Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 23:55, шпаргалка
Международное разделение труда, его принципы и формы
Экономические отношения в системе всемирного хозяйства осуществляются в определенных формах: мировая торговля; вывоз капитала; миграция трудовых ресурсов; международный рынок ссудных капиталов и международная валютная система. В своем обзоре мы не в состоянии в деталях рассмотреть каждое из названных направлений, они являются предметом специальных исследований, а поэтому ограничимся общей характеристикой названных форм внешних связей.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ - обмен товарами и услугами между государствами. При этом в качестве покупателей и продавцов могут выступать отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные предприятия, государственные структуры. Ввозимые в страну товары образуют ее импорт, а вывозимые - экспорт.
9. Сущность и основные элементы функционирования рыночной экономики.
Рыночная экономика основана на том, что производители свободны от власти "традиций" и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной цели — личного интереса, повышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.
Главная установка рыночной экономики — свобода выбора видов и форм деятельности — декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание платных услуг, а также торгово-посредническая, финансово- кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трех основных элементах. Во-первых, это цены. Изменение относительных цен служит для производителя ориентиром при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем будет потреблен продукт.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товара, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
В-третьих, это конкуренция. Она является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
10. Формы общественного производства.
Натуральное хозяйство — примитивный тип хозяйства, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.
Товарное производство - форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена; возникает на основе общественного разделения труда, ведётся экономически обособленными производителями.
11. Товар и его свойства:
Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке.
Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.
Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.
ПС относится ко всем продуктам (сырьё и т.д.)
ПС составляет вещественное содержание богатства.
Потребительская стоимость товара:
1. должна быть создана трудом;
2. должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
3. должна обмениваться
на другой товар (механизм
Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой.
Т1 = Т2; Т1 = 2Т3
Один товар имеет множество меновых стоимостей.
Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.
12. Происхождение и сущность и функции денег
По вопросу происхождения денег существуют две концепции:
1.) Рационалистическая – объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми (Аристотель)
2.) Эволюционно-историческая
По мере развития обмена в разных регионах выделился товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту или наибольшей ликвидностью. Постепенно из мира товаров стали выделяться сначала 2 (золото и серебро), а потом один товар – золото, которое стало выполнять роль денег, т.е. всеобщего эквивалента товаров – измерителя стоимости всех товаров.
Свойства золота – однородность,
делимость и соединяемость, сохраняемость,
восстанавливаемость при
В современной экономической
Исторически сложились 3 теории денег, объясняющие их сущность:
1) Металлистическая (XVI-XVII вв.) (Стэнфорд, Мен, Норс, Монкретьен)
Черты: А.) Признается товарная природа денег. Б.) Деньги отождествляются с металлами. В.) Недооценивали роль бумажных денег.
2.) Номиналистическая теория
Представители данной теории считали, что деньги стоимости не имеют – это обыкновенный счетный знак, поэтому могут быть сделаны из любого металла. Ценность денег определяется их номиналом. Силу деньгам придает государство.
3.) Количественная теория денег (XIX-XX вв.) утверждает, что покупательная способность денег (ценность) определяется их количеством, находящимся в обращении.
Три постулата количественной теории: 1 Цены зависят от количества денег 2 Цены пропорциональны количеству денег 3 Изменение количества денег изменяет все цены
Функции денег Согласно марксистской теории деньги выполняют 5 функций:
1.) Мера стоимости 2.) Средство обращения 3.) Средство платежа 4.) Средства накопления и образования сокровищ 5.) Мировые деньги
Теория Маркса опирается на металлистическую теорию денег, когда роль денег выполняет золото. В современных условиях произошел демонитаризм золота – уход золота из обращения. В настоящее время роль денег выполняют бумажные, которые внутренней стоимости не имеют. Стоимость бумажных денег – то количество товаров и услуг, которые можно обменять на денежную единицу.
Опираясь на номиналистическую теорию, выделяют 3 функции денег:
1.) Мера стоимости
2.) Средство сбережения
3.) Средство обращения
Мера стоимости – это
Масштаб цен – денежная единица с ее делениями.
Функции средства обращения: деньги выступают как посредники в товарном отношении.
Функции средства платежа деньги выполняют при продаже товаров в кредит и являются завершителями движения товаров.
Сбережения достигаются через учреждения либо путем приобретения ценных бумаг и поступления в сектор инвестиции.
Инвестиции – это средства, которые используются для расширения и совершенствования производства и для накопления товарно-материальных ценностей.
В настоящее время функцию
13. Рынок и условия его возникновения. Его структура и функции.
Рынок — совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения.
Условия возникновения рынка:
В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами, т. е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг
Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и за тем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, АО, гос. предприятия). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может.
Аксиомы рынка:
Составляющие рынка:
Для того чтобы рынок возник и функционировал в дальнейшем необходимо наличие спроса и предложения товара, наличие конкуренции, в ходе которой устанавливаются цены на данный товар и наличие частной собственности.
Существуют субъекты (продавцы и покупатели). В качестве субъектов выступают: домашнее хозяйство, фирмы, государство
Функции рынка: ценообразующая, посредническая, информационная (дает участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке), регулирующая (воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения), интегрирующая (состоит в соединении сферы производства, сферы потребления), очистка рынка от неконкурентоспособных производителей.
Функции рынка: