Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:31, шпаргалка

Описание работы

Предмет макроэкономики
2 этапа: 1 этап охватывал 19 век. В нем сложилось понятие макроэкономика (М). В них рассматривались экономические (Э) формы и операции с помощью которых описывалось поведение продавцов, покупателей, Э отношения между классами. Формулируются законы, которые управляют этими процессами (обмен, распеределение и т.д.). 2 этап - 30-е годы 20 в. Микроэкономический анализ был дополнен макроэкономическим подходом (работы Кейнса).

Файлы: 1 файл

Шпаргалки - Макроэкономика.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Предмет макроэкономики

2 этапа: 1 этап  охватывал 19 век. В нем сложилось  понятие макроэкономика (М). В них  рассматривались экономические  (Э) формы и операции с помощью  которых описывалось поведение  продавцов, покупателей, Э отношения  между классами. Формулируются законы, которые управляют этими процессами (обмен, распеределение и т.д.). 2 этап - 30-е годы 20 в. Микроэкономический анализ был дополнен макроэкономическим подходом (работы Кейнса). М объясняет функционирование народного хозяйства в целом. Из всей совокупности рынков Кейнс выделял 4 основных от которых зависит функционирование экономики в целом. 1. Рынок товаров и услуг. 2. Рынок труда. 3. Рынок денег. 4. Рынок ценных бумаг. Функционирование экономики зависит от взаимодействия этих рынков. Рынки образуют макрорынок. Он идет к появлению новых Э форм и операций. Совокупный производитель ® Совокупное предложение ® Совокупный товар ® ВВП ¬ Совокупный спрос ¬ Совокупный покупатель. На макрорынке взаимодействуют агрегированные величины. Агрегаты - т.е. величины, которые состоят из множества элементов, но при этом они рассматриваются как одно целое, как самостоятельная величина. Задача в том, чтобы выяснить зависимость между агрегированными величинами от которых зависит функционирование экономики в целом. Основное понятие - Равновесие, оно имеет определенную специфику. Это сбалансированность между агрегированными величинами. 2 аспекта: статическое (равновесие в исходном и конечном состоянии макрорынка) и динамическое (делает акцент на переход от начального состояния к канечному). Равновесие в М предпологает равенство между совокупным предложением и совокупным спросом. В конечном счете оно фиксирует оптимальное и эфективное развитие экономики. Нарушение его приносит обществу только убытки. Вывод: М изучает условия, которые лежат в основе движения к общему равновесию, а также различные формы этого равовесия.

 

Номинальный и реальный ВВП

Реальный ВВП  сопоставим в ценах какогото года, принятого за базу.

ВВПр=ВВПп/Иц Иц=ВВПп/ВВПр Иц=ВВПр=ВВПп

Индексы определяются по ограниченному набору товаров и услуг, которые состовляют основу потребления населения. Этот набор называется потребительской корзиной. ВВП вычисляется в текущих рыночных ценах, что представляет номинальное его значение. Для получения истинной величины этого показателя необходимо очистить цены от влияния инфляции, взвесить их.

Цели  и инструменты макроэкономической политики

Различают позитивную и нормативную макроэкономическую теории. Позитивная: отвечает на вопрос Что есть? и Что существует?. Нормативная: рассматривает Э процессы с точки зрения желаемых результатов, отвечает на вопрос Что должно?. нормативная экономика предпологает формулировку оценочных суждений. Она теснее всего связывает с политикой государства. Государство формулирует цели и инструменты с помощью которых эти цели могут быть достигнуты. 5 основных целей: 1. Обеспечение устойчивости Э роста ВВП. 2. Достижение полной занятости ресурсов, в т.ч. рабочей силы. 3. Достижение стабильного уровня цен, изменение среднего уровня цен определяется на основе построения индексов цен. Если индекс = 100%, то уровень цен не изменяется, если больше 100%, то это означает инфляцию. Она дизорганизует Э процессы и снижает жизненный уровень. Важная Э цель заключается в устранении условий появления инфляции. 4. Цель повышения жизненного уровня населения страны. Предпологает реализацию предыдущих 3 целей. ЖУ связан с увеличением производства ВВП на душу населения. Уровень предпологает не только ВВП, но улучшение экологической обстановки, уровень образования и т.д. 5. Расширение внешнеторгового оборота. Создание условий для увеличение экспорта. Инструменты: 1. Институциональная политика - совершенствование форм собственности, формирование и развитие рыночных структур и инструментов. 2. Инвестиционная политика. Совешенствоание производственного аппарата, его концентрация передовых наукоемких отраслей, совершенствование структур народных отраслей. 3. Кредитно-ден. политика - регулирование ден. массы при помощи изменения ставки %. 4. Фискальная политика - политика в области налогов, доходов и расходов государства. 5. Политика доходов, которые складываются у населения с помощью регулирования занятости, оплаты труда. 6. Внешнеэк. политика - направлена на регулирование внешней торговли и валютного курса. В результате этого обеспечивается положительное сальдо платежного аппарата.

 

Производство  и распределение национального  дохода

Национальный  доход - это основная и важная часть. Валовый нац. доход совпадает  с национальным продуктом ВВП - амартизацией. Чистый национальный доход = ЧНП - косвенные налоги. С точки зрения затрат, национальный доход делится на части, которая создается необходимым трудом и на часть, которая создается прибавочным трудом. Нац. продукт предназначен для воспроизводства людей и за счет необходимых продуктов удовлетворяет потребности людей. НД = необходимый доход + доход с прибыли.

Структура национального богатства

Источником роста  НБ является расширенное воспроизводство  ВВП. Существует обратная связь - Чем  больше НБ и эфективнее его структура, тем быстрее растет ВВП. НБ - результат расширенного производства ВВП и предпосылки. Элементы системы нац. счетов, ростет по секторам, по территориальному распределению. Произв. фонды занимают наибольший вес и включают в себя основные (технический уровень производства) и оборотные (1/4 от основных, предметы труда (сырье, материаллы и т.д.)). В состав НБ входят непроизводственные фонды - это жилой фонд, предметы длительного пользования. Запасы и резервы делятся на текущие и страховые. Их образует готовая продукция в сфере обращения, запасы на предпроизводство и в торговой среде, госрезервы и страховые фонды. Запасы и резервы выполняют функциюстабилизатора экономического процесса, обеспечивая устойчивость и непрерывность производства.

 

Содержание  и методы расчета ВВП

Это имя совокупного товара. ВВП - это главный показатель, который характеризует результат годового объема национального производства. Величина ВВП - стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год. Различают конечную продукцию и промежуточную. Конечная - готовая к потреблению продукция, входят средства труда и предметы личного потребления. Промежуточная - для дальнейшей обработки. Многократно участвует в производстве. Величина ВВП характеризует Э потенциал страны, т.е. ее способность производить и потреблять товары и услуги. Уровень Э развития определяется величиной ВВП на душу населения. 3 метода расчета ВВП: 1. Производственный - ВВП расчитывается как сумма добавленных стоимостей. Каждое предприятие учавствует в создании ВВП. Мера определяется величиной добавленной стоимости, создаваемой этим предприятием. Добавленная стоимость - разность между стоим. тов. и услуг и материальными затратами. ДС распадается на 3 элемента: з\п, прибыль, амортизация. 2. Метод по расходам заключается в учете затрат на покупке всей массы товаров и услуг, произ. за год. Выделяют затраты: 1. Потребительские расходы (С). 2. Инвестиционные расходы (I). 3. Государственные расходы (G). 4. Чистый экспорт (Экспорт-Импорт=Хп). ВВП=C+I+G+Хп. 3. Распределительный метод (по доходам). ВВП по доходам - сумма з\п, прибыли, %, земельной ренты и дохода предприятия, находящиеся в индивидуальной собственности + амортизационные отчисления.

