Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:31, шпаргалка
Предмет макроэкономики
2 этапа: 1 этап охватывал 19 век. В нем сложилось понятие макроэкономика (М). В них рассматривались экономические (Э) формы и операции с помощью которых описывалось поведение продавцов, покупателей, Э отношения между классами. Формулируются законы, которые управляют этими процессами (обмен, распеределение и т.д.). 2 этап - 30-е годы 20 в. Микроэкономический анализ был дополнен макроэкономическим подходом (работы Кейнса).
Предмет макроэкономики 2 этапа: 1 этап
охватывал 19 век. В нем сложилось
понятие макроэкономика (М). В них
рассматривались экономические
(Э) формы и операции с
Номинальный и реальный ВВП Реальный ВВП сопоставим в ценах какогото года, принятого за базу. ВВПр=ВВПп/Иц Иц=ВВПп/ВВПр Иц= Индексы определяются по ограниченному набору товаров и услуг, которые состовляют основу потребления населения. Этот набор называется потребительской корзиной. ВВП вычисляется в текущих рыночных ценах, что представляет номинальное его значение. Для получения истинной величины этого показателя необходимо очистить цены от влияния инфляции, взвесить их. |
Цели
и инструменты Различают позитивную
и нормативную
Производство и распределение национального дохода Национальный доход - это основная и важная часть. Валовый нац. доход совпадает с национальным продуктом ВВП - амартизацией. Чистый национальный доход = ЧНП - косвенные налоги. С точки зрения затрат, национальный доход делится на части, которая создается необходимым трудом и на часть, которая создается прибавочным трудом. Нац. продукт предназначен для воспроизводства людей и за счет необходимых продуктов удовлетворяет потребности людей. НД = необходимый доход + доход с прибыли. |
Структура национального богатства Источником роста НБ является расширенное воспроизводство ВВП. Существует обратная связь - Чем больше НБ и эфективнее его структура, тем быстрее растет ВВП. НБ - результат расширенного производства ВВП и предпосылки. Элементы системы нац. счетов, ростет по секторам, по территориальному распределению. Произв. фонды занимают наибольший вес и включают в себя основные (технический уровень производства) и оборотные (1/4 от основных, предметы труда (сырье, материаллы и т.д.)). В состав НБ входят непроизводственные фонды - это жилой фонд, предметы длительного пользования. Запасы и резервы делятся на текущие и страховые. Их образует готовая продукция в сфере обращения, запасы на предпроизводство и в торговой среде, госрезервы и страховые фонды. Запасы и резервы выполняют функциюстабилизатора экономического процесса, обеспечивая устойчивость и непрерывность производства.
Содержание и методы расчета ВВП Это имя совокупного товара. ВВП - это главный показатель, который характеризует результат годового объема национального производства. Величина ВВП - стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год. Различают конечную продукцию и промежуточную. Конечная - готовая к потреблению продукция, входят средства труда и предметы личного потребления. Промежуточная - для дальнейшей обработки. Многократно участвует в производстве. Величина ВВП характеризует Э потенциал страны, т.е. ее способность производить и потреблять товары и услуги. Уровень Э развития определяется величиной ВВП на душу населения. 3 метода расчета ВВП: 1. Производственный - ВВП расчитывается как сумма добавленных стоимостей. Каждое предприятие учавствует в создании ВВП. Мера определяется величиной добавленной стоимости, создаваемой этим предприятием. Добавленная стоимость - разность между стоим. тов. и услуг и материальными затратами. ДС распадается на 3 элемента: з\п, прибыль, амортизация. 2. Метод по расходам заключается в учете затрат на покупке всей массы товаров и услуг, произ. за год. Выделяют затраты: 1. Потребительские расходы (С). 2. Инвестиционные расходы (I). 3. Государственные расходы (G). 4. Чистый экспорт (Экспорт-Импорт=Хп). ВВП=C+I+G+Хп. 3. Распределительный метод (по доходам). ВВП по доходам - сумма з\п, прибыли, %, земельной ренты и дохода предприятия, находящиеся в индивидуальной собственности + амортизационные отчисления. |
Основные макроэкономические тождества СНС описывает макроэк. операции, кот. разделяются по ряду признаков: 1. отечественный, национальный. 2. валовой, чистый. На основании первого признака разделяют ВВП и ВНП – два главных макроэк. показателя. ВВП – производится резидентами на территории данной страны. К числу резидентов относятся эк. единицы, которые функционируют на территории данной страны больше года. Нерезиденты – международные организации, филиалы, их представительства. ВВП – стоимость конечных товаров и услуг, созданная резидентами на территории данной страны. ВВП – продукция, произведённая нерезидентами + продукция, произведённая за границей = ВНП. ВНП – совокупность конечных материальных благ и услуг, созданных только нац. предприятиями в течение определённого времени, как на территории своей страны, так и за рубежом. Валовой чистый продукт – с помощью этого различия рассчитываются показатели чистого нац. продукта, НД, личного дохода и располагаемого личного дохода. ЧНП – косвенные налоги = НД. НД – налоги на предприятия = личный доход. ЛД – индивидуальные налоги = располагаемый личный доход. ВВП РФ – 600 млрд. долларов. Переход от ВВП к ЧНД позволяет указать точный стоимостной результат годового производства. Номинальный ВВП рассчитывается в текущих ценах. Реальный ВВП рассчитывается в сопоставимых ценах, т.е. в ценах какого-то года, принятых за базу. Это позволяет делать сравнение, определить динамику изменения физического объёма ВВП, т.е. иллюминировать, ликвидировать влияние инфляции, деноминации и других ценовых факторов на величину ВВП. Реальный ВВП рассчитывается по формуле: ВВПр = ВВПн/Иц (Иц – индекс цен). Иц = ВВПн/ВВПр. Иц – дефлятор ВВП. Иц рассчитывается в 4 вариантах: 1. По ограниченному набору товаров и услуг, которые составляют основу потребления населения. Этот набор определяет стоимость жизни (потребительская корзина). Включает в себя самые элементарные товары и услуги, которые должен потреблять человек в течение года. 2. Индекс цен рассматривают по всему набору товаров. 8. Схема кругооборота ВВП ВВП поток товаров и услуг. 1. Ресурсный поток (товаров и услуг). 2. Доходов (расходов). В кругообороте ВВП они взаимосвязаны. В нем возникают утечки доходов и в тоже время им противостоят когда объем потоков возрастает происходит экономический рост, на этой основе осуществляется расширенное воспроизводство ВВП. |
