Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 23:55, шпаргалка

Описание работы

Международное разделение труда, его принципы и формы
Экономические отношения в системе всемирного хозяйства осуществляются в определенных формах: мировая торговля; вывоз капитала; миграция трудовых ресурсов; международный рынок ссудных капиталов и международная валютная система. В своем обзоре мы не в состоянии в деталях рассмотреть каждое из названных направлений, они являются предметом специальных исследований, а поэтому ограничимся общей характеристикой названных форм внешних связей.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ - обмен товарами и услугами между государствами. При этом в качестве покупателей и продавцов могут выступать отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные предприятия, государственные структуры. Ввозимые в страну товары образуют ее импорт, а вывозимые - экспорт.

Файлы: 4 файла

1 001.jpg

— 327.34 Кб (Скачать файл)

1.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.   Сущность и основные элементы функционирования рыночной экономики.

Рыночная экономика  основана на том,  что  производители  свободны  от власти "традиций" и не подчинены государственным  органам. Каждый  решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной  цели  — личного  интереса,  повышения  собственного   благосостояния.   В   условиях разделения труда и личной свободы  производитель  изготавливает  продукт  не для своего потребления и не по приказу начальника, а  для  обмена.  Продукт, произведенный специально для  обмена,  называется  товаром.  Только  обменяв его, производитель может получить то, в  чем  нуждается  для  удовлетворения своих потребностей.

Главная установка рыночной экономики — свобода выбора  видов  и  форм деятельности — декларирует право любого  хозяйствующего  субъекта,  будь  то человек,  семья,   группа,   коллектив   предприятия,   выбирать   желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности  в любой допускаемой  законом  форме.  Под  видами  экономической  деятельности подразумевается  производство  разнообразных   видов   продукции,   товаров, оказание  платных  услуг,   а   также   торгово-посредническая,   финансово- кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность.

Любой рынок,  независимо от его конкретного вида базируется  на  трех основных элементах. Во-первых, это цены. Изменение относительных цен служит для производителя ориентиром  при определении   необходимости   изменения объемов   производства.   Изменение   цен   влияет   на   выбор   технологии производства.  Цены,  в конечном  итоге предопределяют  и то,  кем будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос  и  предложение.  Спрос  (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность  в  товарах, определяемая количеством тех или иных  товаров,  которые  потребители  могут купить  при  сложившихся  ценах  и  денежных   доходах.   Предложение - это количество товара, которое имеется в продаже при данной  цене.  Изменение соотношения между спросом и предложением порождает  колебание  рыночных  цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти  колебания  устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и  предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

В-третьих, это конкуренция. Она является необходимым элементом рыночного механизма.  Однако  характер   конкуренции   может   быть   различным,   что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.   Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной,  или совершенной конкуренции, т.  е.  когда  ситуация  на  рынке  характеризуется множеством покупателей и  продавцов,  однородностью  продаваемой  продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной  конкуренции  ни  один  из продавцов или покупателей сам по  себе  не  в  состоянии  воздействовать  на рыночную цену.

 

 

 

 

10.   Формы общественного производства.

Натуральное хозяйство  — примитивный тип хозяйства, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

  1. Весь коллектив выступает как собственник, производитель и потребитель
  2. Производство ориентируется на удовлетворение потребностей коллектива
  3. Материальные блага из производства в потребление поступают прямо, минуя обмен
  4. Производство благ определяется заранее, исходя их потребностей и возможностей
  5. Нет соперничества между производителями
  6. Слабо влияет на развитие производительных сил, производство и повышение его эффективности

Товарное производство - форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена; возникает на основе общественного разделения труда, ведётся экономически обособленными производителями.

  1. Существует обособленность и самостоятельность производителей
  2. Производство ориентируется на удовлетворение потребностей других
  3. Материальные блага поступают в потребление посредством обмена; при этом между производителями возникают экономические отношения
  4. Количество необходимых обществу благ определяется задним числом после их производства, при реализации
  5. Существует соперничество между производителями и потребителями
  6. Оказывает активное влияние на развитие производительных сил, производства и повышение его эффективности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.   Товар и его свойства:

Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке.

Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.

Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.

ПС относится ко всем продуктам (сырьё и т.д.)

ПС составляет вещественное содержание богатства.

Потребительская стоимость  товара:

1. должна быть создана  трудом;

2. должна удовлетворять  потребности не ее создателя, а других людей;

3. должна обмениваться  на другой товар (механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью  обмениваться на другие товары.

Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой  обменивается один товар на другой.

Т1 = Т2; Т1 = 2Т3

Один товар имеет  множество меновых стоимостей.

Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.   Происхождение и сущность и функции денег

По вопросу происхождения денег существуют две концепции:

1.) Рационалистическая – объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми (Аристотель)

2.) Эволюционно-историческая концепция  объясняет происхождение денег  как длительный процесс развития  обмена.