Основные  макроэкономические тождества

СНС описывает  макроэк. операции, кот. разделяются  по ряду признаков: 1. отечественный, национальный. 2. валовой, чистый. На основании первого признака разделяют ВВП и ВНП – два главных макроэк. показателя. ВВП – производится резидентами на территории данной страны. К числу резидентов относятся эк. единицы, которые функционируют на территории данной страны больше года. Нерезиденты – международные организации, филиалы, их представительства. ВВП – стоимость конечных товаров и услуг, созданная резидентами на территории данной страны. ВВП – продукция, произведённая нерезидентами + продукция, произведённая за границей = ВНП. ВНП – совокупность конечных материальных благ и услуг, созданных только нац. предприятиями  в течение определённого времени, как на территории своей страны, так и за рубежом. Валовой чистый продукт – с помощью этого различия рассчитываются показатели чистого нац. продукта, НД, личного дохода и располагаемого личного дохода. ЧНП – косвенные налоги = НД. НД – налоги на предприятия = личный доход. ЛД – индивидуальные налоги = располагаемый личный доход. ВВП РФ – 600 млрд. долларов.  Переход от ВВП к ЧНД позволяет указать точный стоимостной результат годового производства. Номинальный ВВП рассчитывается в текущих ценах. Реальный ВВП рассчитывается в сопоставимых ценах, т.е. в ценах какого-то года, принятых за базу. Это позволяет делать сравнение, определить динамику изменения физического объёма ВВП, т.е. иллюминировать, ликвидировать влияние инфляции, деноминации и других ценовых факторов на величину ВВП. Реальный ВВП рассчитывается по формуле: ВВПр = ВВПн/Иц (Иц – индекс цен). Иц = ВВПн/ВВПр. Иц – дефлятор ВВП. Иц рассчитывается в 4 вариантах: 1. По ограниченному набору товаров и услуг, которые составляют основу потребления населения. Этот набор определяет стоимость жизни (потребительская корзина). Включает в себя самые элементарные товары и услуги, которые должен потреблять человек в течение года. 2. Индекс цен рассматривают по всему набору товаров.

8. Схема  кругооборота ВВП

ВВП поток товаров  и услуг. 1. Ресурсный поток (товаров  и услуг). 2. Доходов (расходов). В кругообороте ВВП они взаимосвязаны. В нем возникают утечки доходов и в тоже время им противостоят когда объем потоков возрастает происходит экономический рост, на этой основе осуществляется расширенное воспроизводство ВВП.

Система национальных счетов

Обеспечивает обобщение Э информации в масштабе всей страны. Обобщает все Э опрерации, которые осущ. конституциональными единицами. Это хозяйственные единицы, которые обладают рядом признаков: 1. Единство поведения. 2. Самостоятельность в принятии решений. 3. Полный набор бух. отчетности. 4. Должны явл. юр. лицами. НС - позволяют упорядочить инф. о сделках и т.д. СНС отражает идею общего Э равновесия в стране. 4 сектора в нар. хозяйстве: 1. Нефинансовые предприятия - по производству товаров и услуг по их реализации. 2. Домашние хозяйства. Население, как потребитель продукции, а также производитель. Некомерческие организации. 3. Государственные учреждения. Бесплатные товары и услуги. Административные учреждения и т.д. 4. Финансовые учреждения - институциональные единицы, осуществляющие фин. операции. Банки, сберегательные фонды и т.д. Основная часть ресурсов образуется иначе, чем в 1 секторе (продажа товаров и услуг), 2 сектор - использование личных факторов. 3 сектор - за счет налогов. 4 сектор - принятие обязаьельств. В открытой экономике появляется 5 сектор - заграница (институциональные единицы, которые специализируются на внешнеэкономических операциях). СНС описывает Э операции, которые осуществляют эти 5 секторов, в результате дается характеристика производству, распределение и использование ВВП. СНС позволяет рассматривать все Э процессы, протикающие в стране в стоимостной форме. СНС содержит унифицированную схему расчетов макроэкономических показателей при помощи 500 различных счетов. К 2004 году все страны перейдут на схему стандартных счетов. 2 типа: счета потоков (итоги сделок Э потоков) и счета имущества (балансы и т.д.). СНС позволяет рассматривать сектора предприятий, позволяющих применять принципиальные положения бухучета для описаний экономических процессов на макроуровне. Основной принцип бухучета - принцип двойной записи.

Государственный и  долг

Государственный и муниципальный долг (ГМД) - это  накопленная задолжность РФ и  субъектов РФ, подлежащая погашению  фонда основного долга и начислению процентов. ГД РФ - долговое обязательство РФ перед физ. и юр. и иностранными лицами. Обеспечение госдолга РФ - это имущество, находящееся в федеральной собственности (госказна). В состав госдолга РФ входят долговые обязательства в следующих формах: 1. Кредитное соглашение и договора. 2. Государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ. 3. Формы договоров о предоставлении гарантий РФ. 4. Поручительство. 5. Переоформление долговых обязательств 3-х лиц в госдолг на основании принятых законов. Под управлением госдолга понимается совокупность меровприятий государства по выплатам доходов кредиторам и погашению займа; изменению условий выпущенных займов; определению выпуска новых государственных ценных бумаг. В РФ госдолгом управляет правительство. Меры по управлению: 1. Конверсия - именение доходности займов, чаще всего к снижению. 2. Консалидация - увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. 3. Унификация - объединение нескольких займов в 1. Анулирование госдолга - это мера, когда государство полностью отказывается от погашения долга, по причинам банкротства, несостоятельности; приход к власти новых политических сил.

 

Цели  и инструменты денежно-кредитной  политики

Среди целей  ден.-кр. политики государства выделяется: долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы), краткосрочные (поддержание определенного уровня ден. массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки %). Проводником монетарной политики является ЦБ страны, а объектами - спрос и предложение на денежном рынке. Ден.-кр. политика оказывает самое непосредственное влияние на такие макроэкономические показатели, как ВНП, уровень цен и занятости. Кейнсианцы считают ден.-кр. политику второстепенным средством стабилизации экономики по сравнению сс бюджетно-налоговой. Монетаристы утверждают, что общее состояние экономики непосредственно зависит от ден. предложения. Возможные цели: поддержание на неизменном уровне кол-во денег в обращении, поддержание фиксированной нормы %. Инструментом могут быть, например, операции на открытом рынке.

Потоки  и запасы: их виды и механизм взаимодействия

Запасы характеризуют  состояние объекта. Между потоками и запасами существует разница и  взаимосвязь. ВВП надо понимать как поток товаров и услуг. Поток характеризует изменение объекта во времени, процессы, которые в нём возникают. Запасы характеризуют состояние ВВП на какую-то конкретную дату. Между потоками и запасами существует различие, но в то же время и взаимосвязь, и именно через неё обеспечивается создание ВВП. Потоки обеспечивают изменение запасов, их рост. Взаимосвязь находит отражение в СНС; 1 и 9 счетах, главным образом фиксируются  изменения запасов, 2-8 – характеризует движение потоков. (1. Открывающий баланс показывает активы и пассивы на начало периода и сальдо. 2. Счёт производства включает в себя две взаимосвязанные группы показателей: ресурсы (кредит) – находится с правой стороны счёта, а в левой части – использование ресурсов (дебит). Счёт производства в ресурсах указывается валовой выпуск продуктов, а в дебите – промежуточная потреблённая продукция. Сальдо – добавленная стоимость – ВВП. 3. Счёт эксплуатации. Подразумевается механизм образования доходов. В ресурсах отражается добавленная стоимость и полученные субсидии в ресурсах. В левой части – оплата труда, налоги на производство. Сальдо – валовая прибыль. 4. Счёт распределения дохода. В ресурсной части – валовая прибыль, оплата труда, %, подоходный налог, социальные выплаты и пособия. В левой – выплаченные дивиденды, %, оплаты и страховки. Сальдо – располагаемый доход. 5. Счёт использования доходов. Он показывает, как располагаемый доход используется на конечное потребление и сбережение. 6. Счёт капитала. Показывает потоки формирования накопления. В ресурсной части отражены сбережения.  В левой – формирование основного капитала, изменение запасов, покупка земли. Сальдо счёта указывает на возможность (если оно +) или потребность (если -) финансирования инвестиций. 7. финансовый счёт – показывает потоки чистых кредитов и чистых долгов во всех формах. 8. счёт изменения стоимости вне производства (стоимость имущества). 9. Закрывающий баланс. Отражает размеры имущества на конец периода). Валовой ВВП неразрывно связан с процессом производства, распределения и использования товаров, услуг, ресурсов, доходов. В этом процессе осуществляется множество экономических операций, как внутри институциональных секторов, так и между ними. Вне этих потоков, операций, не может быть создан ВВП.

