Сферы услуг в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:05, доклад

Описание работы

В последние десятилетия сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. В большинстве стран увеличиваются объемы сферы услуг и доля в структуре ВВП, возрастает численность занятых, развивается международная торговля услугами. Влияние этих изменений столь велико, что современную экономику часто называют сервисной или экономикой услуг. Несмотря на то, что тенденция роста значения сферы услуг в мировой экономике явно обозначилась лишь в 70-х годах, спрогнозирована она была значительно раньше. К вопросу об услугах с позиций экономической науки начали обращаться в своих работах уже в ХVIII-ХIХ вв. Ф. Кенэ, А. Смит, К. Маркс, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, Ф. Бастиа.

Файлы: 1 файл

Sfery_uslug_v_ME_2SURS_3_vopros.docx

— 21.31 Кб (Скачать файл)

В последние десятилетия  сфера услуг завоевывает все  более устойчивые позиции в мировой  экономике. В большинстве стран  увеличиваются объемы  сферы услуг  и доля в структуре ВВП, возрастает численность занятых, развивается  международная торговля услугами. Влияние  этих изменений столь велико, что  современную экономику часто  называют сервисной или экономикой услуг.

К сфере  услуг относят:  
- традиционные отрасли: транспорт, торговля, связь;  
- социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина, социальное обслуживание, ЖКХ, туризм, искусство, культура и т.д.;  
- новые: финансы, страхование, программирование, информационные, консультативные и другие услуги.

Несмотря на то, что тенденция  роста значения сферы услуг в  мировой экономике явно обозначилась лишь в 70-х годах, спрогнозирована  она была значительно раньше. К  вопросу об услугах с позиций  экономической науки начали обращаться в своих работах уже в ХVIII-ХIХ вв. Ф. Кенэ, А. Смит, К. Маркс, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, Ф. Бастиа. Начиная с 30-40-х годов прошлого столетия ученые предлагали варианты обоснования сдвига экономического развития в сторону сервисного сектора. Наиболее известные концепции были разработаны А.Дж.Б. Фишером, К. Кларком, У. Ростоу, Д. Беллом.

В последние годы в условиях стремительного развития науки и  техники в мире сервисная сфера  претерпела качественные изменения. Возрастающая роль отводится таким отраслям, как  образование, здравоохранение, управление, финансовые операции, страхование, телекоммуникации. Кроме того, активное использование  достижений научно-технического прогресса  изменило технологию предоставления и  многих традиционных услуг. Появились, например, электронная почта, дистанционное  обучение, покупка авиа- и железнодорожных билетов в режиме он-лайн и т.п.

В связи с выше сказанным возникает необходимость выявления современных тенденций развития сфер услуг в мировой экономике и факторов, влияющих на такое развитие.

Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре  ВВП обозначилась в некоторых  странах уже в 1960-70-е годы XX в. В  настоящее время, по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 68% мирового ВВП. Уровень развития сферы  услуг в отдельных странах  весьма различен. Различия в этом показателе (доли в ВВП) и темпах его роста  за последние 30 лет поз­воляют разделить все страны на четыре группы.

К первой группе относятся  страны с наиболее высокой долей  в ВВП доходов от сферы услуг - свыше 70%. Сюда входят страны, в которых  этот показатель в 1970-х годах уже  был достаточно высок (например, США  и Дания, где уже в 1975 г. он составлял  соответственно 62,7 и 76,5% (в 2004 г. -64,9 и 73,1%), так и страны, где за этот период произошел его существенный рост (например, в Бельгии - с 56,4 до 73,2%, во Франции - с 59,8 до 75,8%, в Нидерландах - с 59,5 до 72,0%, Люксембурге - с 59,3 до 80,1, в Великобритании - с 56,7 до 72.7%).

Страны второй группы приближаются к первой по величине доли доходов  от сервисной сферы, которая достигла 65-70%. К данной группе можно отнести  Австрию (67,0% в 2004 г.), Финляндию (65,9%), Италию (69,6%) и Испанию (67,3%). Примечательно, что в 1970-е годы доля доходов от сферы услуг в ВВП этих стран  не превышала 55%.

В третьей группе доля доходов  от сферы услуг составляет 50-65%. Среди  стран этой группы - Норвегия (59,0%), Коста-Рика (62,6%), Колумбия (57,8%), Зимбабве (59,5%), Марокко (53,8%), Чили (51,6%) и др. Тридцать лет назад анализируемый показатель в большинстве стран был равен 40-48%, за исключением Норвегии и Чили, где он за прошедшие годы изменился незначительно.

К четвертой группе относятся  страны с относительно низкой  долей  доходов от сферы услуг в ВВП - менее 50%. Это Бурунди, Гана, Ботсвана, Мали и др. Следует отметить, что  практически во всех странах этой группы наблюдается рост рассматриваемого показателя: Бурунди - с 20,9 в 1975 г. до 28,6% в 2004 г., Гана - с 31,3 до 37,4, Ботсвана - с 36,5 до 46,5, Мали - с 25,6 до 38,5% соответственно и т.д.

С развитием сферы услуг  связано не только изменение структуры  ВВП, но и тенденция к превалированию занятости в производстве услуг  над занятостью в промышленном производстве, прослеживающаяся во многих странах. Высокие  значения доли занятых в сервисном  секторе имеют США (78% занятого населения), Люксембург (77%), Нидерланды (77%), Австралия (75%), Ве­ликобритания (75%), Канада (75%), Норвегия (74%), Бельгия (73%), Дания (73%) и другие страны.

