Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:04, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену
1)Краткая
хар-ка предприятийПредпр-е – это самостоятельный
хозяйствующий субъект с правом юр.лица,
созданный в порядке, установленном законом,
для пр-ва продукции, выполнения работ
и оказания услуг в целях удовлетворения
общ-венных потребностей и получения прибыли.
Пр также явл юр.л-орг,имеющ
в хоз ведении и операт упр обособл имущ
и отвеч им по своим обязат,приобрет и
осуществл имущ-е и личные неимущ права,обяз,быть
исцом и ответч в суде.ЮЛ должны иметь
уст кап-фиксир суммв оан и обор кап предпр,образ
в момент создания и в распоряж в течен
сущ П.К. Типы п.По хозя деят:
проиЗ-е; научно-произ; строит; транс; с-Х
и др.По фор собсТ:
гос; мун; частные; смешанные.По размеру п:
малые; средние; крупные.По принадл кап:
национальные; иностранные; смешанные.По степени ответств:
с полной ; с ограниченной о.По орг-прав
формам: акц о; о с огр ответств; о с доп
о; полн тов; тов на вере; унит п.По структуре произв:– многопрофильные;– |
2)Структура пр-это сост и соотн внутр звеньев П.Общ стр П-это комплекс произв подразд и апп упр.К произв подразд относ:цеха,участки,в кот изготавл и прох проверку основн продукц.К основным департ пр относят:подразд обслужив работников,апп-т упр,произв подразд(обслуживающ хоз-ва,вспомогат цеха,осн цеха,побочн ц)Основ структурн-производ един п –произв уч-сток раб мест,на кот вполн тех однород раб.Первичн звеном организ пр-ва явл раб место-часть произв площади,где рабоч выполн отдельые операц.В зависимости от основной произв ед различ виды произв стр-ры: безцеховая, цеховая, корпусная, комбинатная. Орг стр управ П-это сист служб управляющих его деят.Принцип формиров стр упр-это оргаиз и закрепл функц управл за подраздел аппар управл.Стр-ра апп управл хар-ся звеньями.Чаще использ система: директор,нач цех,мастер.Нач цеха отвеч за все вопр,касающиеся работы цеха и выполн все функц по тех и хоз руководсту цехом.Крупн учстки цеха возглавл начвыльн участков,которым подчинены мастера.Группа рабочих,объедин в бригаду,возглавл бригадиром |
3) Ни одна орг не может функ-ть изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возник в окруж среде независимо от деят орг.ВНЕШН. СРЕДА ОРГ-ЦИИ - это усл и фак-ры, возникающие независимо от ее (орг-ции) д-ти и оказывающие сущ воздействие на нее, они способствуют функц-ю, выживанию и эффективности ее работы. Внешн. факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, гос-во, профсоюзы, акционеров (если предпр-е явл-ся АО), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации.К факторам косвенного воздействия -ф, не оказ непосредственного влияния на деятельность орг, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:1) политические факторы - основные направления государственной политики и методы ее реализации; и т.д.;2) эк факторы - темпы инфляции; уровень занятости труд ресурсов; межд платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.; 3) соц факторы внешней среды - менталитет общества; уровень образования и т.п.; 4) тех факторы - возможности, связанные с развитием науки и техники.ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это ср, кот опред технические и организационные условия работы организации и является результатом упр решений. О анализирует внут с с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности,т.к. орг не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций:Произ-во: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, патенты, торговые марки и т.д.Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров.Организация управления: орг структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация.Маркетинг охватывает все процессы, связанные с план пр-ва и реализацией продукции,.Финансы - это показ, позвол увидеть всю производ-хоз деят предприятия.Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п. |
4) Юр л при его создании подлежит гос рег в уполномоч гос органе. Док, подтверждаю факт регистрации, явл свидетельство о гос рег юр лица.Реорг юр л явл способ прекращения правового положения юр лица или образования нового, влекущий отношения правопреемства юр лиц. Виды р юр лица:1) при слиянии юр лица с другим юр лицом все права и обязанности каждого из них в соответствии с передаточным актом переходят к юр лицу, возникшему в результате слияния; 2) при присоединении одного юр лица (нескольких) к другому юр лицу к последнему;3) при реорганизации в форме разделения создаются два или более новых юр лица, а прежнее прекращает свое существование;4) реорг юр лица в форме выделения; 5) при реорг юр лица в форме преобразования происходит существенное изменение его статуса. Юр лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.Ликвидации юр лица осуществляется:1) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона;2) по инициативе его учредителей. Действия по ликвидации юр лица. 1. Ликвидацкомиссия помещает в органах печати публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.2. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юр лица.3. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликв комиссия составляет промежуточный ликвидац баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица и передаетс в ре орган. 4. Если имеющиеся у ликвидируемого юр лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юр лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.5. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юр лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юр лиц.
. 20)ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗ ПРОИЗВ ПРОЦЕССА Началом проектирования процесса пр-ва является окончания проектирования изделия. Разработчики процесса учитывают:Технич хар-ку изделия; Объем выпуска; Стадийность пр-ва; Степень кооперации и стандартизации элементов изделия При проектировании процесса изготовления производятся: Выбор и утверждение технологии, мощности пр-ва;Подбор оборудования; Подбор персонала и его ротация; Разработка технич документации, необходимой на рабочих местах .Проектирование производственного процесса происходит в 2 этапа: 1) составляется технология, где определяется перечень операций, которым подвергается изделие; 2) подетальное и пооперационное проектирование с 1й операции до последней.
|
5) Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена. Товар имеет два основных св-ва: – потребительскую ст-ть,– меновую ст-ть.Потреб ст-ть товара – это его способность удовлетворять ту или иную потребность чел-ка, его полезность.Меновая ст товара – это его СП-ть обмениваться в определенных кол-венных соотношениях на др. товар.Тов политика – это деят, связанная с планированием и осуществлением совокупности стратегий и мероприятий по формированию конкурентных преимуществ с точки зрения текущих и долгосрочных целей предпр-я. Метод основой разработки т п явл системный, ситуационный подход. Реш-я в области товарной политики- результат взаимодействия 3 переменных: целей предпр-я, его ресурсов и возможностей рынка.Возможности рынка опред путем изучения рыночной конъюнктуры.Конъюнктура – это сово усл в их взаимосвязи, сложившаяся обстановка, положение вещей в какой-либо отрасли общественной жизни. Спрос- потребн в товаре, подкрепл пок способностью. Ур-нь спроса опред кол-вом товара, кот покупатель готов приобрести в данных условиях за определенный период времени.Предложение – это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизвод произвести и поставить на рынок опред количество данного товара.Цена – это определенное кол-во денег, кот. покупатель оплачивает, а продавец получает за данный товар.Разработка товарной политики требует четкого предст о целях произв, сбыта и экспорта на перспективу, наличия стратегии производственно-сбытовой д-ти предпр-я, хорошего знания рынка и хар-ра его требований, представления о своих возможностях и ресурсах(исследовательских, научно-технических, пр-венных, сбытовых и др.) в настоящее время и в перспективе.Сущность планирования, формирования и упр-я ассортиментом как важнейшая составная часть товарной политики закл. в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал опред совокупность товаров, кот. в целом соответствуя профилю его пр-венной деят-ти, наиболее полно удовлетворяли бы требования опред категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предпр-ем-изготовителем на рынке, наз. ассортиментом.Упр ассорт предполагает координацию взаимосв видов дея – научно-технич и проектной, комплексного исследования рынка, орг-ции сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность реш-я данной задачи состоит в том, чтобы объединить все перечисл эл для достижения конечной цели – оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратег рыночных целей.
|
6)Гос регулирование рынка - это деят
гос органов по выполнению 2х
функций: обеспечение |
8) Малый бизнес (или малое предпр-во) — это сектор эк-ки, вкл.в себя ИП и небольшие частные предпр-я. К субъектам малого предпр-ва относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие орг-ции (за исключением гос. и муницип. унитарных предпр-ий), а также физ.лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпр. д-ть без образования юр.лица (далее - ип), фермерские хоз-тва, соответствующие следующим условиям перечисленным ниже.Ограничение по выручкеСогласно постановлению Правительства РФ 1 января 2008 г. для малых предпр-ий установлено предельное значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость - 400 млн. рублей.Ограничение по численности работников. Ср. численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать ста чел-к включительно. Ограничение по статусу.Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %Для юр лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муницип. образований, иностранных юр лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных орг-ий (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юр. лиц не должна превышать двадцать пять % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юр.лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпр-ва, не должна превышать двадцать пять % (данное ограничение не распространяется на хоз-венные общ-ва, д-ть кот.заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной д-ти (программ для эвм, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства .
