеющие среднее
(полное) общее образование, имеющие среднего
(полного) общего образования.
по возрасту: граждане свыше
30 лет и других возрастов, за исключением
пред пенсионного возраста.
Численность безработных
по полу и месту проживания.
( Тысяч человек)
2011
2012
Общая численность безработных
27,9
28,4
В том числе по полу:
Мужчины
16,0
16,4
Женщины
11,9
12,0
По месту проживания:
Город
11,2
9,6
Село
16,7
18,8
В конце 2012 года увеличилась
общая численность безработных по сравнению
с аналогичным периодом 2011 года на 5%.
В 2012 году по сравнению с соответствующим
периодом 2011 г. на 40% увеличилось обращение
граждан в органы службы занятости в целях
поиска работы и соответственно увеличилось
число граждан, признанными на назначение
пособия по безработице - на 37%.
В связи с проведением административной
реформы в Российской Федерации в целом
и изменением структуры исполнительной
власти, количество обратившихся в целях
поиска работы в органы службы занятости
граждан, уволенных в связи с ликвидацией
организации, составило по состоянию на
1 января 2013 г 6,7 тыс. человек.
На рынке труда республики наблюдается
несоответствие профессионально-квалификационной
структуры спроса и предложения рабочей
силы, что затрудняет трудоустройство
безработных на имеющиеся вакансии. Анализ
сведений о потребности в работниках,
сообщенных в органы службы занятости
населения, показывает, что на рынке труда
существует спрос на такую рабочую силу
таких специальностей, как электрики,
разнорабочие, электрослесарь, автоэлектрик,
сантехники, газоэлектросварщики V и VI
разрядов, высококвалифицированные жестянщики
и столяры, повара и ряд других; на специалистов
с высшим образованием: врачи узкой специальности
(анестезиолог, гинеколог, рентгенолог,
дермато-венеролог, фтизиатр, психонарколог,
окулист, хирург, терапевт, стоматолог,
педиатр, инфекционист, отоларинголог,
нарколог, эндокринолог, невропатолог,
и другие, учителя иностранных языков,
биологии, химии, математики и физики,
информатики, русского языка и литературы,
родного языка и литературы, психолог
и учитель обеспечения безопасности и
жизнедеятельности, технического труда,
физкультуры и другие).
Численность по поиску
работы
( в процентах
к итогу)
2011
2012
Безработные, всего
100
100
Из них в качестве способа поиска
работы использовали обращение:
В государственную службу занятости
37,7
32,9
В коммерческую службу занятости
0,6
2,1
В СМИ, интернет
2,2
5,0
К друзьям, родственникам, знакомым
37,8
42,1
К администрации, работодателю
15,8
11,3
Другие способы
5,9
6,6
На 1 января 2013 года работодателями
заявлено всего 550 вакансий.
Средняя продолжительность
безработицы составила 6,1 месяцев.
Удельный вес привлекаемой
иностранной рабочей силы в экономике
республики к занятому населению составило
0,9%.
В республике за последние годы
наблюдается миграционная убыль населения
в основном в работоспособном возрасте.
С 1995 по 2011 годы прибыло из-за пределов
республики 15,2 тыс. человек, выбыло за
пределы 20 тыс. человек. Миграционная убыль
составила 4,8 тыс. человек. Самым минимальным
показателем по миграционной убыли составил
1995 год - 259 человек. За январь - октябрь
2011 года прибыло из-за пределов республики
900 человек, а выбыло за ее пределы 1534 человек.
Миграционная убыль составила 634 человек
против 338 человек за январь и октябрь
2010 года. В связи со сменой работы выбывает
в среднем 600 человек, по причине обучения
в образовательных учреждениях свыше
550 человек.
2.2. Правовое регулирование
рынка труда.
Изменение экономической ситуации
в РФ, широкое развитие негосударственного
сектора экономики, утрата государством
функции основного работодателя, признание
многообразия форм собственности – всё
это потребовало изменения действующего
законодательства о труде. Определенные
новации в трудовом законодательстве
уже были закреплены федеральными законами
о порядке разрешения коллективных трудовых
споров и о внесении изменений и дополнений
в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает
вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее
реформирование всего законодательства
о труде. Оно должно быть глубоко продуманным,
опирающимся на положения Конституции
РФ, отечественный опыт в данном вопросе
и максимально учитывать реалии сегодняшней
экономической ситуации.
Условия трудовых отношений,
возникающих в процессе производства,
отражаются на всех сторонах жизни конкретного
человека и предполагают особый характер
регулирования, вытекающий из приоритета
человеческой личности. Анализ конституционных
норм позволяет сделать вывод о равной
защите прав на трудовую (в рамках трудового
договора) и предпринимательскую деятельность.
Соответственно, трудовое законодательство
должно предусматривать равноправие,
взаимный учет прав и интересов сторон
трудового договора. Однако, будучи в юридически
равном положении с работодателем, работник
фактически является более слабой стороной
трудовых отношений, во многом зависит
от работодателя, что дает ему возможность
навязывать работнику свою волю. Реально
противостоять этому работники могут, лишь
объединившись в профсоюз. Однако и он
сам по себе не может обеспечить принцип
равноправия, поэтому решающую роль здесь
играет государственное законодательное
регулирование, содержащее механизмы
защиты прав сторон трудового договора
при реальном их исполнении.