Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
1.
Предмет и задачи
Истории экономических
учений.
Предметом истории экономических учений (экономической мысли) является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов на экономическую жизнь на всем протяжении развития человечества – от зарождения экономических идей у древних мыслителей до современной экономической мысли, создания экономических теорий. Она изучает процесс развития взглядов на экономику на разных этапах человеческой истории и в разных странах, причины их изменения, а также влияние экономических теорий и концепций на экономику и политику государства. История экономических учений – это история попыток ученых понять экономику, изучить и объяснить ее революцию, движущие законы. В курсе истории экономических учений определяется место и роль того или иного мыслителя в истории науки, их роль в создании того или иного учения, теории, концепции. Являясь составной
частью экономических наук, история
экономических учений считается
самостоятельной научной Правильное отражение
экономической действительности даст
нам возможность не только верно
объяснить то или иное явление
экономической жизни, увидеть исторические
корни современных социально- |
2..Экономические
учения Древнего
Востока (Египет,
Месопотамия, Индия,
Китай)
Древний Восток – колыбель цивилизации на Земле. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государства, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества. Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ролью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. В большинстве стран Древнего Востока преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. Большое развитие получили общественные работы. В экономике преобладало натуральное хозяйство и, естественно, существовало патриархальное рабство, при котором труд рабов использовался как вспомогательный, а основными производителями материальных благ являлась аграрии – члены территориальных общин. Эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока. Древний Египет: Среди памятников, в какой-то степени раскрывающих экономические взгляды египтян, особое место занимают поучения, или наставления египетских правителей и вельмож своим наследникам. Самым известным из них является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикана», составленное в конце III тыс. до н.э. Также относятся еще два произведения, проливающих свет на экономические представления египтян. Оба они рассказывают о событиях так называемого Первого переходного периода, отделяющего в истории Египта Среднее царство от Древнего. Автором первого из них считается Ипусер (Ипувер) – человек, по всей вероятности, близкий к правящим кругам северной части страны. Месопотамия: В государствах Месопотамии, как и в Египте, еще не было специальной литературы, посвященной хозяйственным вопросам. Экономические идеи древних жителей Месопотамии можно представить себе лишь на основании документов, фиксирующих экономические реалии (разнообразная хозяйственная отчетность, переписи, кадастры и пр.). К древнейшим из законов известных нам относятся законы царя Шульги (XXI в. до н.э., Шумеро-Аккадское царство), законы города Эшнунна (XX в. до н.э., Вавилон). Древняя Индия: В Древней Индии экономическая мысль была тесно связана с мыслью религиозной. Самым известным произведением, посвященным экономическим вопросам, является «Артхашастра» или «Наука о политике» (более точный перевод – наука о пользе, выгоде). «Артхашастра» по сути представляет собой свод рекомендаций и правил, которыми должен руководствоваться правитель идеального государства. Известно еще одно произведение, в котором затрагиваются экономические вопросы, - Законы Магу. Древний Китай: На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. Основателям конфуцианства был Кун-цзы (в европейской традиции – Конфуций (ок. 551 – 479 до н.э.)). Высказывания и беседы Конфуция были записаны его учениками и их последователями и сведены в сочинение «Лунь юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба обведено строго определенное место в мире и в обществе. |
Аристотель. Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в трудах Аристотеля (384-322 до г.э.) – знаменитого древнегреческого философа и ученого-экциклопедиста, ученика Платона, воспитателя Александра Македонского. Экономические вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, посвященных этике и политике, т.е. сфере практической деятельности человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Политика» и «Никомахова этика». Важное место в этических и политических воззрениях Аристотеля занимает представление о «естественном», «природном», о том, что ничего в природе не существует напрасно. Из рассуждений Аристотеля следует, что естественное, т.е. соответствующее природе, является справедливым. Древний Рим: Как и в других странах, экономические представления римлян нашли отражение в законах (например, XII таблиц), в деятельности реформаторов (Сервия Туллия, Тиберия и Гая Гракхов и др.), в литературе (например, в «Геогиках» Вергилия), в хозяйственных документах. Однако отличие от большинства древневосточных стран в Риме, так же как и в Греции и Китае, появились специальные произведения, посвященные хозяйственным вопросам. Катон Старший: Первым, кто обратился к проблемам хозяйства, был известный римский политик. Оратор и писатель Марк Порций Катон Старший (234 – 149 до н.э.). Его трактат «О земледелии» - наиболее ранний из известных нам памятников латинской прозы. В этом произведении еще нет систематического изложения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трактат является своего рода руководством для начинающего хозяина. Цицерон: Самым известным был выдающийся оратор, политический деятель, философ Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.). Среди множества его произведений можно выделить трактаты «Об обязанности», «О старости», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых в связи с политическими и философскими проблемами рассматриваются и некоторые вопросы теоретико-экономического характера. Экономическая мысль Древнего мира рассматривалась неравномерно и наибольшего расцвета достигла в античных государствах, особенно в Греции. Однако в восточных странах, в частности с Индии и Китае, рассматривались многие важные теоретико-экономические вопросы. Общая характерная черта экономических идей древности – отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению. Общим является также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества. |
4. Экономическая мысль в средневековой Западной Европе.Экономические воззрения средневековья носит ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи переполняет схоластика. В
крупных восточных странах Этот
период отличает усилением сословного
характера и иерархической Известная
хозяйственная Экономические взгляды охватывают широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологии того времени стремились сохранить феодальный строй. |
5. Экономические взгляды меркантилистов (общая характеристика, этапы развития).Он возник до географических открытий и был актуален до середины 16 века. Торговые связи между странами были развиты слабо. В наиболее полной форме рациональное содержание монетаризма выразил флорентийский банкир Б.Даванзатти. в совей работе «Чтение о монете» он метафорически сравни монету с кровью экономического организма, обеспечивающей его нормальную жизнедеятельность. Как большая потея крови ведет к ослаблению жизненных сил и даже смерти, так и недостаток звонкой монеты в стране тормозит ее развитие. «Любое богатство предстает как обратимое в деньги» – это вывод Б.Даванзатти показывает, что сущность меркантилизма – не примитивное отождествление богатства с деньгами, а открытие первой существенной связи в пестром мире продуктов и услуг, составляющих богатство, - связи между всеми его возможными предметами и одним поддающимся точному измерению предметов – деньгами. Для
достижения богатства ранние
меркантилисты считали
Превращение
денег в условные знаки фиксируемое
соотношение находящихся в Основные положения позднего меркантилизма.Н охватывает период со 2-й половины 16 века по 2-ю половину 17 века. На этом этапе торговые связи между странами становятся развитыми и регулярными. Чтобы достичь активность торгового баланса рекомендовалось:
Признавалась
товарная сущность денег их ценность
они усматривали естественные свойства
серебра и золота. Не смотря на это
поздний меркантилисты Концепции поздних меркантилизма были направлены к практике хозяйственной жизни, к сфере обращения. Во Франции активным проводником меркантилизма был Жан Батист Когльберн. В этом период в странах создалось мощная сеть мануфактур, запрещался вывоз хлеба, и свобод ввода товара. Все концепции меркантилизма опираются на позиции меркантилизма, на участия государств у управлении экономикой и обеспечении оптимального использования ресурсов для промышленного импорта и при умножении богатства страны. Деньги меркантилисты насматривали как важнейшие средство развития отечественной промышленности и торговли. Они придавали большое значение зарубежным инвестициям развития экономики страны. Для меркантилистов не существовало проблемы безработицы. Период меркантилизма считается как период эпохи зарождения политической экономии. Начальным этапом политической экономической мысли считается учение физиократа. Это слово греческого происхождения, что означает власть природы. Представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли и сельскохозяйственного производства. Представителями учения физиократов является Пьер Буагильбер, Франсу Кенэ и Тюрго. |
6.
