Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:10, реферат

Описание работы

Согласно ст. 102 Договора, целями создания НАФТА явились следующие положения:
Устранение торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между территориями сторон (Канада, Соединенные Штаты, Мексика);
Продвижение условий справедливой конкуренции в области свободной внешней торговли;
Увеличение инвестиционныхвозможностей территорий;
Обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой стороны;
Создание эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации и принятия решений;
Определение рамок для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего сотрудничества ради увеличения и расширения выгод от соглашения.

Файлы: 1 файл

Североамериканская зона свободной торговли 2013.docx

— 21.81 Кб (Скачать файл)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

     Интеграционные  процессы в Северной  Америке развиваются  уже несколько  десятков лет. Вопрос интеграции  североамериканских государств, в  первую очередь Канады и США,  имеет давнюю историю. В силу  экономико-географического положения  их хозяйственное сближение началось  еще на заре индустриализации  обеих стран, в середине прошлого  века.

     С 1 января 1994 года вступил в  силу договор  о Североамериканской  зоне свободной  торговли (North American Free Trade Agreement - НАФТА), в которую входят ведущие государства западного полушария - США, Канада и Мексика. На этой огромной территории общей площадью свыше 21 млн.кв.км., , проживает 368 млн.чел. Совокупный ВНП трех государств "Североамериканского общего рынка" - около 7 трлн.долл. Это событие, несомненно, повлияло на дальнейшее развитие мировой экономики, во многом определило ее исходные рубежи на пороге вступления человечества в XXI век. Оно вносит качественно новый элемент во взаимоотношения Север-Юг, являясь, пожалуй, первой попыткой установить равноправное торгово-экономическое партнерство между представителями этих двух столь разнящихся миров. Суть соглашения о НАФТА можно сформулировать одной фразой: это торгово-экономический  союз, призванный в течение ближайших 10-15 лет полностью устранить или  в значительной степени ослабить действие почти 20 тыс. таможенных тарифов, квот и другого рода ограничений, которые в настоящее время  препятствуют экспортно-импортным  операциям, свободному передвижению товаров, капиталов и услуг на рынке  трех стран, заключивших этот договор. 

 

       Цели  и задачи НАФТА

     Очень важно отметить, что все  три  государства - члена ассоциации  руководствовались  различными  мотивами создания регионального   экономического блока Северной  Америки; при этом свою определенную  роль сыграли  экономические,  политические и социальные соображения.      Однако, несмотря на это, в чисто экономической  сфере государства преследовали похожие задачи, а именно: повышение  национальной конкурентоспособности, использование преимуществ «экономики масштаба», снижение трансакционных издержек, стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, получение для национальных производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, получение доступа на более емкий рынок за счет соседних стран, усиление позиций на мировом рынке, формирование благоприятной внешнеполитической среды, совместное противостояние вызовам глобализации и т.д.

     Согласно  ст. 102 Договора, целями  создания НАФТА  явились следующие  положения:

Устранение  торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между  территориями сторон (Канада, Соединенные  Штаты, Мексика);

Продвижение условий справедливой конкуренции  в области свободной внешней  торговли;

Увеличение  инвестиционныхвозможностей территорий;

Обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности  на территории каждой стороны;

Создание  эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации  и принятия решений;

Определение рамок для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего  сотрудничества ради увеличения и расширения выгод от соглашения.

 

     В целом, соглашение о НАФТА представляет собой комплексный договор, который  своей целью ставит не только плавное  сокращение торговых и инвестиционных барьеров практически во всех отраслях экономик стран-участниц в течение 15 лет, но включает также вопросы  инвестирования, либерализации сферы  услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового  сотрудничества и межгосударственного  механизма разрешения споров.

 

Экономическая характеристика НАФТА

     О масштабах экономической взаимосвязи   США, Канады и Мексики на  основе взаимной торговли и  движения капитала можно  судить  по следующим данным. В США   реализовывается около 75-80% канадского  экспорта (20% ВВП Канады). Доля США   в иностранных прямых инвестициях   в Канаде – свыше 75% и Канады  в  США – 9%. В США направляется  около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского  импорта. Доля США в общем  притоке прямых иностранных инвестиций  в Мексику  превышает 60%. ВВП  США в 14,5 раз  превосходит  ВВП Канады и в 19 раз  –  Мексики.

     По  численности населения, по  объему совокупного  валового  продукта и ряду базовых   экономических показателей североамериканская  интеграционная группировка сопоставима  с Европейским союзом. НАФТА обладает  мощным (особенно благодаря США)  экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства  товаров и услуг США, Канады  и Мексики равняется 5 триллионам  долларов, а их доля в мировой  торговле составляет почти 20%. Структура североамериканского  интеграционного комплекса имеет  свои особенности по сравнению  с европейской моделью интеграции.

     Главное отличие – асимметричность  экономической  зависимости США,  Канады и Мексики. Взаимодействие  хозяйственных структур Мексики  и Канады далеко уступает по  глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

     Другая  особенность североамериканской  экономической  группировки заключается  в том, что ее участники находятся  в  разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие  удалось  приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

     Разница в размерах ВВП на  душу населения  между Мексикой  и США достигает 6,6 раза, а с  Канадой – 4,1 раза. Столь существенный  разрыв в уровнях  экономического  развития стран-членов затрудняет  создание единого хозяйственного  комплекса.