Фонд  потребления. Качество и уровень  жизни

Важнейшим фактором уровня жизни является негативные явления (инфляция, преступность, дискриминация и т.д.). Качество жизни оценивают по показателям: 1. По объему фонда потребления на душу населения. 2. По уровню недоедания среди детей. 3. По коэф. детской смертности. 4. ожидаемая продолжительность жизни. 5. Уровень неграмотности взрослого населения. 6. Коэф. урбанизации. 7. Доступ к комунальным удобствам городских жителей. Формируется стандарт качества жизни.

 

Совокупный  спрос, совокупное предложение

Под совокупным предложением понимают все товары и  услуги, которые производит экономика. Совокупный спрос — это суммарные расходы, запланированные потребителями, предпринимателями и прави­тельством для приобретения товаров и услуг, составляющих совокупное предложение. В идеальных условиях суммарные расходы будут в точности рав­ны выраженной в долларах суммарной стоимости товаров и услуг, которые производит экономика. Иначе говоря, тогда совокупное предложение будет равно совокупному спросу. Однако не все произве­денные товары и услуги обязательно находят в течение года своего покупателя. Когда это случается, экономисты говорят, что излишек «приобрели» фирмы, которые произвели его (то есть добавили к своим запасам). Когда совокупный спрос меньше, чем совокупное предложение, экономисты говорят о возникновении «дефляционного разрыва». Если же совокупный спрос превышает предложение, разница между ни­ми получает название «инфляционный разрыв». Понимая, как связаны изменения в уровне совокуп­ного спроса и совокупного предложения с появле­нием этих «разрывов», правительство может придерживаться определенной финансово-бюджетной или денежно-кредитной политики, с тем чтобы стимули­ровать или ограничивать хозяйственную деятельность и, таким образом, контролировать пагубные последствия колебаний деловой активности. Общий оъем товара определяет совокупный спрос. Национальный доход, используемый на инвестиционное и личное потребление.

 

Фонд  накопления и инвестиций

Это часть национального  дохода, которое превышает стоимоть текущего потребления. образование  фонда накопления  является предпосулкой расширенного воспроизводства, т.е. увеличения национального дохода в последний период.

 

Международная торговля и внешнеторговая политика

Международная торговля играет все возрастающую роль в эконо­мическом развитии стран. Ее рост существенно опережает рост про­изводства. Такое динамичное развитие международной торговли свя­зано с тем, что она приносит выгоду всем участвующим в ней стра­нам. В связи с этим теория международной торговли должна дать ответ на вопрос: что лежит в основе выигрыша от внешней торговли, какие причины обусловливают необходимость и целесообразность ее развития. А. Смит объяснял существование международной торговли и ее выгодность наличием у стран абсолютных преимуществ в производстве товаров. При этом под абсолютным преимуществом понимается производство каких-либо товаров с меньшими издержками. Эти пре­имущества могут, с одной стороны, порождаться естественными фак­торами — более благоприятными погодно-климатическими условия­ми, лучшим качеством земель, наличием природных ресурсов и др. Особую роль естественные преимущества играют в сельском хозяй­стве и в отраслях добывающей промышленности. С другой стороны, абсолютные преимущества в производстве различных продуктов в обрабатывающей промышленности могут быть и приобретенными, т. е. обусловленным» развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т. д.

 

Модель  совокупный спрос равен совокупному  предложению

Модель взаимодействия спроса и предложения: точка Е  — точка равновесия;  Р — равновесная цена; Q —равновесное количество. Точка пересечения кривых спроса и предложения показывает ры­ночное равновесие, которое характеризуется равновесным количест­вом товара Qg и равновесной ценой Рд. Равновесное количество — это количество товара, которое хотят купить покупатели, соответствую­щее количеству товара, которое продавцы хотят продать.

Равновесная цена — это цена такого уровня, при  котором объем предложения со­ответствует объему спроса. В точке равновесия интересы покупателей и продавцов совпада­ют, ни те, ни другие не заинтересованы ни в изменении объемов производства, ни в изменении цен. Падение цены ниже равновесной невыгодно не только продавцам, но и покупателям, так как сократит количество предлагаемого товара, а рост цены выше равновесного уровня не устроит не только покупа­телей, но и продавцов, поскольку уменьшит покупаемый объем това­ра. Вследствие этого при отклонениях цены от равновесного уровня в самой рыночной системе возникают силы, возвращающие ее в пер­воначальное равновесное состояние. Точно так же поведет себя рынок и при отклонениях количества товара от равновесного: его превышение обернется падением цены и станет невыгодным для продавцов, а недобор количества приведет к росту цены, невыгодному для покупателей.

Эффект  мультипликатора

Дословно мультипликатор означает «множитель». Суть эффекта  мультипликатора в рыночной системе  хозяйства состоит в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Мультипликатор спроса: Возьмем условный цифровой пример, иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта. Допустим, первоначальный объем инвестиций равен 1000 долл. Инвестиции — это строительство новых предприятий, закупка оборудования, сырья и материалов, найм рабочих. Примечательно, что Кейнс отводит особую роль государству в созда­нии первоначального «инвестиционного толчка». В его теоретических построениях инвестиционные проекты реализуются в виде организации общественных работ — строительство дорог, мостов, плотин и т.п. Почему именно в такой форме должны осуществляться государственные ин­вестиции, а не в виде строительства заводов и фабрик — поясним далее. Итак, все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации общественных работ, оплаченные из государственной казны, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка (подчеркнутое слово очень важно) предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например, покупка телевизоров. Другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров также потратят на покупку потребительских товаров, например, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров. Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 долл. в виде инвестиций вызовут рост совокупного спроса, или используемого национального дохода более чем на 1000 долл., т.е. 1000 долл. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор.

 

Основные  макроэкономические показатели экономики России после 1998

Для измерения  объемов годового общественного  производства ис­пользуются такие  макроэкономические показатели как  совокупный об­щественный продукт (СОП), конечный общественный продукт (КОП), чистый общественный продукт (ЧОП), валовой национальный про­дукт (ВНП) и национальный доход (НД). Они позволяют определить объемы хозяйственной деятельности в общенациональном масштабе, чтобы можно было «держать руку» на экономическом пульсе страны и судить об экономическом здоровье общества.

Кредитный рынок и кредитная система

В рыночной экономике  непреложным законом является то, что деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное  обращение. Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности. Хотя эта экономическая категория зародилась еще в рабовладельческом обществе, когда деньги предо­ставлялись в долг ростовщиками, она получила наиболь­шее развитие в буржуазном обществе, опираясь на ресурсы ссудного капитала. Кредит выполняет важные функции в рыночной экономике. Во-первых, исторически кредит позволил существен­но раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливались наличным количеством имеющегося в той или иной стране денежного золота. Во-вторых, кредит выполняет перераспределительную функцию. В-третьих, кредит содействует экономии издержек обра­щения. В-четвертых, кредит выполняет функцию ускорения концентрации и централизации капитала. Особое место в современной рыночной экономике за нимают специализированные кредитно-финансовые институты, такие, как пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации.

 

Международный валютный рынок

Международные торговые и финансовые операции базируются на использовании национальных валют. Каждое государство, будучи независимым  и самостоятельным экономическим  субъектом, имеет национальную валютную систему, проводит самостоятельную денежно-кредитную политику и отстаивает в условиях международной конкуренции свои интересы. Проблемы внутренней денежной стабильности в условиях высокой степени взаимозаменяемости национальных эко­номик во все большей степени связаны с мировой валютной систе­мой, которую можно определить как форму организации международных валютных отношений, сложившуюся на основе развития мирового рынка и закрепленную межгосударственными соглаше­ниями. Главными экономическими агентами внешнего валютного рынка выступают экспортеры, импортеры, держатели портфелей активов. Наряду с «первичными» субъектами валютного рынка — экспортерами и импортерами, формирующими базисный спрос и предложение валюты, — выделяют и «вторичных» — тех участников валютного рынка, которые торгуют непосредственно валютой. Это коммерческие банки, валютные брокеры и дилеры. Определение «вторичные» весьма условно, поскольку в настоящее время около 90 % всех валютных сделок на внешнем валютном рынке не связаны с торговыми операциями. Большая часть торговли валютой — это обычная биржевая игра в целях получения прибыли, где в качестве объекта фигурируют обменные курсы валют.