Система национальных счетов Обеспечивает обобщение Э информации в масштабе всей страны. Обобщает все Э опрерации, которые осущ. конституциональными единицами. Это хозяйственные единицы, которые обладают рядом признаков: 1. Единство поведения. 2. Самостоятельность в принятии решений. 3. Полный набор бух. отчетности. 4. Должны явл. юр. лицами. НС - позволяют упорядочить инф. о сделках и т.д. СНС отражает идею общего Э равновесия в стране. 4 сектора в нар. хозяйстве: 1. Нефинансовые предприятия - по производству товаров и услуг по их реализации. 2. Домашние хозяйства. Население, как потребитель продукции, а также производитель. Некомерческие организации. 3. Государственные учреждения. Бесплатные товары и услуги. Административные учреждения и т.д. 4. Финансовые учреждения - институциональные единицы, осуществляющие фин. операции. Банки, сберегательные фонды и т.д. Основная часть ресурсов образуется иначе, чем в 1 секторе (продажа товаров и услуг), 2 сектор - использование личных факторов. 3 сектор - за счет налогов. 4 сектор - принятие обязаьельств. В открытой экономике появляется 5 сектор - заграница (институциональные единицы, которые специализируются на внешнеэкономических операциях). СНС описывает Э операции, которые осуществляют эти 5 секторов, в результате дается характеристика производству, распределение и использование ВВП. СНС позволяет рассматривать все Э процессы, протикающие в стране в стоимостной форме. СНС содержит унифицированную схему расчетов макроэкономических показателей при помощи 500 различных счетов. К 2004 году все страны перейдут на схему стандартных счетов. 2 типа: счета потоков (итоги сделок Э потоков) и счета имущества (балансы и т.д.). СНС позволяет рассматривать сектора предприятий, позволяющих применять принципиальные положения бухучета для описаний экономических процессов на макроуровне. Основной принцип бухучета - принцип двойной записи. |
Государственный и долг Государственный
и муниципальный долг (ГМД) - это
накопленная задолжность РФ и
субъектов РФ, подлежащая погашению
фонда основного долга и
Цели
и инструменты денежно- Среди целей ден.-кр. политики государства выделяется: долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы), краткосрочные (поддержание определенного уровня ден. массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки %). Проводником монетарной политики является ЦБ страны, а объектами - спрос и предложение на денежном рынке. Ден.-кр. политика оказывает самое непосредственное влияние на такие макроэкономические показатели, как ВНП, уровень цен и занятости. Кейнсианцы считают ден.-кр. политику второстепенным средством стабилизации экономики по сравнению сс бюджетно-налоговой. Монетаристы утверждают, что общее состояние экономики непосредственно зависит от ден. предложения. Возможные цели: поддержание на неизменном уровне кол-во денег в обращении, поддержание фиксированной нормы %. Инструментом могут быть, например, операции на открытом рынке. |
Потоки и запасы: их виды и механизм взаимодействия Запасы характеризуют состояние объекта. Между потоками и запасами существует разница и взаимосвязь. ВВП надо понимать как поток товаров и услуг. Поток характеризует изменение объекта во времени, процессы, которые в нём возникают. Запасы характеризуют состояние ВВП на какую-то конкретную дату. Между потоками и запасами существует различие, но в то же время и взаимосвязь, и именно через неё обеспечивается создание ВВП. Потоки обеспечивают изменение запасов, их рост. Взаимосвязь находит отражение в СНС; 1 и 9 счетах, главным образом фиксируются изменения запасов, 2-8 – характеризует движение потоков. (1. Открывающий баланс показывает активы и пассивы на начало периода и сальдо. 2. Счёт производства включает в себя две взаимосвязанные группы показателей: ресурсы (кредит) – находится с правой стороны счёта, а в левой части – использование ресурсов (дебит). Счёт производства в ресурсах указывается валовой выпуск продуктов, а в дебите – промежуточная потреблённая продукция. Сальдо – добавленная стоимость – ВВП. 3. Счёт эксплуатации. Подразумевается механизм образования доходов. В ресурсах отражается добавленная стоимость и полученные субсидии в ресурсах. В левой части – оплата труда, налоги на производство. Сальдо – валовая прибыль. 4. Счёт распределения дохода. В ресурсной части – валовая прибыль, оплата труда, %, подоходный налог, социальные выплаты и пособия. В левой – выплаченные дивиденды, %, оплаты и страховки. Сальдо – располагаемый доход. 5. Счёт использования доходов. Он показывает, как располагаемый доход используется на конечное потребление и сбережение. 6. Счёт капитала. Показывает потоки формирования накопления. В ресурсной части отражены сбережения. В левой – формирование основного капитала, изменение запасов, покупка земли. Сальдо счёта указывает на возможность (если оно +) или потребность (если -) финансирования инвестиций. 7. финансовый счёт – показывает потоки чистых кредитов и чистых долгов во всех формах. 8. счёт изменения стоимости вне производства (стоимость имущества). 9. Закрывающий баланс. Отражает размеры имущества на конец периода). Валовой ВВП неразрывно связан с процессом производства, распределения и использования товаров, услуг, ресурсов, доходов. В этом процессе осуществляется множество экономических операций, как внутри институциональных секторов, так и между ними. Вне этих потоков, операций, не может быть создан ВВП. |
Фонд потребления. Качество и уровень жизни Важнейшим фактором уровня жизни является негативные явления (инфляция, преступность, дискриминация и т.д.). Качество жизни оценивают по показателям: 1. По объему фонда потребления на душу населения. 2. По уровню недоедания среди детей. 3. По коэф. детской смертности. 4. ожидаемая продолжительность жизни. 5. Уровень неграмотности взрослого населения. 6. Коэф. урбанизации. 7. Доступ к комунальным удобствам городских жителей. Формируется стандарт качества жизни.
