Рынок трудовых ресурсов. Методы управления трудовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 04:21, доклад

Описание работы

В любом современном обществе всегда существует часть населения, которая желает работать (при чем неважно, является ли эта часть населения занятой или ее можно отнести к безработным) и те, кто нанимает этих желающих работать на работу для производства каких-нибудь товаров или услуг. И те и другие, а также государство, как один из самых заинтересованных посредников, устанавливающее основные правила игры, вступают в непосредственные и опосредованные контакты друг с другом по поводу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. Возникающие при этом между ними совокупность отношений носит название рынок труда. Однако, кроме понятия рынок труда существует еще и понятие рынок рабочей силы.

Содержание работы

1.Понятие рынка трудовых ресурсов 2
2 Методы управления трудовыми ресурсами на предприятии 7
Список использованной литературы 10

Файлы: 1 файл

труд рес.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

 

 

Кафедра «Экономика»

 

 

 

 

 

Доклад

 

« Рынок трудовых ресурсов. Методы управления трудовыми ресурсами»

 

 

 

 

                                                                        Выполнил: Кочурова Н.В.ЭК-2

                                                                        Проверил:  Садов В.И.

 

 

 

 

Хабаровск

2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие рынка трудовых ресурсов

 

В любом современном  обществе всегда существует часть населения, которая желает работать (при чем неважно, является ли эта часть населения занятой или ее можно отнести к безработным) и те, кто нанимает этих желающих работать на работу для производства каких-нибудь товаров или услуг.  И те и другие, а также государство, как один из самых заинтересованных посредников, устанавливающее основные правила игры, вступают в непосредственные и опосредованные контакты друг с другом по поводу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. Возникающие при этом между ними совокупность отношений носит название рынок труда.  Однако, кроме понятия рынок труда существует еще и понятие рынок рабочей силы. Чтобы отделить первое от второго, сейчас все чаще к рынку труда относят отношения занятого населения и работодателей, а к рынку рабочей силы всего экономически активного населения страны. Однако и понятие рынок рабочей силы при желании можно расширить. Так к занятым и безработным гражданам мы можем добавить еще такую значимую часть населения, как учащиеся (вузов, техникумов, ТУ и т.п.), которые еще не принимают непосредственного участия в общественном труде, но активно к этому готовятся. В целом всю ту совокупность отношений, которую активизируют все вышеназванные категории населения, мы назовем рынком трудовых ресурсов, а трудовыми ресурсами – все население страны в трудоспособном возрасте, за исключением инвалидов, пенсионеров, а также подростков в нетрудоспособном возрасте, занятых в экономике»  Дадим еще несколько понятий, необходимых нам для понимания сути рассматриваемого вопроса:

-Экономически активное  население страны – часть населения  обоих полов, обеспечивающая предложение  рабочей силы для производства  товаров и услуг (включает в  себя занятых и безработных).

  -Занятыми следует  назвать тех лиц обоего пола, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного дня, а также выполняли работу не по найму, самостоятельно или с несколькими компаньонами, выполняли работу без оплаты на семейном предприятии или временно отсутствовали на работе (из-за болезни, ухода за больными, отпуска, забастовки и т.д.) 

-Безработными считаются  лица 16 лет и старше, которые в  рассматриваемый период не имели  работы (доходного занятия), занимались  поиском работы в государственных или коммерческих службах занятости, предпринимали шаги к открытию собственного дела, были готовы приступить к работе.  Центральным из названных выше понятий является рынок трудовых ресурсов. Именно он обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечении работой незанятого в данный момент населения.  На рынке трудовых ресурсов взаимодействуют работодатели (субъекты собственности на средства производства) и наемные работники, формируя общий объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.  Основными компонентами рынка трудовых ресурсов являются: совокупный спрос или общая потребность экономики в наемной рабочей силе; совокупное предложение, включающее все наемную рабочую силу из числа экономически активного населения;  стоимость (цена) рабочей силы; конкуренция (между работниками, работодателями, работниками и работодателями); резервирование рабочей силы Совокупный спрос на рабочую силу определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения. Спрос на рабочую силу охватывает все сферу общественного труда и включает в себя как укомплектованные работниками, так и свободные рабочие места.  При этом различают: эффективный спрос, определяемый числом экономически целесообразных рабочих мест, и совокупный спрос, включающий в себя и заполненные работниками неэффективные рабочие места, в который чистая экономика, фактически, не нуждается. Разница между эффективным и совокупным спросом представляет собой излишнюю численность занятых, основной частью которых является скрытая безработица.  Совокупное предложение рабочей силы охватывает все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), а также лиц, желающих трудиться не по найму, а на правах самозанятости или предпринимательства.  Предложение рабочей силы на рынке труда имеет три основных составляющие:

- лица, не занятые трудовой  деятельностью и ищущие работу;

- лица, намеривающиеся сменить  место работы;

- лица, желающие трудиться  в свободное от работы или  учебы время. Естественно, что  предложение рабочей силы на рынке трудовых ресурсов постоянно колеблется и зависит:

- от возрастной структуры  населения;

- системы профессиональной  и общей подготовки;

- силы влияния внешнего  рынка на внутренний и т.д.

