Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:56, доклад
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА): цели, состав, этапы развития.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.
Структура НАФТА:
Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели НАФТА:
Как уже говорилось, с 1 января 1994 г. на территории США, Канады и Мексики вступило в действие Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения между тремя странами были и остаются основным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса.Модель североамериканской экономической интеграции в целом развивалась по тем же принципам, что и ЕС. В то же время она характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, длительное время интеграционные процессы формировались преимущественно на корпоративном и отраслевом уровнях, не были связаны межгосударственным и надгосударственным регулированием по типу ЕС.
Во-вторых, НАФТА развивалась с учетом интересов американских транснациональных корпораций, чьи капиталы в экономике Канады и Мексики занимали доминирующее положение. Так в середине 90-х годов в США направлялось до 80% канадского экспорта и свыше 70% мексиканского.1
Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.
Линия на организацию торгово-
Первоначально речь шла лишь об оформлении энергетического союза трех стран. Американский Конгресс принял директиву в адрес президента США в законе 1979 г. о торговых соглашениях изучить перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли (секция 1104). В 80-е годы XX в. президенты Р. Рейган и Дж. Буш не раз заявляли о своей поддержке долгосрочной цели обеспечения свободной торговли в Северной Америке.
В сентябре 1988 г. после нелегких трехлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.
Предпосылки интеграции и цели трех стран
Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80 х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско тихоокеанском регионе, растущая конкуренция со стороны Японии, социально-политические реформы в странах Латинской Америки снова подняли вопрос об экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики, о необходимости «возврата» американского бизнеса в Западное полушарие и в конечном итоге о создании Североамериканской зоны свободной торговли, которая.
По словам бывшего президента США Б. Клинтона, «станет основой для продвижения к объединению всей Латинской Америки – с населением 700 млн. человек – в торговую единицу, которая принесет процветание всем народам, проживающим на американском континенте». Необходимо отметить, что при подготовке договора Мексика, Канада и США рассматривали значение, потенциал НАФТА с различных позиций.
Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов.
НАФТА – составная часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей.
Бывший помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканской интеграции: «НАФТА – хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем, чтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам». Уже тогда в 1992г. речь шла об «одном континенте и одной экономике».2
Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост.
В ходе переговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок (с перспективой вытеснения оттуда «азиатских тигров»), увеличения потока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника ПЗИ.
Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы и из третьих стран.
Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связана с возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.
На новом «витке цивилизационной эволюции», на этапе заключения НАФТА США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия гармоничному развитию мировой торговли; создания расширенного и надежного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установления четких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.
НАФТА – первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире, в то время как Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира.3
В то же время асимметричность взаимозависимости, обусловленная слабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положением США, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки.
Участие России
в международных валютно-
Участие России в международных финансовых институтах открывает перед ней более широкие возможности доступ только к финансовым ресурсам этих организаций, но и к межгосударственным кредитам, а также частным займам и инвестициям. Одновременно оно налагает на нее определенные обязанности, выполнение которых предполагает в ряде случаев принятие трудных политических и экономических решений.
МВФ
Поскольку действия российского правительства в начале 90-х гг. рассматривались специалистами МВФ в ряде случаев как недостаточные, Россия не всегда получала от МВФ обещанные кредиты: так, МВФ отказался предоставить резервный кредит на сумму 3 млрд. долл. в 1992 г., а в конце 1993 г. была заморожена вторая половина этого кредита (первая была все же получена в результате объявления российским Правительством и Центральным банком России в мае 1993 г. стабилизационной программы).
В начале 1995 г. российскому
Правительству удалось
Результаты осуществления экономической политики Российского Правительства в 1995 г. повысили шансы России получить в МВФ новый, более крупный кредит сроком на три года Переговоры о кредите начались в октябре 1995 г. Как ожидается, новый кредит будет использован для проведения дальнейшей стабилизации макроэкономических показателей и на структурную перестройку экономики, в том числе ускорение процессов приватизации, реформ в сельском хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе.
МБРР
Вступление России в Международный банк реконструкции и развития позволило ей получать финансовые ресурсы и от этой организации. В середине 90-х гг. Всемирный банк предоставлял России займы на общую сумму до 2 млрд. долл. в год. В 1993-1995 гг. сумма полученных Россией финансовых ресурсов составила более чем 4,6 млрд. долл.
Считается, что представленные финансовые средства- пойдут на осуществление программ, которые будут способствовать более широкому притоку иностранных инвестиций в Россию.
Взаимодействие Всемирного банка и России не ограничивается только предоставлением кредитов и займов. Банк приступил к вложению средств в акции российских предприятий.
МФК
В 1993 г. в Экономику России были впервые вложены инвестиции по линии Международной финансовой корпорации: началось осуществлен трех крупных инвестиционных проектов - два из них в нефтегазовой отрасли, а третий - открытие кредитной линии для осуществления капиталовложений в частный сектор.
В апреле 1996 г. МБРР (в лице МФК) вложил среде российскую компанию "Альфа-цемент", владеющую акциями 10 крупнейших цементных заводов России. Всемирный банк приобрел 10% акций "Альфа-цемент".
ЕБРР
В первые годы своей деятельности ЕБЦ предоставлял России относительно небольшие кредиты. До 1993 г. займов и кредитов по государственной линии от этого Банка Россия не получала. В 1993 были подписаны и вступили в действие соглашения о займах на восстановление нефтяных и газовых скважин в Западной Сибири (свыше 174 млн. долл.) и на техническое содействие приватизации (свыше 43 млн. долл.). Однако реализация проектов по государственной линий сначала шла медленными темпами. В дальнейшем наметилась активизация Банка в России. На 1 января 1995 г. правление ЕБРР одобрило 41 проект инвестиций в России.
Всего за 1992-1994 гг. были предоставлены кредиты и займы на сумму свыше 1 млрд. долл.
Среди программ, которые ЕБРР осуществляет в России, - создание региональных венчурных фондов (РВФ). Всего предполагается создать 11 подобных фондов
Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР в целях совершенствования практики осуществления международных расчетов, в частности, улучшения, обслуживания экспортно-импортных операций своих клиентов. Межкомбанк подписал с ЕБРР соглашение, в соответствии с которым ЕБРР будет подтверждать для банков-корреспондентов Межкомбанка гарантии и аккредитивы по экспорту и импорту на сумму до 5 млн. долл. Сроком до одного года. Средства ЕБРР также используются для .поддержки малого бизнеса и осуществления программы повышения квалификации рабочей силы.
Предоставляя России финансовые ресурсы, ЕБРР использует и синдицированные кредиты.
В настоящее время совместно с российским и иностранными банками ЕБРР ведет работу по созданию в России депозитных банков.