7) Субъекты и виды предпр. д-сти.В законе РФ «О предпр-ях и предпр. д-сти» отмечается, что п – это инициативная самост д-сть граждан, их объединений, осущ на свой страх и риск и под свою имущ ответственность, направленная на получение прибыли. Субъектами предпр-ва могут быть:Граждане рф и др гос-в, неограниченные в своей д-сти; Лица без гражданства в пределах полномочий ;Объединения граждан .Статус предпринимателя как юр лица приобретается посредством гос регистрации. Если предпр. д-сть ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная, а с привлечением наемного труда – как предпр-е. Следовательно предпр. д-сть не связана с какой-то формой собственности. В зависимости от содержания д-сти различают виды предпр-ва: Пр-венное предпр-во – д-сть, направленная на пр-во продукции работ и услуг. Результата такой д-сти - продукт, кот. Не быть реализован. Реализация явл заключит стадией технологии предпр-ва. Коммерч предпр-во. Составляет товарно-денежные отношения, т.е. перепродажу товаров и услуг. Финансовое предпр-во. Объектом продажи выступает специфич товар – деньги, валюта, ценные бумаги. Технология аналогична технологии коммерч сделки с разницей, что товаром явл финансовый актив.Посредническое предпр-во. Проявляется в д-сти, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание таких услуг предпр-ль получает доход.Страховое предпр-во. Закл. в том, что предпр-ль получает страховые взносы, кот. возвращают при наступлении страхового случая. |
9) Предпринимательский риск - это опасность потенциальной потери ресурсов или отклонение от нормативного варианта, ориентированного на рациональное использование ресурсов. Основной предпосылкой возникновения предпр.риска явл. наличие конкуренции и альтернативных вариантов решения тех или иных вопросов развития предпр-я, его активного функционирования. Различают глобальный (общегос-венный) и локальный (на уровне предпр-я) риски. Они обусловливают друг друга, воздействуют друг на друга и в то же время явл-ся автономными.Риски предпр-я подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочный локальный риск связан с перспективами развития предпр-я, изъяны кадровой политики предпр-я, отсутствие д-ти по созданию новой конкурентоспособной продукции и др.Краткосрочный, или конъюнктурный, риск может иметь место при выборе нерациональных форм орг-ции расчетов конъюнктуры рынков, необязательного контрагента и т.п.В зависимости от содержания д-ти известны следующие виды п риска: Производ риск связан с пр-вом продукции, товаров и услуг, осуществлением любых видов пр-венной д-ти. Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и Услуг, произведенных или закупленных предпр-лем. Финансовые риски — это нередко спекулятивные риски, кот. возникают в сфере отношений предпр-я с банками и др.финансовыми институтами. Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. Кредитный риск — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору
10) Задачи и процесс упр-я рисками Важнейшим этапом, следующим за прогнозированием оценкой и анализом риска в предпр. Деят-ти, является упр-е риском. Упр-е риском имеет целью реш-е следующих задач: 1. Выживание. Удержание издержек и других параметров (моральных, экологических, юридических и др.) орг-ции в границах, кот. позволяют сохранить фирму как работающую и прибыльную. 2. Приемлемый ур-нь беспокойства. Чувство безопасности, вера в устойчивость достигнутого благосостояния и в возможность улучшения благосостояния - это базовые потребности чел-ка. Чел-к спокойный обычно лучше работает. Однако чел-к слишком спокойный и уверенный в том, что ему гарантирована хорошая жизнь, начинает расслабляться. Следовательно, ур-нь беспокойства должен быть по заданным критериям оптимальным. Критерии могут быть разными. 3. Стабильность доходов. Эту задачу следует трактовать как стабильность благосостояния всех сторон, заинтересованных в фирме. 4. Приемлемая непрерывность работы. В любой организации возможны сбои в работе. Задача - не допустить сбоев и остановок, чреватых гибелью фирмы. 5. Целесообразный темп устойчивого роста фирмы. Требуется подготовленность к риску срыва роста и ситуационное обеспечение возможных потерь, кот. могут замедлить рост или сделать его неустойчивым. 6. Соц.ответственность. Прямого отношения к бизнесу данной фирмы это может и не иметь, но любой индивидуальный и групповой член общ-ва должен вносить свою лепту в благосостояние общ-ва. 7. Удовлетворение ограничений внeшнeгo характера: юридических, регуляторных, традиционных и т.п. 8. Экономичность, удержание себестоимости упр-я предпр. риском на ур-не, минимально достаточном для нормальной работы фирмы. Все эти задачи имеют разную окраску и должны по-разному планироваться до потерь, во время кризиса и после потерь. Во время кризиса возникает необходимость оперативного планирования управления кризисом, снижение фактических потерь и недопущение сокрушительных потерь. После потерь: оценка потенциально сокрушительных потерь: защита страховых интересов фирмы по сокрушительным потерям; преследование виновных и судебная защита фирмы. Четкое определение задач очень важно при орг-ции службы упр-я рисками, а также при согласованной деят-ти ее различных компонент. |
11) МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ.Риск
можно снизить, но избежать полностью
невозможно, для этого следует тщательно
анализировать инновационные проекты.несколько
методов снижения рисков:1) распределение
рисков – распределяется между участниками
проекта, чтобы сделать ответственным
за риск участника, кот. лучше всех сможет
рассчитать и проконтролировать риски,
наиболее устойчивого в финансовом отношении,
способного преодолеть последствия от
действия рисков. Передачу или переложение
риска инновационной деят-ти можно произвести
путем заключения контракта в зависимости
от сферы деят-ти предпр-я, 2) диверсификация
– позволяет реально уменьшить портфельные
риски, направляя инвестиции в разных
направлениях. Портфели формируются с
условием, что если в результате наступления
непредвиденных (неблагоприятных) событий
один из проектов будет убыточным, то остальные
проекты будут приносить прибыль. Это
спасет фирму от банкротства;3) страхование и хеджирование.
Страхование – это создание спец.фонда
ср-в (страхового фонда) и его использование
(распределение и перераспределение) для
возмещения принесенного ущерба вызванного
страховыми случаями, путем выплаты страхового
возмещения. Хеджирование – снижения
риска неблагоприятного изменения ценовой
конъюнктуры путем заключения срочных
контрактов (фьючерсов и опционов). Покупая
и продавая срочные контракты, можно защитить
себя от колебания цен на рынке;4) орг-я защиты коммерческой
тайны. В некот. случаях техническая
и коммерческая инф-я о разрабатываемом
на фирме инновационном проекте провоцирует
конкурентов на аналогичные разработки.
