Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 19:45, шпаргалка

Описание работы

Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Разделы экономической теории:
· микроэкономика;
· макроэкономика;
· мировая экономика.

Файлы: 1 файл

конспект по экономике.вопросы 40шт..docx

— 201.94 Кб (Скачать файл)

Как и в случае со спросом, следует различать изменение предложения и изменение величины (объема) предложения.

Предложение, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины (объема) предложения от значения цены при неизменности прочих факторов.

Величина (объем) предложения – это количество единиц определенного товара, которое отдельный производитель (индивидуальное предложение) или вся совокупность производителей (рыночное предложение) готовы произвести и предложить на рынке в некоторый период по определенной (данной/указанной/фиксированной) цене.

Величина (объем) предложения меняется тогда, когда изменяется цена товара (на графике – движение по одной и той же кривой предложения).

Изменение предложенияпроисходит тогда, когда изменяются прочие факторы (т.е. неценовые), которые раньше принимались как постоянные.

Суть закона предложения

 

На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.

Эту зависимость можно также отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсциссы (О) служит для обозначения товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (Р). При ситуации, когда при цене 5 дол. за единицу товара предложение товара составит 18 единиц, при цене 4 дол. — 16 единиц, при цене 3 дол. — 12 единиц, при цене 2 дол. — семь единиц и при цене 1 дол. — ни одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения (рис.1).

Рис.1. Кривая предложения

 

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Курно описал математически в виде формулы:

S = f(P),

где S — предложение; Р — цена; f — функция.

«Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.

Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношения взаимообусловливающихся переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?

Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике 
чаще всего используют процентное изменение одной переменной в 
результате; 1%-ного изменения другой.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:

где Е – коэффициент эластичности предложения, S – предложение, P – цена.

Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.

Или

Для анализа конъюнктуры рынка и прогнозирования развития производства важно знать, в какой степени изменятся объем спроса и предложения при определенном изменении цен на данный товар или других факторов. Для ответа на этот вопрос, используют понятие «эластичность». Эластичность – это мера изменения одной переменной при изменении другой, или процентное изменение одной переменной в результате изменения другой на 1%.

Или

Закон предложения - между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается сокращением объема предложения.

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения (кривой предложения). Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой товара (P) и количеством этого товара (Q), которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения (S) имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

 

Фактор времени — основной фактор. Чем больше времени у производителей для переналадки производства, тем выше предложение. Степень эластичности предложения зависит от способности производства к быстрой переналадке; возможности хранения продукции. Но главным фактором, влияющим на степень эластичности предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

 

Предложение (S) – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

11.

Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

 

рЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо.

12.

Стоимость, полезность, ценность - неразрывно связаны между собой понятия, которые необходимо знать и различать. Производителю необходим постоянный анализ содержания всех трех компонентов, для максимального удовлетворения человеческих потребностей. Потому как, стоимость, полезность, ценность - очень важны для производителя товаров и услуг, которые пользуются большим спросом у потребителей.

Полезность - это то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага.

Полезность - это удовлетворение, которое благо приносит потребителю.[2] Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ.

Стоимость – фундаментальная проблема экономической теории. Стоимость, а точнее ценность, относится к числу фундаментальных проблем экономической науки. Это объясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена.[1] Таким образом, теория стоимости – это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономического организма.

основой стоимости является общественный труд, который и составляет субстанцию или внутреннее содержание стоимости. Стоимость и меновая стоимость тесно связаны между собой, но не тождественны. Их разница в том, что стоимость есть внутреннее присущее свойство товара, его сущность, а меновая стоимость – это внешнее проявление сущности в процессе обмена.

Следует различать индивидуальную стоимость – стоимость отдельного товара, величина которой определяется затратами отдельного предприятия, и общественную стоимость , величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда, т.е. затратами на единицу потребительной стоимости при общественно нормальных условиях производства, среднем уровне умелости и интенсивности труда.

