Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика отрасли".
1.Экономика транспорта и её связь с другими науками. Экономика транспорта изучает транспорт как объект производственно-экономических отношений в постоянной взаимосвязи с производительными силами. В связи с этим транспорт является объектом изучения естественных, математических, технических, экономических, географических, социальных и др.наук. |
2.Предмет и содержание курса экономики транспорта. Эк-ка тр-та должна ответить на 3 вопроса: 1)Что следует производить? Ответ:объём работы, определение объёма и структуры грузовых и пассаж.перевозок; 2)Как надо производить? Кто будет производить и из каких ресурсов? С помощью каких технологий? Ответ:определяются источники всех видов ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, технология процесса перевозки; 3)Для кого будем производить?( В содержании эк-ки ж/д тр-та можно выделить две группы приоритетных проблем: 1.Проблема удовлетворения потребностей в перевозках и транспортном обслуживании грузовладельцев; 2.Проблема (экономической) коммерческой эффективности Основная задача эк-ки тр-та: развитие в современных условиях теоретических основ управления качеством и эффективностью транспортного произв-ва, включая: 1)эксплуатац.работу в груз.и пасс.движении; 2)транспортную продукцию (перевозка грузов и пасс) 3)транспортное обслуж. 4)транспортное обеспечение производства и населения (страны и регионов) |
3.Транспорт как отрасль материального производства. -Транспорт явл.составной
частью всех стадий -Назначение тр-та заключается
в перемещении продукции из
сферы пр-ва в сферу -Тр-т относят к сфере материального пр-ва, т.к.он имеет три признака:1)у него есть в наличии орудие труда (на чём везём);2)предмет труда (груз, пасс.);3)труд (рабочая сила) -Кругооборот средств на тр-те существенно отличается от кругооборота средств в пром-ти. На тр-те отсутствует сырьё и нет транспортной продукции в товарной форме а) промышленность
Д – Т – П – Т¢ – Д¢
б) транспорт
Д – Т – П – Д¢ |
4.Состав транспортной системы РФ. Хар-ка осн.видов транспорта. Под транспортным комплексом понимается совокупность нескольких отраслей народного хоз-ва, предназначенных для удовлетворения потребностей перевозок грузов и пассажиров. Транспортная система включает в себя:-транспортную сеть всех видов тр-та;-подвижной состав; -трудовые ресурсы; -систему управления. Транспортная сеть – совокупность всех путей сообщения и связ. с ними постоянных устройств различ.видов тр-та. Состав ТС РФ: 1)тр-т общего пользования , магистральный (ж/д, автомоб., воздушный, речной, морской) 2)тр-т необщего пользования (в промышленности, в сфере обслуживания, осущ.пассажирские перевозки в городах, нас.пунктах) 3)Спец.виды транспорта (трубопроводный, газопроводный, ВЛЭП) Хар-ка: ж/д:+ выс.пропускная и провозная способность;регулярность сообщения;относ-но выс.скорость доставки;выс.эффект.доставки массовых грузов на дальние расстояния; выс.безопасность;низкий уровень ущерба окр.среде; -выс.стоимость строительства
ж/д;медленная отдача кап. а/м:+выс.маневренность сосредоточения транспортных средств;способность доставки «от двери до двери»;относ-но низкая капиталоемкость; -выс.себестоимость перевозки; Морской:+высокая провозная способность;более низкая себестоимость перевозки;меньший расход топлива; более низкая капиталоемкость (по сравн.с ж/д); -ограниченность обслуживания
территорий;зависимость от |
5.Технико-экономическая хар-ка магистральных видов транспорта. Все виды тр-та работают в тесном взаимодействии. Выбор эффективного вида тр-та проводится на основе технико-экономических расчетов с учетом конкретных требований рынка. Место и роль отдельного вида тр-та будет зависить от ряда показателей: 1.Технико-эк. показатели: пропускная и провозная способность; скорость доставки; регулярность; безопасность; 2.Натурально-вещественные: трудоемкость; удельный расход топлива и эл.энергии; материалоемкость; 3.Стоимостные показатели:
себестоимость; кап.вложения (инвестиции
в ОС); необходимые оборотные |
6.Законодательные и нормативные документы регламентирующие работу ж/д. Постановление пр-ва РФ №384 от 2001г. «О программе структурной реформы на ж/д транспорте» Фед.законы: 1)«О естественных монополиях» №147-ФЗ от 1995г. 2)«Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 1995г. с посл.изм.и доп. 3)«О ж/д транспорте в РФ» №17-ФЗ от 2003г. Основное: роль и место ж/д тр-та в эк-ке и соц.сфере; ж/д тр-т явл. составной частью трансп.в системе РФ; 4) «Устав ж/д» №18-ФЗ от 2003г. Регулирование отношений в проц.перевозки; ответственность; опред.осн.условия перевозок; осн.положения в области эксплуатации подъездных путей 5) «Об особенностях управления и распоряжения имуществом ж/д тр-та» №29-ФЗ от 2003г. Норм.документы: 1)384 постановление 2)пост. «О создании ОАО «РЖД» №585 от 18.09.2003г 3)пост. «О ограниченных в обороте объектов имущества ОАО «РЖД» №57 от 2004г. 4)приказ ОАО «РЖД» 2004г.