Совокупный спрос, совокупное предложение Под совокупным предложением понимают все товары и услуги, которые производит экономика. Совокупный спрос — это суммарные расходы, запланированные потребителями, предпринимателями и правительством для приобретения товаров и услуг, составляющих совокупное предложение. В идеальных условиях суммарные расходы будут в точности равны выраженной в долларах суммарной стоимости товаров и услуг, которые производит экономика. Иначе говоря, тогда совокупное предложение будет равно совокупному спросу. Однако не все произведенные товары и услуги обязательно находят в течение года своего покупателя. Когда это случается, экономисты говорят, что излишек «приобрели» фирмы, которые произвели его (то есть добавили к своим запасам). Когда совокупный спрос меньше, чем совокупное предложение, экономисты говорят о возникновении «дефляционного разрыва». Если же совокупный спрос превышает предложение, разница между ними получает название «инфляционный разрыв». Понимая, как связаны изменения в уровне совокупного спроса и совокупного предложения с появлением этих «разрывов», правительство может придерживаться определенной финансово-бюджетной или денежно-кредитной политики, с тем чтобы стимулировать или ограничивать хозяйственную деятельность и, таким образом, контролировать пагубные последствия колебаний деловой активности. Общий оъем товара определяет совокупный спрос. Национальный доход, используемый на инвестиционное и личное потребление.
Фонд накопления и инвестиций Это часть национального дохода, которое превышает стоимоть текущего потребления. образование фонда накопления является предпосулкой расширенного воспроизводства, т.е. увеличения национального дохода в последний период.
|
Международная торговля и внешнеторговая политика Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии стран. Ее рост существенно опережает рост производства. Такое динамичное развитие международной торговли связано с тем, что она приносит выгоду всем участвующим в ней странам. В связи с этим теория международной торговли должна дать ответ на вопрос: что лежит в основе выигрыша от внешней торговли, какие причины обусловливают необходимость и целесообразность ее развития. А. Смит объяснял существование международной торговли и ее выгодность наличием у стран абсолютных преимуществ в производстве товаров. При этом под абсолютным преимуществом понимается производство каких-либо товаров с меньшими издержками. Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами — более благоприятными погодно-климатическими условиями, лучшим качеством земель, наличием природных ресурсов и др. Особую роль естественные преимущества играют в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности. С другой стороны, абсолютные преимущества в производстве различных продуктов в обрабатывающей промышленности могут быть и приобретенными, т. е. обусловленным» развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т. д.
Модель совокупный спрос равен совокупному предложению Модель взаимодействия спроса и предложения: точка Е — точка равновесия; Р — равновесная цена; Q —равновесное количество. Точка пересечения кривых спроса и предложения показывает рыночное равновесие, которое характеризуется равновесным количеством товара Qg и равновесной ценой Рд. Равновесное количество — это количество товара, которое хотят купить покупатели, соответствующее количеству товара, которое продавцы хотят продать. Равновесная цена
— это цена такого уровня, при
котором объем предложения со |
Эффект мультипликатора Дословно мультипликатор означает «множитель». Суть эффекта мультипликатора в рыночной системе хозяйства состоит в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Мультипликатор спроса: Возьмем условный цифровой пример, иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта. Допустим, первоначальный объем инвестиций равен 1000 долл. Инвестиции — это строительство новых предприятий, закупка оборудования, сырья и материалов, найм рабочих. Примечательно, что Кейнс отводит особую роль государству в создании первоначального «инвестиционного толчка». В его теоретических построениях инвестиционные проекты реализуются в виде организации общественных работ — строительство дорог, мостов, плотин и т.п. Почему именно в такой форме должны осуществляться государственные инвестиции, а не в виде строительства заводов и фабрик — поясним далее. Итак, все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации общественных работ, оплаченные из государственной казны, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка (подчеркнутое слово очень важно) предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например, покупка телевизоров. Другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров также потратят на покупку потребительских товаров, например, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров. Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 долл. в виде инвестиций вызовут рост совокупного спроса, или используемого национального дохода более чем на 1000 долл., т.е. 1000 долл. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор.
Основные макроэкономические показатели экономики России после 1998 Для измерения объемов годового общественного производства используются такие макроэкономические показатели как совокупный общественный продукт (СОП), конечный общественный продукт (КОП), чистый общественный продукт (ЧОП), валовой национальный продукт (ВНП) и национальный доход (НД). Они позволяют определить объемы хозяйственной деятельности в общенациональном масштабе, чтобы можно было «держать руку» на экономическом пульсе страны и судить об экономическом здоровье общества. |
Кредитный рынок и кредитная система В рыночной экономике непреложным законом является то, что деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности. Хотя эта экономическая категория зародилась еще в рабовладельческом обществе, когда деньги предоставлялись в долг ростовщиками, она получила наибольшее развитие в буржуазном обществе, опираясь на ресурсы ссудного капитала. Кредит выполняет важные функции в рыночной экономике. Во-первых, исторически кредит позволил существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливались наличным количеством имеющегося в той или иной стране денежного золота. Во-вторых, кредит выполняет перераспределительную функцию. В-третьих, кредит содействует экономии издержек обращения. В-четвертых, кредит выполняет функцию ускорения концентрации и централизации капитала. Особое место в современной рыночной экономике за нимают специализированные кредитно-финансовые институты, такие, как пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации.
|
Международный валютный рынок Международные
торговые и финансовые операции базируются
на использовании национальных валют.