Для обеспечения защиты коммерческой
тайны вводится регламентируемый порядок
работы с инф-ей и доступ к ней, вкл. в себя
комплекс правовых, административных,
орг-ционных, инженерно-технических, финансовых,
социальных и иных мер, основывающихся
на правовых нормах РФ, и организационно-
14) Организационная стр-ра упр-я предпр-ем определяет состав подразделений, аппарата упр-я, их взаимосвязи. Аппарат упр-я включает управленческий персонал в масштабе всего предпр-я. Различают 2 типа орг структур:1) Иерархическая (бюрократическая) хар-ся жесткой иерархичностью управления, при которой нижестоящий ур-нь подчиняется вышестоящему, низовые звенья управления не участвуют в упр-ии пр-вом. К этому типу относится линейная стр-ра упр-я, функциональная, линейно-функц, линейно-штабная, дивизиональная. 2) Органическая хар-ся использованием формальных правил и процедур, гибкостью стр-ры власти, участием в управлении низших звеньев управления. Хар-ся – групповая и индивидуальная ответственность работника за общий результат. К этому типу относится проектные, матричные, программно-целевые, бригадные стр-ры упр-я. Линейная стр-ра упр-я упр решения образуют линейные связи. Данная стр-ра строится на основе линейных схем, где рук-ль наз. линейным, кот.выполняет административные и др функции. Обратная связь может отсутствовать. Члены каждой из низших ступеней находятся в непосредственном подчинении у рук-ля высшей ступени. Данная структура применяется в орг-ях с небольшой численностью персонала и незначительным объемом пр-ва.Функциональная предполагает создание подразделений для выполнения функций на всех ур-нях упр-я. В такой стр-ре рук-ли не вмешиваются в дела друг друга. Обратная связь может отсутствовать. Координация работ по взаимодействию между различными фциями сложна, поэтому в чистом виде данная стр-ра не используется. Линейно-функциональная стр-ра упр-я. хар-ся большим числом горизонтальных и вертикальных связей и незначительным участием низовых звеньев упр-я в принятии решения. Основой построения явл: Линейная вертикаль управления ;Специализация управленческого труда по функциональным признакамЛинейно-штабная.Штабы не наделяются функцией распорядительства. Они готовят рекомендации, предложения для линейных рук-лей. Высшее рук-во занимается вопросами стратегического планирования, контроля, роста эффективности д-сти, для чего имеет штаб рук-ля. Рук-ли подразделений имеют свои штабы, которые решают стоящие перед ними задачи. Между функциональными службами разл штабов устанавливается функциональная связь, которая обеспечивает единство, конкретность выполнения работ. Дивизиональная. Хар-на к разряду по масштабу пр-ва, численности работающих, и хар-ся разнообразием выпускаемой пр-ции, большой емкостью рынка. Основой формирования данной стр-ры явл выделение в составе предпр-я самостоятельных отделений-дивизионов по продуктам, регионам, рынкам и предоставление им хоз-венной самостоятельности в зарабатывании прибыли при контроле по корпоративным вопросам стратегии инвестиций, кадровой политики. Непосредственно в отделениях создаются линейно-функциональные стр-ры упр-я. 19) Некоммерческие орг-ции не имеют основной целью д-ти извлечение прибыли. Прибыль, получаемая в результате д-ти не может распределяться между участниками. Вся прибыль должна расходоваться на цели учреждения таких оргций.К неком.орг-ям относятся общ-венные и религиозные орг-ции, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные неком.орг-ции, соц., благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Выделяется даже понятие неправительственных организаций, это те же НКО, но выполняющие функции регулирования каких-то социальных сфер жизни людей, не прибегая к помощи госорганов. |
12) Механизм и функции управления
предприятием.Упр-е предпр-ем
– это процесс планирования, орг-ции, мотивации,
контроля, регулирования действий персонала,
постановка стратегич задач и тактических,
принятие упр-ких решений и обеспечение
их выполнения. Группа рук-лей, на кот.
возложена ответственность за выработку
и реализацию упр. решений составляет
аппарат упр-я, кот. подразделяется на
руковод,специалист,служащих.Ко 13) Управленческие технологии Эффективность деят-и предпр-я, его положение на рынке принципиально зависит от стратегии развития, выбора и применения как отдельных стратегических типов управленческих технологий, так и их различных сочетаний. Управленческие технологии –набор управленческих ср-в и методов достижения поставленных целей орг-ии, включающий:1)Методы и средства сбора и обработки информации 2)Приемы эффективного воздействия на работников 3)Принципы, законы и закономерности организации и управления 4)Системы контроля.Упр-е по целям- Программа целевое упр-е - определение целей, механизмов и сроков для каждого этапа достижения целей. Общая цель достигается в предусмотренные сроки. Такой способ упр-я применяется как правило в ООО,ОАО,ЗАО. Упр-е по результатам- базируется на усилении ф-ии координации и интеграции д-сти всех подразделений. Для реализации необходимо создание аналитических групп. Упр-е на базе потребностей и интересов - стимулирование д-сти чел-ка через его потребности и интересы, к кот. относятся основные потребности в пище, жилье, отдыхе, поддержании. Упр-е на базе активизации д-сти персонала стимулирование(морального и материального) персонала и мобилизации его интеллектуального потенциала.Упр-е в исключительных случаях заключается в четком распределении всех управл-х и произв-ных ф-ций, основной формальный рук-ль осуществляет лишь связи с внешн. средой.Упр-е путем постоянных проверок и указаний основано на жестком планировании д-сти подчиненных и постоянном контроле рук-ля за текущей д-стью.Упр-е на базе «искусственного интеллекта» реализуется на основе ИС.Регламентное упр-е используется на уровне эк-ки в целом. При этом определяется конечная цель и ограничения по параметрам и ресурсам. Причем цель достигается обязательно, но сроки ее достижения установить трудно. 16) 1. Производственный кооперативом (артель)-добровольное объединение граждан на основе членства для совместной пр-венной или иной хоз-венной д-ти (пр-тво, переработка, сбыт промышленной, сех и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание др. услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами пр-венного кооператива может быть предусмотрено участие в его д-ти юр.лиц. Пр-венный кооператив явл-ся коммерческой орг-цией.2. Члены пр-венного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о пр-венных кооперативах и уставом кооператива.3. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "пр-венный кооператив" или "артель".4. Правовое положение пр-венных кооперативов и права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о пр-венных кооперативахУнитарное предпр-е1. Унитарным предпр-ем признается коммерческая орг-ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предпр-я явл-ся неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предпр-я.Устав унитарного предпр-я должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях д-ти предпр-я, а также о размере уставного фонда предпр-я, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предпр-ий.В форме унитарных предпр-ий могут быть созданы только гос.и муницип. Предпр-я.2. Имущество гос. или муницип. унитарного предпр-я находится соответственно в гос.или муницип. собственности и принадлежит такому предпр-ю на праве хоз. ведения или оперативного упр-я.3. Фирменное наименование унитарного предпр-я должно содержать указание на собственника его имущества.4. Органом унитарного предпр-я являя-ся рук-ль, кот.назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.5. Унитарное предпр-е отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.Унитарное предпр-е не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.6. Правовое положение гос. и муницип.унитарных предпр-ий определяется настоящим Кодексом и законом о гос. и муницип.унитарных предпр-ях.
|
15) Понятие и формы хозяйственных товариществ и обществ Хоз. Тов-ва и
общ-ва – коммерческие орг-ции с
разделенным на доли учредителей
уставным капиталом. Имущество, созданное
за счет вкладов учредителей, а также
произведенное и при- обретенное
хозяйственным тов-вом или общ-
21) Пр-венный процесс –
это совокупность всех действий персонала
и орудий труда, необходимых на данном
предпр-ии для изготовления продукции.По
хар-ру протекания: простые – из 1го сырья
получают 1 готовый продукт; синтетические
– 1 продукт получают из неск. видов сырья;-
аналитические – из 1го вида сырья получают
неск. готовых продуктов 2.По хар-ру выполняемых
работ: прерывные – наличие перерывов
в изготовлении продукции; непрерывные
– отсутствие. 3.По уровню механизации:
ручные – выполняют без помощи машины
и механизмов; частично механизированные
– замена ручного труда машинами на отд.
