Шпаргалка по "Экономическому анализу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:52, шпаргалка

Описание работы

1. Экономический анализ как специальная отрасль экономических знаний и вид практической деятельности.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, целью которой является обоснование принятых разделов бизнес-плана, оценку выполнения принятых плановых заданий, выявление факторов, повлиявших на результаты деятельности организации. В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами является комплексность, использование его результатов на уровне отдельных служб предприятия. Экономический анализ – это одна из функций управления производством. Основные задачи анализа: 1) повышение научной обоснованности бизнес-плана; 2) исследование выполнения планов и нормативов; 3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; 4) контроль за выявлением и использованием внутренних резервов; 5) обоснование оптимальности управленческих решений; 6) соблюдение принципов коммерческого расчета. Полезность экономического анализа состоит в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса.

Файлы: 1 файл

экономический анализ.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

11. Аналитическая  информация: порядок формирования  и ее пользователи.

Пользователи могут быть внешними и внутренними. Внешние делятся на заинтересованных лиц – это существующие и потенциальные собственники, кредиторы, поставщики, покупатели, служащие, и не заинтересованных лиц – это аудиторские службы, налоговые органы, биржа. Внутренние пользователи – это руководство предприятия, менеджеры соответствующих уровней. Четыре группы аналитической информации: 1) официальная нормативно-справочная информация (законы, положения, указы президента); 2) учетная информация (бухгалтерские реестры); 3) внеучетная информация (какие пришли материалы, какого качества, в каком количестве, данные о производительности труда); 4) деловая информация (результаты переговоров, результаты рейтинговых оценок). По функциям в процессе управления информация может быть: нормативная, плановая, информация оперативного учета, информация бухгалтерского учета, информация статистического учета, конструктивная, технологическая, проектная. Одним из наиболее трудоемких и ответственных этапов является подготовка информации для осуществления экономического анализа: 1) проверка информации на доброкачественность 2) сопоставимость различных показателей, для этого их приводят к сопоставимому виду - используют одни и те же единицы измерения 3)оформление результатов в виде справок, заключений, пояснительных записок, в форме таблиц, диаграмм, схем, рисунков.

 

12. Система показателей  в анализе и оценке деятельности  хозяйствующих субъектов.

Система показателей оценки деятельности организации – это упорядочное множество, в котором каждый показатель дает качественную или количественную характеристику определенной стороны деятельности хозяйствующего субъекта и взаимосвязан с другими показателями. Классификация показателей: 1) По содержанию: количественные (V, численность рабочих) и качественные – показывают существенные особенности, свойства изучаемых объектов (рентабельность). Изменение количественных показателей всегда приводит к изменению качественных и наоборот. 2) По степени синтеза: обобщающие – дают обобщающую, результативную характеристику сложных экономических явлений (средняя годовая выработка), частные - отражают отдельные стороны явления (затрата рабочего времени на производство единицы продукции) и вспомогательные. 3) По видам: абсолютные бывают натуральными, условно-натуральными и стоимостными; относительные бывают коэффициенты и индексы. 4) При изучении причинно-следственных отношений: факторные - определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины; результативные - результат воздействия причин, выступает в качестве объекта исследования. 5) По способу формирования: нормативные (цены), плановые, учетные (данные б/у), отчетные (данные бухгалтерской отчетности), аналитические (оценочные) - исчисляются в ходе самого экономического анализа.

 

13. Управленческий  и финансовый анализ, взаимосвязь  и основные различия между  ними.