Экономические идеи
в России в 9
в. – 17 вв.
В XVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. В связи с ростом общественного разделения труда в ней начал формироваться единый национальный рынок. В промышленности появляются крупные предприятия в форме мануфактур. Образуется сословие купцов. Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным, но заметно увеличивается и производство на рынок. Передовые деятели России уже вполне осознавали необходимость ликвидации экономической отсталости России от передовых стран Запада. Наиболее ярким выразителем нового направления русской экономической мысли явился выдающийся государственный деятель А.Л. Ордын-Нащёкин (1605-1680). Изданный им Новоторговый устав 1667 г. явился крупным законодательным актом, регулирующим торговые пошлины. Новоторговый устав пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговли и купечеству. С приходом к власти Петра I начались разнообразные реформы, охватившие государственный аппарат, армию и хозяйственную жизнь. Более того, начиная со времен царствования Петра I крупное предпринимательство взяло четкую ориентацию на военно-промышленный комплекс, и эта ориентация на протяжении трех веков превратилась в прочную национальную традицию. Эти российские особенности нашли отражение во взглядах первого русского экономиста И.Т.Посошкова (1652-1726), взгляды которого представляют своеобразное сочетание идей, как классической политической экономии, так и меркантилизма. Меркантилисты выступали в защиту национального рынка, за поддержку отечественной торговли и активное вмешательство государства в экономическую жизнь, считая, что "политика правителя - главная сила". Но взгляды представителей этой школы неоднородны. Испанские меркантилисты выступали за запрет вывоза золота из Испании и ограничения ввоза иностранных товаров. |
7. Общая характеристика классической школы.Классическая политэкономия - экономическое течение конца XVIII - начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства). При изучении данной темы, прежде всего, следует рассмотреть условия, вызвавшие формирование классической школы политической экономии. Завершается разложение феодализма и происходит становление капитализма: быстрый рост промышленности, торговли, банковского дела. Большие успехи были сделаны в развитии общественного сознания. Наступил век Просвещения. Важную роль в становлении классической школы сыграли философы, занимавшиеся экономическими вопросами: в Англии – У. Петти, Томас Гоббс, Джон Локк, Давид Юм, во Франции - Гельвеций, Кондильяк, в Италии - Беккариа. Часть купцов и деловых людей стремилась теоретически осмыслить новые явления: Т. Ман, Дж. Ло, Д. Норс, Р. Кантильон, П. Буагильбер, Тюрго, Гурнэ. Экономика привлекла и разночинцев-интеллигентов: У. Петти, Н. Барбона, Б. Мандевиля, Ф. Кенэ и др. Среди экономистов появляются также духовные лица: Галиани, Такер, Мальтус. Классическая политическая экономия прошла в своем развитии два этапа: формирование (XVII-XVIII вв.) и существование целостной системы экономических взглядов (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.). На первом этапе осуществляется борьба с феодализмом и меркантилизмом, нащупываются некоторые принципы и закономерности становления капиталистической экономики. На втором этапе результаты исследований ряда ученых обобщаются и объединяются в единое целое Адамом Смитом, Томасом Мальтусом и Давидом Рикардо. Выявлены основные закономерности и механизмы функционирования капиталистической экономики. Несмотря на то, что классическую политическую экономику создавал ряд ученых, имеются некоторые общие характерные признаки этой школы:-Классическая
политическая экономия -Предметом изучения является в основном сфера производства. -Ценность
товара определяется -Человек
рассматривается только как « -Эластичность
численности рабочих по -Целью
предпринимательской -Главным
фактором увеличения богатства
является накопление капитала. Экономический
рост достигается путем -Деньги — орудие, облегчающее процесс обмена товарами |
8.