Операциях; комплексно механизированные
– выполнение всех пр-венных процессов
без ручного труда, за исключением операций
по упр-ю машинами;автоматизированные
– выполнение всех операций машинами
и механизмами, включая процесс упр-я машинами.4.По
способностям используемого оборудования:
аппаратурные – протекают в специальных
видах оборудования и не требуют труда
рабочих в ходе выполнения;- дискретные
– выполняются на отдельных станках при
участии рабочих.5.По масштабам пр-ва однородной
продукции: массовое; серийное; индивидуальное.ПР-ВЕННЫЙ
ЦИКЛ — период времени между моментами
начала и окончания пр-венного процесса
применительно к конкретному изделию
(предмету труда) в пределах одного предпр-я.ПЦ
состоит из рабочего периода и времени
перерывов в обработке предметов труда.
Рабочий период складывается из основного
технологического, подготовительно-
25) Основные фонды. Стр-ра оценки ОФ. ОФ – совокупность пр-венных материально-вещественных ценностей, кот. действуют в процессе пр-ва в течении длит периода времени, сохраняя при этом натуральную вещественную форму и перенося свою ст-ть на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений. Они делятся на:пр-венные – фонды, кот.непосредственно участвуют в пр-ве или создают условия для пр-ва(здания, сооружения, машины и оборудование, хоз инвентарь);непр-венные – объекты культурно-бытового назначения(клубы, дду, бани, сауны, бассейны).ОФ еще наз. внеоборотными активами, низкооборотными активами, иммобилизованными фондами. Различают: Активную часть ОФ – фонды, кот. непосредственно участвуют в пр-ном процессе ;Пассивная часть ОФ – фонды, кот.обеспечивают нормальное функционирование пр-ного процесса.Учет и оценка осуществляется: В натуральной форме – необходима для определения технического состояния, пр-ной мощности предпр-я, степени использования оборудования; Денежная оценка(стоимостная) – необходима для определения общего объема динамики стр-ры, переносимой на готовую пр-цию, а так же для расчетов эк. эффективности кап.вложений. Ден форма учета ОФ ведется по направлениям: Первоначальная ст-ть вкл. ст-ть приобретения + доставка + монтаж; Восстановительная – затраты на воспр-во оф. Она устанавливается в р-те переоценки оф; Остаточная – разница между первоначальной и суммой износа(амортизации); Ликвидационная – ст-ть изношенных и выведенных из эксплуатации объектов оф; Балансовая – ст-ть объектов с учетом переоценки, по кот.они числятся на балансе;Рыночная – вероятная цена продажи оф. Для определения полной восстановительной ст-ти оф используют 2 метода: Индексный – предусматривает индексацию балансовой ст-ти объекта с применением индексов изменения ст-ти дифференцированных по типам зданий, видам машин, по регионам, периодам изготовления; Прямой оценки – более точный, позволяет устранить все погрешности в р-те ранее проводившихся переоценок. Восстановительная ст-ть оф при данном методе определяется путем прямого пересчета ст-ти объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты 26) Износ оф - частичная или полная утрата оф потребительских св-в и ст-ти, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Разл. физический и моральный износ оф.Физический износ ср-в труда выражается в потере ими технических св-в и характеристик в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения.Моральный износ - снижение ст-ти действующих оф в результате появления новых их видов, более дешевых и более производительных. Различают 2 формы морального износа. 1ая проявляется в потере ст-ти оборудованием в результате повышения производительности труда в отраслях, изготавливающих их. Новые машины становятся более дешевыми, а действующие морально обесцениваются, экономически устаревают. Моральный износ 2ой формы выражается в потере ст-ти средством труда в результате появления новых, более производительных машин, лучших по технико-эк-ким параметрам. Моральный износ - это экономическая категория. На основе исследования закономерностей физического и морального износа определяется период эк-кого снашивания данного вида ср-ва труда, кот. лежит в основе утверждаемых нормативных сроков службы оф. Амортизация - процесс постепенного перенесения ст-ти офов по мере износа на производимую продукцию, превращения ее в денежную форму и накопления финансовых ресурсов в целях последующего воспр-ва оф. По экономической сущности амортизация •- это денежное выражение части ст-ти оф, перенесенных на вновь созданный продукт.Амортизационный фонд - особый денежный резерв, предназначенный для воспр-ва оф,явл.финансовым ресурсом для кап.вложений. предназначен для простого воспр-ва оф, для замены изношенных ср-в новыми экземплярами, равными по ст-ти.
28) К основным задачам анализа оф относятся:оценка наличия, состава и структуры оф;анализ движения оф; анализ эффективности использования оф.Для хар-ки оф используется неск. видов показателей. К 1 группе относятся обобщающие показатели — фондоотдача и рентабельность. Рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой ст-ти оф, фондоотдача — отношение ст-ти произведенной продукции к среднегодовой ст-ти оф, фондоемкость -обратный показатель фондоотдачи.Частные показатели использования оф подразделяются на показатели экстенсивного и интенсивного использования оф. Показатели экстенсивного использования характериз. их использование во времени, а показатели интенсивного использования описывают величину выпуска продукции на единицу времени.К экстенсивным относятся коэффициенты использования планового, режимного, календарного и фактического времени работы оборудования, коэффициент сменности работы оборудования, показатель внутрисменных простоев. Уровень экстенсивного характеризуется степенью вовлечения оборудования в процесс пр-ва. Оборудование подразделяется на наличное, установленное, работающее по плану и фактически. Рассчитав отношение значения предыдущей группы к последующей, можно получить представление о степени вовлечения ОФ в процесс пр-ва. Для определения ур-ня использования оф по времени выделяют виды времени: календарный, режимный, плановый и фактический фонд времени.Календарный фонд времени — max возможный фонд времени( число дней в плановом периоде).Режимный фонд времени = календарный за вычетом выходных и праздничных дней.Плановый фонд времени определяется на основе режимного фонда времени с учетом времени на ремонт оборудования, технические осмотры и т. д.Фактический фонд времени -плановая величину фонда времени, скорректированная на время простоев и сверхурочной работы.Интенсивный показатель использования оборудования =отношение фактического объема выпущенной продукции за период к max возможному. Интенсивная нагрузка оф приводит к снижению себест-ти продукции и росту производительности. Кроме расчета этих показателей отслеживается изменение состава и стр-ры оф, рассматривается динамика балансовой и остаточной ст-ти оф за последние годы. В целях обеспечения наглядности строятся графики, отражающие динамику балансовой и остаточной ст-ти оф по годам и кварталам. 31) Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание д-ти предпр-я (объекта) на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предпр-ии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата.А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.1. Принцип единства предполагает, что планирование в орг-ции должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член орг-ии становится участником плановой д-ти независимо от должности и выполняемой им ф-ции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.3. Принцип непрерывности предполагает, что: – процесс планирования на предпр-ии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. 4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. 5. Принцип точности - всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, кот.совместима с определенной долей неизвестности.
