Сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы Беларуси как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям.
Предметом курсовой работы является раскрытие сущности сертификации и стандартизации, их цели, виды, принципы, органы управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1.Сущность, виды, цели и принципы сертификации
1.2.Органы сертификации и их функции
2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Стандарты и руководящие документы Республики Беларусь
2.2. Международные стандарты ИСО серии 9000
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИ
4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕ-
НИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
4.1.Анализ стандартизации и сертификации продукции на белорусских про-мышленных предприятиях
4.2. Организация стандартизации и сертификации продукции на ПО«МТЗ»
4.3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции ПО «МТЗ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Сертификация курсовая ПМ.docx

— 107.62 Кб (Скачать файл)

МТЗ производит продукцию  для многих стран мира, поэтому  в целях устранения барьеров в  торговле предусматривается гармонизация с международными стандартами. Основными  из них являются СТБ EN — европейские  нормы и СТБ ISO — нормы, разработанные  международной организацией по стандартизации, — которые уже стали республиканскими. На заводе на протяжении нескольких лет  осуществляется переход на международные  стандарты.

Налажена активная работа с Белорусским государственным  институтом стандартизации и сертификации, который ежемесячно предоставляет  на завод информационные указатели  стандартов, по ним и заказывают необходимые документы. Помимо этого  БелГИСС, Пром-стандарт и Министерство промышленности высылают на предприятие  проекты, которые еще только находятся  в стадии разработки на республиканском  уровне. Таким образом, Минский тракторный завод принимает участие в  разработке государственных стандартов.

Заводским фондом стандартизации насчитывается около 22 тысяч внешних  технических нормативных правовых актов. Кроме внешних имеются  внутренние ТНПА, которые разрабатывают  подразделения предприятия. В настоящее  время на заводе действуют система  менеджмента качества (ею занимается управление качества продукции), система  менеджмента безопасности труда (управление охраны труда) и система управления охраной окружающей среды (отдел  охраны окружающей среды). В этом году создана группа по внедрению на РУП  «МТЗ» системы управления энергопотребелением, которая будет разрабатывать  стандарты по соответствующей тематике. Всего же за 2011 год были внесены  изменения в 98 документов, пересмотрен 51 документ и разработано 9 новых, также  было проверено 33 документа системы  менеджмента качества.[21, с.35]

Стандартизацией и сертификацией  занимается Отдел технического контроля (ОТК) и Коммерческий отдел. В  отделе по-прежнему действуют четыре подразделения. Три бюро и одна группа. Это бюро, которое проводит нормоконтроль  конструкторской документации, разработанной  управлениями конструкторско-экспериментальных  работ № 1 и № 2, бюро, проверяющее  документацию управления главного технолога, управления металлургии и термообработки, отдела механизации и автоматизации  и других подразделений. И еще  одно бюро — стандартизации объектов основного и вспомогательного производства. Оно проводит нормоконтроль стандартов, технологических и других инструкций, в том числе документации системы  менеджмента качества, разработанных  подразделениями предприятия. Также  на предприятии есть группа управления техническими нормативными правовыми  актами.

 

4.3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции

РУП «МТЗ»

 

Продукция Минского тракторного  завода успешно конкурирует на мировом  рынке тракторов.

Необходимо отметить, что  на мировых рынках сбыта тракторной техники доля продаж МТЗ составляет до 10 %. Однако с каждым годом заводу все труднее удерживать свои позиции, а тем более завоевывать новые. Экспорт тракторов «Белорус»  составляет свыше 85 % от общего объема их выпуска, при этом значительная часть  приходится на страны СНГ (45 % в Россию). Усиливающаяся конкуренция тракторостроительных компаний Европы, Азии на традиционных рынках тракторов «Белорус», возрождение  былого сельхозмашиностроения в  Российской Федерации заставляет МТЗ  прилагать значительно больше усилий для сохранения своего присутствия  во многих странах.

В таких условиях вопросы  качества и технического уровня выпускаемой  продукции выходят на передний план. Покупатель в наше время очень  требователен и придирчив ко всем слабым местам в приобретаемой им технике. И хотя тракторы марки «Белорус»  имеют ряд преимуществ над  конкурентами, благодаря чему с успехом  реализуются в 52 страны мира, специалисты  предприятия ведут поиск решений  для удовлетворения ожиданий все  более требовательных покупателей. В связи с этим одним из главных  направлений производственной деятельности завода является повышение качества и надежности тракторов «Белорус».