Зарождение классической
школы в Англии
и во Франции
(У.Петти, П. Буагильбер)
Зарождение классической школы пришлось на время, когда в Европе началось зарождение капиталистического общества – 17 век. Особенности классической школы: изменился предмет исследования, классическая школа начинает заниматься сферой производства. Основатели классической школы: Вильям Петти (Англия) и Буагильбер (Франция). Англия. Вивьем Петти – 17в., он был моряком, врачом, ювелиром, картографом, обогатился т стал до н.э.. Главные работы: политическая арифметика, трактат о налогах и сборах, работа «разное о деньгах». По своим взглядам занимал промежуточное положение между меркантилистами и классической школой. Петти как меркантилист: 1. у него типично меркантилистский взгляд на богатство. Богатство – это изобилие золота, серебра и драг. камней, потому что они не гибнут и не изменчивы, является богатством всегда и везде, прочие богатства – мясо и пр. – это тоже богатство, но 2-го сорта и всего лишь здесь и теперь; 2. типично-меркантилистское отношение к с/хозяйству, промышленности и торговли. Можно заработать промышленностью больше, чем с/х, а торговлей больше чем промышленностью. Самый производительный труд – внешняя торговля, труд по добыче денежного материала (добыча золота и серебра); Петти был сторонником гос. вмешательства в экономику. Петти как классик: гл. достижение – он сформулировал теорию трудовой стоимости => шаг вперед по сравнению с меркантилистами. Он сказал: «на цену товара влияют 2 важнейших фактора труд и земля, т.е. труд – есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать. Поэтому оценку стоимости всех предметов следует сводить к труду и земле». Франция. Пьер Буагильбер – основатель, ученый, крупный чиновник. Гл. работа – трактат о природе богатства. Его задача – выяснить, чем определяется эк. рост и в чем причины застоя, падения экономики и эк. роста. Важнейшим условием нормального экономического развития являются нормальные (пропорциональные) цены, т.е. цены, пропорциональные вложенному труду. Он считал, что именно трудом, затраченным на производство товара определяется величина истиной стоимости вещи и ист. стоимость – основа для обмена товара на товар, но в реальности ист. стоимость часто не совпадает с рыночной ценой, причины: 1. отсутствие свободной конкуренции товаропроизводителей на рынке, 2. произвольное вмешательство гос-ва в экономику => будет установление неправильных цен и ухудшение рынка. Вывод: => хоз-во развивается по определенным эк. законам, их нельзя безнаказанно нарушать и вмешательство в них будет иметь негативные последствия. У него резко отрицательное отношение к деньгам. Деньги – это одна из основных причин нарушения тов. обмена в соответствии с истиной стоимостью, и вообще это все беды в обществе. Вывод: деньги надо упразднить. |
9. Учение физиократов.Физиократия (с греч. - «власть природы») - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству. Наиболее известными идеологами физиократизма были Венсуан де Гурнэ (1712-1759), Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Робер Жак Тюрго (1724-1781). Школа физиократов выработала учение, которое держалось на нескольких важных идеях. Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации. Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства. Центральные идеи теории физиократии таковы:-Экономические
законы носят естественный -Источник
богатства есть сфера -Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, не производящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта. -Бесплодной считалась и торговая деятельность. -Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу. -Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров. -Физиократы
дали определение « -Налогообложение физиократы сводили к трем принципам: *налогообложение является источником дохода; *наличие соотношения между налогами и доходами; *издержки
взимания налогов не должны
обременять. |
10.
Теория А.Смита.
Адам Смит – английский учены экономист. Им разработана теория воспроизводства и распределения, проанализированы действия этих категорий на историческом материале и применение их в экономической политике. По А. Смиту экономика слабой страны преумножает богатства народов не потому, что этим богатством является деньги, а потому, что ее надо видеть в материальных ресурсах, которые оставляют годичный труд каждого. Смит осуждает меркантилизм, он оговорит, что природой богатства исключительно является труд. Только технический прогресс является основой оста богатства любой страны во все времена. По его мнению, не торговля, и другие отрасли сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства. Центральное место в методологии исследования А.Смита имеет концепция экономического либерализма, в основу которых полжены рыночные экономические отношения. Он говорит: «Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества рассматриваются как сумма интересов, составляющих его лиц. В развитие этой идеи Смит вводит такие понятия как «экономический человек» и «невидимая рука». Сущность экономического человека состоит в том, что не от благожелательстав мясника, пивовара или лавочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а говорим об их выгодах». Смысл, невидимой руки заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и привет к гармонии личную и коллективную волю с максимально-возможной выгодой для всех и каждого. По
его словам, рыночный механизма хозяйствования
– это очевидная и простая
система естественной свободы, она
будет всегда благодаря «невидимой
руке» автоматически Государству же остается 3 важных обязанности:
Рассматривая структуру торговли. Смит на 1-е место ставил внутреннюю, на 2-е – внешнюю, на 3-е – транзитную торговлю в этой связи Смит попытался сформулировать главную задачу политэкономии. Главная задача политэкономии каждой страны состоит в увеличении ее богатства и могущества поэтому она не должна давать преимущества или оказывать особое поощрение внешней торговле. Он подготовили почву для бедующих рассуждениях по многим ключевым теоретическим проблемам классической политэкономии. |
11.
Теория Д.Рикардо.
Родом
из испанско-галандско- Женился в 21 год без благословения родителе и был изгнан отцом, имея всего 800 ф. Спустя пять-шесть лет, когда у него было уже трое детей, положив начало своему состоянию, которое по оценкам, составляло сумму в 40 млн. франков. А к 32 годам Д.Рикардо становится крупной финансовой фигурой. Риккардо поддерживал трудовую теорию стоимости Смита, дела вывод, что «труд является основой всякой стоимости». Он писал, что оценка труд «различных качеств» скоро устанавливается на рынке с его квалификации и продолжительности. Он подчеркивал, что «на стоимости товаров влияет не только труд, применяемый непосредственно к ним. Н и труд, а затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду». Потому экономия в приложении труда, писал он, всегда понизит относительную стоимость товара, независимо от того, касается ли он труда. Необходимо для изготовления самого товара или же для образования капитала, с помощью которого товар производятся. Рикардо утверждал, что «никакое изменение в заработной плате рабочих не вызывал бы какие-либо изменения в относительной стоимости» товаров, но предлагал учитывать, какая доля капитала тратиться на «содержание труда» и средства производства. Однако нужно иметь в виду, считал Рикардо, что стоимость «видоизменяется вследствие неодинаковой долговечности капитала и неодинаково скорости, с которой он возвращается к предпринимателю». |
12.
Развитие экономической
мысли в 18 в.
и первой половине 19
в.
В начале 19 века Россия переживала далеко не лучшие время. Страна явно отставала в экономическом развитии от передовых государств запада. Принудительный труд крестьян, составлявших почти половину российского населения, был чрезвычайно неэффективен, производительность труда во всех сферах хозяйства оставалась низкой. Торгово-промышленый класс развивался медленно и составлял ничтожную долю общества. Сословная организация общества делала невозможным реальное воплощение в жизни принципа свободной конкуренции. Наконец, российские финансы находились в довольно затруднительном положении – курс бумажного рубля неуклонно падал, а значительным был дефицит государственного бюджета; расходы гос-ва почти в двое превышали доходы. Серьезность ситуации была очевидна многим государственным деятелям, в том числе и Александру I, который поручил М.М.Сперанскому составить план преобразований. |
13.
Экономические взгляды
социалистов-утопистов
(К.Сен-Симон, Ш.Фурье,
Р.Оуэн).