Каждое государство, будучи независимым
и самостоятельным
Содержание национального богатства Национальное богатство (НБ) - итоговый, обобщающий показатель функционирования экономики за весь предществующий период. Это важный показатель в системе национальных счетов. Величина НБ определяется как сумма чистого капиталла всех институциональных единиц данной страны. Это итог, результат экономического развития. Это совокупность материальных благ, которыми распологает общество (ВВП, вещественные блага и услуги и т.д.). Денежное
предложение и его Величина, обратная норме резервирования, называется называется мультипликатором денежного предложения. Денежное предложение увеличивается в результате деятельности банков. Ms=C+H, где Н - деньги на банковском счету, С - базовые деньги. Н - это функция С, Q (Н=I (С,Q), Q - мультипликатор ден. предложения. |
Финансовая система и финансовая политика России после 1998 года Финансы - это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств. Финансовая система государства состоит из: 1. Бюджеты различных уровней; 2. Фонды социального, имущественного и личного страхования; 3. Валютные резервы государства; 4. Денежные фонды предприятия, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. Принцип построения финансовой системы — принцип фискального федерализма. Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействовать на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика). В основе бюджетной политики государства могут лежать различные концепции: 1. Концепция ежегодно балансируемого бюджета; 2. Концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; 3. Концепция, в основе которой лежит идея функциональных финансов. Финансовая политика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает в краткосрочном периоде: 1. Увеличение номинального дохода (объема производства) в соответствии с мультипликатором государственных расходов; 2. Повышение процентных ставок. |
Денежная система и денежная масса Денежная система — это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно устанавливаемая государством форма организации денежного обращения. Денежное обращение — это движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг. Именно денежное обращение обеспечивает нормальное функционирование рыночного механизма хозяйствования, кругооборот товаров и услуг между субъектами экономики. Но не все денежные отношения относятся к финансовым. Они становятся таковыми, когда приобретают определенную самостоятельность и выступают в форме денежных доходов хозяйствующих субъектов или их использования. Важнейшими элементами денежной системы выступают: а) национальная денежная единица, б) масштаб цен, в) формы денег (бумажные деньги и разменные монеты), г) система эмиссии денег (учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги), д) валютный паритет (соотношение рубля с другими валютами), ж) государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения. Денежная масса — это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве. Из-за отсутствия денег предприятия стали расплачиваться долгами, «частными» и «местными деньгами» . Возникли «квази-деньги». В структуру денежной массы включаются такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное средство или платежное средство. Это денежные средства на текущих счетах банков. В связи с этим, в структуре денежной массы выделяют «деньги для сделок», которые включают в себя наличные деньги, обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах в банках, которые можно использовать для безналичных расчетов.
Элементы и цели фискальной политики Фискальная политика подразумевает использование возможностей федерального правительства взимать налоги и расходывать средства для регулирования уровня деловой активности. Основным рычагом ФП является изменение налоговых ставок в соответствии с расходами федерального правительства. Фискальные инструменты могут быть использованы для замедления экономических темпов. Например увеличение налогов или уменьшение правительственных расходов, либо и то и другое. Основные элементы фискальной политики: 1. Изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства (Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора). 2. Изменение государственных расходов (Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом). |
Два вида спроса на деньги Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке. Важнейшая из них — равновесие между спросом и предложением денег. Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т.е., по-существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки. Теоретически анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на рынке привели к возникновению двух основополагающих экономических школ в этом вопросе и соответственно к разработке двух базисных макроэкономических моделей: монетаристской и кейнсианской. Монетаристская теория спроса на деньги основывается на неоклассических традициях и унаследовала основные постулаты количественной теории денег, возникшей еще в XVIII в. и безраздельно господствовавшей в экономической науке до ЗО-х-40-х гг. Монетаристы подчеркивают важную роль денег в процессе хозяйственного развития, считают, что именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения циклического развития рыночного хозяйства. Основной постулат количественной теории заключается в следующем: абсолютный уровень цен определяется предложением номинальных денежных остатков. Иными словами — чем больше предложение денег, тем выше уровень цен и наоборот. Кейнсианская теория внесла новые аспекты в объяснение спроса на деньги. В кейнсианской терминологии спрос на деньги — это предпочтение ликвидности. В теории М.Фридмена утверждается, что существует стабильная функция спроса на деньги. Это положение отличается от взглядов Дж.М.Кейнса, считавшего, что спрос на деньги отличается неопределенностью и непредсказуемостью. Монетаристы тем самым предположили, что желаемый населением денежный запас составит некоторую устойчивую долю номинального валового национального продукта. Важным постулатом монетаризма является утверждение, что предложение денег носит экзогенный характер, то есть определяется силами, находящимися за пределами экономической системы (имеется в виду правительство). В этом случае изменения предложения денег не происходят вслед за изменениями спроса, а осуществляются автономно. Экзогенный характер предложения денег предполагает как необходимый элемент способность Центрального банка жестко и эффективно контролировать величину денежной массы. Неокейнсианцы выступили против утверждения монетаристов об экзогенности предложения денег, так как, по их мнению, это не подтверждается на практике. Монетаристы, кроме того, полагают, что цены и зара ботная плата гибки, быстро реагируют на изменение спроса. Тем самым они отвергают заявление Дж.М.Кейнса и его последователей об инертности и фиксированное™ этих величин. |
