Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:37, шпаргалка
1. Совокупный спрос и совокупное предложение, их измерение.
2. Условия макроэкономического равновесия в классической и неоклассической моделях МЭР
Воздействие инструментов
фискальной политики на совокупный спрос
разное. Из формулы совокупного спроса:
AD = C + I + G + Xn следует, что государственные
закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому
их изменение оказывает прямое воздействие
на совокупный спрос, а налоги и трансферты
оказывают косвенное воздействие на совокупный
спрос, изменяя величину потребительских
расходов (С) и инвестиционных расходов
(I).
При этом рост государственных закупок
увеличивает совокупный спрос, а их сокращение
ведет к уменьшению совокупного спроса,
так как государственные закупки является
частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный
спрос. С одной стороны, поскольку при
увеличении социальных трансфертных выплат
(social benefits) увеличивается личный доход
домохозяйств, а, следовательно, при прочих
равных условиях растет располагаемый
доход, что увеличивает потребительские
расходы. С другой стороны, увеличение
трансфертных выплат фирмам (субсидий)
увеличивает возможности внутреннего
финансирования фирм, возможности расширения
производства, что ведет к росту инвестиционных
расходов. Сокращение трансфертов уменьшает
совокупный спрос.
Рост налогов действует в противоположном
направлении. Увеличение налогов ведет
к снижению и потребительских (поскольку
сокращается располагаемый доход), и инвестиционных
расходов (поскольку сокращается нераспределенная
прибыль, являющаяся источником чистых
инвестиций) и, следовательно, к сокращению
совокупного спроса. Соответственно снижение
налогов увеличивает совокупный спрос.
Снижение налогов ведет к сдвигу кривой
AD вправо, что обусловливает рост реального
ВНП.
Поэтому инструменты фискальной политики
могут использоваться для стабилизации
экономики на разных фазах экономического
цикла.
Причем, из простой кейнсианской модели
(модели «Кейнсианского креста») следует,
что все инструменты фискальной политики
(государственные закупки, налоги и трансферты)
имеют мультипликативный эффект воздействия
на экономику, поэтому, по мнению Кейнса
и его последователей, регулирование экономики
должно проводиться правительством с
помощью инструментов именно фискальной
политики, и прежде всего с помощью изменения
величины государственных закупок, так
как они имеют наибольший мультипликативный
эффект.
Виды фискальной политики
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется
при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью
сокращение рецессионного разрыва
выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на
увеличение совокупного спроса (совокупных
расходов). Ее инструментами выступают:
а) увеличение государственных закупок;
б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.
Сдерживающаая фискальная политика используется
при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)),
имеет целью сокращение инфляционного
разрыва выпуска и снижение инфляции и
направлена на сокращение совокупного
спроса (совокупных расходов). Ее инструментами
являются: а) сокращение государственных
закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение
трансфертов.
Кроме того, различают фискальную политику:
1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет
собой законодательное (официальное) изменение
правительством величины государственных
закупок, налогов и трансфертов с целью
стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана
с действием встроенных (автоматических)
стабилизаторов. Встроенные (или автоматические)
стабилизаторы представляют собой инструменты,
величина которых не меняется, но само
наличие которых (встроенность их в экономическую
систему) автоматически стабилизирует
экономику, стимулируя деловую активность
при спаде и сдерживая ее при перегреве.
К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный налог (включающий в себя
и налог на доходы домохозяйств, и налог
на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги
(в первую очередь, налог на добавленную
стоимость); 3) пособия по безработице;
4) пособия по бедности.
Рассмотрим
механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.
Подоходный налог действует следующим
образом: при спаде уровень деловой активности
(Y) сокращается, а поскольку налоговая
функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина
налоговых поступлений, t – ставка налога,
а Y – величина совокупного дохода (выпуска)),
то величина налоговых поступлений уменьшается,
а при «перегреве» экономики, когда величина
фактического выпуска максимальна, налоговые
поступления увеличиваются. Заметим, что
ставка налога остается неизменной. Однако
налоги – это изъятия из экономики, сокращающие
поток расходов и, следовательно, доходов
(вспомним модель кругооборота). Получается,
что при спаде изъятия минимальны, а при
перегреве максимальны. Таким образом,
из-за наличия налогов (даже аккордных,
т.е. автономных) экономика как бы автоматически
«остужается» при перегреве и «подогревается»
при рецессии. Как было показано в главе
9, появление в экономике подоходных налогов
уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор
при отсутствии ставки подоходного налога
больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1-
mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный
эффект воздействия на экономику подоходного
налога. Очевидно, что наиболее сильное
стабилизирующее воздействие на экономику
оказывает прогрессивный подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает
встроенную стабильность следующим образом.
