Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

розничный товарооборот.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

17. Поясните сущность экономического обоснования плана розничного товарооборота торговых предприятий и организаций по общему объему и в ассортименте

 

В настоящее время  торговые организации самостоятельно планируют свое хозяйственно-финансовое и социальное развитие. План розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития торговой организации, поскольку показатели розничного товарооборота оказывают значительное влияние на численность работников, фонд заработной платы, доходы, расходы, прибыль. На основе многовариантных подходов торговые организации определяют экономически обоснованный объем розничного товарооборота на планируемый год.

План розничного товарооборота  по объему и структуре должен обеспечивать, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения, а с другой - необходимый размер прибыли.

Обоснование общего объема товарооборота начинают с определения  ожидаемого товарооборота за текущий  год и приведения его в сопоставимый вид с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и субъектам хозяйствования. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения или его учтенных денежных доходах. В современных условиях эти показатели на планируемый период в большинстве районов и областей отсутствуют. Поэтому целесообразно при планировании товарооборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, разрабатываемые Министерством экономики, в которых отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период.

Кроме того, при планировании используются материалы анализа  товарооборота организации за предшествующие годы, что позволяет выявить основные тенденции и закономерности развития товарооборота на перспективу.

При обосновании плана  розничного товарооборота важно  обеспечить более высокие темпы  роста продажи товаров населению  по сравнению с темпами роста  его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.

Объем продажи товаров  субъектам хозяйствования планируют:

- исходя из анализа динамики за ряд лет;

- заявок обслуживаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- удельного веса реализации товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в общем объеме продаж.

Основой разработки плана  товарооборота в ассортименте служат: материалы анализа структуры  товарооборота по региону в целом; данные бюджетных обследований домашних хозяйств; материалы анализа объема продажи по товарным группам, а также структуры товарооборота торговой организации за последние 3-4 года, предшествующие планируемому.

В зависимости от степени  детализации структуры розничного товарооборота выделяют:

- макроструктуру, отражающую соотношение продовольственных и непродовольственных товаров;

- общую товарно-групповую структуру в соответствии с формой № 3-торговля;

- товарную и ассортиментную структуры, которые представлены более чем 800 товарными позициями, объединенными в группы.

При расчете макроструктуры розничного товарооборота изучается  доля продовольственных и непродовольственных  товаров в динамике за ряд лет.

При определении плана  продажи по товарным группам учитываются  следующие показатели: степень удовлетворения спроса населения, объем товарных ресурсов, уровень физиологических и рациональных норм потребления, возможность взаимозаменяемости товаров.

Предпосылкой планирования объема товарооборота по торговым объектам является экономический анализ, в процессе которого выявляются определенные взаимосвязи между отдельными показателями и факторы, влияющие на его развитие. К данным факторам можно отнести следующие: условия формирования спроса населения, обеспеченность товарными ресурсами, пропускная способность торговой сети, изменения в социально-экономических показателях зоны деятельности и др.

Кроме того, необходимо учитывать  ассортимент реализуемых товаров в торговых объектах (определяют, какие группы товаров занимают основное место в товарообороте, по каким из них сложились более высокие темпы роста продажи и как сохранить положительные тенденции); сегменты рынка и контингент потребителей (оценивают запросы и потребности покупателей путем обобщения и выделения специфики); долю каждого торгового объекта в товарообороте организации (оценивают тенденции изменения товарооборота магазинов за 3-5 лет, предшествующих планируемому году); опыт успешно работающих магазинов и возможности его использования другими магазинами; причины неудовлетворительной работы отдельных магазинов (определяют направления повышения эффективности их деятельности в предстоящем периоде).

Для планирования объема товарооборота по торговым единицам могут использоваться различные  методы, в том числе: экономико-статистический, технико-экономических расчетов (нормативный), экономико-математическое моделирование и др.

Планирование объема розничного товарооборота по отдельным  структурным подразделениям в практической деятельности имеет специфику.

Процесс планирования разделяется на несколько этапов.

На первом этапе определяется совокупность исходных данных, необходимых  для расчета планов продажи и  поставки товаров по всем группам. Такими данными являются: численность обслуживаемого населения, фактический товарооборот за прошлый месяц и соответствующий месяц прошлого года; план товарооборота прошлого месяца; товарные запасы на начало месяца; норматив товарных запасов в сумме и днях и др.

На втором этапе осуществляется формирование плана товарооборота, реализации и поступления товаров по магазинам в соответствии с удельным весом в общем товарообороте торговой организации.

Обоснованность плана  проверяется на основе расчета темпов роста плана товарооборота планируемого месяца к плану товарооборота  предыдущего месяца, к соответствующему периоду прошлого года в действующих ценах, к базовому месяцу.

Распределение товарооборота  по магазинам осуществляется на основе программы на ЭВМ. При этом план, определенный на ЭВМ, может корректироваться с учетом реальных условий деятельности торговых организаций.

На третьем этапе  разрабатывается план продажи отдельных  товарных групп по торговым объектам. Первоначально по каждому торговому объекту определяется структура реализуемых товаров согласно ассортиментным перечням. Планирование продажи товаров по магазинам осуществляется по удельному весу планируемой реализации в общем товарообороте по магазинам, торгующим данным товаром. Затем с учетом остатков и планов реализации определяется поступление товаров по учитываемым товарным группам (в натуральном выражении) по всем торговым объектам с использованием балансовой увязки показателей розничного товарооборота.

