Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 02:57, реферат
Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого.
Министерство образования, науки, спорта и молодежи Украины
Донецкий Государственный Университет Управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Международная экономика»
на тему: «Северо-восточный район Украины»
Выполнил
студент гр.ФиК-11
Ковалев И.Я.
Проверила
Тюрина В.В.
Мариуполь, 2013
Необходимость возникновения
и развития системы отношений
по международному обмену товаров и
услуг обусловлена множеством причин.
Одной из них является то, что
практически ни одна страна не располагает
количеством и набором
Для того, чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать собственную инфраструктуру.
Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт - это продажа и вывоз товара за границу, импорт - покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок - внешнеторговый оборот.
На мировом рынке, как и на любом рынке, формируются спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию.
Вышеизложенное определяет актуальность данной работы. Цель работы - проанализировать международную торговлю как экономическую категорию. На основании цели поставлены следующие задачи:
-изучить основные теории международной торговли;
-выявить основные виды международной торговой политики;
проанализировать современную международную торговлю развитых стран и стран с переходной экономикой.
Формы международной торговли
Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.
По специфике регулирования:
-обычная международная торговля: осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;
-дискриминационная международная торговля: введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;
-преференциальная торговля: торговля, при осуществлении которой, применяются льготы.
По специфике предмета торговли:
-торговля сырьем;
-торговля топливом;
-торговля продовольствием;
-торговля полуфабрикатами;
-торговля готовыми изделиями: производственного назначения, непроизводственного назначения;
-торговля услугами: производственными, транспортными, экспедиторскими, консультационными, консигнационными, посредническими, туристическими, маркетинговыми, учетными и др.
По специфике взаимодействия субъектов:
-традиционная торговля: экспорт-импорт товаров и услуг;
-торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений
-встречная торговля: бартер, операции с давальческим сырьем, операции на компенсационной основе.
Методы международной торговли
Метод торговли - это способ осуществления торгового обмена (торговой операции, или торговой сделки). В международной торговой практике применяются два основных метода торговли:
-прямой метод (совершение операции непосредственно между производителем и потребителем);
-косвенный метод (совершение операции через посредника).
При прямом методе торговли
возникает определенная финансовая
выгода, поскольку сокращаются издержки
на сумму комиссионного
Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии торговых посредников, т. е. независимых от производителей и потребителей товаров торговых фирм, организаций и лиц. Существуют различные виды посредников:
-простые посредники (брокеры) подыскивают и сводят взаимозаинтересованных продавцов и покупателей, но сами не принимают непосредственного участия в сделках;
-широко распространено привлечение продавцами или покупателями (доверителями) фирм, организаций и лиц к совершению сделок от имени и за счет доверителей, т.е. в качестве поверенных. Доверители исполняют подписанные поверенными контракты, возмещают им понесенные расходы и выплачивают вознаграждение, которое является оценкой компетенции и оперативности посредников;
-еще более широкое применение в международной торговле получили договоры комиссии, по которым комиссионеры получают право подыскивать партнеров и подписывать с ними контракты от своего имени, но за счет продавца или покупателя (комитентов), которые несут коммерческие риски. Перед третьими лицами комиссионеры выступают как продавцы;
-также распространенной формой договора комиссии является продажа товаров на условиях консигнации. Экспортер (консигнант) поставляет товар на склад посредника (консигнатора) для реализации на рынке в течение определенного срока. Консигнатор осуществляет платежи консигнанту по мере его реализации со склада. Не проданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. На условиях консигнации реализуют в основном товары массового спроса. По существу, при консигнации экспортер кредитует посредника на средний срок реализации товара. Непременным условием консигнационного соглашения является сохранение за комитентом права собственности на товары до их реализации покупателям;
-основной объем международной торговли опосредствуется независимыми торговыми фирмами, занимающимися перепродажей товаров (дистрибьюторы), которые отличаются от простых посредников и поверенных тем, что они от своего имени и за свой счет заключают договоры купли-продажи, с одной стороны, с продавцами, а с другой - с покупателями;
-очень часто в международной торговле прибегают к услугам агентов, к которым обычно относят посредников, действующих на рынке в интересах и от имени экспортеров или импортеров, т. е. принципалов. В агентских соглашениях обычно оговариваются полномочия посредников по наиболее существенным условиям внешнеторговых сделок, а также дополнительные обязательства агентов, например исследование рынков, реклама, предпродажная доработка товаров, техническое обслуживание и т.д. Чаще всего агентские соглашения регулируют общие условия сотрудничества агентов и принципалов, а поставки или закупки товаров осуществляются по отдельным контрактам, заключаемым в рамках таких соглашений.
Существуют еще три особых типа посредников, роль которых настолько значительна, что часто о них говорят как об особых способах торговли: биржи, торги, аукционы.
Международные товарные биржи.
Международные товарные биржи - это такие торговые учреждения, где осуществляется продажа одного товара крупными партиями.
-Публичные: в которых принимают участие все желающие физические и юридические лица;
-Частные: акционерные общества, в которых осуществляют торговые операции только их члены. При этом члены акционерной торговой биржи не получают дивидендов.
Международные торги.
Международные торги - это
метод заключения договоров купли-продажи,
при котором покупатель объявляет
конкурс для продавцов с
Для организации торгов создается тендерный комитет. В него входят представители заказчиков, а также специалисты в данной области. Возглавляет комитет руководитель компании-заказчика.
В настоящее время в международной торговле
выделяют следующие виды торгов:
1.Открытые торги: торги, участие в которых могут принять все желающие фирмы, причем все фирмы обязаны выкупить у тендерных комитетов условия торгов. Объявления об организации публикуются в СМИ. Такие торги проводятся на сравнительно несложное оборудование и услуги. Победителем может стать маломощная, неопытная фирма, снижающая цены;
Открытые торги с
-в первом туре принимают участие все желающие фирмы. Эти фирмы присылают в тендерный комитет технико-экономические предложения и квалификационный документ, в котором указывается уровень компании и опыт;
-на основе этих документов проводятся закрытые торги среди отобранных фирм (обычно около 8 фирм);
2.Закрытые торги: к участию в торгах приглашается ограниченное число фирм и консорциумов, имеющих достаточно высокий авторитет. Организаторы уверены в возможностях поставщиков, поэтому участниками являются крупные фирмы. Тендерный комитет не производит публичного вскрытия предложений референтов и не объявляет ни состава участников, ни предложенных ими условий;
3.Гласные торги: торги, при которых тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений и оглашают условия в присутствии фирм, участвующих в торгах, причем итоги торгов с указанием победителя и суммы контракта публикуются в СМИ;
4.Негласные торги: торги, при поведении которых тендерные комитеты не вскрывают предложения в присутствии оферентов и не публикуют сведения о победителе в СМИ;
5.Единичные торги: это организация торгов при участии одного оферента, как правило, обладателя патента, или в случаях затруднения заключения обычного внешнеторгового контракта купли-продажи.
Международные аукционы.
Международные аукционы - это международные учреждения, где осуществляется продажа драгоценностей, предметов роскоши и др.
Виды аукционов:
-Гласные аукционы: где покупатели открыто называют свою цену на товар;
-Негласные аукционы: где покупатели подают условный сигнал;
-Автоматизированные аукционы: где применяется соответствующая техника, а предложения покупателей высвечиваются на табло.
Формы аукционов:
-Работают на принципе повышения цен;
-Работают на принципе понижения цен.
Современные тенденции развития международной торговли