Сегментация рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Сегментация рынка труда - это объективно обусловленный процесс его структурирования, при котором под воздействием политико-экономических и социальных факторов развития общества возникает естественное разделение труда, и формируются отдельные субрынки, или сегменты, отличающиеся различными характеристиками, исходя из особенности каждой категории работников. При изучении сегментации рынка труда обычно используют три признака:
- профессионально-отраслевой; - квалификационно-зарплатный; - социально-демографический.

Файлы: 1 файл

сегментация.docx

— 24.47 Кб (Скачать файл)

 • особая группа, в составе которой государственные, муниципальные предприятия, а также акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью (как правило, с долей государства в уставном капитале), продукция которых социально значима, конкурентоспособна, но спрос на нее неплатежеспособен — предприятия электроэнергетики, угольной промышленности, муниципального транспорта, железнодорожные пассажир перевозки и другие отрасли, находящиеся на дотациях и/или имеющие неоплачиваемый госзаказ;

 • сельскохозяйственные  крупно товарные хозяйства. 

 

 Имеет  смысл сегментация работодателей  по поведенческим факторам. В  такой классификации заинтересованы  кадровые агентства, по отношению  к которым работодатели выступают  как клиенты. К учитываемым  факторам могут относиться: регулярность  привлечения новых сотрудников  по направлению службы занятости;  требования к кандидатам на  вакантное место; степень приверженности  к марке услуги (т.е. к данному  агентству) и др.

 

Сегментацию профессиональной структуры предложения  рабочей силы можно провести с  выделением следующих групп:

 

 • профессии  высококвалифицированного, творческого  и интеллектуального труда, спрос  на которые растет;

 • массовые  сквозные профессии межотраслевого  применения и стабильного спроса, потребность в которых определяется  тенденциями в экономике; 

 • непривлекательные  профессии тяжелого, малоквалифицированного  ручного и вредного труда, не  соответствующие социально-культурным  и психофизиологическим требованиям  современной рабочей силы, которые  до сих пор характеризовались  острым дефицитом кадров и  низким качеством трудового потен шиша;

 • профессии,  потребность производства в которых  падает в результате структурной  и технологической перестройки,  что заставляет высвобождающихся  работников проходить переподготовку;

 • непрестижные  и низкооплачиваемые профессии. 

 

Подобно вещественным товарам товар, обращающийся па рынке  труда, может классифицироваться по временному параметру в зависимости  от типа контракта:

 

 • «длительного пользования», при заключении бессрочных трудовых договоров; чаше это работники так называемого первичного рынка труда, впоследствии некоторые из них могут составить кадровое ядро фирмы; они обладают некоторыми преимуществами в оформлении трудовых соглашений и в доходах, для расторжения трудового договора с ними по инициативе администрации необходимо соблюдение ряда процедур, в том числе и компенсационные выплаты при сокращении штатов;

 • «ограниченного  срока пользования», с заключением  контракта на срок от года  до нескольких лет; такая система  традициоппа для сферы науки и высшего образования, но в последние годы она распространяется очень широко, так как предоставляет работодателю большую свободу действий; при этом соображения в пользу длительных трудовых отношений, изложенные в предыдущем абзаце, игнорируются и даже не очень воспринимаются в соответствии со сложившимся и очень типичным убеждением, что «у нас незаменимых нет»

 • «временного  пользования» — временные работники,  совместители, пенсионеры (с ними  договоры можно перезаключать  ежегодно), сезонные работники

 • «единовременные  услуги», связанные с заключением  договора подряда, возмездного  оказания услуг и т.п. 

 

С рассмотренной  классификацией коррелирует классификация  по типу спроса:

 

 • рабочая  сила постоянного спроса привлекается  часто, без особых колебаний  и с минимальными усилиями  по поиску (младший обслуживающий  персона, рабочие массовых профессий);

 • рабочая  сила предварительного отбора, проводимая  через анкетирование, тестирование, собеседования. Конкурсный отбор,  оценку и сравнение между кандидатами,  но показателям профпригодности  (высококвалифицированные рабочие,  высшие менеджеры, консультанты, ученые);

 • рабочая  сила особого спроса люди, владеющие  специфическими знаниями и навыками, опытом, для привлечения которых  работодатели готовы затрат жить  дополнительные усилия и средства: опытные специалисты по недвижимости, опытные бухгалтеры-аналитики, аудиторы, ведущие конструкторы, технологи,  личные охранники; 

 • рабочая  сила пассивного спроса — категории  работников, о которых работодатель  не всегда информирован или  знает, но обычно не задумывается  об их найме: специалисты по  маркетинговым исследованиям и  рекламе, инженеры по технике  безопасности, менеджеры по связям  с общественностью.


Информация о работе Сегментация рынка труда