32) Бизнес-план - документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования пр-венной и коммерческой д-ти предпр-я, а также определяющий способы решения финансово-хоз-венных задач.Бизнес-план явл.основой управления как самим проектом, так и предпр-ем. Целью бизнес-плана может быть привлечение инвестиций.Бизнес-план в большинстве случаев имеет адресата. Им может быть партнер-инвестор, вышестоящее руководство или органы гос. Упр-я, поэтому в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.Стандартный бизнес-план имеет определенную стр-ру и последовательность разделов. Он включает следующие блоки.Резюме (введение) – краткое изложение предмета бизнес-плана, т. е. обоснование привлекательности нового бизнеса или инвестиционного проекта. С самого начала в бизнес-плане обосновывается необходимость привлечения тех или иных ресурсов и описывается, какую отдачу сможет обеспечить новый бизнес или инвестиционный проект. Общая часть- описываются цели и стратегии бизнес-плана, предмет бизнес-плана, характеристика продукции или услуг, текущее состояние рынка, история фирмы-разработчика и перспективы развития нового бизнеса, обоснование необходимости создания или развития нового бизнеса либо необходимости инвестиций. Здесь же описывается управленческая команда, которая будет заниматься проектом.План маркетинга показывает результаты исследования рынка для новой продукции, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов и др. факторы рынка. Оперативные планы – это планы создания и развития пр-ва продукции или услуг, являющихся предметом бизнес-плана,описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность действий по созданию и освоению новых пр-венных мощностей, орг-ции каналов сбыта, сети снабжения, состав и численность персонала.В составе бизнес-плана должны быть план капитальных вложений, подробно расписанный по видам затрат, план исследовательских работ и разработок, план совершенствования продукции или услуг, а также план совершенствования технологии пр-ва продукции и план ресурсного обеспечения д-ти предпр-я.Каждый раздел бизнес-плана должен содержать данные, по которым можно рассчитать соответствующую позицию финансового плана.
35. классификация затрат времени.
В зависимости от поставленной задачи
при проведении наблюдений применяют
3 вида классификации:затраты времени
рабочего-исполнителя;время работы оборудования;
время выполнения процесса.По отношению
к исполнителю рабочее время делят на
время работы (часть рабочего времени,
в течение кот.рабочий производит действия,
связанные с выполняемой работой) и время
перерывов (часть рабочего времени, не
используемая для выполнения работы).Время
работы состоит из времени работы по выполнению
пр-венного задания (полезное время) и
времени случайной работы, не обусловленной
пр-венным заданием.Полезное время на
выполнение производственного задания
делится на: подготовительно-заключительное
- время, используемое рабочим на подготовку
к выполнению определенной работы и действия,
связанные с ее окончанием;оперативное
- время, затрачиваемое рабочим на выполнение
пр-венного задания. Оно состоит из основного
и вспомогательного. основное или технологическое
(чистое рабочее время) - время, затраченное
непосредственно на основную работу; вспомогательное
- время, затрачиваемое рабочим на обеспечение
выполнения основной работы и связанное
с необходимыми холостыми передвижениями
агрегата.Перерывы подразделяют на: регламентированные
- перерывы на отдых и личные надобности;
перерывы организационно-технического
характера - обусловленные технологией
и организацией производства;
36) методы изучения затрат рабочего времени. Рабочее время изучается методом непосредственных замеров и методом моментных наблюдений. Метод непосредственных замеров позволяет наиболее полно изучить процессы труда, получить достоверные данные об их продолжительности в абсолютном выражении, сведения о последовательности выполнения отдельных элементов работы, а также фактических затратах рабочего времени за весь период наблюдения. Непосредственное измерение рабочего времени производится путем сплошных (непрерывных), выборочных и цикловых замеров. Сплошные замеры имеют наибольшее распространение во всех типах пр-ва, т. к. дают подробные сведения о фактических затратах раб. времени, его потерях, их величине и причинах возникновения. Для изучения отдельных элементов операции применяются выборочные замеры. В частности их используют для определения времени на вспомогательные действия и приемы в условиях многостаночной работы и др. Разновидностью выборочных наблюдений являются цикловые замеры, кот используются для изучения и измерения действий небольшой продолжительности, когда время на выполнение действия нельзя определить непосредственно. Сущность метода моментных наблюдений состоит в регистрации и учете кол-ва одноименных затрат в случайно выбранные моменты. достоинствами данного метода - простота проведения наблюдения, небольшая трудоемкость, получение требуемых сведений в короткие сроки. Один наблюдатель может изучить затраты времени большого числа рабочих. Моментные наблюдения могут проводить не только специальные наблюдатели, но и все инженерно-технические работники. НЕдостатки - получение только средних величин затрат рабочего времени, неполных данных о причинах потерь рабочего времени, а также недостаточное раскрытие структуры затрат рабочего времени. Существует четыре основных метода нормирования труда: хронометраж (с помощью секундомера и анализа микродвижений, заснятых на кинопленку), метод элементных нормативов, системы микроэлементного нормирования и метод выборочного наблюдения за трудовым процессом (метод выборочных наблюдений). Выбор метода зависит от уровня желаемой детализации и характера трудового процесса. Подробный циклически повторяющийся трудовой процесс требует хронометража и использования заранее разработанных нормативов продолжительности выполнения движений. Если операция выполняется во взаимодействии с оборудованием, которое определяет время выполнения операций, то для упрощения нормирования применяют использованные данные по выполнению элементов операции (методы элементного и микроэлементного нормирования). И наконец, если работу выполняют редко или она требует продолжительного времени, то применяют выборочное наблюдение за трудовым процессом.Хронометраж обычно выполняют с помощью секундомера непосредственно на рабочем месте или путем анализа видеозаписи трудового процесса. Изучаемый трудовой процесс или операция расчленяется на измеримые части или элементы, и каждый элемент хронометрируется отдельно.
39) Производительность труда – кол-венное отношение объема (массы) полученного продукта к труду, затраченному на его изготовление (эффективность труда в процессе пр-ва). Выражается кол-вом продукции, производимой в единицу времени (выработкой), или затратами времени на единицу продукции (трудоемкостью). Трудоемкость продукции – затраты живого труда на пр-во натуральной единицы продукции (товара, изделия, законченного комплекса работ или объекта строительства, технологического процесса). Может быть плановой, фактической и нормативной, рассчитанной по нормативам времени, а также проектной, представляющей собой величину затрат труда на производство единицы продукции, установленную на основе наиболее прогрессивных и организационно-экономических решений, принятых в проекте. Норма выработки – это регламентированный объем работы (количество единиц продукции), который должен быть сделан работником (бригадой) соответствующей квалификации в единицу времени. Эта величина (Нвыр) определяется по уравнению Нвыр. =Тд / Нвр, где Тд – действительный фонд рабочего времени; Нвр – установленная норма времени на единицу продукции, ч.
42) Оплата труда – форма распределения
основной части необходимого продукта
внутри предпр-я в соответствии с кол-вом
и качеством затраченного труда.Существует
три системы оплаты труда: тарифная, бестарифная
и стимулирующая.Под тарифной системой понимается
совокупность нормативных материалов,
позволяющих осуществлять дифференциацию
и регулирование уровня заработной платы.
При использовании бестарифной системы
оплаты труда заработок работника зависит
от конечных результатов работы структурного
подразделения предприятия, в котором
он работает, и от объема средств, направляемых
работодателем на оплату труда. Стимулирующая система
оплаты труда состоит из трех частей:
гарантированной; пропорциональной осязаемому
результату труда; премиальной – доли
в выигрыше от повышения эффективности
производства.При сдельной системе оплаты
труда работнику оплачивается то количество
продукции (работ, услуг), которое он произвел.Сдельная система
оплаты труда может быть следующих
видов:простая;сдельно-
44)Себест-сть продукции – денежное выражение(оценка) используемых в процессе пр-ва продукции (изделий, работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, других затрат на ее изготовление и реализацию.Себест-ть продукции является одним из важнейших экономических показателей. Сущность этой экономической категории состоит не только в том, чтобы учесть все материальные затраты, заработную плату, часть чистого дохода, другие расходы по изготовлению и реализации продукции, управлению и обслуживанию пр-ва , но и характеризовать все стороны производственно-хозяйственной д-ти, эффективность работы на различных ур-нях упр-я эк-кой. Велико значение этого показателя в формировании уровня цен, прибыли и рентабельности.Группировка затрат по экономическим элементам либо по статьям калькуляции соответственно находит отражение в смете затрат и калькуляции продукции предпр-я.Смета затрат на пр-во используется при расчете себест-ти валовой, товарной и реализованной продукции. используется для разработки баланса доходов и расходов предпр-я, формирования оперативного финансового плана, планирования реализации продукции и прибыли.По последовательности формирования себест-ти единицы продукции различают технологическую, цеховую, пр-венную и полную себестоимость.Технологическая (оперативная) себест-ть – это эк-кая оценка новой техники и выбора наиболее эффективной новой техники, в состав кот.входит сумма затрат данного цеха.Цеховая себест-ть образуется из всех текущих издержек цеха на пр-во единицы продукции=сумма технологической себест-ти и цеховых расходов.Пр-венная себест-ть = сумма цеховой себест-ти и общезаводских расходов и потерь от брака, в состав кот вкл расходы по упр-ю предпр-ем в целом (з/п персонала, амортизация ит.д).Полная себест-ть единицы продукции = сумма пр-венной себест-ти и внепр-венных расходов.