     Также стоит отметить, что внутри  НАФТА, в отличие от ЕС и  АТЭС, есть только один центр  экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и  Мексика тесно интегрированы  с США, но не друг с другом.

 

     Однако, Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

в подавляющем  большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров  по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем  в самих США;

перед американскими  компаниями открылись гораздо более  широкие возможности доступа  на рынки стран-соседей, что расширяло  рынок сбыта.

     Участие США в региональном  интеграционном процессе превратилось  в мощный фактор долгосрочного  положительного воздействия   на внутриэкономическое развитие. 

 

       Влияние НАФТА на экономическое   развитие стран-членов

     Во  многом результаты связаны  с целями, которые страны-члены  ставили  перед собой при  вступлении в  НАФТА. Так,  например, для США таковыми являлись:

дальнейшая  торговая либерализация, предпринятая в рамках ГАТТ;

усиление  и стабилизация своего южного соседа в целях создания там свободного режима инвестирования, получения доступа  к дешевым трудовым и нефтяным ресурсам, решения политических проблем  нелегальной иммиграции из Мексики  в США, распространения наркотиков и в целом политической нестабильности;

создание  рыночно-ориентированной демократии в регионе во главе с Соединенными Штатами;

склонение партнеров  в Европе и Азии к компромиссам на переговорах Уругвайского раунда путем форсирования соглашения НАФТА  и др.

     Что касается Канады, то для  нее одними из главных целей  при вступлении в НАФТА (кроме  вышеуказанных  экономических  задач) выступала  борьба с  растущим протекционизмом  США,  углубление исторически сложившихся   экономических связей с южным   соседом, улучшение условий ФТА,  осуществление доступа на Мексиканский  рынок, а в последствии на рынки стран Латинской Америки.

     В свою очередь, Мексика также  была заинтересована в подписании  рассматриваемого соглашения, так  как оно гарантировало  доступ  на американский рынок, поглощающий   около 80% всего мексиканского  экспорта, увеличение притока инвестиций  в  страну, в том числе и  за счет других латиноамериканских  стран, возможность  модернизации  экономики. Более того, соглашение  рассматривалось как  логичное продолжение неолиберальных реформ, предпринятых правительством Мексики в начале 80-х годов и отказа от импортозамещающей стратегии развития.

 

 

   5. Результаты и  перспективы развития НАФТА 

     Одним из достижений НАФТА  является снятие целого ряда  ограничений и требований для  иностранных инвесторов (которые   имели место в Мексике): обязательный  экспорт определенного количества  товаров и услуг, обязательное  использование  отечественных  товаров и услуг, обязательная  передача технологий. Согласно НАФТА  инвесторы из США, Канады и   Мексики получают следующие права   с целью более свободного ведения   дел: право на репатриацию прибылей  и капитала, право на получение   справедливой компенсации в случае  экспроприации, право на урегулирование  споров между инвесторами и  правительствами  в арбитраже.  Включение в НАФТА  раздела,  посвященного торговле услугами, имеет огромное значение для  стран-участниц, особенно для Мексики,  так как  начиная с 80-х годов услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень  занятости в данной сфере составляет соответственно 60 %. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением являются услуги авиационных  и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических  услуг.

     В рамках НАФТА Канада, США  и Мексика  сохраняют свое  внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза   не предусмотрено, хотя, как мы  видим, содержание договора существенно  превосходит  цели формирования  зоны свободной торговли товарами.

     Согласно  многим исследованиям,  в результате либерализации торговли  США, Канада и Мексика смогут  повысить благосостояние за счет  выгодного размещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек  по сделкам, улучшения условий  окружающей среды, повышения активности  капиталовложений и технического  прогресса. 

     Вместе  с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в   деятельности НАФТА. Многие аналитики   считают, что в США и Канаде  исчезают высокооплачиваемые рабочие   места по мере увеличения объемов   импорта из менее развитых  индустриальных стран, одной из  которых является Мексика. 

     Отрицательным  эффектом НАФТА явилось также   повышение уровня загрязнения  окружающей среды в приграничных  с США  районах Мексики. Из 1750 американских компаний, которые  ведут хозяйственную  деятельность  в Мексике, лишь единицы   соблюдают мексиканское законодательство  в области охраны окружающей  среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности интеграции в  Североамериканском регионе

Вся территория Северной Америки  является зоной  свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о  свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и  Мексику и функционирующим  с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном  и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и  межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.

 

О масштабах  экономической  взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется  около 75—80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных  прямых инвестициях  США в Канаде — свыше 75% и Канады в США — 9%. В США направляется около 70% мексиканского  экспорта, а  оттуда поступает 65% мексиканского  импорта.

 

Существующая  структура  североамериканского  интеграционного  комплекса имеет  свои особенности  по сравнению с  европейской моделью  интеграции. Главное отличие —  асимметричность экономической  взаимозависимости США, Канады и  Мексики. Взаимодействие хозяйственных  структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам  канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Информация о работе Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)