Понятие экономического роста Экономический рост связан с количественным увеличением и качественным совершенствованием общественного производства. Его результаты проявляются в увеличении ВНП, национального богатства страны, в возрастании ее экономического могущества. Снимая ограничения нехватки ресурсов, он развивает производственные возможности общества, является общей предпосылкой повышения качества жизни населения, престижа страны на мировой арене. Следует различать темпы, уровень экономического роста и уровень экономического развития. Темпы экономического роста определяют скорость экономического роста в стране, которая измеряется в процентах роста производства в текущем году по сравнению с предыдущим годом (предыдущим периодом). Это относительная величина прироста производства за определенный период времени. Уровень экономического роста характеризует абсолютные масштабы производства в стране в том или ином году. Уровень экономического развития страны определяется объемом производства материальных благ и услуг и прежде всего национального дохода страны, на душу населения. Уровень экономического роста зависит прежде всего от абсолютных размеров прироста производства Степень же удовлетворения потребностей общества и его членов зависит не только от увеличения масштабов производства товаров и услуг, но и от их качества, состава и ассортимента. Поэтому если увеличение производства связано с выпуском не пользующейся спросом продукции или с ухудшением ее качества, то это не приводит к улучшению удовлетворения потребностей. Более того, это приводит к непроизводительному расходу сырья, материалов, топлива, энергии, рабочей силы, оборудования, что ухудшает удовлетворение потребностей общества и его членов. Со своей стороны, сокращение производства не пользующейся спросом продукции и падение в связи с этим темпов экономического роста, не сказывается отрицательно на удовлетворении общественных потребностей. Более того, оно позволяет экономить ресурсы (материальные, трудовые, финансовые), которые можно направить на улучшение удовлетворения потребностей населения, что очень важно в условиях их ограниченности. |
Налоговая система, налоговая система в России Налоговая система — это
совокупность налогов и налоговых
ставок, сборов и других платежей, взимаемых
в установленном законом |
Структура и функции фискальной системы. Государственный бюджет Бюджет - звено
централизованной системы государственных
финансов. Это система денежных отношений,
в процессе которых образуется и
используется бюджетные фонды. Как
экономическая категория, бюджет - основной
финансовый документ страны, т.е финансовый
план, в процессе исполнения которых
образуется и используется основные централизованные
денежные фонды. Бюджетная система - совокупность
всех видов бюджетов страны и включает
3 большие группы бюджетов: федеральный
,бюджет субъектов Федерации, местный
бюджет. Когда формируется бюджет: сначала
формирует консолидирующий федеральный
бюджет и бюджет субъектов федерации.
Консолидирующий федеральный бюджет -
это сводный бюджет: федерального бюджета,
бюджетов субъектов Федерации и местных
бюджетов. Он используется для сведения
и проверки статестических показателей.
Он не является законом и элементом бюджетной
системы. Принципы построения бюджетной
системы: 1). единство-обеспечивается единством
правовой базы, классификации бюджетов,
формами бюджетной классификации, формами
бюджетной документации, единым бюджетным
процессом и единой социально-экономической
и налоговой политики; 2)полнота-отражение
в полном объеме доходов и расходов каждого
звена бюджетной системы; 3)гласность -
публикация утвержденных проектов бюджетов,
отчетов об исполнении бюджета, сводных
отчетов консолидирующих бюджетов(федерации
и субъектов,бюджетные послания Президента;
4)реальность-правдивость бюджетных показателей;
5)самостоятельность-
Реальный и финансовый сектор экономики Реальный сектор - это непосредственное производство - это промышленность, с\х, речное, морское хозяйство, связь, торговля и т.д. Основной источник всех доходов и налоговых поступлений. Финансовый сектор - совокупность ден. фондов, которые обеспечивают функционирование институциональных единиц. Это финансовая система (финансы государства, бюджет, финансы местных органов власти и финансовых предприятий). Через фин. систему осуществляется перелив ресурсов между фин. и реальным сектором по отраслям. Финансовый сектор обеспечивает взаимодействие между рынком капитала, ден. рынком, кредитным и реальным сектором - рынок ресурсов, товаров и услуг. Фин. сектор является важным источников. - это основа экономического роста. |
Причины, виды и типы инфляции Инфляция - процесс
переполнения каналов |
Модели экономического роста Современные модели экономического роста сформировались на основе двух источников — кейнсианской теории макроэкономического равновесия и неоклассической теории производства. Кейнсианские модели роста возникли в качестве развития и критической переработки кейнсианской теории макроэкономического равновесия. Наиболее известными являются неокейнсианские модели экономического роста Р. Харрода (Англия) и Е. Домара (США), которые основаны на двух предпосылках: 1) рост национального дохода является только функцией накопления капитала, а все остальные факторы (увеличение занятости, степень использования достижений НТП, улучшение организации производства), влияющие на рост капиталоотдачи, исключаются. Это однофакторные модели. Предполагается, что спрос на’капитал при данной капиталоемкости зависит только от темпов роста национального дохода; 2) капиталоемкость не зависит от соотношения цен производственных факторов, а определяется лишь техническими условиями производства. Определяющим фактором экономического роста и его темпов, по мнению неокейнсианцев, является рост инвестиций. Инвестиции играют важную роль: с одной стороны, они способствуют росту национального дохода, с другой — увеличивают производственные мощности. В свою очередь, рост дохода способствует увеличению занятости. Поскольку инвестиции увеличивают производственные мощности, постольку рост дохода должен быть достаточным, чтобы уравновесить увеличивающиеся производственные возможности общества, не допуская возникновения недогрузки предприятий и безработицы. Неоклассическая модель экономического роста: При анализе экономического роста неоклассики исходят, во-первых, из того, что стоимость продукции создается всеми производственными факторами; во-вторых, из того, что каждый фактор производства вносит свой вклад в создание стоимости продукции в соответствии со всеми предельными продуктами и получает доход, равный этому предельному продукту; в-третьих, из того, что существует количественная зависимость между выпуском продукции и ресурсами, необходимыми для ее производства, а также зависимость между самими ресурсами; в-четвертых, из того, что существует независимость факторов производства, их взаимозаменяемость. Модель неоклассйков, в отличие от однофакторной неокейнсианской, является многофакторной. |