 

Содержание  национального богатства

Национальное  богатство (НБ) - итоговый, обобщающий показатель функционирования экономики за весь предществующий период. Это важный показатель в системе национальных счетов. Величина НБ определяется как сумма чистого капиталла всех институциональных единиц данной страны. Это итог, результат экономического развития. Это совокупность материальных благ, которыми распологает общество (ВВП, вещественные блага и услуги и т.д.).

Денежное  предложение и его мультипликатор

Величина, обратная норме резервирования, называется называется мультипликатором денежного предложения. Денежное предложение увеличивается в результате деятельности банков. Ms=C+H, где Н - деньги на банковском счету, С - базовые деньги. Н - это функция С, Q (Н=I (С,Q), Q - мультипликатор ден. предложения.


 

Финансовая  система и финансовая политика России после 1998 года

Финансы - это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств. Финансовая система государства состоит из: 1. Бюджеты различных уровней; 2. Фонды социального, имущественного и личного страхования; 3. Валютные резервы государства; 4. Денежные фонды предприятия, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. Принцип построения финансовой системы — принцип фискального федерализма. Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействовать на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). В основе бюджетной политики государства могут лежать различные концепции: 1. Концепция ежегодно балансируемого бюджета; 2. Концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; 3. Концепция, в основе которой лежит идея функциональных финансов. Финансовая политика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает в краткосрочном периоде: 1. Увеличение номинального дохода (объема производства) в соответствии с мультипликатором государственных расходов; 2. Повышение процентных ставок.

 Денежная система и денежная масса

Денежная система  — это исторически сложившаяся  в каждой стране и законодательно устанавливаемая государством форма  орга­низации денежного обращения. Денежное обращение — это дви­жение  денег, опосредующее оборот товаров  и услуг. Именно денежное обращение обеспечивает нормальное функционирование рыночного ме­ханизма хозяйствования, кругооборот товаров и услуг между субъек­тами экономики. Но не все денежные отношения относятся к финан­совым. Они становятся таковыми, когда приобретают определенную самостоятельность и выступают в форме денежных доходов хозяйству­ющих субъектов или их использования. Важнейшими элементами денежной системы выступают: а) нацио­нальная денежная единица, б) масштаб цен, в) формы денег (бумажные деньги и разменные монеты), г) система эмиссии денег (учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги), д) валютный паритет (соот­ношение рубля с другими валютами), ж) государственные органы, ве­дающие вопросами регулирования денежного обращения. Денежная масса — это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение то­варов и услуг в народном хозяйстве. Из-за отсутствия денег предпри­ятия стали расплачиваться долгами, «частными» и «местными день­гами» . Возникли «квази-деньги». В структуру денежной массы включаются такие компоненты, кото­рые нельзя непосредственно использовать как покупательное средство или платежное средство. Это денежные средства на текущих счетах банков. В связи с этим, в структуре денежной массы выделяют «деньги для сделок», которые включают в себя наличные деньги, обращающи­еся вне банков, а также деньги на текущих счетах в банках, которые можно использовать для безналичных расчетов.

 

Элементы  и цели фискальной политики

Фискальная политика подразумевает использование  возможностей федерального правительства взимать налоги и расходывать средства для регулирования уровня деловой активности. Основным рычагом ФП является изменение налоговых ставок в соответствии с расходами федерального правительства. Фискальные инструменты могут быть использованы для замедления экономических темпов. Например увеличение налогов или уменьшение правительственных расходов, либо и то и другое. Основные элементы фискальной политики: 1. Изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства (Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора). 2. Изменение государственных расходов (Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом).

Два вида спроса на деньги

Макроэкономическое  равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке. Важней­шая из них — равновесие между спросом  и предложением денег. Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т.е., по-существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки. Теоретически анализ спроса на деньги и изучение усло­вий равновесия на рынке привели к возникновению двух основополагающих экономических школ в этом вопросе и соответственно к разработке двух базисных макроэкономи­ческих моделей: монетаристской и кейнсианской. Монетаристская теория спроса на деньги основывается на неоклассических традициях и унаследовала основные постулаты количественной теории денег, возникшей еще в XVIII в. и безраздельно господствовавшей в экономиче­ской науке до ЗО-х-40-х гг. Монетаристы подчеркивают важную роль денег в процессе хозяйственного развития, считают, что именно изменение денежной массы имеет первосте­пенное значение для объяснения циклического развития рыночного хозяйства. Основной постулат количественной теории заключается в следующем: абсолютный уровень цен определяется пред­ложением номинальных денежных остатков. Иными сло­вами — чем больше предложение денег, тем выше уровень цен и наоборот.  Кейнсианская теория внесла новые аспекты в объясне­ние спроса на деньги. В кейнсианской терминологии спрос на деньги — это предпочтение ликвидности. В теории М.Фридмена утверждается, что существует стабильная функция спроса на деньги. Это положение отли­чается от взглядов Дж.М.Кейнса, считавшего, что спрос на деньги отличается неопределенностью и непредсказуемо­стью. Монетаристы тем самым предположили, что желае­мый населением денежный запас составит некоторую ус­тойчивую долю номинального валового национального продукта. Важным постулатом монетаризма является утверждение, что предложение денег носит экзогенный харак­тер, то есть определяется силами, находящимися за преде­лами экономической системы (имеется в виду правитель­ство). В этом случае изменения предложения денег не происходят вслед за изменениями спроса, а осуществляются автономно. Экзогенный харак­тер предложения денег предполагает как необходимый элемент способность Центрального банка жестко и эффек­тивно контролировать величину денежной массы. Неокейнсианцы выступили против утверждения монета­ристов об экзогенности предложения денег, так как, по их мнению, это не подтверждается на практике. Монетаристы, кроме того, полагают, что цены и зара ботная плата гибки, быстро реагируют на изменение спро­са. Тем самым они отвергают заявление Дж.М.Кейнса и его последователей об инертности и фиксированное™ этих величин.

Понятие экономического роста

Экономический рост связан с количественным увеличением  и качественным совершенствованием общественного производства. Его результаты проявляются в увеличении ВНП, национального богатства страны, в возрастании ее экономического могущества. Снимая ограничения нехватки ресурсов, он развивает производственные возможности общества, является общей предпосылкой повышения качества жизни населения, престижа страны на мировой арене. Следует различать темпы, уровень экономического роста и уро­вень экономического развития. Темпы экономического роста опре­деляют скорость экономического роста в стране, которая измеряется в процентах роста производства в текущем году по сравнению с предыдущим годом (предыдущим периодом). Это относительная величина прироста производства за определенный период времени. Уровень экономического роста характеризует абсолютные масштабы производства в стране в том или ином году. Уровень экономического развития страны определяется объемом производства материальных благ и услуг и прежде всего нацио­нального дохода страны, на душу населения. Уровень экономического роста зависит прежде всего от абсолютных размеров прироста производства Степень же удовлетворения потребностей общества и его членов зависит не только от увеличения масштабов производства товаров и услуг, но и от их качества, соста­ва и ассортимента. Поэтому если увеличение производства связано с выпуском не пользующейся спросом продукции или с ухудшением ее качества, то это не приводит к улучшению удовлетворения потребностей. Более того, это приводит к непроизводительному расходу сырья, материалов, топлива, энергии, рабочей силы, оборудования, что ухудшает удовлетворение потребностей общества и его членов. Со своей стороны, сокращение производства не пользующейся спросом продукции и падение в связи с этим темпов экономического роста, не сказывается отрицательно на удовлетворении общественных потребностей. Более того, оно позволяет экономить ресурсы (материальные, трудовые, финансовые), которые можно направить на улучшение удовлетворения потребностей населения, что очень важно в условиях их ограниченности.