Первыми утопическим
Сен-Симон выделял «ранний перо», «рабство», «средневековье», «современный период» и «золотой век». Он отмечал, что в недрах феодализма возникали элементы нового строя. Результатом борьбы класса промышленников против феодалов явилась французская революция, но она не закончилась по его мнению, поскольку поставили у власти буржуазию – «промежуточной класс», непроизводительный и паразитический класс. Сен-Симон выступал сторонником нового общественного строя не только потому, что он казался ему более соответствующим природе человека и обеспечивающим счастье для наибольшего числа людей, но и потому, что переход к новому строю диктуется требованием человеческого общества, исторической необходимостью. Фурье внес серьезный
вклад в трактовку Цивилизацией он объявлял период зарождения капитализма. С развитием крупной промышленности, по мнению Фурье, будет достигнут тот уровень производства, который обеспечит гармонию страстей, и на смену цивилизации придет гармония, или ассоциация. Связывая историческое развитие общества с определенными этапами развития производств, Фурье делал шаг вперед по сравнению с Сен-Симоном. Но в исторической
концепции Фурье В произведениях
Фурье большое место уделено
критики капитализма, который был
объявлен исторически преходящим, обреченным
строем. |
14.
Экономическое учение
марксизма.
Вторая полвина 19 века – начало 20 в. характеризуется значительным обострением противоречий капитализма. Рост эксплуатации , углубление экономических кризисов производства, возникновение и развитие капиталистической монополии привели к усилению классовых противоречий и борьбе пролетариата в буржуазией. Значительным событием этого периода явился выход в свет главного произведения К.Маркса «Капитал». Марксизм получил широкое распространение в рабочей среде, одержал победу над прочими мелкобуржуазными и утопическими тенденциями и превратился в направление в рабочем движении. Марксизм возни в 40-х гг. 20 века, в то переломное в истории человечества время, когда обострение социально-экономических противоречий капитализма породило объективную потребность в создании научное теории способной вооружить пролетариат в его борьбе за низвержение капитализма. Возникновение
марксизма было подготовлено преемственным
развитием капиталистической |
15.
Историческая школа
в Германии.
Историческая школа - направление экономической мысли второй половины XIX века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве. Германия, в отличие от Англии и Франции, в рассматриваемый период (середина XIX века) была экономически менее развитой страной, разделенной на мелкие государства вплоть до 70-х годов XIX века. Поэтому развитие экономической науки в Германии имеет свои особенности. Немецкая политическая экономия формировалась под влиянием английских и французских теорий, в частности учений Мальтуса и Бастиа. Немецкая политическая экономия не приняла идеи единства экономической теории для различных стран, но ввела национальную политэкономию. Историческое направление в политической экономии пыталось наметить третий путь между крайностями экономического либерализма и утопического социализма. Сторонники этого направления отвергли революцию и не ставили под сомнение частную собственность. Однако они считали недостаточным представление о человеке как об эгоистичном Homo economicus, заинтересованном только в личной выгоде, не принимали формулу «laissez faire» и придавали большое значение национальным историческим и географическим особенностям, "чувству общности" и экономической роли государства. Выдвинутые исторической школой идеи заполняют всю вторую половину XIX века. Наибольшего расцвета они достигают в течение последней четверти его. Но дата их происхождения восходит выше. Она может быть отнесена приблизительно ко времени появления в 1843 году маленькой книги Рошера "Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода". Историческая школа - направление экономической мысли второй половины XIX века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве. Это направление возникло в противовес неоклассическому. В развитии исторической школы выделяют два этапа: «старая» историческая школа (40-е годы XIX века); ее идеологами являлись Ф. Лист, В. Рошер; «молодая» историческая школа (80-е годы XIX века); ее представителями были Л. Брентацо, Э. Дюркейм, В. Зомбарт. |
16.
Общая характеристика
маржинализма.
В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю. Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в., которое широко использует в анализе экономических процессов и законов предельные величины. Основные положения маржинализма следующие: использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений; исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств; предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро -, но и на микроуровне; широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач; гедонизм, то есть жизнь ради счастья. Маржинальная революция - переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму). Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап маржинализма (70 - 80 годы XIX века) связан с именами Джевонса (1835 - 1882) - основателя математической школы, Менгера (1840 - 1921) - основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834- 1910) - основателя лозанской школы. Этот этап получил название «субъективного направления» в политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне. К недостаткам этого этапа относят следующее: категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров; оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении. Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века. Выразителями идей этого этапа являются Альфред Маршалл (1842 -1924) - профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938) - профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма. Для второго этапа характерен отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей. |
17.
Основные школы
маржинализма.
Наиболее ранняя маржиналистическая школа сформировалась в Австрии, названная в силу этого обстоятельства австрийской (психологическая школа). Ее основателем считается К.Менгер, профессор венского университета, который сформулировал главные положения теории предельной полезности на основании описаний индивидуальных актов обмена. Так Ф. Визер, также профессор венского университета развил идеи К.Менгера, используя принцип придельной полезности для оценки стоимости издержек производства. Важнейшее место в теоретических построениях австрийской школы занимает субъективно-псиологический метод исследования. В противовес теории трудовой стоимости и марксовой теории прибавочной стоимости австрийцы выдвинули оригинальную теорию ценности. Согласно ей в основе цены товара (в более широком толковании - благо) лежит не стоимость, определяемая затратами труда, и даже не потребительная стоимость или полезность самого товара (блага). Цены зависят исключительно от субъективных оценок данной полезности, а точнее, придельной полезности, участниками хозяйственного процесса. Под придельной полезностью понимается субъективная оценка каким-либо индивидуумом последней единицей наличного запаса определенного потребительского блага. Наибольший вклад в развитие экономической науки внес глава Кембриджской школы Альфред Маршалл ,являющийся автором таких значительных работа, как «Экономика промышленности», «Промышленность и торговля», «Деньги и торговля» и т.д. Главный труд А.Маршалла, принесший всемирную известность, - «Принципы экономической науки». Центральное место в творчестве А.Маршалла и его школы занимает изучение рыночного механизма ценообразования. Исходным пунктов теории ценообразования А.Маршалла стал постулат: ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, а являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. В конце 19 века сформировалась американская маржиналистская школа, основателем которой был Дж. Бейтс Кларк. В его работах «Философия богатства», «Распределение богатства», «Возможность построения научного закона заработной платы», «Проблемы монополий», «Основы экономической теории» предложен оригинальный вариант теории предельной полезности. Главным ее отличием стало преимущественное исследование проблем производства и распределения в опоре на концепцию предельной производительности труда и капитала. Предметом экономической науки по мнению Дж. Кларка, должно быть распределение совокупного дохода общества на неизвестные виды дохода: з/п, прибыль и %, таким образом, чтобы ни один из занятых в его производстве не имел претензий к другому. |
18.