Факторы экономического роста Выделяют два главных фактора эк. роста: 1. Увеличение совокупного спроса. Эк. рост за счёт фактического спроса является главной в кейнсианской концепции. 2. Совокупное предложение предполагает рост объёма применяемых ресурсов, а также рост их производительности. В первом случае эк. рост является экстенсивным. Во втором – интенсивным АD=C+I+G+Xn. С – потребительские расходы, I - инвестиционные расходы, G – гос. расходы Xn – реальный экспорт. AS включает в себя количество ресурсов и продуктивность ресурсов. В первую очередь совокупный спрос увеличивается в связи с ростом реального дохода. Происходит увеличение потребительских расходов. Падение потребления в виду падения реальных расходов компенсируется за счёт увеличения экспорта. Доля инвестиций в ВВП – 25%, причём инвестиции в основной капитал – 18% (2001). Объём инвестиций связан с нормой накопления. А=Н/НД*100%, где А – акселератор, Н – норма накопления. Норма накопления и инвестиций не является оптимальной, т.к. сейчас износ основных фондов составляет примерно 45%. Инвестиции на протяжении многих лет оказывали меньше амортизационных отчислений, а это приводило к старению основного капитала. Сейчас норма накопления равна 18%. Естественный темп роста инвестиций тот, который обеспечивает полную занятость. Оптимальная норма накопления обеспечивает такой объём инвестиций, который обеспечивает равновесный экономический рост при максимальном уровне накопления. Эк. рост зависит от величины мультипликативного эффекта. Увеличение спроса на товары и услуги требует новой порции инвестиций. Мультипликативный эффект может снижаться из-за ряда факторов: 1. Уменьшение потребительских расходов при росте I расходов. 2. Увеличение ставки % или высокая ставка % тормозит переход от роста спроса к увеличению производства (мульт. эффект). 3. Удовлетворение значительной части потребительского спроса за счёт импорта. По Кейсу, если 20% спроса удовлетворяется за счёт импорта, то мультипликационный эффект сворачивается. У нас – 50%, поэтому эффект не срабатывает. Важным фактором эк. роста является снижение безработицы. Экономический рост в мире в последние 20 лет был обусловлен расширением международных эк. связей. |
Антиинфляционная политика Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная полигика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, красширению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осушествляются программы государственных капиталовложений устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефицитьг ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план де нежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздей ствуюшее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтродьным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента воздействуя таким образом на.экономику. Экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения я предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др. |
Промышленный цикл и его фазы Классический промышленный цикл ХIХ века проходит 4 стадии: кризис, депрессия, оживление, подъем. Для кризиса характерно накопление огромной массы товарно-материальных запасов (ТМЗ), которые не находят спроса и не реализуются. Цены падают, уменьшается прибыль. В условиях депрессии продолжают снижаться цены, но излишки товаров начинают рассасываться. Обесценивается активная часть основного капитала. В период оживления начинается массовое обновление активной части основного капитала. Цены получают тенденцию к росту, начинает расти прибыль. Из фазы оживления экономика вступает в фазу подъема, когда возрастающий спрос стимулирует рост цен. В ХХ веке в результате научно-технического прогресса и изменения характера активной части основного капитала, усиливающегося несовершенства рынков, вмешательства государства в экономику, в промышленном цикле произошли изменения. Оживление и подъем фактически объединены в одну фазу, нейтрализована фаза депрессии, в самостоятельные фазы выделены вершина подъема - бум и низшая точка падения, а понятие «промышленного цикла» уходит из научного оборота в связи с возрастанием роли финансового сектора экономики. Это понятие уступает место понятию «экономический цикл». Таким образом, в настоящее время в экономическом цикле выделяются подъем, бум, сокращение, спад. По вопросу государственного регулирования экономического цикла сложилось 2 направления: неокейнсианское и неоконсервативное. Неокейнсианцы предлагают воздействовать на экономический цикл, регулируя совокупный спрос на уровне национальной экономики, используя в первую очередь налогово-бюджетную политику. Неоконсерваторы предлагают воздействовать на совокупное предложение посредством стимуляции конкретных фирм, используя в первую очередь кредитно-денежную политику. В последние десятилетия ХХ века среди методов воздействия на уровень цен и уровень инфляции в процессе экономического цикла все больше отдается кредитно-денежной политике, основными инструментами которой стали норма обязательных резервов, уровень процентной ставки ЦБ, объемы рефинансирования КБ, операции на открытом рынке. Объектом воздействия является денежная масса, объем который непосредственно отражается на уровне цен. |
Причины и формы безработица Безработица —
это социально-экономическое |
Инфляция и антиинфляционная политика России Термин инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - обозначает процесс разбухания бумажно-денежного обращения. Наиболее общее, традиционное определение инфляции — переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Инфляция не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Причины инфляции: Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке - это еще не инфляция. Инфляция — это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Но не всякий рост цен - инфляция. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его «классической» форме, характерной для XIX — начала XX вв.) будет меняться и динамика цен. Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело — если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен (об этом подробнее — в последующих параграфах). Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Так, если в результате наводнения в какой-либо местности разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы. Это будет стимулировать производителей стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться. |
Проблемы развития кредитной системы РФ после 1998 года проблемы, которые характерны сейчас для российской кредитной системы: 1. Низкий уровень банковского капитала; 2. Значительный объем невозвращенных кредитов; 3. Высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов; 4. Недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики; 5. Значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп; 6. Низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров; 7. недостатки действующего законодательства, отсутствие системы страхования вкладов граждан. Коренной проблемой является – низкое качество управления, когда российские банки не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию. Постепенно российская кредитная система приходит в равновесие, но надеется на то, что она сама по себе реконструируется под действием рыночных механизмов и в нужную для национальных интересов России сторону, не приходится. Банку России придется создавать соответствующие механизмы и запускать их в действие, в нужном направлении. По итогам 1999 года можно говорить о завершении первого этапа реструктуризации банковской системы, в результате которой восстановлена способность банковской системы оказывать базовый комплекс услуг, сохранено жизнеспособное ядро банков. Можно отметить определенно положительные тенденции (рост капиталов и активов банковской системы), наметившийся в деятельности кредитных организаций в 1999 году. В тоже время для полной нормализации дел в банковской системе потребуется достаточно длительное время. Важной причиной невысокой активности банков является отсутствие у них долгосрочных привлеченных ресурсов, что прежде всего связано с низким доверием к банкам и государству со стороны кредиторов и вкладчиков. В таких условиях банковская система не способна эффективно выполнять функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции. |