Стоимость и ценность взаимосвязаны. Если стоимость – это затраты труда. То ценность отражает синтез затрат и результатов этих затрат. Т.е. полезности.

Ценность – это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущего за базу).

Экономическая ценность (еconomic vаluе) - характеристика объекта, означающая его определенную значимость в системе экономических отношений. В развитой экономике сопоставимость отдельных объектов, проявляющаяся в меновых операциях, достигается путем присвоения экономической ценности денежной оценки, называемой стоимостью.

Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага.

Ценность - это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу).

Ценность имеет синоним - стоимость. Оба термина взаимозаменяемы.

Экономические блага, созданные производителями для обмена, называются товарами и услугами.  
            Товар - это продукт труда в материальной форме (вещь), произведенный для обмена. Товары могут храниться длительное время, накапливаться, предоставляться потребителям независимо от места и времени их создания.  
            Услуга в отличие от товара существует в нематериальной форме. Услуга - это действие. Различают множество видов услуг. Условно их можно подразделить на:  
-       коммуникационные (транспорт, связь);  
-       распределительные (торговля);  
-       деловые (банковские, страховые, консалтинговые и др.);  
-       информационные (производство, хранение и реализация информации);  
-       общественные (государственное управление);  
-       социальные (образовательные, медицинские, культурные и др.).

Товары и услуги — это экономические блага, которые являются результатом человеческого труда. Главным признаком их в условиях развитой экономики является способность удовлетворять потребности людей, их не производят, благодаря процессу обмена (продажи).

Услуги — это экономические блага, не имеющие овеществленного формы; их предоставляют людям, которым они нужны, в форме целенаправленной полезного действия или обслуживания.

13.

Деньги - привычный элемент нашей жизни, это то, с чем мы сталкиваемся повседневно. Вместе с тем, деньги - сложнейший инструмент рыночного хозяйства, оказывающий определяющее воздействие на все стороны экономической жизни.

Исходными функциями денег являются:

1) деньги как  мера стоимости;

2) деньги как  средство обращения;

3) средства накопления;

4) средства платежа

Итак, первая функция денег состоит в том, что ими выражается стоимость товаров. Деньги являются мерой стоимости.

Первоначально в разных странах неодинаковые товары выполняли роль денег.

Постепенно во многих странах роль денег стали выполнять драгоценные металлы: серебро и золото. Закрепление за ними функций средства обращения связано с такими свойствами как делимость, хорошая сохранность, транспортабельность, значительная стоимость, воплощенная в небольшом объеме и весе.

Первые монеты появились в Китае в VII в. до н.э., в Персии - в V в. до н.э. Бумажные деньги стали использовать значительно позднее: в Китае - в VI - VIII вв. В России впервые бумажные деньги были выпущены во времена Екатерины II в 1769 г. под наименованием ассигнаций.

Если выпуск неполноценных денег, денег-символов превышает потребности товарооборота, то они обесцениваются, что является проявлением инфляции. Важной функцией правительства является выпуск (эмиссия) денег.

Сущность денег состоит в том, что деньги являются всеобщим эквивалентом по отношению к другим товарам, т. е. служат воплощением стоимости  всех других товаров. Деньги обладают свойством непосредственной обмениваемости на любой другой товар. С их возникновением только обмен товаров на золото удостоверяет, что они являются продуктами абстрактного общественного труда, имеют стоимость. Посредством денег реализуются экономические связи между товаропроизводителями.

Важнейшая функция денег есть функция меры стоимости. Суть ее состоит том, что все товары выражают и измеряют свою стоимость в золоте. Стоимость товара, выраженная в золоте, в деньгах, есть его цена. Но не деньги делают товары соизмеримыми. Именно потому, что товары есть стоимости, они соизмеримы и каждый из них может измерять свою стоимость одним специфическим товаром, превращая этот последний в меру стоимости, т. е. в деньги.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"