Разделение экономического анализа на финансовый и управленческий обуславливается тем, что бухгалтерский учет на предприятии разделяется на бухгалтерский финансовый учет и управленческий учет. Финансовый анализ основывается на данных только публичной бухгалтерской отчетности (используется ограниченная часть информации о деятельности предприятия, не раскрываются все стороны деятельности предприятия), имеет характерный внешний анализ. Особенности внешнего финансового анализа: 1) множественность субъектов, 2) разнообразие целей и интересов субъектов, 3) наличие типовых методик стандарта учета и отчетности, 4) ограничение задач, 5) максимальная открытость результатов. Управленческий анализ делится на внутрихозяйственное производство и внутрихозяйственный финансовый анализ. При проведении внутрихозяйственного финансового анализа используются данные финансовой отчетности, нормативная и плановая информация. Управленческий анализ является наиболее полным видом анализа, позволяет проводить комплексный экономический анализ, оценивать эффективность деятельности предприятия в целом. Особенности управленческого анализа: 1) ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия, 2) использование всех источников информации, 3) максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

 

14. Классификация  факторов в экономическом анализе.

С точки зрения воздействия на результаты хозяйственной деятельности: 1) основные – оказывают решающие воздействие на результативный показатель, и второстепенные – не оказывают воздействие. 2) внутренние – зависят от деятельности данного предприятия, и внешние (инфляция, время поставки сырья) – не зависят от деятельности. 3) объективные – не зависят от воли и желания людей (стихийные бедствия) и субъективные – зависят. 4) общие – действуют во всех отраслях, и специфические – действуют в условиях отдельной отрасли или предприятия. 5) постоянные – оказывают влияние непрерывно, и переменные – периодически (освоение новой техники, видов продукции). 6) экстенсивные – связанные с количественным приростом результативного показателя (увеличение объема производства за счет увеличения объема кол-ва рабочих), и интенсивный – характеризует степень усилия, напряженности труда в процессе производства (повышение уровня производительности труда). При измерении влияния факторов на результаты: 1) сложные - состоят из нескольких элементов (производительность труда), простые (элементные) – неразложимые 2) прямые – средне годовое кол-во рабочих; косвенные - кол-во отработанных дней одним рабочим, 3)измеримые (можно измерить в количественном, стоимостном и других выражениях) и неизмеримые.

 

15. Методы измерения  влияния факторов на изменение  результативного показателя.

1. Метод цепных подстановок –  может быть использован в моделях  всех типов. Суть этого способа  состоит в том, что для измерения  влияния одного из факторов  его базовое (плановое) значение заменяется на фактическое, при этом остаются неизменными значения всех других факторов. Алгоритм метода цепных подстановок: в1)Мет цепных подстанов - использ во всех типах де-терминир факторн моделях, опред влиян отдельн ф-ров на ∆ велич результ пок-ля путем постеп замены базисн велич кажд факторн пок-ля на фактич велич в отч пер. Сопостав-е результатив пок-лей до и после замены ана-лизир пок-ля дает возмож-ть рассчитать его влиян на ∆ результ пок-ля. Примен элиминирование, позволяющ устранить влиян всех др ф-ров, кроме 1-го, влиян котор измер-ся в даный момент y0=a0*b0*c0. последоват под-становки: y1=a1*b0*c0, y2=a1*b1*c0, y3=a1*b1*c1=y1; ∆ya=y1-y0, ∆yb=y2-y1, ∆yc=y3-y2 алгебраич ∑ влиян всех ф-ров обязат-но д.б.= общ приросту (сниж) резуль-татив пок-ля: y1-y0 = ∆ya+ ∆yb + ∆yc Послед-ть расче-та: ∆колич пок-лей должно проводиться раньше,чем качеств. 2)Спос абс разниц – примен в мультиплик и смеш моделях, когда исход даные уже содерж абс откл по факторн пок-ям. Велич влиян ф-ров рассчит умнож-ем абс прироста исслед фактора на базисн (план) велич ф-ров, котор наход слева от него в модели. ВП=КР*Д*П*СВ, где Д - кол-во отработ дн 1 раб за год, П – сред продолжит раб.дня, СВ – ср.час выработ 3)Индексн метод – основан на относит пок-лях, выраж отнош ур-ня даного явлен к его ур-ню в прош время или к ур-ню аналогич явлен, принятому в кач-ве базы. Инд исчисл сопоставлением изуч вел с базисной.

