Школы экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:09, курс лекций

Описание работы

Школа меркантилизма (от итал. – торговец).
Развивалась с торговлей.
Экономисты-маркантелисты считали: «Богатство в обществе создаётся благодаря торговле». Они первые узнали, что такое торговый баланс, экспортирование денег, политика меркантилизма.
Экспорт > Импорт = положительный торговый баланс.
Импорт > Экспорт = отрицательный торговый баланс.

Файлы: 1 файл

1) 03.09.2012 - Экономика.docx

— 25.91 Кб (Скачать файл)

Экономика


В 16 веке появилось значение экономики  как «политическая  экономика». В 19 веке экономист Маршал ввёл определение как «экономикс». Древнейшие мыслители древней Греции Ксенофонд и Аристотель заложили основные понятия и категории (принципы). Развивалась экономика как наука с 16 века, с развитием капитализма.

Вопросы:

  1. Школы экономики
  2. Экономическая теория
  3. Движущая сила экономической системы
  4. Составляющие экономической системы

Вопрос 1: Школы экономики

  1. Школа меркантилизма (от  итал. – торговец).

Развивалась с торговлей.

Экономисты-маркантелисты считали: «Богатство в обществе создаётся благодаря торговле». Они первые узнали, что такое торговый баланс, экспортирование денег, политика меркантилизма.

Экспорт  > Импорт = положительный торговый баланс.

Импорт  > Экспорт =  отрицательный торговый баланс.

Основной  их вопрос: «Кто является источником богатства  в обществе?»

  1. Физиократы

Возникли  во Франции.

Они считали: «Богатство в обществе создаётся  в сельском хозяйстве»

  1. Классическая школа

Возникла в Англии, т.к. там быстро развивался капитализм. Представители: Адам Смит и Давид  Рекардо.

Считали: «Богатство создаётся  во всех областях/отрослях», «Государство не должно вмешиваться в экономику, оно как ночной сторож должно защищать собственность и покой граждан»

Классическая школа  является «колыбелью» всей экономики. Адаму Смиту присущ принцип «Невидимой руки», т.е. рыночные отношения –  саморазвивающиеся.

  1. На базе классической школы возникли Марксизм и Маржинализм (от маржа – прибыль)

 

Марксизм.

Основоположники: Маркс  Карл, Ф. Энгельс. Заложили основы ком-а, учение о борьбе классов.

Они считали: «Источником  прибыли является земля, труд, капитал». Источники всей прибыли – человек (и его труд). Марск ввёл придаточную стоимость.

 

Маржонализм / Марж. Революция

Первые посмотрели на поведение потребителя. Создали учение о них. Ввели категории предельных велечин.

 

  1. Неоклассическая школа

19 век. Создатель –  Альфред  Маршал. Ввёл графическое  изображение, учебник. Развил  марж-изм и увязал его с идеями классической школы.

20 век. Сформировалась  мировая экономика. Инстианская, Интернациональная, Кенслаская школы. Макроэкономика (Кейн)

План Рузвельта: а) обосновал  роль государства в ведении рынка.

                                б)безработные должны были обязательно  работать, либо участвовать в  чём-либо

  1. Школа институциолизма

Введён не только анализ рынка, но и различных институтов. Социальная направленность характерна.

  1. Неоинституциолизм

Развивалась теория конвергенции и постиндустриального общества. Главная идея: «Под действием НТР  во 2-ой половине 20-го века возникает  смешенное общество, приходящее на смену капитализма и социализма.»

Современное развитие классической школы: а) экономический либерализм, б)  элисты

Считали: «С помощью денег  можно регулировать , минимизировать возд. пос-ва на экономику»

 

2 вопрос: Экономическая  теория

 

  • Экономическая теория – это общественная наука, изучающая поведение людей, в процессе 4-х стадий экономической деятельности человека. В целях максимального удовлетворения своих потребностей в условиях ограниченных ресурсов.

 

Основная задача: раскрыть механизм деятельности экономической  системы и направить её развитие в рациональном направлении. Для  этого формировалась экономическая  политика, которая должна эффективно воздействовать на экономическое состояние  общества.

 

Эффективная экономическая политика определяется:

-качеством жизни (коэф. рождаемости/смертности и тд..)

-экономическом равновесием  в обществе (ВВП)

-трудоёмкостью в обществе

 

Гос. Экономическая политика включает: инвестиции и тд.

 



 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Методы экономической теории – это методы изучения экономических процессов и явлений в обществе.
  1. Субъективно-нормативный.

Учитывают социальные и политические явления и процессы в экономическом общество

  1. Диалектико-матереалистический
  2. Неопозитивный, имперский
  3. Рационалистический подход

 

  • Метод – это совокупность приёмов, способов и принципов с помощью которых дост.пути достижения эком. цели

Методы:

  1. Научной абстракции – выделение сущностных явлений в процессе
  2. Анализ  – это мысленное расчленение изучаемого явления на сост.части
  3. Синтез  – это воссоздание единого целого
  4. Индукция – от ед.факторов к общему положению
  5. Дедукция – от общего к частному (т.е. наоборот – индукция)
  6. Исторический метод
  7. Логический метод (теоретический)
  8. Метод экономико-математического определения (схемы и тд)
  9. Экономический эксперимент

 

3 вопрос: Движущая сила  экономической системы

 

Движущей силой экономической  системы являются потребности.

  • Потребности – это объективная нужда субъекта по

поводу поддержания жизнедеятельности  и

 развития общества.

Потребности разделяются на первичные и вторичные.

 

Пирамида потребностей Маслоу:

 

 

 

 

 

 

Формой проявления потребностей является экономический интерес, который  используется для воздействий на общество. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые. Количественные и качественные. Это закон перехода количества в качество.