47) Планируется
прибыль раздельно по видам:
от реализации ТП, от реализации
прочей продукции и услуг 50) . Эффективность использования оборотных ср-в Критерием эфф-сти использования оборотных ср-в явл Показатель оборачиваемости, Характеризующий скорость их оборота и отражающий взаимосвязь размера оборотных ср-в, объема строительно-монтажных работ и времени их выполнения.Оборачиваемость оборотных ср-в характеризуется числом циклов полного кругооборота денежных ср-в в течение планового периода времени. Ускорение оборачиваемости оборотных ср-в свидетельствует об увеличении выпуска и реализации готовой продукции, приходящейся на каждый рубль оборотных ср-в строительной орг-ции. Чем быстрее оборачиваются ср-ва, тем меньше их сумма, необходимая для выполнения одного и того же объема строительно-монтажных работ и ввода объектов и пр-венных мощностей в эксплуатацию. Поэтому эфф-сть использования оборотных ср-в, вложенных в стр-во, в большей мере определяется длительностью пр-венного цикла в строительстве.Степень использования оборотных ср-в можно определить, используя показатели их оборачиваемости: коэффициент оборачиваемости (число оборотов ср-в за определенный период времени) и среднюю длительность одного оборота в днях.
51) Цена – это денежное выражение ст-ти единицы товара (услуги). В условиях рыночных отношений роль цены резко возрастает, так как она явл-ся главным ориентиром поведения предпр-я на рынке. По степени регулирования различают:свободные цены – цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения без какого-либо гос.влияния;регулируемые цены – цены, устанавливаемые под влиянием спроса и предложения, но их величина регулируется гос-вом или отдельными субъектами рф. Существуют прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование - установление фиксированных, предельных цен, надбавок, предельного ур-ня рентабельности. Косвенное регулирование осуществляется путем изменения налогов и процентных ставок;фиксированные, твердые цены – цены, устанавливаемые органами ценообразования. Они назначаются по ограниченному кругу товаров и продукции;договорные цены – цены, устанавливаемые по соглашению сторон при купле-продаже. Заключая договор-контракт, продавец и покупатель принимают на себя определенные обязательства.В зависимости от территории действия различают:единые по стране цены – цены, устанавливаемые на базовые виды продукции, на кот. распространяется гос. регулирование. К таким видам продукции относятся: природный газ, электроэнергия, продукция оборонного пр-ва, драгоценные металлы и сплавы и др.; региональные цены – цены, устанавливаемые предпр-ями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов упр-я. Региональными -цены жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА — рыночная политика фирм, продающих товары, проявляющаяся в варьировании цен их продажи. Возможны следующие варианты проявления такой политики: единые цены для всех потребителей; гибкие цены, зависящие от поведения покупателей, от спроса; неизменные цены в течение некоторого периода; неокругленные цены, значение кот немного ниже круглого числа. |
17) Холдинговые компании(ХК) – это держательские орг-ции, кот.принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предпр-ий.Активы хк практически полностью представлены акциями другого юр. лица или лиц. Контроль осуществл. через механизмы корпоративных(акционерных) полномочий. ХК представлены в руководстве своих дочерних компаний, чаще всего в составе совета директоров.ХК следует отличать от инвестиционной компании, так как инвестиц.компания вкладывает срква в приобретение акций (долей) других общ-в с целью извлечения прибыли, а хк – с целью получения контроля над их д-тью. Основными преимуществами образования холдингов явл-ся: распределение коммерческих рисков;возможность продажи бизнеса по частям, поскольку дочерние компании остаются самостоятельными юр.лицами.Активы крупных холдингов обычно условно делятся на2части. Профильные активы почти всегда оформлены как компании 1-го лица либо имеют контрольный пакет голосов. Непрофильные активы оформлены компаниями с небольшим % участия головной (материнской) фирмы. Подобная диверсификация бизнеса создает стабильность для холдинга, позволяет ему не зависеть от ситуации в определенном сегменте рынка. Финансово-промышленные группы (ФПГ)- зарегистрированные на федеральном ур-не группы юридически независимых промышл.предпр-ий, финансовых и инвестиционных орг-ций, объединяющих материальные ресурсы и капитал на условиях Положения о ФПГ и порядке их создания, утвержденного законодательно, причем обязательно наличие предпр-ий, действующих в сфере пр-ва товаров и услуг. Главной орг-цией в ФПГ может быть как пр-венная структура, так и банк или финансовая компания.Основные задачаи ФПГ- пр-венная, технологическая или эк-кая интеграция для реш-я инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности пр-ва, создание новых рабочих мест.
18) Консорциум — орг-ционная форма временного объединения независимых предпр-ий и орг-ций с целью координации их предпр.деят-ти.К. может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле к. создаются для совместной борьбы за получение заказов. Внутри к. каждый участник работает в той сфере д-ти, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках пр-тва. Действия участников координируются лидером, кот. получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из кот.формируется общее предложение к. К. несет солидарную ответственность перед заказчиком. Картель — простейшая форма монополистич. объединения. Каждое предпр-е, в картеле, сохраняет финансовую и пр-венную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов пр-тва, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует в рамках одной отрасли. Затрудняет функционир-е рыночных механизмов. Попадает под действие антимоноп. Закон-ва. В одних странах мира запрещены законом, в других- их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами. Концерн (нем. der Konzern) — финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецкоговорящих стран Европы и в странах Прибалтики. - сохранение юр.и хоз-венной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых стр-р. Обычно участники объединяют не только эк-кий потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основн. преимущество - концентрация финансовых и др. ресурсов. Различ. вертикальные, горизонтальные, и смешанные концерны (конгломераты). Под вертикальными - объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через пр-во до сбыта одного определённого вида продукции. Горизонтальные -объединяют похожие фирмы с различной клиентурой
23) Поточное пр-во — форма орг-ции пр-ва, основанная на ритмичной повторяемости времени выполнения основных и вспомогательных операций на специализированных рабочих местах, расположенных по ходу протекания технологического процесса. Характеризуется: сокращением номенклатуры выпускаемой продукции до минимума; расчленением производственного процесса на операции; специализацией рабочих мест на выполнении определенных операций; параллельным выполнением операцией на всех рабочих местах в потоке; расположением оборудования по ходу технологического процесса; высоким ур-нем непрерывности производственного процесса» что обеспечивается равенством или кратностью продолжительности исполнения каждой операции потока такту потока; наличием специального межоперационного транспорта для передачи предметов труда от операции к операции. Структурной единицей поточного пр-ва явл-ся поточная линия. Поточная линия представляет собой совокупность рабочих мест, расположенных по ходу технологического процесса, предназначенных для выполнения закрепленных за ними технологических операций и связанных между собой специальными видами межоперационных транспортных средств.Эк-кая эффективность поточного метода зависит от эфф-ти действия всех принципов орг-ции пр-ва: специализации, непрерывности, пропорциональности, параллельности, прямоточности и ритмичности. Основным направлением повышения эк-кой эффективности поточного пр-ва явл-ся внедрение полуавтоматических и автоматических поточных линий, применение роботов и автоматических манипуляторов для выполнения монотонных операций.