Налоговая система, налоговая система в  России

Налоговая система — это  совокупность налогов и налоговых  ставок, сборов и других платежей, взимаемых  в установленном законом порядке, свод законов, регулирующих порядок  и правила налогообло­жения, а  также структура и функции налоговых органов. Налоговая система включает следующие элементы: 1. Субъект налогообложения или плательщик налога. 2. Объект налогообложения — прибыль или доход, выручка от оборота товаров и оказанных услуг, имущество налогоплательщика, пользование природными ресурсами, другие объекты, установленные законом (курортные сборы, сборы с владельцев собак и т. д.), налоги на выполнение некоторых действий (таможенные и государственные пошлины) и пр. 3. Налоговая база — это сумма, с которой взимаются налоги. 4. Налоговая ставка — величина налога, исчисляемая на единицу налогообложения (на рубль дохода, на рубль имущества, на гектар земли и т. д.). 5. Изменение величины налога в абсолютном выражении или в проценте к доходу в зависимости от величины дохода. 6. Срок уплаты налога (месяц, квартал, полугодие, год), кото­рый устанавливается применительно к каждому налогу или сбору. 7. Налоговые льготы, то есть полное или частичное освобождение плательщика от налога, отсрочка или рассрочка взимания налога. 8. Правила исчисления и порядок уплаты налога. 9. Штрафы и другие санкции за неуплату налогов. 10. Организация учета и контроля доходов, взимания налогов. Основные принципы налогообложения можно сформулировать следующим образом: а) законодательный порядок установления всех видов налогов, срока уплаты, порядка расчетов и ответственно­сти за уклонение от налогов или неправильного исчисления; б) всеобщ­ность т. е. охват налогами всех экономических субъектов, получающих доход; в) множественность объектов налогообложения; г) единый под­ход в вопросах налогообложения для всех форм собственности; д) рав-нонапряженность налогового изъятия в зависимости от уровня доходов налогоплательщика; е) однократность налогообложения доходов; ж) стабильность основных видов налогов и налоговых ставок; з) простота и удобность для каждого налогоплательщика; и) четкое разгра­ничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между властями различного уровня; к) заблаговременность установления ставок и правил исчисления налогов и их уплаты; л) обязательность уплаты налогов; м) использование налоговой системы в качестве инструмента государственного регулирования экономических процессов; н) социальная справедливость налоговой системы, проявляющаяся в установлении налоговых ставок и льгот таким образом, чтобы богатые платили больше налогов, чем бедные.

Структура и функции  фискальной системы. Государственный  бюджет

Бюджет - звено  централизованной системы государственных  финансов. Это система денежных отношений, в процессе которых образуется и  используется бюджетные фонды. Как  экономическая категория, бюджет - основной финансовый документ страны, т.е финансовый план, в процессе исполнения которых образуется и используется основные централизованные денежные фонды. Бюджетная система - совокупность всех видов бюджетов страны и включает 3 большие группы бюджетов: федеральный ,бюджет субъектов Федерации, местный бюджет. Когда формируется бюджет: сначала формирует консолидирующий федеральный бюджет и бюджет субъектов федерации. Консолидирующий федеральный бюджет - это сводный бюджет: федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Он используется для сведения и проверки статестических показателей. Он не является законом и элементом бюджетной системы. Принципы построения бюджетной системы: 1). единство-обеспечивается единством правовой базы, классификации бюджетов, формами бюджетной классификации, формами бюджетной документации, единым бюджетным процессом и единой социально-экономической и налоговой политики; 2)полнота-отражение в полном объеме доходов и расходов каждого звена бюджетной системы; 3)гласность - публикация утвержденных проектов бюджетов, отчетов об исполнении бюджета, сводных отчетов консолидирующих бюджетов(федерации и субъектов,бюджетные послания Президента; 4)реальность-правдивость бюджетных показателей; 5)самостоятельность-обеспечение каждого звена бюджетной системы собственными источниками доходов и правом определять их  использование.

 

Реальный  и финансовый сектор экономики

Реальный сектор - это непосредственное производство - это промышленность, с\х, речное, морское  хозяйство, связь, торговля и т.д. Основной источник всех доходов и налоговых поступлений. Финансовый сектор - совокупность ден. фондов, которые обеспечивают функционирование институциональных единиц. Это финансовая система (финансы государства, бюджет, финансы местных органов власти и финансовых предприятий). Через фин. систему осуществляется перелив ресурсов между фин. и реальным сектором по отраслям. Финансовый сектор обеспечивает взаимодействие между рынком капитала, ден. рынком, кредитным и реальным сектором - рынок ресурсов, товаров и услуг. Фин. сектор является важным источников. - это основа экономического роста.

Причины, виды и типы инфляции

Инфляция - процесс  перепол­нения каналов обращения  денежной массой сверх потребностей товарооборота и как следствие  этого, обесценение денег, снижение их покупательной способности. Этот термин впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и озна­чал разбухание бумажно-денежного обращения. Виды инфляции: а) открытую инфляцию, когда рост цен ничем не ограничивается, и цены на товары растут открыто, постоянно и устойчиво, что I характерно для рыночной экономики, б) скрытую инфляцию, ко­гда государство искусственно сдерживает рост цен, что приводит к товарному дефициту, отсутствию товаров на прилавке или к ухудшению качества продукции без изменения ее цены, что характерно для стран с нерыночной экономикой. В зависимости от места распространения различают: а) локальную инфляцию, то есть инфляцию в границах одной страны, б) ми­ровую инфляцию, которая охватывает одновременно группу стран или целые регионы мира. Типы: а) ползучую инфляцию, когда цены возрастают не более чем на 10% в год, б) галопирующую инфляцию, когда цены растут скачкообразно, десятками и сотнями процентов в год, в) гиперинфляцию, когда годовые темпы роста цен измеряются тысячами процентов и инфляционные процессы становятся неуправляемыми. В зависимости от степени сбалансированности различают: а) сбалансированную инфляцию, когда имеет место умеренный рост цен на большинство продуктов и услуг и цены различных товаров отно­сительно друг друга остаются практически неизменными, б) несбалансированную инфляцию, когда имеют место различные темпы роста цен на различные товары и цены различных товаров постоянно меняются по отношению друг к другу, причем в разных пропорциях. В зависимости от характера ожидания и предсказуемости различают: а) ожидаемую инфляцию, которую можно спрогнозировать заранее на какой-то период времени или планировать по решению правительства, б) неожиданную инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен, как это было в России в августе 1998 г. Типы инфляции: а) инфляция спроса, когда нарушается равновесие между спросом и предложением. б) инфляция издержек, когда рост цен порождается ростом издержек производства, вследствие подорожания сырья, энергии, транспортных услуг, ускоренной амортизации, роста налогов, акцизов, пошлин и т. д.

Модели  экономического роста

Современные модели экономического роста сформиро­вались  на основе двух источников — кейнсианской теории макроэкономического равновесия и неоклассической тео­рии производства. Кейнсианские модели роста возникли в качестве развития и кри­тической переработки кейнсианской теории макроэкономического равновесия. Наиболее известными являются неокейнсианские модели экономического роста Р. Харрода (Англия) и Е. Домара (США), которые основаны на двух предпосылках: 1) рост национального дохода является только функцией накопления капитала, а все остальные факторы (увеличение занятости, степень использования достижений НТП, улучшение организации производства), влияющие на рост капиталоотдачи, исключаются. Это однофакторные модели. Предполагается, что спрос на’капитал при данной капиталоемкости зависит только от темпов роста нацио­нального дохода; 2) капиталоемкость не зависит от соотношения цен производственных факторов, а определяется лишь техническими условиями производства. Определяющим фактором экономического роста и его темпов, по мнению неокейнсианцев, является рост инвестиций. Инвестиции играют важную роль: с одной стороны, они способствуют росту национального дохода, с другой — увеличивают производственные мощности. В свою оче­редь, рост дохода способствует увеличению занятости. По­скольку инвестиции увеличивают производственные мощности, постольку рост дохода должен быть достаточным, чтобы уравновесить увеличивающиеся производственные возможности общества, не допуская возникновения недог­рузки предприятий и безработицы. Неоклассическая модель экономического роста: При ана­лизе экономического роста неоклассики исходят, во-первых, из того, что стоимость продукции создается всеми производственными факторами; во-вторых, из того, что каждый фактор производства вносит свой вклад в создание стоимости продукции в соответствии со всеми предельны­ми продуктами и получает доход, равный этому предель­ному продукту; в-третьих, из того, что существует количе­ственная зависимость между выпуском продукции и ресур­сами, необходимыми для ее производства, а также зависи­мость между самими ресурсами; в-четвертых, из того, что существует независимость факторов производства, их вза­имозаменяемость. Модель неоклассйков, в отличие от од­нофакторной неокейнсианской, является многофакторной.