Общая характеристика
западной экономической
мысли в 20 в.
Нет четких границ между школами и теориями.
I. Характеристика регулируемого капитализма, регулируемой экономики:
Их основная идея: Они не считают саморегулирование капитализма достаточно эффективным и считают, что основная сила, регулирующая экономику – это государство. Они исходят из макроанализа, т.е. изучение проблемы национального дохода, потребления и накопления в масштабах общества. Это направление стало ведущим в 30-е годы 20 века так как оно выработано для того чтобы Западным странам выйти из экономического кризиса 29-33 года. (великая депрессия). II. Неоклассическое направление (либеральное направление, консервативное). Оно представлено новой австрийской школой, лондонской школой, неолибералами германии, чикагской школой и др. Идеи: Они считали, что государству не следует вмешиваться в экономику. Роль государства должна быть сведена к поддержанию условий, необходимых для нормального экономического развития, условий удобных для свободной конкуренции. Свободная конкуренция и свободное предпринимательство, рынок со свободным ценообразованием самообеспечивало сбалансированный рост, т. е. Равновесие между спросом и предложением. Они смотрят на экономику как на совокупность хозяйственных единиц, поэтому они исходят из микроанализа. Она была ведущей до 30 г. 20 века, потом уступило место не…………, а потом с середины 70-х годов 20 века стало ведущим. |
19.
Зарождение институционализма
(Т.Веблен, У.Митчелл,
Дж.Коммонс).
И. возник в США на рубеже 19-20 вв. Методология: 1) выступали за гос. вмешат-во в эк-ку и против идеи саморегулирования рын. эк-ки, т.к. рынок не может считаться нейтральным механизмом распределения и рынок не подконтрольный гос-ву дает возможность для легкого обогащения крупному предпринимателю. Основа власти – техника и технологии, а не законы рынка; 2) расширили предмет эк. науки, т.е. считали, что у подавляющего большинства эк. явл-ний причины лежат во внешнеэкономической сфере, поэтому для них характерна внешнеэк. трактовка эк. явл-ний. Ввели в науку понятие институтов – это устойчивые структуры в обществе, с помощью к-рых регулируются отношения между людьми и их хоз. деят-тью и в зависимости от сферы обществ. отношений выделили институты: политические, правовые, религиозные (церковь, обряды), социальные (семья, брак), экономические, психологические (психология, инстинкты). В зависимости от важности институтов выделились направления в институционализме: 1. социально-психологический. Основатель – Веблен. Идеи: считал, что неправильно видеть в чел-ке только рационально хозяйствующего субъекта, очень часто действия людей основываются не на логике и на здравом смысле, а подчиняются врожденным инстинктам, наиболее важные: родительские чувства, инстинкт мастерства (вкус к хорошей работе), инстинкт соперничества (рез-т: оформление института частн. собств-ти), инстинкт – склонность к завистливому сравнению, к престижному потреблению и пр.; фактор научно-технического прогресса, он выводит в качестве гл. составляющих эк-ки мир индустрии (это сфера матер. произв-ва: ученые, инженеры, техники, они заинтересованы в совершенствовании произв-ва) и бизнеса (это сфера обращения: финансисты, банкиры, гл. цель – получение прибыли). Отношения между людьми в мире бизнеса менее честные, чем в мире институционализма, однако мир бизнеса смог подчинить себе мир институционализма. Власть в общ-ве нужно передать ученым. 2. социально-правовой. Основатель – Коммонс. Идеи: многие эк. проблемы истекают их нечестных рын. отношений, решить эту проблему можно с помощью законов и гос-во должно следить за их исполнением. Здесь нет антагонистических классов, а есть профессиональные группы и они должны не бороться между собой, а сотрудничать, т.к. они связаны между собой. Сформулировал теорию сделок или совместной деят-ти людей и вывел понятие действующего коллективного института – регулятор эк. деят-ти. 3. коньюнктурно-статистический (эмпирический). Основатель – Митчелл. Они собрали статистику по динамике цен по ведущим западным странам за десятки лет на ведущие товары, проанализировали и вышли на проблему эк. циклов. Вывод:
та стадия в эк. развитии общ-ва, к-рая
характеризуется падением цен, безработицей,
сокращением произв-ва – эк. кризис
– является такой же естественной
и неизбежной как и стадия эк.
подъема и стабилизации. Таким образом,
сформулировали модель
бескризисного развития
капитализма. 1-ая пол. 20в. – старая негативная
школа институционализма, 2 этап – современный
институционализм. |
20.
Общая характеристика
неоклассической
школы.
Неоклассики продолжают классич. Традиции. Считают, что в эк-ке действуют универсальные объективные законы, вмешиваться в к-рые не надо. Именно своб. рынок, своб. конкуренция и своб. предпринимательство обеспечивают сбалансированный рост, т.е. равновесие между спросом и предложением. Занимались проблемами рын. равновесия, разработали теорию международной торговли, теорию конкуренции. Утверждали, что рынок состоит из автономных, но связанных рынков – рынка труда, рынка товаров, услуг, капиталов и денежного рынка. Рынок труда: уровень произв-ва в обществе зависит от спроса на труд и до тех пор, пока доход, к-рый приносит еще один нанятый превышает издержки, связанные с его наймом, до тех пор предпринимателю будет выгодно расширять произв-во => рынок труда будет расти. Спрос на труд остановится когда пред. доход будет равен пред. издержкам. Они отрицают безработицу как сколь-нибудь длительное явление. Если в какой-либо стране появятся лишние раб. руки, то рынок поглотит эти избыточные раб. руки за счет снижения зар. платы. Рынок товаров: гл. причина для отказа от немедленного потребления заключается в том, что человек ждет выгоды от сбережения своего дохода. Выгода тем больше в целом, чем выше %-ная ставка по вкладам => чем выше норма %, тем больше будет величина сбережений в масштабе рынка. Сбережения связаны с инвестициями и спрос на заемные ср-ва со стороны инвесторов тоже зависит от ставки % и чем выше ставка, тем менее доходной будет операция, т.е. чем выше ссудный %, тем меньше объем инвестиций => равновесие устанавливается при условии, что сбережения равны инвестициям. Ден. рынок: если в обращении внезапно появляется добавочное кол-во денег, то ничего не измениться кроме цен, к-рые вырастут пропорционально добавочному кол-ву денег, но не на скорости обращения денег, не на объеме продукции; увелич-е денег в обращении приводит к обесцениванию наличности, а сокращение ден. массы вызывает падение цен и делает обладателей наличности богаче – это эффект Пигу. Теория в международной торговле: исходит из того, что межд. торговля – это саморегулирующийся процесс, в нем действует принцип саморегулирования балансов; действует правило – условия межд. торговли меняются в пользу стран, производящих с/х-ную продукцию на высокоиндустриальной основе в силу принципа ограниченности рес-сов. В межд. торговле действует принцип своб. конкуренции, т.е. предложение всегда рождает спрос. Эк-ка каждой страны характеризуется не одинак. обеспеченностью факторами произв-ва и если какой-то фактор преобладает, цена на него будет ниже и каждая страна стремится вывозить те товары, произв-во к-рых остановлено на преимущественном использовании дешевого фактора => любая страна может найти свою нишу в межд. торговле. Неоклассическая теория эк. роста: осн. факторы – капиталовложения, труд, природные рес-сы и технич. прогресс. Эк. рост – это норм. состояние, при к-ром предложение и спрос находятся в соответствии. Условием сбалансированного роста явл-ся устойчивая ден. сис-ма => их выступление категорически против инфляции. Темпы эк. роста должны зависеть от 2-х факторов: 1. увелич-е самодеятельного населения в стране, 2. технический прогресс. Темпы эк. роста не должны основываться на росте потребления. Разрабатывали множ-во матем. моделей эк. роста (Коп и Дуглас - представители). |
21.