24) Партионный метод орг-ции
пр-ва хар-ся изготовлением разной номенклатуры
продукции в кол-вах, определяемых партиями
их запуска-выпуска.Партией наз.кол-во
одноименных изделий, кот. поочередно
обрабатываются при каждой операции пр-венного
цикла с однократной затратой подготовительно-
27) Аренда — это имущественный наем, основанный на договоре о предоставлении имущества во временное пользование за определенную плату. В договоре аренды участвуют 2 стороны: арендодатель и арендатор. Арендодатель — собственник имущества, сдающий его в аренду.Арендатор (наниматель) — лицо, получающее имущество в аренду и использующее его в своих целях в соответствии с назначением имущества или согласно условиям, закрепленным в договоре. Переданное в аренду имущество остается собственностью арендодателя, а произведенная продукция, доходы, материальные и другие ценности, улучшения арендованного имущества, не предусмотренные договором аренды, явл. собственностью арендатора. Арендатор имеет право частично или полностью выкупить арендованное имущество, если ограничения или запрещения не предусмотрены законодательными актами. Виды аренды:по объектам договора: а. оборудования; а.транспортных средств (без экипажа или с экипажем); а.зданий и сооружений; а. предприятий; а.земельных участков и других объектов;по виду договора: договор а.; договор проката; договор финансовой а. (лизинг);по признаку изменения права собственности:а. без права выкупа имущества; а. с правом выкупа имущества; по срокам а.: долгосрочная (5—20 лет); среднесрочная (1—5 лет); краткосрочная (до одного года). Лизинг — разновидность а.. Закон РФ«О лизинге» трактует лизинг как вид инвестиционной деят. по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга юр. И физ.лицам на установленный срок, за определенную плату и в соответствии с условиями, закрепленными договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Лизинг связан с прямыми инвестициями. Виды лизинга:по виду имущества: лизинг движимого и недвижимого имущества; лизинг недвижимого имущества, бывшего в употреблении, и т.д.;по характеру лизинговых платежей: с денежным платежом, с компенсационным платежом (поставками продукции), со смешанным платежом;по срокам лизинга: рейтинг — аренда на срок от нескольких дней до месяца; -хайринг — аренда на срок от нескольких месяцев до года; собственно лизинг — аренда на срок от года до нескольких лет. Сроки лизинга зависят от периода амортизации оборудования (объекта). Обычно срок лизинга меньше этого периода.Классическая схема лизинга предполагает наличие трех участников:лизингодатель (арендодатель) — лизинговая компания;лизингополучатель (арендатор);продавец лизингового имущества (как правило, предприятие-изготовитель).В качестве лизингодателей (арендодателей) могут выступать юридические лица, а также граждане, занимающиеся предпр. Деят-тью без образования юр.лица и зарегистрированные в качестве ИП.Лизингополучатель (арендатор) — это юр.лицо или ип, получающие имущество в пользование по договору лизинга.Продавцом лизингового имущества выступает предпр-е — изготовитель машин и оборудования, торгующая орг-я или др. юр. либо физ. лицо, кот.продает имущество, являющееся объектом лизинга.При осуществлении лизинговой сделки оформляются договор купли-продажи лизингового имущества и протокол приемки, подтверждающий поставку объекта лизинговой сделки, его монтаж и ввод в эксплуатацию. Помимо имущественного, существуют и другие виды лизинга — финансовый, оперативный (сервисный), возвратный и др.
29) Инвестиции
— это то, что "откладывается"
на завтра, чтобы как можно
больше и эффективнее 29) Методы оценки
эффективности инвестиционных
33) Пр-венная
мощность – это max возможный годовой выпуск
продукции, выполнения работ и услуг в
установленных номенклатуре и ассортименте
при наиболее полном использовании всех
имеющихся ресурсов. Пр-венная мощность
измеряется в натуральных измерителях
, зависит от возможностей имеющегося
оборудования. Пр-венная мощность зависит
от кол-ва и кач-ва оборудования, max возможной
производительности единицы оборудования,
принятого решения по поводу коэффициента
сменности, номенклатуры и ассортимента
продукции, трудоемкости продукции, уровня
орг-ции труда.При планировании выделяют
следующие виды пр-венной мощности:входную,выходную, 34)план пр-ва продукции. Предпр-я самостоятельно планируют свою д-ть на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технич. ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей д-ти предпр-я обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.Поэтому анализ работы промышленных предпр-ий начинают с изучения показателей выпуска продукции, кот. предполагает следующие этапы:Анализ формирования и выполнения пр-венной программы;Анализ объема продукции;Анализ ассортимента продукции;Анализ стр-ры продукции;Анализ кач-ва продукции;Анализ ритмичности пр-ва;Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции. Основными показателями объема пр-ва явл-ся товарная и валовая продукция.Валовая продукция – ст-ть всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное пр-во, выраженная в сопоставимых ценах.Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного пр-ва.Реализованная продукция – ст-ть реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
37) Кадры предприятия – это основной состав квалифицированных работников предпр-я, фирмы, орг-ции.Обычно кадры предпр-я подразделяют на пр-венный персонал и персонал, занятый в непр-венных подразделениях.Пр-венный персонал – работники, занятые в пр-ве и его обслуживании, – составляет основную часть трудовых ресурсов предпр-я.Самая многочисленная и основная категория пр-венного персонала – это рабочие предпр-я работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или работами по оказанию пр-венных услуг и перемещению грузов. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.К основным рабочим относят работников, непосредственно создающих товарную продукцию предпр-ий и занятых осуществлением технологических процессов, т. е. изменением форм, размеров, положения, состояния, стр-ры, физических, химических и др. св-в предметов труда.К вспомогательным относятся рабочие, занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест в пр-венных цехах, а также все рабочие вспомогательных цехов и хоз-в.Вспомогательные рабочие могут быть подразделены на функциональные группы: транспортную и погрузочную, контрольную и т. п.Руководители – работники, занимающие управленческие должности на предпр-ии (директор, мастер, главный специалист и др.).Специалисты – работники, имеющие высшее или среднее специальное образование, а также работники, не имеющие специального образования, но занимающие определенную должность.Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (агенты, кассиры, др.).Младший обслуживающий персонал – лица, занимающие должности по уходу за служебными помещениями (дворники, уборщицы и др.), а также по обслуживанию рабочих и служащих (курьеры, рассыльные и др.).Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует стр-ру кадров предпр-я, цеха, участка. Стр-ра персонала также может определяться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация, степень выполнения норм и т. п.
38) Планирование персонала — это комплекс мер по обеспечению потребности предпр-я в работниках. Оно призвано решать следующие задачи:обеспечение предпр-я необходимым кол-вом работников;подбор нужных людей, способных выполнять функциональные обязанности и ставить новые цели развития предпр-я. Численность промышленно-пр-венного персонала предпр-я вкл. всех работников, занятых непосредственно в пр-ве и обслуживании на данном предпр-ии, в том числе следующие категории работников: рабочих, специалистов, служащих ,технических исполнителей. Численность работающих (общая) определяется как сумма численности промышленно-пр-венного персонала и персонала, занятого в непромышленных хоз-вах и орг-ях, состоящих на балансе данного предприятия. При расчете потребности в персонале рекомендуется вначале определять число основных работников, затем вспомогательных. Такой подход объясняется ролью работников массовых профессий, выполняющих основной объем работы на предпр-ии. Методика определения численности рабочих может использовать следующие подходы: по времени трудового процесса; по трудоемкости продукции; по нормам обслуживания (выработки), рабочим местам; по нормативам численности и нормам управляемости; по числовым характеристикам; по экспертным оценкам и др. При методе расчета численности работников, основанном на использовании кол-ва рабочих мест, рекомендуется определять:1) кол-во рабочих мест;2) явочную численность работников;3) среднесписочную численность работников. Потребность в специалистах рекомендуется определять с учетом необходимых функций упр-я и факторов д-ти на основе имеющегося объема управленческих работ. Расчет также может выполняться с использованием нормативов численности работников.