По мере развития обмена в разных регионах выделился товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту или наибольшей ликвидностью. Постепенно из мира товаров стали выделяться сначала 2 (золото и серебро), а потом один товар – золото, которое стало выполнять роль денег, т.е. всеобщего эквивалента товаров – измерителя стоимости всех товаров.

Свойства золота – однородность, делимость и соединяемость, сохраняемость, восстанавливаемость при небольшом  объеме.

В современной экономической науке  деньги определяются как абсолютное ликвидное средство, помогающее произвести обмен.

Исторически сложились 3 теории денег, объясняющие их сущность:

1) Металлистическая (XVI-XVII вв.) (Стэнфорд, Мен, Норс, Монкретьен)

Черты: А.) Признается товарная природа денег. Б.) Деньги отождествляются с металлами. В.) Недооценивали роль бумажных денег.

2.) Номиналистическая теория денег  (XVII-XVIII вв.) (Беркли, Стюарт, Кнапп.)

Представители данной теории считали, что деньги стоимости не имеют  – это обыкновенный счетный знак, поэтому могут быть сделаны из любого металла. Ценность денег определяется их номиналом. Силу деньгам придает государство.

3.) Количественная теория денег  (XIX-XX вв.) утверждает, что покупательная  способность денег (ценность) определяется  их количеством, находящимся в  обращении.

Три постулата количественной теории: 1 Цены зависят от количества денег 2 Цены пропорциональны количеству денег 3 Изменение количества денег изменяет все цены 

Функции денег Согласно марксистской теории деньги выполняют 5 функций:

1.) Мера стоимости 2.) Средство обращения 3.) Средство платежа 4.) Средства накопления и образования сокровищ 5.) Мировые деньги

Теория Маркса опирается на металлистическую теорию денег, когда роль денег выполняет  золото. В современных условиях произошел  демонитаризм золота – уход золота из обращения. В настоящее время роль денег выполняют бумажные, которые внутренней стоимости не имеют. Стоимость бумажных денег – то количество товаров и услуг, которые можно обменять на денежную единицу.

Опираясь на номиналистическую теорию, выделяют 3 функции денег:

1.) Мера стоимости

2.) Средство сбережения

3.) Средство обращения

Мера стоимости – это выражение  стоимости денег в деньгах, приобретение стоимости формы цены.

Масштаб цен – денежная единица  с ее делениями.

Функции средства обращения: деньги выступают  как посредники в товарном отношении.

Функции средства платежа деньги выполняют  при продаже товаров в кредит и являются завершителями движения товаров.

Сбережения достигаются через  учреждения либо путем приобретения ценных бумаг и поступления в  сектор инвестиции.

Инвестиции – это средства, которые используются для расширения и совершенствования производства и для накопления товарно-материальных ценностей.

В настоящее время функцию мировых  денег выполняет не золото, а 1) валюта 2)кредитные платежи – средства международных расчетов.

 

 

 

13.   Рынок и условия его возникновения. Его структура и функции.

Рынок — совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения.

Условия возникновения  рынка:

  1. общественное разделение труда и специализации.

В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообспечения всеми производственными  ресурсами, всеми экономическими благами, т. е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг

  1. экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства — означает, что только сам производитель решает, то производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

Эта обособленность исторически  возникает на базе частной собственности  и за тем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, АО, гос. предприятия). Если в обществе субъекты хозяйственной  деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может.

  1. разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
  2. свободный обмен ресурсами — позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Аксиомы рынка:

  1. все имеет цену: любой товар, в том числе и труд, земля и затраты капитала.
  2. цены устанавливаются на рынке без какого-либо контроля, а в результате конкуренции
  3. цены являются результатом взаимодействия между спросом и предложением товара.
  4. цены играют ключевую роль в достижении экономического равновесия.

Составляющие  рынка:

Для того чтобы рынок  возник и функционировал в дальнейшем необходимо наличие спроса и предложения  товара, наличие конкуренции, в ходе которой устанавливаются цены на данный товар и наличие частной собственности.

Существуют субъекты (продавцы и покупатели). В качестве субъектов выступают: домашнее хозяйство, фирмы, государство

 

Функции рынка: ценообразующая, посредническая, информационная (дает участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке), регулирующая (воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения), интегрирующая (состоит в соединении сферы производства, сферы потребления), очистка рынка от неконкурентоспособных производителей.

Функции рынка:

  1. через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, ЧТО производить, КАК производить, ДЛЯ КОГО производить.
  2. через рынок устанавливается взаимосвязь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу.
  3. через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.
  4. на рынке устанавливаются цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и, как следствие этого — равновесная цена.
  5. рынок дифференцирует производителей, т. е. выживают те фирмы, у которых затраты на про<span class="dash0410

2 001.jpg

— 299.66 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"