Финансовая система и финансовая политика России после 1998 года Финансовая система представляет собой совокупность всех финансовых структурных элементов (бюджетов и внебюджетных фондов, валютных резервов государства, финансовых средств предприятий, организаций и населения). Она охватывает многочисленные институты государственных финансов, финансы хозяйствующих субъектов и финансы населения. В государственном бюджете объединяются различные виды доходов (в 2000 г. — 797,2 млрд. руб.) и расходов государства (в 2000 г. — 855,07 млрд. руб.), которые необходимы ему для финансирования государственного управления, национальной обороны, фундаментальных исследований, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и дорожного строительства, образования, культуры и искусства, правоохранительной деятельности, судебной системы, здравоохранения, осуществления социальной политики.Федеральный бюджет содержит два источника предоставления инвестиций. Первый — невозвратные деньги из бюджета, которые предусмотрены федеральной адресной инвестиционной программой. Второй — бюджет развития (БР), предусматривающий выделение средств на возвратной основе (в 2000 г. запланированный объем средств в БР составляет 42 млрд. руб.). БР формируется за счет доходов от приватизации, поступлений в бюджет от размещения государственных ценных бумаг, доходов от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходов от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований, доходов от внешнеэкономической деятельности, внутренних и внешних заимствований и прочих источников (в т. ч. закрепленная законом часть налоговых доходов бюджета). Средства из БР предназначены для кредитования и гарантирования коммерческих инвестиционных проектов, направленных прежде всего на импортозамешение и развитие экспорта, поскольку именно они обеспечивают достаточно быстрый возврат средств, и на осуществление социальных проектов. В государственный бюджет РФ не входят бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что предполагает, с одной стороны, осуществление финансовой политики Федерации в целом, а с другой, самостоятельной финансовой политики субъектами Федерации и местными органами власти. Если собственных средств субъектов Федерации недостаточно для их развития, государство за счет федерального бюджета переводит им денежные средства (трансферты). В 1999 г. объем трансфертов регионам составил 45,5 млрд. руб. К финансовым ресурсам государства относятся внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центральных или местных органов власти (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Дорожный фонд). |
Денежно-кредитная политика и денежно-кредитная система РФ после 1998 Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставки рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО—ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов. В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика — а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика. Следует отметить, что если в практике бюджетных отношений под инвестициями понимают финансирование прироста и модернизации основных фондов, то в банковской практике под инвестициями понимают формирование портфеля ценных бумаг. О взаимоувязке и взаимозависимости бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и объединении их в один финансовый узел говорят и многочисленные правительственные программы по выходу из финансового кризиса в России на протяжении уже нескольких лет и в том числе антикризисные предложения по выходу из кризиса осени 1998 г., разработанные Центральным банком и Министерством финансов Российской Федерации. Правительство РФ ставит вопрос о необходимости преодоления кризиса в единой финансово-банковской системе. |
Безработица и меры борьбы с нею в России Безработица —
это социально-экономическое | |
Содержание и основные этапы экономической интеграции В последние десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран. Интеграция выступает как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как результат очень высокого уровня международного разделения труда и кооперационных связей. Международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопереплетение национальных процессов воспроизводства. Хотя интернационализация хозяйственной жизни достигла глобальных масштабов, в настоящее время интеграционные процессы носят в основном региональный характер. Наиболее развитые интеграционные союзы находятся в Западной Европе. Именно здесь прежде всего обнаруживается несовместимость современного производства с узостью внутренних рынков, действуют центростремительные тенденции к объединению отдельных стран. Этому способствует также стремление выстоять в борьбе с конкурентами из США и Японии. В середине 60-х годов в Западной Европе было создано Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»), в рамках которого к настоящему времени отменены таможенные пошлины и сняты внутренние ограничения на экспорт и импорт, введены единые таможенные тарифы по отношению к импорту из третьих стран, создан общий режим регулирования цен в сельском хозяйстве и аграрный фонд, установлены либеральные условия миграции капитала и рабочей силы, создана европейская валютная система с единой расчетной единицей — ЭКЮ. |
Содержание и структура платежного баланса Расчётный баланс отражает все сделки, которые осуществляют предприятия и государство в процессе международных эдакий связей. Расчётный баланс включает 5 частных балансов: торговый баланс, баланс услуг, трансфертный баланс, баланс капитала и валютный баланс. Первые три баланса образуют платёжный баланс. Расчётный баланс включает в себя все поступления из-за границы и выплаты за рубежом. Между этими потоками должно соблюдаться равенство, т.