№100 «О порядке управления и
распоряжения недвижимым |
7.Управление на ж/д транспорте, его сущность и особенности. Управление-вид деятельности, функция по руководству людьми в разл.организованных производствах и т.д. Управлять-это: предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать. Управление-сознательное целенаправленное воздействие со стороны органов управления на к.-л. объект, с целью достижения намеченной цели. Управление производством-управление кадрами, техникой, технологией произв.процесса, финансами, мат-тех.снабжением, сбытом, взаимоотношениями с клиентурой и населением. До 2003 года было единое централизованное руководство, включ.в себя государственное и хозяйственное управление. |
8.Методы управления, их классификация. 1)Административные методы управления основываются на принципе единоначалия, дисциплины и ответственности. Таким образом, они предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Административные методы управления оказывают прямое непосредственное воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль их выполнения, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. 2) Экономические методы управления занимают центральное положении в управлении, т.к. сейчас в мире главенствует рыночная экономика и в основу отношений управления легли экономические отношения, отвечающие интересам и потребностям людей (персонала). Экономические методы направлены на экономическую заинтересованность работников, повышение эффективности работы, активизацию деятельности, путём экономического стимулирования, создание благоприятных экономических условий для функционирования и успешного развития организации. 3)Социально-психологические методы управления персоналом - это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Создание в производственном коллективе такой ситуации, которая ориентирует каждого работника на раскрытие всех своих потенциальных возможностей и тем самым способствует повышению эффективности производства - это и есть цель этих методов управления. Социально-психологические методы управления предполагают изучение социальных и психологических условий труда в производственных коллективах, их влияния на состояние личности, а через нее - на результаты производственной деятельности. В основе этих методов лежат законы социологии и психологии. |
9.Основные принципы управления. Принципы-основные положения и нормы поведения, которыми должны руководствоваться органы управления в практической деятельности. К основным принципам управления железнодорожным транспортом относится: - системность (комплексный
подход, выражающийся в единстве
государственного и - многомерность и иерархичность
(распределение функций - целенаправленность (плановость управления на всех участках работы). |
10.Организационная структура управления на ж/д до 2003 года, её достоинства и недостатки. Структура-прочная, относительно устойчивая связь и взаимодействие элементов системы. |
11.Основные задачи реформирования ж/д транспорта. Соц-экономические реформы определили новые задачи транспорта в экономике и соц.сфере. Основными факторпами стали: перестройка традиционной системы хоз.связей; выход России на новые внешнеторговые рынки, снижение партионности грузовых перевозок, возрастание значимости и скорости доставки грузов, транспортно-логистических услуг. Для пассажирских перевозок изменился характер передвижения населения, платежеспособный спрос на перевозки, рост факта индивид.легковых автомобилей. Выявились основные проблемы ж/д транспорта: 1)недостаточная развитость ж/д сети; 2)высокий уровень физического и морального износа; 3)отсутствие долгосрочных инвестиций; 4)отсутствие высокоскоростной инфраструктуры; 5)подвижной состав не соответствует современному уровню развития; 6)низкая производительность труда; 7)большая конкурентность с а/м транспортом. Цель реформирования – повышение устойчивости работы отраслей, доступности, безопасности и качества предоставленных услуг. Создание конкурентных отношений на ж/д транспорте и развитие частного предпринимательства. Результатом реформирования – повышение транспортной доступности и рост объемов грузовых и пасс.перевозок. |