Факторы экономического роста

Выделяют два  главных фактора эк. роста: 1. Увеличение совокупного спроса. Эк. рост за счёт фактического спроса является главной  в кейнсианской концепции. 2. Совокупное предложение предполагает рост объёма применяемых ресурсов, а также рост их производительности. В первом случае эк. рост является экстенсивным. Во втором – интенсивным АD=C+I+G+Xn. С – потребительские расходы, I -  инвестиционные расходы, G – гос. расходы  Xn – реальный экспорт. AS включает в себя количество ресурсов и продуктивность ресурсов. В первую очередь совокупный спрос увеличивается в связи с ростом реального дохода. Происходит увеличение потребительских расходов. Падение потребления в виду падения реальных расходов компенсируется за счёт увеличения экспорта. Доля инвестиций в ВВП – 25%, причём инвестиции в основной капитал – 18% (2001). Объём инвестиций связан с нормой накопления. А=Н/НД*100%, где А – акселератор, Н – норма накопления. Норма накопления и инвестиций не является оптимальной, т.к. сейчас износ основных фондов составляет примерно 45%. Инвестиции на протяжении многих лет оказывали меньше амортизационных отчислений, а это приводило к старению основного капитала. Сейчас норма накопления равна 18%. Естественный темп роста инвестиций тот, который обеспечивает полную занятость. Оптимальная норма накопления обеспечивает такой объём инвестиций, который обеспечивает равновесный экономический рост при максимальном уровне накопления. Эк. рост зависит от величины мультипликативного эффекта. Увеличение спроса на товары и услуги требует новой порции инвестиций. Мультипликативный эффект может снижаться из-за ряда факторов: 1. Уменьшение потребительских расходов при росте I расходов. 2. Увеличение ставки % или высокая ставка % тормозит переход от роста спроса к увеличению производства (мульт. эффект). 3. Удовлетворение значительной части потребительского спроса за счёт импорта. По Кейсу, если 20% спроса удовлетворяется за счёт импорта, то мультипликационный эффект сворачивается. У нас – 50%, поэтому эффект не срабатывает. Важным фактором эк. роста является снижение безработицы. Экономический рост в мире в последние 20 лет был обусловлен расширением международных эк. связей.

Антиинфляционная  политика

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран про­водить определенную экономическую политику. Оценивая характер антиинфляционной политики, мож­но выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная полигика — маневрирование государственными расходами и налога­ми в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфля­ции. Однако одновременно ограничивается и рост про­изводства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, красширению безработицы. Тако­ва для общества цена сдерживания инфляции. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осушествляются программы государственных капиталовложений устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом рас­ширяется спрос на потребительские товары и услуги. Од­нако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усили­вать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефицитьг ограничивают правительственные возможности ма­неврировать налогами и расходами. Второй подход рекомендуется экономистами неокласси­ческого направления, выдвигающими на первый план де нежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздей ствуюшее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтродьным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента воздействуя таким образом на.экономику. Экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для огра­ничения платежеспособного спроса, поскольку стиму­лирование экономического роста и искусственное под­держание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожи­дания населения я предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.

Промышленный  цикл и его фазы

Классический  промышленный цикл ХIХ века проходит 4 стадии: кризис, депрессия, оживление, подъем. Для кризиса характерно накопление огромной массы товарно-материальных запасов (ТМЗ), которые не находят спроса и не реализуются. Цены падают, уменьшается прибыль. В условиях депрессии продолжают снижаться цены, но излишки товаров начинают рассасываться. Обесценивается активная часть основного капитала. В период оживления начинается массовое обновление активной части основного капитала. Цены получают тенденцию к росту, начинает расти прибыль. Из фазы оживления экономика вступает в фазу подъема, когда возрастающий спрос стимулирует рост цен. В ХХ веке в результате научно-технического прогресса и изменения характера активной части основного капитала, усиливающегося несовершенства рынков, вмешательства государства в экономику, в промышленном цикле произошли изменения. Оживление и подъем фактически объединены в одну фазу, нейтрализована фаза депрессии, в самостоятельные фазы выделены вершина подъема - бум и низшая точка падения, а понятие «промышленного цикла» уходит из научного оборота в связи с возрастанием роли финансового сектора экономики. Это понятие уступает место понятию «экономический цикл». Таким образом, в настоящее время в экономическом цикле выделяются подъем, бум, сокращение, спад. По вопросу государственного регулирования экономического цикла сложилось 2 направления: неокейнсианское и неоконсервативное. Неокейнсианцы предлагают воздействовать на экономический цикл, регулируя совокупный спрос на уровне национальной экономики, используя в первую очередь налогово-бюджетную политику. Неоконсерваторы предлагают воздействовать на совокупное предложение посредством стимуляции конкретных фирм, используя в первую очередь кредитно-денежную политику. В последние десятилетия ХХ века среди методов воздействия на уровень цен и уровень инфляции в процессе экономического цикла все больше отдается кредитно-денежной политике, основными инструментами которой стали норма обязательных резервов, уровень процентной ставки ЦБ, объемы рефинансирования КБ, операции на открытом рынке. Объектом воздействия является денежная масса, объем который непосредственно отражается на уровне цен.

Причины и формы безработица

Безработица —  это социально-экономическое явление, при которой часть экономически активного населения, несмотря на желание  и способность к труду, не может  найти работу. Формы безработицы: 1) Текущая или временная незанятость из-за неравномерного развития отраслей и регионов, а также спада производства в одних отраслях и подъема в других, когда одни предприятия закрываются, а другие, напротив, расширяют производство. 2) Скрытая безработица. Сюда относятся те, кто занят непол­ный рабочий день. Это часть сельскохозяйственного населения, работ­ники отправленные в принудительный отпуск или работающие непол­ный рабочий день или рабочую неделю. Она проявляется и в том, что ту работу, которую может выполнить один человек, выполняют трое, когда специалисты выполняют работу, требующую гораздо меньшей квалификации, чем та, которой обладает работник. 3) Застойная безработица. Она связана с исчерпанием возможного спроса на рабочую силу, когда общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных, когда люди более года не могут найти никакой работы. 4) Технологическая безработица, возникающая в результате использования новых технологий и оборудования. Она связана с вы­свобождением людей вследствие НТП, перехода к малолюдной или безлюдной технологии. 5) Структурная безработица. Она связана с высвобождением рабочей силы под влиянием структурных сдвигов в экономике, когда, с одной стороны, возникают быстро растущие отрасли, базирующиеся на наукоемких технологиях, которые предъявляют повышенный спрос на квалифицированную рабочую силу, а с другой, ряд традиционных отраслей приходит в упадок, сопровождающийся сокращением потреб­ности в рабочей силе. 6) Сезонная безработица, когда спрос на рабочую силу зависит от сезонных колебаний (сельскохозяйственное производство, рыбовод­ство, курортная деятельность и т. д.). 7) Региональная безработица, обусловленная историческими, демографическими и национальными особенностями регионов, малой подвижностью проживающего там населения. Причины безработицы могут быть общими для всех стран и спе­цифическими для каждой из них. Действительно, быстрые технические изменения приводят к высвобождению рабочих из процесса производства, вызывают моральное старение все большего числа профессий и рабочих мест. Новые рабочие места, обладающие большей произво­дительностью, не в состоянии поглотить высвобождающую рабочую силу. К этому следует добавить циклические и сезонные колебания спроса на рабочую силу.


 

Инфляция  и антиинфляционная политика России

Термин инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - обозначает процесс  разбухания бумажно-денежного обращения. Наиболее общее, традиционное определение  инфляции — переполнение каналов  обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Инфляция не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Причины инфляции: Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке - это еще не инфляция. Инфляция — это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных коле­баний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнк­туры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Но не всякий рост цен - инфляция. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его «классической» форме, характерной для XIX — начала XX вв.) будет меняться и динамика цен. Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело — если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действи­тельно сопровождается общим повышением уровня цен (об этом подробнее — в последующих параграфах). Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Так, если в результате наводнения в какой-либо местности разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы. Это будет стимулировать производителей стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться.