Одними из основных факторов, характеризующих качество и технический  уровень тракторов, являются показатели их надежности – безотказность, долговечность, ремонтопригодность. Зависят эти  показатели от совершенства конструкции  тракторов, качества изготовления и  эффективности входного контроля комплектующих  изделий и материалов, уровня технической  эксплуатации, в том числе сервисного обслуживания, и качества ремонта.

Обеспечение надежности тракторов  МТЗ начинается еще в конструкторских  бюро с расчета вариантов на ЭВМ  и продолжается в ходе широкомасштабных испытаний.

Цикл создания трактора включает следующие основные этапы:

  • проведение маркетинговых исследований;
  • поиск прогрессивных научно-технических решений;
  • проектирование;
  • изготовление образцов;
  • испытания и доводка конструкций.

 Сокращение сроков  как отдельных этапов, так и  создания машин в целом с  требуемыми показателям надежности, зависит от методологии построения  и увязки конструкторских решений,  начиная с выбора схемы до  ее исполнения. На РУП «МТЗ»  реализована методология, базирующаяся  на разработке унифицированного  семейства тракторов «Белорус»  и их модификаций, использовании  в конструкции тракторов типизированных  узлов и агрегатов с технически  и экономически обоснованной  степенью унификации.

На Минском тракторном заводе вопросам обеспечения высокого уровня надежности выпускаемых тракторов  уделяется постоянное внимание на всех этапах – от разработки конструкции  машины до ее производства и эксплуатации.

Для осуществления менеджмента  деятельности предприятия по проектированию, производству и обслуживанию продукции  на МТЗ в 2004 году была внедрена, а  в 2007-м повторно сертифицирована  система менеджмента качества в  Национальной системе сертификации и в системе ТGА (Германия) со сроком действия до 1 июня 2010 года. Вся деятельность предприятия определена в 10 процессах  и описана в 194 стандартах системы  менеджмента качества (СМК). [20, с.52]

На МТЗ разработана, утверждена и доведена до персонала политика руководства в области качества, на основании которой определены измеряемые цели по ее реализации.

Главная цель предприятия  – удовлетворение требований потребителей, что достигается постоянным поддержанием соответствия СМК требованиям СТБ  ИСО 9001 и повышением ее результативности.

Системой предусмотрено  получение информации обо всех несоответствиях, их регистрация, установление причин, их анализ, разработка корректирующих действий, контроль за выполнением  и проверка результативности.

Для этого во всех цехах  завода осуществляется контроль качества на операциях и приемка годной продукции с регистрацией в журналах и подписями мастера и контролера. На сборке узлов выполнение операций и контроль регистрируются в картах сборки на каждое изделие с обязательным указанием и подписями лиц, выполнивших  работу и ответственных за контроль.

На предприятии функционируют  специальные группы качества по анализу  причин возникновения дефектов. В  состав группы входят специалисты разных направлений – конструкторы, технологи, метрологи, инженеры, работники отдела технического контроля. Их задача –  четко классифицировать дефекты, проанализировать, по какой причине они возникли и кем допущены.

Важная роль отводится  определению затрат на устранение дефектов, взысканию этих затрат с виновников брака.

Рассмотрение и анализ показателей качества проводятся на специальных совещаниях на участках, в подразделениях, у заместителя  генерального директора по качеству и генерального директора.

Контроль выполнения требований СМК производится в процессе проведения внутренних аудитов, авторского надзора  за изготовлением продукции, что  подтверждает работоспособность системы  на предприятии.

Руководство МТЗ проводит анализ системы менеджмента качества с целью обеспечения ее постоянной пригодности и результативности, а также оценивает возможности  ее улучшения и потребности в  изменениях, в том числе политики и целей предприятия в области  качества.