12.Этапы реформирования ж/д тр-та. Хар-ка каждого из этапов. Три этапа реформирования (пост.384): 1.Планировался 2001-2002 гг.(2003 окончание). Основная задача:выведение из системы МПС организаций напрямую несвязанных с процессом перевозки. Формирование законодательной базы и разделение функций гос.и хоз.управления. 2.2003-2006 гг.(2007). Основные итоги: 1)стабилизировать финансово-экономическое положение; 2)увеличить инвестиции (на 1,6 раза); 3)появились программы подвижного состава, началось создание новых локомотивов и вагонов на отечеств.предприятиях; 4)появилась конкуренция на рынке оперативных услуг, появились первые частные пасс.компании. 3.2007-2010 гг.Разделение инфраструктуры ж/д на ремонтные и эксплуатац.комплексы. Создание дочерних и зависимых обществ по видам деятельности. Поэтапное прекращение финансирования пасс.перевозок засчет грузовых. В 2007 г.была принята программа «Стратегия, развитие ж/д транспорта до 2030 г.»: 1)2008-2015 г. «Модернизация ж/д тр-та»; 2) 2016-2030 гг. |
13.Продукция ж/д транспорта и её особенности. Процесс перевозки грузов и пассажиров – продукция ж/д транспорта: -не имеет вещественной формы; -нельзя накопить «про запас»; -имеет особую форму ценообразования; -имеет особый учет и измерение продукции т/км, пасс/км; -продается сам процесс – перевозка; -транспорту не принадлежит предмет труда. Однако, как и вся продукция, она хар-ся своими качественными особенностями, т.е. чтобы её успешно продать, необходимо обеспечить высокий уровень качества транспортного обслуживания: доставка точно в установленные сроки, без потерь, с максимальной долей удобства для клиента. |
14.Измерители продукции ж/д транспорта. ∑Р – объем перевозки, т ∑Рl – грузооборот, ткм (нетто, брутто) ∑а – кол-во отправленных пассажиров по видам сообщения, пасс ∑аl – пассажирооборот, пасс-км В соотв.с постановлением 384 к основным видам деятельности к ОАО «РЖД» относят: грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении, предоставление услуг локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, содержание и эксплуатация инфраструктуры. К неосновным: строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, содержание социальной сферы. Поэтому сейчас идет работа по определению видов продукции, работ, услуг по каждому виду деятельности и расчету себестоимости единицы продукции, работы, услуги. |
15.Грузооборот и факторы его определяющие. Наибольшее влияние на объем перевозок грузов оказывают размеры производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Как правило, с увеличением производства продукции растет, и объем перевозок. Однако при одних и тех же размерах производства объем, и дальность перевозок могут быть больше или меньше в зависимости от того, как размещено производство по районам страны и каков характер межрайонных экономических связей. |
16.Планирование объемов по грузовым перевозкам. Работа подвижного состава планируется с таким расчетом, чтобы план перевозок грузов и пассажиров выполнялся полностью, высокопроизводительно и с минимальными затратами. В грузовом движении план работы подвижного состава разрабатывается на основе схем грузовых потоков по участкам или дороги. Порядок разработки плана следующий: 1) устанавливаются нормы нагрузки вагонов по отдельным родам грузов и показатели погрузки, выгрузки, приема и сдачи грузов. 2) составляется баланс
порожних вагонов по станциям
и участкам. Пункты выгрузки грузов
и избытка порожних вагонов
прикрепляются к пунктам 3) рассчитываются тонно- 4) определяется линейный пробег локомотивов исходя из принятого числа пар поездов по участкам, 5) устанавливается число
специальных маневровых 6) рассчитывается потребный
рабочий парк вагонов и |
17.Динамика и структура грузовых перевозок. |
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика отрасли"