Развитие неоклассической
теории в первой половине 20
века.
Важнейшие проблемы – это проблемы конкуренции. Их разрабатывали: 1) Шумпетер, 2) Чемберлин, 3) Робинсон. 1) Шумпетер. Работы – история эк. анализа от Др. Греции до современности. Теория эффективной конкуренции, суть: рассматривает эк-ку в состоянии статики. При подобном равновесии доходы = затратам, все равновесно и прибыли нет, а избыток цены над издержками – это оплата труда по упр-нию. Разбогатеть в равн. цене просто так не возможно. Может только предприниматель-новатор и, внедряя новшество, он получает в банке ссуду, несет деньги на рынок факторов произв-ва и получает тот фактор, к-рый нужен в том объеме, к-рый нужен, и нарушает сложившееся равновесие. В итоге: допустим он получил прибыль, но она уменьшается и исчезает => устанавливается равновесие. Предприниматель-новатор должен обладать определенными личностными св-вами, т.е.: готовность к риску, расчет на собственные силы, уверенность в себе, интуиция, быстрый и неглубокий ум, не д.б. сомнений и раздумий. После предпринимателя-новатора – это банкир, посредник между идеей предпринимателя и ее воодушевлением. Конкуренция тем эффективнее, чем более предприимчив предприниматель. Вывод: прогресс в эк-ке связан с частной предпринимательской сис-мой, основанной на мелкой и средней частной собств-ти. Однако, негативная тенденция к снижению роли мелкого среднего частного бизнеса, причина этого: господство крупного бизнеса, рост образованности в обществе, сами предприниматели по мере накопления капитала отходят от дел, а их потомки не занимаются бизнесом. 2) Чемберлин – профессор Гарвардского университета. Работа – теория монополистической конкуренции, суть: описывает модель рынка, где соединены элементы монополии и конкуренции. Мон. конкуренция идет в 3-х направлениях: - внесение
изменений в качественный - реклама, - мунипулирование с ценой. В итоге: мон. конкуренция, с одной стороны, все более перемещается в сферу соревнования по обслуживанию потребителя, с другой стороны, устанавливаются монопольные цены и цена товара выше, а масштаб произв-ва меньше и это негативно для потребит. рынка. 3) Джоан Робинсон – жен., проф. Кембриджского университета. Работа: теория несовершенной конкуренции. Суть: это такая структура рынка, при к-рой ограничен доступ к инф-ции, затруднен вход на рынок и действуют др. механизмы ценообразования. Сформулировала учение о дискриминации в ценах. Суть – это продажа одного и того же товара по низким разным ценам, разным категориям покупателей, в разное время и на разных географических ранках. Дискриминация цен наблюдается в отношении новых товаров, чтобы вовлечь в рынок новых покупателей. Общие выводы по 2) и 3): в совр. им эк-ке 1-ая пол. 20в. есть полный диапазон рынков с точки зрения конкур. Режима от своб. конкуренции до полной монополии. Для монополизированных рынков модели равновесной цены не сущ-ет и при таком эк. порядке сущ-ет явная тенденция к росту цен и возможна эксплуатация всех факторов произв-ва, прежде всего труда. Вывод: следовательно, необходимо гос. вмешат-во в эк-ку, а именно гос-во должно проводить антимонопольную политику в целях усиления конкурентного режима. |
22.
Кейнсианская Кейнс Джон Мейнард – англ., 19-20вв. (1-ая пол.). Работа: общая теория занятости, % и денег.. Методология: - идея
об обязательном гос. - выдвинул макроэкономический метод исследования, - считал,
что идеи экономистов и - подтверждал, что причиной эк. явлений явл-ся психология людей и для эк-ки наибольшее значение имеют 2 склонности: к сбережению и к потреблению, - разработал общую теорию занятости. Суть: с увеличением доходов у чел-ка усиливается склонность к сбережению – осн. психологический закон Кейнса. Таким образом, рост доходов ведет к относительному сокращению потребления, к-рое выражается в уменьшении эффективного, реального спроса. Спрос влияет на размеры произв-ва и влияет на уровень занятости в стране. Проблема занятости стран в 30-е гг. – основной вопрос => для уменьшения безработицы и увеличения занятости важно стимулировать потребительский спрос. Недостаточный потребительский спрос можно компенсировать за счет роста спроса на ср-ва произв-ва, т.е. за счет новых инвестиций в произв-во. Вывод: о решающей роли инвестиций в решении проблемы занятости и стимулировании эк. роста. Рост инвестиций означает вовлечение в произв-во новых рабочих, первоначальное учелич-е занятости обязательно вызовет доп. рост занятости, т.к. нужно удовлетворять спрос доп. рабочих и Кейнс выводит коэф-т доп. роста занятости – мультипликатор, показывающий во сколько раз возрастает совокупный спрос в рез-те первоначальных инвестиций. Он считал, что абсолютно не важно для эк-ки, на что именно направлены первоначальные инвестиции «Сооружение пирамид, землетрясения и даже войны могут послужить к увелич-ю бог-ва общ-ва». Вывод: Кейнс не считал безработицу и кризисы неизбежным эк. явл-ем, но для того, чтобы их исключить требуется нечто большее, чем собств. эк. сис-ма, а именно сис-ма централизованного гос. контроля и «гос-во должно оказывать свое руководящее влияние на склонность людей к потреблению». Кейнс считал, что колебания кредитных ставок явл-ся причинами циклических колебаний в произв-ве, т.е. кредитная рестрикция (ограничение кредитов) приводит к сжатию произв-ва, а кред. экспансия, наоборот, рождает промышл. подъем, и разработал теорию пред. финансирования. Суть: увелич-е гос. расходов, покрываемых выпуском гос. займов, благоприятно влияет на эк-ку, вызывая рост спроса и занятости. В кач-ве выхода из великой депрессии предложил программу: 1. гос. регулирование эк-ки, 2. значительные гос. расходы, 3. организация обществ. работ, 4. поддержание низкой ставки банковского %, т.е. проведение политики дешевых денег, 5. политика перераспределения доходов от групп с высокими доходами к группам с низкими. |
23.