При рецессии объем продаж сокращается,
а поскольку НДС является косвенным налогом,
частью цены товара, то при падении объема
продаж налоговые поступления от косвенных
налогов (изъятия из экономики) сокращаются.
При перегреве, наоборот, поскольку растут
совокупные доходы, объем продаж увеличивается,
что увеличивает поступления от косвенных
налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Что касается пособий по безработице и
по бедности, то общая сумма их выплат
увеличивается при спаде (по мере того,
как люди начинают терять работу и нищать)
и сокращаются при буме, когда наблюдается
«сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно,
что для того, чтобы получать пособие по
безработице, нужно быть безработным,
а чтобы получать пособие по бедности,
нужно быть очень бедным). Эти пособия
являются трансфертами, т.е. инъекциями
в экономику. Их выплата способствует
росту доходов, а, следовательно, расходов,
что стимулирует подъем экономики при
спаде. Уменьшение же общей суммы этих
выплат при буме оказывает сдерживающее
влияние на экономику.
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется
с помощью дискреционной фискальной политики
и на 1/3 – за счет действия встроенных
стабилизаторов.
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.
Однако поскольку фирмы
Достоинства и недостатки фискальной политики
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
Недостатки
фискальной политики:
1. Эффект вытеснения. Экономический смысл
этого эффекта состоит в следующем: рост
расходов бюджета в период спада (увеличение
государственных закупок и/или трансфертов)
и/или сокращение доходов бюджета (налогов)
ведет к мультипликативному росту совокупного
дохода, что увеличивает спрос на деньги
и повышает ставку процента на денежном
рынке (цену кредита). А поскольку кредиты,
в первую очередь, берут фирмы, то удорожание
кредитов ведет к сокращению частных инвестиций,
т.е. к «вытеснению» части инвестиционных
расходов фирм, что ведет к сокращению
величины выпуска. Таким образом, часть
совокупного объема производства оказывается
«вытесненной» (недопроизведенной) из-за
сокращения величины частных инвестиционных
расходов в результате роста ставки процента
благодаря проведению правительством
стимулирующей фискальной политики.
2. Наличие внутреннего лага. Внутренний
лаг – это период времени между возникновением
необходимости изменения политики и принятием
решения о ее изменении. Решения об изменении
инструментов фискальной политики принимает
правительство, однако введение их в действие
невозможно без обсуждения и утверждения
этих решений законодательным органом
власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной
думой и т.п.), т.е. придания им силы закона.
Эти обсуждения и согласования могут потребовать
длительного периода времени. Кроме того,
они вступают в действие, начиная только
со следующего финансового года, что еще
больше увеличивает лаг. За этот период
времени ситуация в экономике может измениться.
Так, если первоначально в экономике была
рецессия, и были разработаны меры стимулирующей
фискальной политики, то в момент начала
их действия в экономике уже может начаться
подъем. В результате дополнительное стимулирование
может привести экономику к перегреву
и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать
дестабилизирующее действие на экономику.
И наоборот, меры сдерживающей фискальной
политики, разработанные в период бума,
из-за наличия продолжительного внутреннего
лага могут усугубить спад.
3. Неопределенность. Этот недостаток характерен
не только для фискальной, но и для монетарной
политики. Неопределенность касается:
4. Дефицит бюджета.
Противники кейнсианских
Особенно остро проблема бюджетного дефицита
проявилась в большинстве развитых стран,
использовавших после П мировой войны
кейнсианские методы регулирования экономики,
в середине 70-х годов, причем, в США возник
так называемый «двойной дефицит» («twin
debts»), при котором дефицит государственного
бюджета сочетался с дефицитом платежного
баланса. В связи с этим проблема финансирования
дефицита государственного бюджета превратилась
в одну из важнейших макроэкономических
проблем.