Анализ со стороны руководства  является механизмом совершенствования  системы менеджмента качества. Результаты анализа используются при разработке мероприятий по улучшению деятельности предприятия. Постоянное улучшение  качества продукции, совершенствование  СМК осуществляется на заводе как  оперативно, в виде поручений, так  и в ходе запланированных мероприятий. К ним, в частности, относятся:

  • план НИОКР;
  • план организационно-технических мероприятий по экономии материалов;
  • программа «Энергосбережение»;
  • план технического перевооружения завода;
  • комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности, технического уровня, надежности, улучшению качества и сервиса продукции МТЗ;
  • план организационно-технических мероприятий и научно-исследовательских работ по технологии;
  • план мероприятий по подготовке производства тракторов «Белорус»;
  • комплекс мероприятий по продвижению на рынок тракторов новых моделей;
  • план внедрения экологических и природоохранных мероприятий.[21, с.56]

Анализ системы менеджмента  качества РУП «МТЗ» по результатам  работы за 2008 год показывает, что  система пригодна, результативна, адекватна  требованиям СТБ ИСО 9001 и постоянно  совершенствуется.

Результативность функционирования СМК по итогам 2008 года составила 96,98 %.

Действующая на МТЗ система  позволяет оперативно оценивать  несоответствие продукции в процессе проектирования, производства, проводить  анализ причин отказов в эксплуатации, разрабатывать и внедрять корректирующие и предупреждающие мероприятия.

Тракторы – основная продукция  РУП «МТЗ» – подлежат обязательной сертификации в Национальной системе  сертификации Республики Беларусь, системе  сертификации РФ, оммологации на соответствие национальным и международным требованиям  стран Евросоюза. Все выпускаемые  заводом тракторы сертифицированы  в национальных системах обязательной сертификации Беларуси и России и  имеют оммологационные документы  ЕС. Сертификаты, выданные в национальных системах сертификации РБ и РФ, признаются в странах СНГ.

Для реализации тракторов  в страны Евросоюза сертификация проводится в соответствии с директивами  ЕС, для других стран – по национальным требованиям этих стран.

Уже на стадии проектирования и изготовления экспериментальных  образцов новых моделей тракторов  специалисты службы качества МТЗ  активно участвуют в анализе  конструкции, проведении всесторонних испытаний опытных тракторов, доведении  их до внедрения в серийное производство.

В процессе создания трактора от проекта до серийного производства все его узлы и системы проходят стендовые параметрические и  ресурсные испытания, в ходе которых  их характеристики и надежность доводятся  до требуемого уровня. В дальнейшем полнокомплектные тракторы подвергаются полигонным, лабораторно-полевым и  эксплуатационным испытаниям в соответствии с разработанными и согласованными программами и методиками.

Весь комплекс испытаний  новой техники специалисты МТЗ  проводят в Испытательном центре завода (ИЦ «Трактор»), имеющем необходимое  испытательное оборудование, измерительные  системы, квалифицированный персонал и аккредитованном в соответствии с СТБ ИСО/МЭК 17025 на техническую  компетентность в Госстандарте Беларуси и Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии России.

Следует подчеркнуть, что  за последние годы в конструкциях серийных тракторов «Белорус» различных  моделей появилось множество  новых узлов и систем высокого технического уровня, отвечающих самым  современным требованиям потребителя. Так, на тракторах серий 800, 1000, 1200, 1500 устанавливаются ПВМ балочного  типа повышенной грузоподъемности; гидронавесная  система на базе моноблочного гидроподъемника; дисковые тормоза, работающие в масле; коробка перемены передач 24х12 с гидрофицированным  управлением; гидрообъемное рулевое  управление.

Требования к надежности тракторов включаются в нормативную  документацию на продукцию (технические  условия). Для тракторов – это  наработка на сложный отказ, удельная оперативная трудоемкость технического обслуживания и срок службы. В частности, средняя наработка на сложный  отказ увеличена с 500 часов для  тракторов, поставленных на производство 20 лет назад, до 950 часов для новых  моделей.

Для отработки конструкции  и контроля качества изготовления широко используются методы ускоренных испытаний  на стендах и полигонах. Для их проведения имеется более 60 стендов, свыше 160 единиц сложного информационно-измерительного оборудования, которое обеспечивает вывод и обработку измеряемых параметров на высоком техническом  уровне. Стендовые и полигонные испытания  при отработке и модернизации конструкции являются обязательными  и предшествуют полевым испытаниям.

Информация о работе Сертификация