Индивид инд – выраж соотнош непосредствено соизме-ряем вел. Групповые(агрегатн)инд - хар-ют соотнош слож явл, помаг выявит влиян различ ф-ров на ∆ ур-ня результатив пок-лей в мультипликат и кратных модел. Если обобщ пок-ль это произвед колич и кач пок-лей ф-ра, то при опред влиян колич фактора кач-ный пок-ль фиксир на базис ур-не, а при опред влиян кач ф-ра – колич пок-ль фиксир на ур-не отч года. Инд вал прод Iвп=КРф*ГВф/КРпл*ГВпл, инд.числ.раб Iкр=КРф*ГВпл/КРпл*ГВпл, инд.ср.год.выработки: Iгв=КРф*ГВф/КРф*ГВпл  Iвп=Iкр*Iгв. 4)Интегральн. метод – использ в мультип, кратных и смеш. моделях, рез-ты не завис от места положения ф-ров в модели, а доп прирост результ пок-ля, котор образ от взаимод ф-ров, раскладыв м/д ними пропорц-но изолированому их возд-ю на результ пок-ли. y=a*b   ∆ya=∆ab0+1/2∆a*∆b ∆yb=∆ba0+1/2∆a*∆b 5)Способ долевого участия (пропорц делен прироста) – примен в аддитив и кратн моделях, в котор влиян факт-в выраж в относит пок-лях. Рассчит коэфф-т долевого участия (Кд) –отношен прироста результ пок-ля к ∑ ∆ факторн пок-лей. Влиян факт-в на результ пок-ль опред-ся умнож ∑ ∆ отдельн факт-в на коэфф-т долевого участия. y=x1+x2+x3, ∆y=∆x1+∆x2+∆x3,

Кд=∆y (%) / (∆x1+∆x2+∆x3)

∆yx1=x1*Кд      ∆yx2=x2*Кд .

 

16. Методы комплексных  оценок уровня экстенсивности  использования ресурсов организации.

Количественное соотношение экстенсивности и интенсивности экономического развития выражается в показателях использования производственных и финансовых ресурсов. Показателями экстенсивного развития являются количественные показатели использования ресурсов: численность работающих, величина израсходованных предметов труда, величина амортизации, объем основных производственных средств и авансированных оборотных средств (активов). Оборачиваемость основных средств в годах равна Стоимость средств/амортизацию. Обратный коэффициент оборачиваемости равен амортизация/стоимость средств.

Покажем эту зависимость на примере моделирования фондоемкости

, где N – выручка от реализации продукции; F – среднегодовая стоимость ОПФ; А – величина амортизации, предназначенной для полного восстановления ОПФ. Каждый синтетический показатель использования ресурсов – это в свою очередь сумма действий более мелких факторов 2-го и следующих порядков. Например, производительность труда зависит от экстенсивной величины – количества рабочего времени и от интенсивной величины – от нагрузки за рабочее время и производительности силы труда, определяемой организационно-техническими и другими (природными и социальными) условиями производства.

 

17. Методы комплексных  оценок интенсивности использования  ресурсов организации.

Количественное соотношение экстенсивности и интенсивности экономического развития выражается в показателях использования производственных и финансовых ресурсов. Показатели интенсивного развития – это качественные показатели использования ресурсов: производительность труда (трудоемкость), материалоотдача (материалоемкость), фондоотдача, количество оборотов оборотных средств или коэффициент закрепления оборотных средств.

 

   .  , где F – стоимость средств, N – выручка от продаж в стоимостном выражении. Оборачиваемость основных средств в годах равна Стоимость средств/амортизацию. Обратный коэффициент оборачиваемости равен амортизация/стоимость средств.