е. расчётный баланс = 0. Частные балансы могут быть активными (если сальдо +) и пассивными (если сальдо –). Торговый баланс - это соотношение экспорта и импорта товаров. Сумма экспорта и импорта – внешнеторговый оборот. Он растёт быстрее, чем ВВП. Чистый экспорт – это сальдо. Торговый баланс – главная часть расчётного баланса. Баланс услуг – это поступления и оплата заграничных перевозок, туризма, банковских и финансовых услуг, продажа лицензий и строительные услуги. В РФ он отрицательный. Трансфертный баланс –это оплата % по международным кредитам, поступления % за кредиты, выданные за границей, переводы из-за границы и за границу. В РФ он устойчиво пассивный. Баланс капитала связан с движением денежных средств, которые используются в виде инвестиций и ссуд частных и международных организаций. Валютный баланс – формирование золотовалютных резервов и выплат, которые осуществляются в погашение пассивного сальдо по платёжному балансу. Платёжный баланс фиксирует текущие операции в международных сделках. Баланс капитала фиксирует долговременные операции. Валютный баланс балансирует соотношение долгосрочных и текущих операций. Важной задачей макроэкономической политики является достижение бездефицитного платёжного баланса. Достижение бездефицитного платёжного баланса предполагает чистый экспорт товаров и услуг равен ВВП за вычетом потребительских расходов, I расходов и расходов государства. Xn = ВВП-(C=I=G) Если эта сумма оказывается > чем ВВП, то чистый экспорт < 0. ВВП=(C+I+G)+Xn. Когда экспорт <0, страна вынуждена его покрывать за счет валютных резервов и увеличения государственного долга в результате внешних заимствований. И то и другое негативно сказывается на состоянии макроэкономики. Структура платежного баланса: I. Счет текущих операции: 1. Товарный экспорт. 2. Товарный импорт Сальдо баланса внешней торговли (торговый баланс). 3. Экспорт услуг (доходы от за рубежом и т. д., исключая исключая кредитные услуги). 4. Импорт услуг (платежи за туризм иностранного туризма и т. д., кредитные услуги). Сальдо баланса внешней торговли услугами. 5. Чистые доходы от инвестиции. 6. Чистые трансферты. Сальдо баланса по текущим операциям. II. Счет движения капитала 7. Приток капитала. 8. Отток капитала. Сальдо баланса движения капитала. Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала III. Изменение официальных резервов. |
Международное движение капитала Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом с целью его самовозрастания. Помещая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах: 1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций выделяемся в самостоятельную форму. 2. В денежной и товарной формах. К примеру, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой фирмы. Другой пример — товарные кредиты. 3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах. Движение краткосрочного капитала является преобладающим. Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. 4. В ссудной и предпринимательской формах. Капитал в ссудной форме приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме — в виде прибыли. Иногда трудно провести четкую границу между предпринимательским и ссудным капиталом. Так, к прямым инвестициям относят займы родительских фирм своим зарубежным филиалам. Предпринимательский капитал подразделяется на прямые и портфельные инвестиции. Характерная черта прямых инвестиций состоит в том, что инвестор участвует в управленческом контроле над предприятием, в который инвестирован его капитал. Обычно для этого достаточно владеть примерно 10% акционерного капитала. Портфельные инвестиции такого участия в контроле не дают. Как правило, они представлены пакетами акций, на которые приходится менее 10% собственного капитала предприятия, а также облигациями и другими ценными бумагами. Граница между прямыми и портфельными инвестициями во многом условна. Нередко возможность управленческого контроля обеспечивается весьма небольшим пакетом акций фирмы. Это прежде всего характерно для случаев, когда собственный капитал фирмы сильно распылен между многими владельцами или если в руках владельца небольшой части капитала находится важная для фирмы технология и т. д. |
Валютный курс Международный обмен товарами и услугами опосредуется денежными отношениями. При этом происходит сопоставление национальных денежных единиц, выражаемое в обменном (валютном) курсе. Обменный (валютный) курс — это соотношение между валютами двух стран. Различают номинальный и реальный валютные курсы. Номинальный валютный курс - это цена одной валюты, выраженная в другой валюте. Например, для покупки одного американского доллара россиянину требуется 28 рублей. Это и есть номинальный обменный курс двух валют. Информация о номинальном обменном курсе позволяет сопоставлять цены внутреннего и внешнего рынков. Изменения обменных курсов ведут к изменению внутренних цен при том же уровне международной цены. К примеру, падение обменного курса рубля в августе 1998 г. в России привело к резкому росту внутренних цен в рублях. Реальный валютный курс - это показатель соотношения обмена товаров одной страны на товары другой. Он отражает конкурентоспособность продукции страны на внешнем рынке. Валютный курс зависит от цен товаров в национальной валюте и номинального обменного курса. Высокий уровень реального обменного курса свидетельствует о дороговизне российских товаров относительно иностранных, т. е. их меньшей конкурентоспособности. Иными словами, реальный валютный курс и конкурентоспособность находятся в обратной зависимости. Снижение реального обменного курса обеспечивает повышение зарубежного спроса на отечественные товары, способствует таким образом росту чистого экспорта, т. е. увеличению положительного сальдо по счету текущих операций платежного баланса. Повышение реального обменного курса вызывает противоположные следствия. Поэтому реальный обменный курс является одним из важнейших инструментов воздействия на платежный баланс. |
Содержание
всемирного хозяйства и формы
международных экономических Нац. экономики взаимодействуют. В ходе этого взаимодействия возникают различные эк. связи и отношения. В итоге складывается мировое хозяйство. Т.е., мировое хозяйство – это совокупность нац. хозяйств, которые взяты в системе связей и взаимодействий. Выделяют три группы стран в системе мирового хозяйства: развитые страны, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Критерием разграничения стран является система экономики. Второй критерий – уровень социально – экономического развития. Кроме нац. экономик, элементами мирового хозяйства являются транснациональные корпорации (ТНК), международные эк. организации. Для ТНК главное поле деятельности – внешний рынок. Совокупность нац. экономик скрепляются движением товаров, услуг, факторов производства, т.е. международным движением капитала, миграцией рабочей силы и тд. Взаимодействие экономик привело к их сближению, произошла интернационализация хоз-ой жизни. Её причины: 1. Возникновение и усиление международных экономических связей. Между странами существуют различия в объёме и качестве факторов производства. Это ведёт к международному разделению труда. 2. Увеличение масштабов производства в расчёте на удовлетворение спроса мирового рынка. 3. Научно – техническая революция (вторая половина 20 в.) дала мощный толчок к укреплению и развитию международных эк. связей. НТР сделала необходимой кооперацию стран в освоении новых технологий и новых видов продукции. Международные эк. связи и возникающие на их основе международные эк. отношения развиваются ввиду того, что они приносят выгоду для нац. экономики. Эти выгоды определяются на основе теории абсолютных и сравнительных преимуществ. Абсолютные преимущества – страна должна экспортировать те товары, у кот. издержки производства меньше, чем за рубежом. Сравнительные –Выгода должна оцениваться не по абсолютной разнице в издержках, а на основе сравнения альтернативных издержек. Минимизируя альтернативные издержки все участники международного разделения труда получают выгоду. |
|