 Дифференциация рабочей  силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковый возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки и т.п.  Основная часть совокупного спроса и совокупного предложения на рынке трудовых ресурсов удовлетворяется. Меньшая же часть, в силу движения рабочей силы и рабочих мест (по разным причинам) – оказывается свободной и нуждается в соединении предложения и спроса. Эта часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущего рынка, емкость которого определяется количеством вакансий и количеством лиц, занятых поиском работы.  Введем еще несколько понятий:

рабочая сила – способность  человека к труду;

 труд – умственный  или физический процесс, направленный  на производство общественно  значимых товаров и услуг; 

 стоимость  рабочей силы - цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, т.е. полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи.  Процесс превращения трудовых ресурсов в потребительскую стоимость проходит три этапа: от потенциально трудоспособного населения к профессиональному обучению с занятием рабочих мест на предприятии и от него к самореализации себя в производстве и создании потребительской стоимости.  Как действует рынок трудовых ресурсов в рыночной экономике? Совокупное предложение трудовых ресурсов поступает на рынок и после цикла воспроизводства населения получает оплату за труд. Полученные деньги, включая пенсии и пособия от государства, используются населением для покупки товаров и услуг, уплаты подоходного налога государству, и на этой основе формируется потребительский спрос на рынке товаров и услуг.  Рынок трудовых ресурсов обеспечивает рабочей силой предприятия и организации, которые формируют спрос на производственный и интеллектуальный труд. Государственные органы управления определяют госзаказ на продукцию предприятий и услуг организаций, осуществляют нормативное регулирование производства (законы, инструкции, требования) и получают от производственной сферы налоги и взносы (долю прибавочного продукта).  Предприятия и организации взаимодействуют с рынком товаров и услуг, формируя совокупное предложение (потребительские стоимости), и взамен, путем обмена, получают выручку от реализации товаров и услуг.  Государственные органы реализуют рынок товаров и услуг путем предоставления земли и государственных ресурсов, установления цен и тарифов на услуги естественных монополий (например, РЖД, РАО ЕЭС, ГАЗПРОМ) и правового регулирования (ГК РФ, федеральные законы) общественного производства. Воздействие на рынок труда со стороны государства осуществляется путем установления минимальной заработной платы и пенсии, регулирования занятости  Некоторые факты:

-В России  доля трудовых ресурсов составляет 58-59 процентов от численности постоянного населения и практически неизменна по годам.

-Численность  экономически активного населения  превышает численность занятого  населения в последние годы, что  свидетельствует о стремлении  других категорий трудовых ресурсов (учащихся и лиц, не занятых в экономике) иметь работу.

-Снижение численности  занятых за последние годы  имело место в промышленности, строительстве, в сельском и  лесном хозяйстве. Рост численности  работников наблюдался в торговле и общественном питании, в отрасли кредитования, финансов и страхования, среди аппарата гос органов управления и жилищно-коммунального хозяйства.

 

2 Методы управления трудовыми ресурсами на предприятии

Методы  управления - это совокупность приемов  и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания.

В системе методов  управления трудовыми ресурсами  выделяют:

1. Организационно-распорядительные, либо административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п.

Эти методы воздействия  отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Различают пять основных способов административного воздействия:

- организационные воздействия,

- распорядительные воздействия,

- материальная ответственность  и взыскания,

- дисциплинарная ответственность  и взыскания,

- административная ответственность.

2.Экономические методы. Экономические методы управления  занимают, можно сказать, центральное  положении в управлении, т.к. сейчас в мире главенствует рыночная экономика и в основу отношений управления легли экономические отношения, отвечающие интересам и потребностям людей (персонала).

На данном этапе развития менеджмента прямое экономическое  воздействие на персонал выступает в таких формах, как технико-экономическое планирование, хозрасчет, экономическое стимулирование, участие в прибылях путём приобретения ценных бумаг.

Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Таким образом, планирование включает в себя: установление целей и задач; разработку стратегий, программ и планов для достижения целей; определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; доведение планов до всех, кто их должен выполнять, и кто несет ответственность за их реализацию. Планирование усиливает взаимодействие руководителей различных подразделений.

Планирование используется для определения программы деятельности организации. Утвержденные планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их реализации. Каждое из подразделений организации получает перспективные и текущие планы по определенному ряду показателей.

Хозяйственный расчет также  является одним из видов экономических  методов управления.

Хозяйственный расчет необходим  для управления персоналом. Его инструментами  являются самостоятельность подразделений, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды  экономического стимулирования (оплаты труда).

Самоуправление предстает как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, то есть осуществляющих ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом “снизу”. Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те направления и способы его дальнейшего развития и углубления, которые могут быть распространены и на более “высокие” ступени управления.

3.Социально-психологические  методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:

социологические методы, которые направлены на группы людей  и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);

Информация о работе Рынок трудовых ресурсов. Методы управления трудовыми ресурсами