Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:28, лекция
1. Критерии и признаки стимулирования рынка
Основой всей системы планирования в условиях рынка является прогнозирование сбыта, поэтому первой задачей руководства фирмы является определение объема продаж в соответствии со спросом и только на основе оценки рынка сбыта можно приступать к планированию производственной и финансовой деятельности фирмы.
Оценка рынка - комплекс мероприятий направленных на исследование торговой деятельности предприятия и изучение всех факторов влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю.
Тема 7: Сегментирование рынка
1. Критерии и признаки стимулирования рынка
Основой всей системы планирования в условиях рынка является прогнозирование сбыта, поэтому первой задачей руководства фирмы является определение объема продаж в соответствии со спросом и только на основе оценки рынка сбыта можно приступать к планированию производственной и финансовой деятельности фирмы.
Оценка рынка - комплекс мероприятий направленных на исследование торговой деятельности предприятия и изучение всех факторов влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю.
Каждое предприятие осознает, что его товары не могут нравится абсолютно всем потребителям сразу. Поэтому с помощью маркетинга руководство предприятия на основе информации о потенциальных потребителях и регионах, в которых имеется спрос, ценах, которые потребители готовы заплатить за товар, о каналах сбыта, о конкуренции, определяет сегмент сбыта.
Сегмент рынка – это его часть определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Объектами сегментации рынка сбыта является:
-группы потребителей
-группы продуктов
-предприятия (конкуренты)
Сегментация рынка по группам потребителей – группировка потребителей по каким-либо признакам в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.
Сегментация рынка по группам продуктов - производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта.
Сегментация по предприятиям –группировка конкурентов по факторам конкурентоспобности продвижения на рынке.
Сегментация рынка производится по критериям и признакам:
Критерий- способ оценки того или иного сегмента и рынка для продуктов и предприятия конкурента.
Признак – способ выделения данного сегмента на рынке.
Наиболее распространенными критериями сегментации являются:
-емкость сегмента, по
которому определяется емкость
потенциальных потребителей и
соответственно необходимые
-каналы распространения
и сбыта продукции, позволяющие
решать вопросы с
-устойчивость рынка, позволяющая
сделать вывод о
-прибыльности, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка
-совместимость сегмента
рынка с рынком основных
-оценка опыта работы
конкретного персонала
-защищенность выбранного сегмента от конкурентов
Основными принципами сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, сихографические и поведенческие.
Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков.
Основными признаками сегментации рынка по группам продуктов являются функциональные и технические параметры цены и тд.
Основными признаками сегментации рынка по предприятиям (конкурентам) являются качественные показатели продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке.
Сегментация рынка по потребителям, продуктам и конкурентам взаимно дополняют друг друга, и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.
2. Этапы сегментирования
Выделяют следующие этапы:
1. Выявление требований
и основных характеристик, предъявляемых
потребителем к товару, который
предлагает фирма. На этом этапе
с помощью различных методов
маркетинга определяются и
2. Анализ сходств и различий потребителей. Происходит анализ собранной информации, при этом выявленные сходства и различия должны повлиять на план маркетинга.
3. Разработка профилей
групп потребителей. Потребителей
схожих по характеристикам и
потребностям выделяют в
4. Выбор сегментов потребителей.
5. Определение места работы
компании на рынке
6. Создание плана маркетинга. После того, как фирма собрала и проанализировала информацию о потребителях, определила свой сегмент или сегменты рынка, она должна подробно изучить свойства и образы товаров своих конкурентов, а в последствии определить положение своего товара на рынке. В результате фирма разрабатывает план маркетинга, включающий товар, распределение, цену и продвижение.
3 . Виды сегментации
Сегментация рынка требует детального изучения требований предъявляемых потребителей к товару, а также знаний характеристик покупательской мотивации самих потребителей.
Сегментации делят на следующие виды:
1. Макросегментация: деление рынков по регионам, странам, степени индустриализации.
2. Микросегментация: формирование
групп потребителей одной
3. Сегментация вглубь: процесс
сегментирования начинается с
широкой группы потребителей, а
затем ее поэтапно углубляют (сужают)
в зависимости от
4. Сегментация вширь: процесс
сегментирования начинается с
узкой группы потребителей и
постепенно расширяется в
5. Предварительная сегментация:
изучение максимально
6. Окончательная сегментация:
завершающая стадия рыночных
исследований, здесь определяются
самые оптимальные для фирмы
сегменты, на которых она в
дальнейшем предполагает
4. Стратегии и возможности сегментации рынка
После проведения сегментации рынка фирме необходимо принять решение. На скольких и на каких сегментах она будет работать, также важно выбрать стратегию.
Выделяют 3 типа стратегии:
1. Недифференцированный
тип: это стратегия фирмы, ориентируемая
на общность интересов и
2. Дифференцируемая: это
стратегия фирмы
3. Концентрированный тип:
это стратегия сосредоточения
усилий фирмы на одном или
нескольких прибыльных