Покажем эту зависимость на примере моделирования фондоемкости

, где N – выручка от реализации продукции; F – среднегодовая стоимость ОПФ; А – величина амортизации, предназначенной для полного восстановления ОПФ. Каждый синтетический показатель использования ресурсов – это в свою очередь сумма действий более мелких факторов 2-го и следующих порядков. Например, производительность труда зависит от экстенсивной величины – количества рабочего времени и от интенсивной величины – от нагрузки за рабочее время и производительности силы труда, определяемой организационно-техническими и другими (природными и социальными) условиями производства.

 

 

18. Маржинальный  анализ, показатели и методика  его проведения.

В основе маржинального анализа лежит поведение затрат, т.е. маржинальный анализ предназначен для анализа затрат, расчета прибыли, установления цен на производимую продукцию. Затраты бывают: 1) переменные, т.е. которые изменяются пропорционально уровню деловой активности; 2) постоянные, т.е. которые не меняются (амортизация, оплата коммунальных услуг). Маржинальный анализ – соотношение между затратами, объемами продаж и прибылью. Дальше схема из телефона. Т – точка безубыточности объема реализованной продукции, Дм – маржинальный доход, Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализованной продукции, Дс - ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции, П - прибыль, Н – постоянные затраты, Рn – переменные затраты, ВР - выручка от реализованной продукции, К - кол-во продан продукции в натуральную единицу,V - удельные переменные затраты, Р – цена единицы продукции Дм=П+Н=ВР-Рn, формула для расчета точки Т в денежном измерении: Т/Н=В/Дм => Т=ВР*Н / Дм, или

Т=Н / (Дм / ВР)=Р/Ду. В натуральных единицах: Т=К*Н / Дм

Дс=Дм / К=>Дм=К*Дс

Т=К*Н / Дм=К*Н / Дс*К=Н/Дс,

Дс=Р-V => Т=Н / Дс=Н / (Р-V)

Зона безопасности: ЗБ=(ВР-Т) / ВР * 100%.

Безубыточность V продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. Оптимальным считается тот план, который позволит снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточность V продаж и увеличить зону безопасности.

 

19. Рейтинговая  оценка результатов деятельности  организации: методы и методика.

Метод расстояний определяет, насколько объект отличается от образца, с которым сравниваем (виртуальное предприятие, эталон). Его показателями являются лучшие из показателей, рассматриваемых на предприятии. Вначале определяют коэффициенты по каждому показателю-эталону с max уровнем (х i,j / хmax). Эталон – тот, который номер один по ранжированию. Затем рассчитывается сумма квадратов полученных коэффициентов. Если есть возможность учесть сравнительную значимость индикаторов, то каждый квадрат умножается на соответствующий весовой коэффициент значимости (х i,j / хmax)2*КЗ. Из суммы квадратов извлекается квадратный корень – рейтинговая оценка (Ri). Лучшее предприятие то, у которого рейтинговая оценка минимальная.

 

20. Приемы моделирования  исходных факторных систем: удлинение, расширение, сокращение.

Моделирование - один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ объекта исследованиия). Сущность моделирования - взаимосвязь исследуемого показателя с факторным в форме математического уравнения. Существует 4 типа факторных моделей: 1) аддативная – результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму показателей факторов y=x1+x2+…+x n. , 2) мультипликативная – формализованная модель, в которой результативный показатель – это произведение показателей факторов y=x1*x2*…*x n  , 3) кратная – когда результативный показатель это частное показателя факторов y=x1/x2 , 4) смешанные или комбинированные модели y=(a+b)/c или y=a*b/c . Для преобразования формализованной модели существует ряд приемов моделирования: удлинение, расширение, сокращение, расчленение. Удлинение (для кратных моделей): удлинение числителя путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей затраты на себестоимость/выручку от продаж = (зарплата + материалы + амортизация)/выручку от продаж. Расширение – умножение числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей у = а/в = а*с/в*с . Формула Дюпона: рентабельность активов = рентабельность продаж умножить на коэффициент оборачиваемости активов. Сокращение – деление числителя и знаменателя на одно и тоже число.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическому анализу"