  • Блага – это средства, с помощью которых удовлетворяются потребности.

Блага могут  быть ограниченными и неограниченными.

Ограниченные  блага – это экономические  блага, для получения которых  нужны ресурсы.

Все ресурсы, с точки зрения их роли, делятся  на виды:

  1. Природные (земля, леса, воды, полезные ископаемые)
  2. Человеческие (физические и умственные труды)
  3. Инвестиционные (капитал, орудия труда, здания, сооружения, сырьё)

 

  • Труд – это целесообразная деятельность человека в создании продукта
  • Предмет труда – это то, из чего производится продукт
  • Средство труда – это орудие труда, то, с чьей помощью изготавливается продукт труда

 

4 вопрос: Составляющие экономической  системы

 

  • Экономическая система – это исторически возникшая в стране совокупность принципов, правил, закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, обмена и потребления.

 

Любая экономическая  система состоит из производительных сил и экономических отношений.

 

  • Производственные силы – это соединение средств производства и человека – носителя

труда

Средства производства, это есть: а) предмет труда, б) средства труда => орудие труда, средство связи…

 

  • Экономические отношения – это объективные отношения, независимые от воли и сознания человека, которые носят характер: а) социально-экономический, б) организационно-экономический, в) технико-экономический

 

Виды и модели экономической  системы классифицируется на основе двух признаков:

  1. Форма собственности
  2. По способу управления

 

Виды:

 

  1. Традиционные системы или натуральное холзяйство

Характерные черты:

а) общинная собственность

б) неразвитое разделение труда

в) непосредственная связь производства и потребления

г) преобладание ручного труда

д) форма  хоз-ва – локальная

 

Модели: первобытная община, азиатская община, немецкая община, славянская община                    

 

  1. Тоталитарный или административно-командный 

Нормативная модель и  дерективная модель

Общие признаки: а) гос. собственность

      б) развитие машинного производства

      в) чрезмерное гос. Регулирование экономики

      г) развитая система общего  разделения труда

 

 Особенности планово-дерект.:  адресное планирование, централиз. распр. ресурсов и ценообразование

Методы управления экономикой – бюрократическое

 

 

 

 

  1. Рыночный

Характерные черты:

а) частная собственность

б) гос-во не участвует в управление

в) связь производства и потребителя  через рынок

г) продукт для продажи

д) развитая рыночная инфраструктура

 

 

Современные модели рыночного  хозяйства:

 

  1. Социально-рыночное хозяйства

Характерно: Германия, Канада

Цель государства: защита интересов всех членов общества.

20-30% - государственная  собственность.

Принцип регулирования  основан на долгосрочном планировании и программировании соц.экономики, которая носит рекомендательный характер

  1. Либеральная модель

Характерно: США

Цель государства: Создание условий для среднего и мелкого  предпринимательства.

10% - государственная  собственность

Принцип регулирование  – тактический

  1. Корпоративное

Характерно: Япония

Цель государства: защита интересов крупного бизнеса 

Около 1% - государственная  собственность

Принцип регулирования  – основные приоритеты

 

 Главная проблема экономического  функционирования экономической  системы – это проблема рационального  поведения субъектов хозяйствами,  т.е – максимального потребления  при ограниченности ресурсов. Поэтому,  что бы решить эту проблемы, в каждой экономической системе  решают 3 вопроса:

1.

        1) Что производить в данной  экономической системе в определенный  период времени?

        2)  Как производить? При какой  комбинации производственных ресурсов  и какой технологии?

        3) Для кого? (Кто будет оплачивать, извлекать пользу)

 

2. Правильно сделать выбор, который должен носить эффективный характер. Минимизировать прямые или косвенные затраты и в этом случае определяется экономическая эффективность, как отношение Результаты/Затраты (хоз.деятельности)

 

Кривая  производственных возможностей.

Если общество находится в состоянии полной занятости всех ресурсов и всякое увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого продукта, то такая экономическая  система (общ-во) находится на границе производственных возможностей, и в этом случае необходим экономический выбор.

    • Экономический выбор – это нахождение альтернативного варианта лучшего сочетания факторов производства для экономического функционирования эффективна.

Кривая производственных возможностей строится при условии, что НТП не изменяется/ константа (раз НТП не изменяется, то не изменяются и технологии).  Наличие природных  ископаемых так же – константа.

Существует  полная занятость всех ресурсов. Т.е  – кол-во рабочей силы. Производственные мощности максимально заняты.

Если точка  находится внутри кривой производственных возможностей (точка N), то это означает, что можно наращивать объемы производства в любой пропорциональности, т.к. экономическая система не полностью загружена. Точка N означает  область неосуществимых возможностей.

A


 


                                    B

Охарактеризуем  данную кривую: Кривизна  определяется от степени взаимозаменяемости факторов производства. Если существует абсолютная взаимозаменяемость факторов, то прямая превращается в прямую линию.

Альтернативные  издержки демонстрируют от какого кол-ва товара надо отказаться для производства другого товара, либо продукта.

Условия перехода с одной кривой производственных возможностей на другую:

  1. Увеличение добычи сырья (за счёт новых месторождений П.И.)
  2. За счёт увеличения инвестиций 

Первое условие: Определить альтернативные издержки, если производство товара А  увеличивается с 4 тыс. до 8 тыс. штук.

Увеличим производство товара в  с 0 до 10, чему равны альт.издержки?  =  6

1) Если происходит изменение НТП, в результате которого производительность труда в выпуске товара А увеличилась на 20%, а товара В на 10%. Определить кривую производственных возможностей. = 10*(1+0,2) = 2000 (т.е – увеличилось на 2000)

2) За счёт увеличения инвестиций  в производстве товара А увеличилась  на 15%, а производство товара В  осталось без изменений.

Информация о работе Школы экономики