Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 3 файла

билеты1.doc

— 613.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 904.00 Кб (Скачать файл)

В отраслевой структуре  промышленности отражается уровень  индустриального развития страны и  ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом. К важнейшим из факторов, определяющих изменения в отраслевой структуре промышленности, относят:

  1. научно-технический прогресс и степень внедрения его результатов;
  2. уровень общественного разделения труда, развитие специализации и кооперирования производства;
  3. рост материальных потребностей населения;
  4. общественно-исторические условия, в которых идет развитие промышленности;
  5. природные ресурсы страны.

В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы: экономическое назначение производимой продукции; характер функционирования продукции в производственном процессе; однородность целевого назначения выпускаемой продукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой технологии; характер воздействия на предмет труда и др.

В СНС широко используется классификация отраслей промышленности, предусматривающая их объединение  в крупные комплексные отрасли  по одному из следующих признаков: однородности целевого назначения производимой продукции (машиностроительная , топливная, пищевая, промышленность строительных материалов), общности исходного сырья (металлообрабатывающая, деревообрабатывающая), родственности применяемой технологии (химическая промышленность).

 

ФИНАНСОВАЯ  СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА.

Государственный бюджет.

 

Центральное место в системе  государственных финансов занимает государственный бюджет.

Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства.

Гос.бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство  страны для содержания гос. аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

В бюджете находит  свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы  показывают направление и цели бюджетных  ассигнований. По своей структуре  расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управлению; на военные расходы; расходы на социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.

Расширение функций  государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП.

К числу важнейших  статей государственных расходов относятся  затраты, связанные с созданием  наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Все более значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь – на образование и здравоохронение.

Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д.

Важной составляющей частью финансовой системы любого государства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются в первую очередь объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на содержание местной администрации, полиции, органов суда и прокуратуры.

Доходы государственного бюджета состоят в первую очередь  из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего социально-экономического характера. К их числу относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое.

 

Налоги. Принципы и формы налогообложения.

 

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный  бюджет занимают налоги. На их долю приходится 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Наиболее важной разновидностью налогов является подоходный налог, включающий в себя налог на доходы физических лиц, а также налог  на прибыли корпораций.

Нормой налогообложения является налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Существует различные виды налоговых ставок. В том случае, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода, мы имеем дело с пропорциональными ставками. В тех случаях, когда ставки возрастают с увеличением доходов, налицо прогрессивные ставки. В зарубежной практике налогообложения встречаются также твердые ставки, устанавливаемые на единицу объекта независимо от ее стоимости (машина).

К разряду подоходных налогов относятся также имущественный налог и налог на сделки с капиталом.

Помимо подоходных налогов, важную роль играют косвенные налоги, которые представляют собой надбавки к цене соответствующих товаров  и услуг. Плательщиком этих налогов  становится в конечном счете потребитель (покупатель) этих товаров.

Косвенные налоги существуют в трех главных разновидностях –  акцизы, фискальные монопольные налоги, а также таможенные пошлины.

 

Бюджетные дефициты.

 

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное превышение государственных расходов над доходами. Следствием того является стремительный рост бюджетных дефицитов.

Динамика бюджетных  дефицитов отчетливо проявляется как в абсолютных размерах, так и в их отношении к ВНП практически всех государств.

Динамика бюджетных  дефицитов отражает текущие колебания  хозяйственной конъюктуры, периодические  спады и подъемы производства. В периоды циклических кризисов перепроизводства уменьшается сумма налоговых поступлений в бюджет. В то же время государство вынуждено увеличивать свои расходы на социальные нужды, а также для поддержания определенных секторов экономики, сохранения объема инвестиций в отраслях, имеющих общегосударственное значение.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным  кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора.

Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов – это выпуск государственных  займов. В ходе их размещения государство  привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых  и промышленных компаний.

Развитие государственного кредита сопровождалось созданием  довольно сложной структуры управления государственным долгом. К мероприятиям в этой области относятся определение  размеров новых займов, сроков их выпуска, размеров процентов по обязательствам казначейства, способов их размещения.

Государственные займы  выпускаются на различные сроки  и делятся на:

  • краткосрочные (до 1 года, иногда до 3 лет);
  • среднесрочные (от 3 до 5 лет);
  • долгосрочные (свыше 5 лет).

В условиях недостаточного спроса и понижения общего уровня экономической активности, угрозы сползания экономики к кризису осуществляются меры по увеличению бюджетных расходов и снижению налогов. Форсирование государственных расходов увеличивает общий объем совокупного спроса. Понижение налогов создает более благоприятные условия для увеличения капиталовложений, особенно средних и мелких компаний. При этом увеличение государственных расходов при снижении налогов неизбежно увеличивает дефицитность государственных бюджетов и создает предпосылки для усиления инфляционных процессов.

Возникновение такого рода излишков расходов под доходами получило название активных бюджетных дефицитов. В то же время дефициты, вызванные сокращением государственных расходов в результате падения экономической активности, получили название пассивных дефицитов.

 

Государственный долг.

 

Государственный долг – это сумма  накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся за это время  положительных сальдо бюджета. Различают  внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный  долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Это долг ложится на страну наибольшим бременем, т.к. она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Кредитов ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению. Это долговые обязательства правительства, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Они могут иметь форму: кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни. Погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

 

Международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире – Древней Греции и Древнем Риме – в виде вексельного и меняльного дела. Следующим этапом их развития явились средневековые “вексельные ярмарки” в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились по переводным векселям ( траттам ). В эпоху феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчетов через банки.

Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система-форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различаются национальная, мировая, международная ( региональная ) валютные системы.

Исторически первыми  возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с  мировой валютной системой, то есть формой организации мировых валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства.

Валютные курсы

Свободно плавающие  валютные курсы

 

Свободно плавающие  валютные курсы определяются беспрепятственной  игрой спроса и предложения. Рассмотрим курс, или цену, по которой, скажем, американские доллары могут быть обменены на британские фунты стерлингов.

Падающий спрос на фунты указывает на то, что если фунт станет менее дорогим для  американцев, то и британские товары станут для них дешевле. Это заставляет американцев расширить спрос на британские товары и, следовательно, на фунты, с помощью которых можно купить эти товары.

Предложение фунтов падает, потому что по мере того как цена фунта, выраженная в долларах повышается, у британцев появляется склонность покупать больше американских товаров. Причина, конечно, заключается в том, что при все более высоких ценах на фунты в долларах англичане смогут получить больше американских долларов и поэтому больше американских товаров на каждый фунт. Таким образом, американские товары становятся дешевле для британцев, что стимулирует их покупать больше американских товаров. Покупая американские товары, они поставляют фунты на валютный рынок, поскольку для приобретения американских изделий они должны обменять фунты на доллары. Точка пересечения спроса и предложения на фунты определит цену фунта в долларах.

Валютный курс, устанавливаемый  свободными рыночными силами, может  изменяться и действительно изменяется. Когда цена фунта в долларах увеличивается, то говорят, что стоимость доллара понизилась или доллар обесценился по отношению к фунту. В более общем виде обесценение валюты означает, что для покупки одной единицы какой-либо иностранной валюты потребуется больше единиц национальной валюты. Если доллар обесценивается по отношению к фунту, то фунт относительно доллара дорожает и наоборот.

ТИТ ЛИСТ К билетам.doc

— 20.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"