Неокейнсианство
и посткейнсианство.
Неокейнсианство – это развитие идей Кейнса в 40-70-е гг. 20в. Ученые: Хансен, Харрис, Харрод… Разработали теорию стагнации. Суть: вы условиях стагнации, т.е. в условиях, неблагоприятных для эк. развития, гос-во обязано поддерживать чатсный бизнес путем вкладывания в него гос. средств в виде гос. заказов. Для того, чтобы деньги вкладывать, их нужно получить, для этого увеличивают налоги, проводят политику умеренной инфляции, можно увеличить гос. займы. В США возникла новая философия гос. долга, суть: можно бесконечно увеличивать гос. долг для покрытия бюджетного дефицита. Введено понятие коэф-та оксилерации (показывает как доходы общ-ва увеличивают инвестиции) и ввели понятие встройного стабилизатора – это гос. бюджет, гл. механизм регулирования эк-ки. Посткейнсианство – с 70-х гг. 20в. и до современности. Представители: Вайнтрауб, Эйхнер, Сраффа, Калдор. Осн. идеи: в этот период посткейнсиансты критикуют вопросы: 1. за то, что кейнсиансты не показали как поддерживать пост. занятость, 2. за
то, что не указали как определить
тот уровень, после к-рого 3. не
разработали, до какой степени
можно увеличить гос. долг так, Теории: теория распределения. Осн. идеи: темпы роста произв-ва зависят от распределения нац. дохода потому, что величина дохода и его прирост зависят от сбережений, общ. сумма к-рых складывается из з/платы и прибыли, склонность к сбережениям разная, потому изменение в распределении нац. дохода будет влиять на общую сумму сбережений, т.е. распределение нац. дохода влияет на его прирост. Занимались проблемой эк. роста и разработали теорию эк. роста и составили матем. модели эк. роста сначала однофакторные (эк. рост ставится в зависимость от накопления капитала), многофакторные затем и с 70-х гг. 20в. приступили к разработке многосекторных моделей эк. роста с использованием межотраслевых балансовых таблиц (это таблицы, отражающие связи между отраслями эк-ки, в них каждая отрасль представлена дважды: один раз как производящая товары и услуги, а 2-ой как потребляющая товары и услуги). На их основе позволяют делать прогнозы краткосрочные и долгосрочные. Также как и неоклассики разработали теорию межд. торговли. Идеи: межд. торговля – это не есть саморегулирующийся процесс и в ней не действует принцип саморегулирования торг. балансов. На мир. рынке нет гармонии. Интересы стран часто противоречат друг другу и каждая страна стремится больше экспортировать и меньше импортировать, т.е. все стремятся к торг. балансу (как у меркантилистов). Следовательно, каждая страна должна поддерживать и стимулировать вывоз товаров вывозом капитала и это открывает чужие рынки, а ввоз чужых товаров в страну д.б. ограничен протекционистскими мерами и только так можно защитить нац. производителя. |
24.
Неоклассический
синтез (П.Самуэльстон).
Потони Самуэльстон – американский экономист, один из первых лауреатов нобелевской премии в области экономики его концепции «неоклассического синтеза» основана на сочетании современным принципов, объясняющий процесс образования доходов и положений классической политэкономии. Следовательно, по Самуэльстону, «неоклассический синтез» - это по существу сочетание современных кейнсианских и нелиберальных положений и «истин» с предшествующем им ранним неоклассическими, а также с некоторыми постулатами классической политэкономии. Концепцию неоклассического синтеза можно рассматривать как новой универсальной доктриной по многими проблемам современной экономической науки. Эту концепцию можно рассчитывать по трем схемам. Суть одной из них заключается в обосновании идеи о том, что современная экономическая теория рассматривает возможности обеспечение полной занятости и экономического роста при одновременном использовании как элементов рыночного механизма хозяйствования с его принципами экономического либерализма, а также и элементов неоклассического концепции. По другой версии , выдвинутой еще неоклассиками конца 19 века, во основе наукой теории стоимости мелит интеграция «старой» и «новой» теории стоимости и теории предельной полезности. И по третьей версии «неоклассический синтез» заключает в том, что современная модель общего экономического равновесия базируется одновременно и на макроэкономическом и на макроэкономическом исследовании. |
25.
Австрийский неолиберализм
(Л.Мизес, Ф.Хайек).