В течение месяца на каждую отчетную дату можно определить результат  работы торговых объектов, что позволит оперативно управлять товарной массой.

По окончании месяца делается детальный анализ,  изучается структура товарооборота, состояние товарных запасов, товарооборачиваемость, продажа на одного человека; рассчитываются потери товарооборота, доходов; определяются направления увеличения объема продаж; вносятся коррективы (при необходимости) в ранее разработанные планы поступления товаров.

 

27. Проведите  анализ товарных запасов на 1 сентября  и 1 октября по торговому объекту, если:

Торговый объект

План товарооборота на

Норматив товарных запасов 

Фактические товарные запасы, на 01.09

Отклонения товарных запасов (+-)

Всего

Однодневный

Сумма

Дни

Сумма

Дни

Сумма

Дни

3 квартал

360000

   

18

80000

     

Торговый объект

План товарооборота на

Норматив товарных запасов 

Фактические товарные запасы, на 01.10

Отклонения товарных запасов (+-)

Всего

Однодневный

Сумма

Дни

Сумма

Дни

Сумма

Дни

4 квартал

450000

   

20

89000

     



 

Сделайте выводы.

Решение:

1. Определим однодневный план товарооборота по торговому объекту 3 квартала (Тодн.) путем деления план товарооборота 3 квартала на количество дней в периоде (90 дней в квартале):

Тодн. = 360000 / 90 = 4000 тыс. руб.

 За 4 квартал

Тодн. = 450000 / 90 = 5000 тыс. руб.

 

2. Определим норматив товарных запасов 3 квартала в сумме (Нс) путем умножения норматива товарных запасов в днях на сумму однодневного плана товарооборота:

Нс = 18 * 4000 = 72000 тыс. руб.

За 4 квартал 

Нс = 20 * 5000 = 100000 тыс. руб.

 

 

3. Определим фактические товарные запасы на 1 сентября в днях:

Нд = 80000 / 4000 = 20 дней

За 4 квартал 

Нд = 89000 / 5000 = 18 дней

 

Торговый объект

План товарооборота на

Норматив товарных запасов 

Фактические товарные запасы, на 01.09

Отклонения товарных запасов (+-)

Всего

Однодневный

Сумма

Дни

Сумма

Дни

Сумма

Дни

3 квартал

360000

4000

72000

18

80000

20

-8000

-2


Торговый объект

План товарооборота на

Норматив товарных запасов 

Фактические товарные запасы, на 01.10

Отклонения товарных запасов (+-)

Всего

Однодневный

Сумма

Дни

Сумма

Дни

Сумма

Дни

4 квартал

450000

5000

100000

20

89000

18

+2

+11000




 

Из данных таблицы видно, что по торговому объекту за 3 квартал отклонение в днях фактических товарных запасов от норматива составило 2дня, что может привести к перебоям в обслуживании населения, по данным 3 квартала товарные запасы размещены неправильно. По торговому объекту в целом ситуация положительна, фактические товарные запасы в днях и по сумме превышают норматив.

Пути нормализации товарных запасов можно свести к следующему: совершенствование технологии торговли на основе упорядочения заявочной работы; оптимизация частоты завоза товаров в торговый объект; усиление контроля за товарными запасами (выявление неходовых и залежалых товаров, их перераспределение, уценка, возврат поставщикам и др.); рационализация товародвижения (ликвидация излишних, повторных, неэкономичных перевозок; исключение из торговой цепочки посредников); увеличение закупки товаров у поставщиков, продукция которых пользуется повышенным спросом у населения; установление оптимальных режимов работы магазинов; использование прогрессивных методов продажи товаров.

 

 

32. Проведите  анализ товарооборачиваемости по  торговому объекту за 2 квартал.

Исходные данные:

Фактический товарооборот за 1 квартал – 5800 млн. руб.

Фактические запасы на 1.04 – 1200 млн. руб.

1.07 – 1680 млн. руб.

Норматив оборачиваемости товаров – 20 дней

Сделайте выводы.

Решение:

1. Средний товарный запаса анализируемый период рассчитывается по формуле средней простой арифметической:

ТЗср = (ТЗн+ТЗк)/2,

Где ТЗср – средний  товарный запас за определенный период (млн. руб.)

ТЗн – товарный запас на начало периода (млн. руб.)

ТХк – товарный запас  на конец периода (млн. руб.)

                         ТЗср=(1200+1680)/2=1440 млн. руб.

 

2. Определим  время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по формуле:

Обдн=(ТЗ ср• Д)/(Т / Об),

где Обдн – товарооборачиваемость в днях товарооборота;

ТЗср – средний  товарный запас за исследуемый период (млн. руб.);

Т / Об – объем товарооборота  за указанный период (млн. руб.)

Д – число дней в  этом периоде.

Обдн=(1440*90)/5800=22 дня

 

3. Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующим формулам:

 

Обр= (Т / Об) /ТЗср,

Где Обр – товарооборачиваемость  в числе оборотов;

ТЗср – средний  товарный запас за тот же период (руб.);

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период.

Обр=5800/1400=4 оборота

Из полученных данных видно, что по торговому объекту за 2 квартал отклонение  от норматива товарооборачиваемости составило 2дня, это говорит о том, что товарооборачиваемость товарных запасов замедленна на два дня. Скорость товарообрачиваемости товарных запасов составляет 4 оборота за  квартал.

Основными путями увеличения скорости товарооборачиваемости являются:

– рациональное использование  товарных ресурсов и уменьшение товарных запасов;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"