Проблемы  развития кредитной системы РФ после 1998 года

проблемы, которые  характерны сейчас для российской кредитной  системы: 1. Низкий уровень банковского  капитала; 2. Значительный объем невозвращенных кредитов; 3. Высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов; 4. Недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики; 5. Значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп; 6. Низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность  в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров; 7. недостатки действующего законодательства, отсутствие системы страхования вкладов граждан. Коренной проблемой является – низкое качество управления, когда российские банки не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию. Постепенно российская кредитная система приходит в равновесие, но надеется на то, что она сама по себе реконструируется под действием рыночных механизмов и в нужную для национальных интересов России сторону, не приходится. Банку России придется создавать соответствующие механизмы и запускать их в действие, в нужном направлении. По итогам 1999 года можно говорить о завершении первого этапа реструктуризации банковской системы, в результате которой восстановлена способность банковской системы оказывать базовый комплекс услуг, сохранено жизнеспособное ядро банков. Можно отметить определенно положительные тенденции (рост капиталов и активов банковской системы), наметившийся в деятельности кредитных организаций в 1999 году. В тоже время для полной нормализации дел в банковской системе потребуется достаточно длительное время. Важной причиной невысокой активности банков является отсутствие у них долгосрочных привлеченных ресурсов, что прежде всего связано с низким доверием к банкам и государству со стороны кредиторов и вкладчиков. В таких условиях банковская система не способна эффективно выполнять функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции.

Финансовая  система и финансовая политика России после 1998 года

Финансовая система  представляет собой совокупность всех финансовых структурных элементов (бюджетов и внебюджетных фондов, валютных резервов государства, финансовых средств предприятий, ор­ганизаций и населения). Она охватывает многочисленные институты государственных финансов, финансы хозяйствующих субъектов и фи­нансы населения. В государственном бюджете объединяются различные виды до­ходов (в 2000 г. — 797,2 млрд. руб.) и расходов государства (в 2000 г. — 855,07 млрд. руб.), которые необходимы ему для финансирования госу­дарственного управления, национальной обороны, фундаментальных исследований, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и дорожного строительства, образования, культуры и искусства, пра­воохранительной деятельности, судебной системы, здравоохранения, осуществления социальной политики.Федеральный бюджет содержит два источника предоставления инвестиций. Первый — невозвратные деньги из бюджета, которые предусмотрены федеральной адресной инвестиционной программой. Второй — бюджет развития (БР), предусматривающий выделение средств на возвратной основе (в 2000 г. запланированный объем средств в БР составляет 42 млрд. руб.). БР формируется за счет доходов от приватизации, поступлений в бюджет от размещения государственных ценных бумаг, доходов от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходов от ранее произве­денных бюджетных инвестиционных ассигнований, доходов от внеш­неэкономической деятельности, внутренних и внешних заимствований и прочих источников (в т. ч. закрепленная законом часть налоговых до­ходов бюджета). Средства из БР предназначены для кредитования и гарантирования коммерческих инвестиционных проектов, направлен­ных прежде всего на импортозамешение и развитие экспорта, посколь­ку именно они обеспечивают достаточно быстрый возврат средств, и на осуществление социальных проектов. В государственный бюджет РФ не входят бюджеты субъектов Фе­дерации и местные бюджеты, что предполагает, с одной стороны, осу­ществление финансовой политики Федерации в целом, а с другой, само­стоятельной финансовой политики субъектами Федерации и местными органами власти. Если собственных средств субъектов Федерации не­достаточно для их развития, государство за счет федерального бюд­жета переводит им денежные средства (трансферты). В 1999 г. объем трансфертов регионам составил 45,5 млрд. руб. К финансовым ресурсам государства относятся внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центральных или местных орга­нов власти (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Дорожный фонд).

 

Денежно-кредитная  политика и денежно-кредитная система РФ после 1998

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение  устойчивости денежного обращения  через управление эмиссией, регулирование  инфляции и курса национальной денежной еди­ницы; обеспечение своевременности  и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государст­венных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи), через упреждающее повыше­ние или понижение Центральным банком ставки рефинансиро­вания, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО—ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов. В кредитно-денежной политике относительную самостоя­тельность приобретают эмиссионная политика, ценовая полити­ка, валютная политика, кредитная политика — а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная по­литика. Следует отметить, что если в практике бюджетных от­ношений под инвестициями понимают финансирование прирос­та и модернизации основных фондов, то в банковской практике под инвестициями понимают формирование портфеля ценных бумаг. О взаимоувязке и взаимозависимости бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и объединении их в один финансовый узел говорят и многочисленные правительственные про­граммы по выходу из финансового кризиса в России на протя­жении уже нескольких лет и в том числе антикризисные пред­ложения по выходу из кризиса осени 1998 г., разработанные Центральным банком и Министерством финансов Российской Федерации. Правительство РФ ставит вопрос о необходимости преодоления кризиса в единой финансово-банковской системе.

Безработица и меры борьбы с нею в России

Безработица —  это социально-экономическое явление, при которой часть экономически активного населения, несмотря на желание  и способность к труду, не может  найти работу. Она является результатом  несоответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением. Трудоспособное население — это все те, кто по возрасту и со­стоянию здоровья способен работать в народном хозяйстве. Это жен­щины в возрасте от 16 до 54 лет и мужчины в возрасте до 59 лет. Занятое население — это количество работающих из числа трудоспособного населения. Поэтому в число занятых не включаются ра­ботающие дети до 16 лет. Безработные — это количество неработающих из числа трудо­способного населения, которые активно ищут работу. Решением проблемы безработицы должно заниматься государство, призванное обеспечить спокойствие и безопасность в обществе. Для этого необходимо мобилизовать факторы экономического роста, уве­личить спрос, улучшить инвестиционный климат, поддерживать раз­витие малого и среднего бизнеса, развитие самозанятости; оказывать финансово-экономическую помощь предприятиям и регионам, созда­ющим новые рабочие места, поощрять мобильность рабочей силы, организовать общественные работы; улучшить информацию о возможностях занятости, подготовку и переподготовку кадров, быстрее осуществлять конверсию военного производства. Службы занятости выполняют следующие функции: 1) Осуществляют сбор информации о положении на рынке рабочей силы, ее анализ, составляют прогнозы о динамике спроса и предложения на рабочую силу, составляют и реализуют федеральные и региональные программы занятости. 2) Ведут учет незанятых граждан и оказывают им помощь в подборе подходящей работы, в трудоустройстве. 3) Обеспечивают информирование трудящихся и работодателей, обращающихся в службу занятости, о свободных рабочих местах, о возможностях получения работы, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим получить ту или иную работу. 4) Организуют профессиональную подготовку и переподготовку кадров, повышение квалификации, если этого требует трудоустройство граждан, профориентацию и трудоустройство высвобождаемых с предприятий и организаций работников. 5) Оказывают помощь предприятиям в подборе необходимых им работников. 6) Оказывают материальную и социальную поддержку гражданам, потерявшим работу, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. 7) Оказывают содействие безработным гражданам в развитии самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, малого и среднего бизнеса, осуществляя консультирование и профессиональную ориентацию безработных в целях определения возможности их эффективной деятельности в качестве предпринимателей, по открытию собственного дела, оказывая финансовую поддержку на стадии становления собственного бизнеса.

     
     

 

Содержание  и основные этапы экономической  интеграции

В последние  десятилетия во всемирном хозяйстве  про­исходят сложные процессы сближения  и взаимопроникно­вения национальных хозяйств нескольких стран, направ­ленные  на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран. Интеграция выступает как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как результат очень высокого уровня международного разделения труда и кооперационных связей. Международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопе­реплетение национальных процессов воспроизводства. Хотя интернационализация хозяйственной жизни до­стигла глобальных масштабов, в настоящее время интегра­ционные процессы носят в основном региональный харак­тер. Наиболее развитые интеграционные союзы находятся в Западной Европе. Именно здесь прежде всего обнаружи­вается несовместимость современного производства с узо­стью внутренних рынков, действуют центростремительные тенденции к объединению отдельных стран. Этому способ­ствует также стремление выстоять в борьбе с конкурентами из США и Японии. В середине 60-х годов в Западной Европе было создано Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»), в рамках которого к настоящему времени отменены тамо­женные пошлины и сняты внутренние ограничения на экспорт и импорт, введены единые таможенные тарифы по отношению к импорту из третьих стран, создан общий режим регулирования цен в сельском хозяйстве и аграрный фонд, установлены либеральные условия миграции капи­тала и рабочей силы, создана европейская валютная система с единой расчетной единицей — ЭКЮ.