1) Мизес – 1-ая пол. и сер. 20в. (60-70гг.). Осн. работы: теория денег и кредита; социализм; человеческая деятельность (эк. библия 20в.). Его методология: способы изучения людей и изучения их деят-ти должны принципиально отличаться от способов анализа матер. тел. Сущность людей состоит в том, что они имеют цели и этим определяется их деят-ть, а материальные тела цели не имеют, их поведение можно предсказать, а поведение людей предсказать нельзя, т.е. поведенческих констант не сущ-ет, м.б. только образцы. Вывод: самая эффективная эк. сис-ма – это своб. рынок, кроме того эта сис-ма дает возможность получать максим-ный выход при миним-ных затратах; наименее эффективный соц. рынок. Осн. проблема соц. эк-ки в том, что она не реформируется => начало реформирования соц-ма – это отказ от него. 2) Хайек. Книги: прибыль, % и инвестиции; дорога к рабству; индивидуализм и общественный строй. Разработал 2 теории: 1.теория эк. свободы или спонтанного порядка и 2.теория разгосударствления денег. Теория эк. свободы или спонтанного порядка: эк. свобода – это право свободно распоряжаться своим капиталом и способностями. Такая свобода предполагает личную ответственность и неизбежно связана с риском. Гарантия свободы – это сис-ма частн. собств-ти, потому что пока контроль над собств-тью распределен между множ-вом независимых друг от друга людей, никто не имеет над ними абсолютной власти, и благосостояние каждого будет зависеть от него самого. Такая ситуация характерна для своб. рыночного и индивидуалистского общ-ва – это 1-ый тип общ-ва. 2-ой тип общ-ва – это центрально-управляемое общ-во – коллективистское, здесь благосостояние чел-ка зависит не от труда, а от решения руководства. Поэтому здесь возможны любые несправедливости и усл-ем сущ-ния этого общ-ва будет попытка искоренить инакомыслие и ввести жесткое принуждение. Вывод: чтобы в стране было построено своб. рын. индивидуалистское общ-во, у людей д.б. определенные личностные св-ва: чел-к д.б. готов принять на себя личную ответственность о принятии решения; готовность идти на риск; защищать свои убеждения против убеждений большинства; добровольно сотрудничать с другими. Теория разгосударствления денег: гос. денежная эмиссия вредна для общ-ва, т.к. основана на полной монополии гос-ва на этот вид дест-ти. Любая монополия порождает злоупотребление и ден. монополия гос-ва тоже приводит к ним, к-рые проявляются через излишний выпуск бум. денег в обращение, это порождает инфляцию и никогда не бывает так, чтобы она была видна всем без исключения и есть те, кому она выгодна (т.е. всякому должнику, а невыгодна кредитору; должник – это гос-во, а кредитор – население), т.е. инфляция выгодна тому, кто выпускает деньги в обращение, т.е. она для гос-ва – это способ финансирования чрезмерных гос. расходов, а для населения – доп. налог. Из этой ситуации выход – разрушение гос. монополии на ден. эмиссию. Способ решения проблемы: нужно преобразовать банк. сис-му, чтобы ряд банков получил право выпускать свою валюту со своим названием и оформлением, и валюта должна иметь возможность ходить параллельно с основной, с осн. обменным курсом, чтобы люди могли выбирать валюту. Если речь идет о краткосрочных сделках, валюта не принципиальна. |
26.
Западногерманский
неолиберализм (В.Ойкен,
Л.Эрхард).
Середина 20 века. Ученые: Эрхард, Рёпке, Ойкен (они и теоретики, и практики). Методология: считали, что задача эк. науки – знать типы хоз. устройства у разных народов в разные времена. Это нужно, чтобы понять к какому порядку надо стремиться, т.е. пытались выделить идеальную эк. модель, к которой надо стремиться, отсюда вытекает концепция идеальных типов хоз-ва. Идеи: в истории человечества было 2 противоположных типа хоз-ва: а) центрально-управляемое, б) рыночное хоз-во. а) Хар-ка центр.-управляемого хоз-ва: существовало в истории человечества в 3-х осн. вариантах: 1. полностью
централизованное хоз-во. Черты:
одна планирующая инстанция 2. это хоз-во со своб. обменом предметами потребления. Черты: централизованное распределение предметов потребления, разрешение обмена, это приводит к возникновению ограниченных рынков, имеют второстепенную роль. 3. это хоз-во со своб. потребительским выбором. Черты: наличие плана, сущ-ет жесткая централизация в управлении, но население получает з/плату в ден. форме и => имеет возможность свободно выбирать предметы потребления, но возможность влияния населения через эти покупки на планирующую инстанцию чрезвычайно мала. Примеры: социализм и фаш. Германия. Для всех типов центр.-управляемого хоз-во характерно: - максимальная концентрация эк. власти и ее слияние с политич. властью, - каждый
член коллектива полностью - сущ-ют
ограничения на свободу - товарный дефицит, - это эк-ка не рыночная, не может стать частью мирового рынка. б) Хар-ка своб. рын. эк-ки: это нерукотворный порядок, в отличие от а), где порядки установлены. Здесь есть также хоз. планы, но имеют другой характер, т.е. их много, и они носят открытый, незавершенный характер, т.е. нуждаются в пост. |
27.
Современный монетаризм (М.Фридмен).
По мнению Фридмена самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса. Он анализирует процесс определения уровня дохода, используя некую версию количественной теории денег. Он отрицает способности фискальной политики. Монетаризм
начался с фридменовской Фридмен
предпринял огромное исследование истории
денежного обращения США, имевшее
своей целью показать посредством
прямого сопоставления Фридмен
придерживался той точки Существует пять взаимосвязанных положений, которые определяют сущность монетаризма:
Подозрительное отношение к дискреционному управлению предложением денег и предпочтение определенных правил, таких как жесткая привязка эмиссии денег к золоту, принуждение банков к тому, чтобы банки обеспечивали 100% своих депозитов или резервов, фиксация ежегодного темпа роста денежного предложения на уровне, соответствующем долгосрочному темпу роста производства. |
28.
Современный институционализм.
Основная проблема: о трансформации капитализма, т.е. пытались выяснить как изменяется кап. общество как эк. система. 1 теория: новое индустриальное общество (Гелбрейт). Суть: эк. система кап. стран состоит из двух секторов: а) рыночный, это мелкий бизнес, сфера услуг. Осн. черта: быстро приспосабливается изменяющейся конъюнктуре; б) планирующий, это крупные корпорации, внедряющие новую продукцию, не могут быстро приспосабливаться и планирование очень важно. Работу корпораций обеспечивает техноструктура – мозг фирмы (ученые, финансисты, технологи, юристы и пр.) и именно эта группа разрабатывает стратегию и тактику развития и принимают решения => именно техноструктура обладает реальной властью в корпорациях, гл. их задача: минимализировать риски и свести к минимуму зависимость от рынка. 2 теория: постиндустриальное общ-во (Бэлл). Во 2-ой пол. 20в. в Зап. странах сформировалось новое общ-во, его черты: - решающее значение имеет образование (от него зависит уровень эк. развития), - наука – ведущий фактор эк. развития, гл. роль у фундаментальной науки, - меняется
характер труда, увеличивается
роль индивидуального труда, - важнейшее
значение – контроль над Вывод: общ-во принято называть научное и информационное. |