Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:09, курс лекций
Школа меркантилизма (от итал. – торговец).
Развивалась с торговлей.
Экономисты-маркантелисты считали: «Богатство в обществе создаётся благодаря торговле». Они первые узнали, что такое торговый баланс, экспортирование денег, политика меркантилизма.
Экспорт > Импорт = положительный торговый баланс.
Импорт > Экспорт = отрицательный торговый баланс.
Экономика
В 16 веке появилось значение экономики как «политическая экономика». В 19 веке экономист Маршал ввёл определение как «экономикс». Древнейшие мыслители древней Греции Ксенофонд и Аристотель заложили основные понятия и категории (принципы). Развивалась экономика как наука с 16 века, с развитием капитализма.
Вопросы:
Вопрос 1: Школы экономики
Развивалась с торговлей.
Экономисты-маркантелисты считали: «Богатство в обществе создаётся благодаря торговле». Они первые узнали, что такое торговый баланс, экспортирование денег, политика меркантилизма.
Экспорт > Импорт = положительный торговый баланс.
Импорт > Экспорт = отрицательный торговый баланс.
Основной их вопрос: «Кто является источником богатства в обществе?»
Возникли во Франции.
Они считали: «Богатство в обществе создаётся в сельском хозяйстве»
Возникла в Англии, т.к. там быстро развивался капитализм. Представители: Адам Смит и Давид Рекардо.
Считали: «Богатство создаётся во всех областях/отрослях», «Государство не должно вмешиваться в экономику, оно как ночной сторож должно защищать собственность и покой граждан»
Классическая школа является «колыбелью» всей экономики. Адаму Смиту присущ принцип «Невидимой руки», т.е. рыночные отношения – саморазвивающиеся.
Марксизм.
Основоположники: Маркс Карл, Ф. Энгельс. Заложили основы ком-а, учение о борьбе классов.
Они считали: «Источником прибыли является земля, труд, капитал». Источники всей прибыли – человек (и его труд). Марск ввёл придаточную стоимость.
Маржонализм / Марж. Революция
Первые посмотрели на поведение потребителя. Создали учение о них. Ввели категории предельных велечин.
19 век. Создатель – Альфред Маршал. Ввёл графическое изображение, учебник. Развил марж-изм и увязал его с идеями классической школы.
20 век. Сформировалась
мировая экономика.
План Рузвельта: а) обосновал роль государства в ведении рынка.
Введён не только анализ рынка, но и различных институтов. Социальная направленность характерна.
Развивалась теория конвергенции
и постиндустриального
Современное развитие классической школы: а) экономический либерализм, б) элисты
Считали: «С помощью денег можно регулировать , минимизировать возд. пос-ва на экономику»
2 вопрос: Экономическая теория
Основная задача: раскрыть
механизм деятельности экономической
системы и направить её развитие
в рациональном направлении. Для
этого формировалась
Эффективная экономическая политика определяется:
-качеством жизни (коэф. рождаемости/смертности и тд..)
-экономическом равновесием в обществе (ВВП)
-трудоёмкостью в обществе
Гос. Экономическая политика включает: инвестиции и тд.
Учитывают социальные и политические явления и процессы в экономическом общество
Методы:
3 вопрос: Движущая сила экономической системы
Движущей силой экономической системы являются потребности.
поводу поддержания
развития общества.
Потребности разделяются на первичные и вторичные.
Пирамида потребностей Маслоу:
Формой проявления потребностей является экономический интерес, который используется для воздействий на общество. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые. Количественные и качественные. Это закон перехода количества в качество.
Блага могут
быть ограниченными и
Ограниченные блага – это экономические блага, для получения которых нужны ресурсы.
Все ресурсы, с точки зрения их роли, делятся на виды:
4 вопрос: Составляющие экономической системы
Любая экономическая система состоит из производительных сил и экономических отношений.
труда
Средства производства, это есть: а) предмет труда, б) средства труда => орудие труда, средство связи…
Виды и модели экономической системы классифицируется на основе двух признаков:
Виды:
Характерные черты:
а) общинная собственность
б) неразвитое разделение труда
в) непосредственная связь производства и потребления
г) преобладание ручного труда
д) форма хоз-ва – локальная
Модели: первобытная община, азиатская община, немецкая община, славянская община
Нормативная модель и дерективная модель
Общие признаки: а) гос. собственность
б) развитие машинного
в) чрезмерное гос. Регулирование экономики
г) развитая система общего разделения труда
Особенности планово-дерект.: адресное планирование, централиз. распр. ресурсов и ценообразование
Методы управления экономикой – бюрократическое
Характерные черты:
а) частная собственность
б) гос-во не участвует в управление
в) связь производства и потребителя через рынок
г) продукт для продажи
д) развитая рыночная инфраструктура
Современные модели рыночного хозяйства:
Характерно: Германия, Канада
Цель государства: защита интересов всех членов общества.
20-30% - государственная собственность.
Принцип регулирования основан на долгосрочном планировании и программировании соц.экономики, которая носит рекомендательный характер
Характерно: США
Цель государства: Создание условий для среднего и мелкого предпринимательства.
10% - государственная собственность
Принцип регулирование – тактический
Характерно: Япония
Цель государства: защита интересов крупного бизнеса
Около 1% - государственная собственность
Принцип регулирования – основные приоритеты
Главная проблема
1.
1) Что производить в данной
экономической системе в
2) Как производить? При какой
комбинации производственных
3) Для кого? (Кто будет оплачивать, извлекать пользу)
2. Правильно сделать выбор, который должен носить эффективный характер. Минимизировать прямые или косвенные затраты и в этом случае определяется экономическая эффективность, как отношение Результаты/Затраты (хоз.деятельности)
Кривая производственных возможностей.
Если общество находится в состоянии полной занятости всех ресурсов и всякое увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого продукта, то такая экономическая система (общ-во) находится на границе производственных возможностей, и в этом случае необходим экономический выбор.
Кривая производственных возможностей строится при условии, что НТП не изменяется/ константа (раз НТП не изменяется, то не изменяются и технологии). Наличие природных ископаемых так же – константа.
Существует полная занятость всех ресурсов. Т.е – кол-во рабочей силы. Производственные мощности максимально заняты.
Если точка находится внутри кривой производственных возможностей (точка N), то это означает, что можно наращивать объемы производства в любой пропорциональности, т.к. экономическая система не полностью загружена. Точка N означает область неосуществимых возможностей.
A
Охарактеризуем данную кривую: Кривизна определяется от степени взаимозаменяемости факторов производства. Если существует абсолютная взаимозаменяемость факторов, то прямая превращается в прямую линию.
Альтернативные издержки демонстрируют от какого кол-ва товара надо отказаться для производства другого товара, либо продукта.
Условия перехода с одной кривой производственных возможностей на другую:
Первое условие: Определить альтернативные издержки, если производство товара А увеличивается с 4 тыс. до 8 тыс. штук.
Увеличим производство товара в с 0 до 10, чему равны альт.издержки? = 6
1) Если происходит изменение НТП, в результате которого производительность труда в выпуске товара А увеличилась на 20%, а товара В на 10%. Определить кривую производственных возможностей. = 10*(1+0,2) = 2000 (т.е – увеличилось на 2000)
2) За счёт увеличения инвестиций
в производстве товара А