Содержание  и структура платежного баланса

Расчётный баланс отражает все сделки, которые осуществляют предприятия и государство в  процессе международных эдакий связей. Расчётный баланс включает 5 частных  балансов: торговый баланс, баланс услуг, трансфертный баланс, баланс капитала и валютный баланс. Первые три баланса образуют  платёжный баланс. Расчётный баланс включает в себя все поступления из-за границы и выплаты за рубежом. Между этими потоками должно соблюдаться равенство, т.е. расчётный баланс = 0. Частные балансы могут быть активными (если сальдо +) и пассивными (если сальдо –). Торговый баланс  - это соотношение экспорта и импорта товаров. Сумма экспорта и импорта – внешнеторговый оборот. Он растёт быстрее, чем ВВП. Чистый экспорт – это сальдо. Торговый баланс – главная часть расчётного баланса. Баланс услуг – это поступления и оплата заграничных перевозок, туризма, банковских и финансовых услуг, продажа лицензий и строительные услуги. В РФ он отрицательный. Трансфертный баланс –это оплата % по международным кредитам, поступления % за кредиты, выданные за границей, переводы из-за границы и за границу. В РФ он устойчиво пассивный. Баланс капитала связан с движением денежных средств, которые используются в виде инвестиций и ссуд частных и международных организаций. Валютный баланс – формирование золотовалютных резервов и выплат, которые осуществляются в погашение пассивного сальдо по платёжному балансу. Платёжный баланс фиксирует текущие операции в международных сделках. Баланс капитала фиксирует долговременные операции. Валютный баланс балансирует соотношение долгосрочных и текущих операций. Важной задачей макроэкономической политики является достижение бездефицитного платёжного баланса. Достижение бездефицитного платёжного баланса предполагает чистый экспорт товаров и услуг равен ВВП за вычетом потребительских расходов, I расходов и расходов государства. Xn = ВВП-(C=I=G) Если эта сумма оказывается > чем ВВП, то чистый экспорт < 0. ВВП=(C+I+G)+Xn. Когда экспорт <0, страна вынуждена его покрывать за счет валютных резервов и увеличения государственного долга в результате внешних заимствований. И то и другое негативно сказывается на состоянии макроэкономики. Структура платежного баланса: I. Счет текущих операции: 1. Товарный экспорт. 2. Товарный импорт Сальдо баланса внешней торговли (торговый баланс). 3. Экспорт услуг (доходы от за рубежом и т. д., исключая исключая кредитные услуги). 4. Импорт услуг (платежи за туризм иностранного туризма и т. д.,  кредитные услуги). Сальдо баланса внешней торговли услугами. 5. Чистые доходы от инвестиции. 6. Чистые трансферты. Сальдо баланса по текущим операциям. II. Счет движения капитала 7. Приток капитала.  8. Отток капитала. Сальдо баланса движения капитала. Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала III. Изменение официальных резервов.

Международное движение капитала

Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом с целью его самовозрастания. Помещая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах: 1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций выделяемся в самостоятельную форму. 2. В денежной и товарной формах. К примеру, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой фирмы. Другой пример — товарные кредиты. 3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах. Движение краткосрочного капитала является преобладающим. Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. 4. В ссудной и предпринимательской формах. Капитал в ссудной форме приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме — в виде прибыли. Иногда трудно провести четкую границу между предпринимательским и ссудным капиталом. Так, к прямым инвестициям относят займы родительских фирм своим зарубежным филиалам. Предпринимательский капитал подразделяется на прямые и портфельные инвестиции. Характерная черта прямых инвестиций состоит в том, что инвестор участвует в управленческом контроле над пред­приятием, в который инвестирован его капитал. Обычно для этого достаточно владеть примерно 10% акционерного капитала. Портфельные инвестиции такого участия в контроле не дают. Как правило, они представлены пакетами акций, на которые приходится менее 10% собственного капитала предприятия, а также облигациями и другими ценными бумагами. Граница между прямыми и портфельными инвестициями во многом условна. Нередко возможность управленческого контроля обеспечивается весьма небольшим пакетом акций фирмы. Это прежде всего характерно для случаев, когда собственный капитал фирмы сильно распылен между многими владельцами или если в руках владельца небольшой части капитала находится важная для фирмы технология и т. д.

Валютный  курс

Международный обмен товарами и услугами опосредуется денежными отношениями. При этом происходит сопоставление национальных денежных единиц, выражаемое в обменном (валютном) курсе. Обменный (валютный) курс — это соотношение между валютами двух стран. Различают номинальный и реальный валютные курсы. Номинальный валютный курс - это цена одной валюты, вы­раженная в другой валюте. Например, для покупки одного американского доллара россиянину требуется 28 рублей. Это и есть номинальный обменный курс двух валют. Информация о номинальном обменном курсе позволяет сопоставлять цены внутреннего и внешне­го рынков. Изменения обменных курсов ведут к изменению внутрен­них цен при том же уровне международной цены. К примеру, падение обменного курса рубля в августе 1998 г. в России привело к резкому росту внутренних цен в рублях. Реальный валютный курс - это показатель соотношения об­мена товаров одной страны на товары другой. Он отражает конкурентоспособность продукции страны на внешнем рынке. Валютный курс зависит от цен товаров в национальной валюте и номинального обменного курса. Высокий уровень реального обменного курса свидетельствует о дороговизне российских товаров относительно иностранных, т. е. их меньшей конкурентоспособности. Иными словами, реальный валютный курс и конкурентоспособность находятся в обратной зависимости. Снижение реального обменного курса обеспечивает повышение зарубежного спроса на отечественные товары, способствует таким образом росту чистого экспорта, т. е. увеличению положительного сальдо по счету текущих операций платежного баланса. Повышение реального обменного курса вызывает противоположные следствия. Поэтому реальный обменный курс является одним из важнейших инструментов воздействия на платежный баланс.

Содержание  всемирного хозяйства и формы  международных экономических связей

Нац. экономики  взаимодействуют. В ходе этого взаимодействия возникают различные эк. связи  и отношения. В итоге складывается мировое хозяйство. Т.е., мировое хозяйство – это совокупность нац. хозяйств, которые взяты в системе связей и взаимодействий. Выделяют три группы стран в системе мирового хозяйства: развитые страны, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Критерием разграничения стран является система экономики. Второй критерий – уровень социально – экономического развития. Кроме нац. экономик, элементами мирового хозяйства являются транснациональные корпорации (ТНК), международные эк. организации. Для ТНК главное поле деятельности – внешний рынок. Совокупность нац. экономик скрепляются движением товаров, услуг, факторов производства, т.е. международным движением капитала, миграцией рабочей силы и тд. Взаимодействие экономик привело к их сближению, произошла интернационализация хоз-ой жизни. Её причины: 1. Возникновение и усиление международных экономических связей. Между странами существуют различия в объёме и качестве факторов производства. Это ведёт к международному разделению труда. 2. Увеличение масштабов производства в расчёте на удовлетворение спроса мирового рынка. 3. Научно – техническая революция (вторая половина 20 в.) дала мощный толчок к укреплению и развитию международных эк. связей. НТР сделала необходимой кооперацию стран в освоении новых технологий и новых видов продукции. Международные эк. связи и возникающие на их основе международные эк. отношения развиваются ввиду того, что они приносят выгоду для нац. экономики. Эти выгоды определяются на основе теории абсолютных и сравнительных преимуществ. Абсолютные преимущества – страна должна экспортировать те товары, у кот. издержки производства меньше, чем за рубежом. Сравнительные –Выгода должна оцениваться не по абсолютной разнице в издержках, а на основе сравнения альтернативных издержек. Минимизируя альтернативные издержки все участники международного разделения труда получают выгоду. 

 
     
     


Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"