Активное развитие сферы  услуг обусловлено влиянием ряда факторов. К. Лавлок, всемирно признанный ученный в области теории управления сервисными организациями, к таким факторам относит: политику государства, социальные изменения, тенденции развития бизнеса, развитие ин­формационных технологий, интернационализацию и глобализацию организаций сферы услуг.                                

Государство оказывает  воздействие на сферу услуг посредством  смягчения регулирования или, наоборот, усиления контроля над ценообразованием путем приватизации сервисных    организаций,    снижения    ограничений    в    торговле услугами, ужесточения законов, способствующих защите потребителей и производителей, охране окружающей среды. Социальные изменения выражаются в росте дохо­дов многих групп населения, трансформации стиля жизни. Среди актуальных для сферы услуг тенденций бизнеса К. Лавлок выделяет расширение сервисной деятельности        промышленными предприятиями, распространение франчайзинга, ориентацию организаций на повышение качества услуг, фокусирование внимания на запросах потребителей, ужесточение требований при найме персонала.

Определяющими факторами  активного развития сервисной сферы  являются также научно-техническая  революция и структурно-технологическая  перестройка материального производства. Развитию сферы услуг в последние  годы спо­собствуют проводимые в ряде стран приватизация и дерегулирование многих отраслей, а также либерализация внешнеэкономических связей.

В последние десятилетия  услуги стали полноправными объектами  международной торговли. Из-за их "неосязаемости" этот вид внешнеэконо­мических отношений иногда называют невидимым экспортом и импортом. Экспорт и импорт услуг может иметь как самостоятельный характер, так и сопутствовать торговле промышленными товарами на мировом рынке, как, например страховых, юридических и банковских услуг.

Мировая торговля услугами развивается в последние годы достаточно быстрыми темпами, чему в  немалой степени способствует научно-технический  прогресс, в частности развитие информационных технологий; возрастание потребления  услуг в большинстве стран  мира; рост открытости национальных экономик; укрепление международных экономических  связей и т.д.

Сервисный сектор, таким  образом, становится предметом все  более пристального внимания со стороны  исследователей, принадлежащих к  самых различным научным направлениям, среди которых - международная экономика, маркетинг, менеджмент. Сфера услуг каждой страны имеет свой индивидуальный, неповторимый путь  развития.   И хотя  в   одних странах уже сформировалась   "сервисная экономика", а в других сфера услуг не столь развита, в целом можно говорить об общей тенденции повышения роли сервисного сектора в общемировом экономическом пространстве. В условиях активного развития сферы услуг обозначаются   все   новые   экономические,   статистические, управленческие, технологические проблемы, связанные, в частности, с торговлей услугами на мировом рынке, сервисной    деятельностью    на    национальном    уровне, функционированием отдельных организаций сферы услуг и т.д.

Функции сферы услуг можно разделить на экономические и социальные:

Экономические функции:

- обслуживания процесса производства материальных благ;

- воспроизводства рабочей силы;

- создание дополнительных материальных благ

Социальные функции:

- удовлетворения потребностей населения в различных видах обслуживания;

- обеспечения снижения затрат и улучшения условий труда в домашних хозяйствах;

- реализация свободного времени;

- обеспечения безопасности и нормального функционирования государства, охраны общественного порядка

Во экономическими функциями сферы услуг понимается деятельность, направленная на создание дополнительных благ в форме материальных услуг, а также деятельность, обслуживающий процесс материального производства и способствует тем самым росту экономически ого потенциала обществ.

Первой экономической  функцией является обслуживание процесса производства материальных благ Предусматривается предоставление различных услуг сфере материального производства, нуждается в услугах транспорта и связи, правовых консультациях или услугах технического обслуживания оборудования.

Вторая функция, относится  к экономическим это - воспроизводство  рабочей силы - осуществляется с  помощью услуг населению К ним относятся услуги образовательных и просветных заведений и тд

К третьей функции относят  создание дополнительных материальных благ путем производства на заказ  предметов длительного пользования  или восстановление ранее утраченных ими потребительских свойств Эту функцию выполняют предприятия бытового обслуживания.

Социальные функции сферы услуг включают, во-первых, удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания Во-вторых, группа социальных функций обеспечивает снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания.

Рациональное использование  свободного времени, реализуется посредством  услуг культурно-зрелищных учреждений и определяет третью социальную функцию  сферы услуг

Четвертая социальная функция  относится к обществу в целом  и заключается в обеспечении  безопасности и нормального функционирования государства, охране общественного  порядка.

К странам-лидерам, доля доходов от сферы услуг которых превысила ¾ ВВП, относятся, в частности, Люксембург (85%), Франция(77%), США (76%), Бельгия(75%), Великобритания (75%). На долю сервисной индустрии более 50% ВВП приходится практически во всех государствах Западной Европы и Северной Америки, а также в некоторых странах Юго-Восточной Азии, например, в Гонконге  (90%) и Сингапуре (69%). Для таких стран высокий уровень развития сферы услуг, как правило,  гармонично обеспечивается самыми разнообразными видами сервисной деятельности: финансово-кредитными  и образовательными,  бытовыми и туристическими, медицинскими, телекоммуникационными и прочими услугами.

Вместе  с тем следует отметить существенное увеличение доли занятых в сервисном секторе по сравнению с соответствующим значением  для промышленного производства. Наиболее высокая занятость в сфере услуг  в США (79% занятого населения), Нидерландах (78%), Великобритании(76%), Швеции(76%), Люксембурге (76%), Канаде (76%), Австралии(75%), Франции (74%), Бельгии(74%), Дании (74%) и некоторых других странах.


Информация о работе Сферы услуг в мировой экономике