43) Затраты, расходы, издержки. виды расходовЗатраты – стоимостное выражение использованных в хоз. Деят-ти орг-ции за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы орг-ции.Расходы - отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов орг-ции или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками орг-ции. Расходы на пр-во и реализацию, исходя из их экономического содержания, объединяются в четыре группы: Материальные расходы -покупные сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции: основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо всех видов, тара, запасные части для ремонта, покупная энергия всех видов; затраты, связанные с использованием природного сырья (включая плату за природные ресурсы); затраты на работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями.Расходы на оплату труда. - выплаты заработной платы, выплаты премий, выплаты компенсирующего хар-ра (доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.); оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством. Суммы начисленной амортизации. В этой части затрат отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных пр-венных фондов, сумма кот. определяется на основании их балансовой ст-ти и действующих норм амортизации. Прочие расходы на пр-во и реализацию продукции- некоторые виды налогов и сборов. Здесь отражаются расходы на НИОКР
45) Упр-е (калькулирование)затратами – это выполнение всего комплекса ф-ций упр-ческого цикла, направл. на повышение эффективности использования пр-венных ресурсов на предпр-ии.Затраты в зависимости от способа включения в себест-ть отдельных видов продукции, работ, услуг или групп однородной продукции подразделяются на прямые и косвенные.Прямые –затраты, связанные с пр-вом конкретного вида изделия или неск. видов продукции, но имеющие пропорциональную связь с объемом работ по изготовлению каждого из видов и возможность распределения по принципу прямой связи (например, сырье и материалы, топливо, энергия идр.)Косвенные –затраты, не имеющие прямой пропорциональной связи с отдельными видами продукции, включаются в себестоимость с помощью специальных методов. Переход предпр-ий на международные стандарты и мировую практику учета предполагает разделение затрат на условно-переменные (пр-венные) и условно-постоянные (периодические), подсчет сокращенной пр-венной себест-ти и отнесение условно-постоянных затрат на результаты пр-венно-хозяйственной д-ти. Применительно к калькуляционной группировке затрат к периодическим расходам с некот. долей условности можно отнести общехоз-венные и коммерческие расходы, все остальные статьи калькуляции – к пр-венным (условно-переменным) расходам.Пр-венная калькуляция определяется в пределах условно-переменных затрат. Она позволяет оценивать незавершенное пр-во, полуфабрикаты собственного изготовления, готовую продукцию.
48) Финансовый план включает баланс доходов и расходов предпр-я на каждый год планируемого периода. В финансовом плане находят отражение: доходы и поступления ср-в, расходы и отчисления ср-в, взаимоотношения с гос-вом, банками, инвесторами, распределение прибыли.Результаты указанных расчетов сводятся в основном плановом документе – балансе доходов и расходов. Если при составлении баланса расходы превышают доходы, то для покрытия дефицита предусматривается привлечение заемных ср-в (краткосрочных или долгосрочных кредитов). Однако задачей рук-ва предпр-я явл-ся постоянное отслеживание соотношения собственных и заемных ср-в.В доходной части финансового плана учитываются: денежные ср-ва на начало планируемого периода; доходы от реализации продукции; внереализационные доходы; кредит; прочие поступления.После этого рассчитывается сумма поступлений. Расходная часть (выплаты) включает: текущие затраты, в том числе переменные издержки, постоянные издержки; кап.вложения; погашение кредита; дивиденды.После этого рассчитывается сумма выплат и рассчитывается остаток денежных средств
46) Прибыль – эк-кая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими затратами, разница между доходами и расходами. Прибыль явл-ся показателем, наиболее полно отражающим эфф-сть пр-ва, объем и кач-во произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себест-ти.В условиях коммерческого расчета прибыль предпр-я выступает не только в кач-ве главного результата д-ти предпр-я, но и источника его развития, финансирования инновационных и инвестиционных проектов, удовл-я других потребностей, включая и материальные, как членов данного трудового коллектива и собственника, так и общ-ва в целом. Поэтому главным в системе ее распределения должно быть сочетание интересов субъектов хозяйствования, общ-ва в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обусловливает основные принципы ее распределения: первоочередное выполнение финансовых обязательств перед общ-вом в целом (в лице гос-ва), максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного пр-ва, использование ее на материальное стимулирование работающих, направление на развитие непр-венной сферы. В странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Налогооблагаемая прибыль - валовая прибыль, за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам д-ти, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В рез-те на предпр-ии остается чистая прибыль.
48) Финансовый план включает баланс доходов и расходов предпр-я на каждый год планируемого периода. В финансовом плане находят отражение: доходы и поступления ср-в, расходы и отчисления ср-в, взаимоотношения с гос-вом, банками, инвесторами, распределение прибыли.Результаты указанных расчетов сводятся в основном плановом документе – балансе доходов и расходов. Если при составлении баланса расходы превышают доходы, то для покрытия дефицита предусматривается привлечение заемных ср-в (краткосрочных или долгосрочных кредитов). Однако задачей рук-ва предпр-я явл-ся постоянное отслеживание соотношения собственных и заемных ср-в.В доходной части финансового плана учитываются: денежные ср-ва на начало планируемого периода; доходы от реализации продукции; внереализационные доходы; кредит; прочие поступления.После этого рассчитывается сумма поступлений. Расходная часть (выплаты) включает: текущие затраты, в том числе переменные издержки, постоянные издержки; кап.вложения; погашение кредита; дивиденды.После этого рассчитывается сумма выплат и рассчитывается остаток денежных средств
49) Оборотные ср-ва и опред потребн в нихОборотные ср-ва - это ср-ва, используемые предпр-ем для осуществления своей постоянной д-ти, Вкл. в себя пр-венные запасы предпр-я, незавершенное пр-во, запасы готовой и отгруженной продукции, дебиторскую задолженности, а также наличные деньги в кассе и денежные ср-ва на счетах предпр-я.Конкретные размеры об.ср-в определяются текущей потребностью П. и зависят от след. факторов: 1) характер и сложность пр-ва; 2) длительность произв.цикла; 3) сезонность пр-ва; 4) темпы роста пр-ва и изменение объёмов сбыта продукции; 5) порядок расчётов; 6) периодичность и сроки поступления платежей; 7) фин.возможности предпр-я.Занижение об.ср-в приводит к:перебоям в пр-ве и реализации продукции;несвоевременному выполнению предпр-ем своих обязательств.Завышение об.ср-в приводит к: отвлечению их в резервы;замораживанию ресурсов;к доп.затратам на складирование и хранение. Нормированию подлежат только собственные об.ср-ва (об.пр-венные фонды и остатки нереализованной продукции на складе). Не нормируются – отгруженные товары, денежные ср-ва, ср-ва в расчётах.Нормирование используется в планировании: составляется смета затрат на пр-во, на основе кот. определяются потребности в об.ср-вах.
52) Методы ценообразования — это способы формирования цен на товары и услуги. Различают затратные и параметрические методы ценообразования. Затратные-методы полных, стандартных и прямых издержек. Метод полных издержек — это способ формирования цен на основе всех затрат, кот вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия.Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных Метод прямых издержек — способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи.Параметрические методы основаны на учете технико-эк-ких параметров товаров. К ним относятся методы удельной цены, баллов и регрессии. Метод удельной цены используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок. Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, параметры кот разнообразны и не «поддаются непосредственному кол-венному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т. д.). Метод регрессии позволяет моделировать изменение цен в зависим от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.Ценовая система — это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков. Различают следующую дифференциацию цен:по отраслям и сферам обслуживания экономики;по степени участия государства в процессе ценообразования;по стадиям ценообразования;по транспортной составляющей;по характеру ценовой информации.
|