Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 14:37, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет макроэкономики. Основные цели и проблемы макроэкономического регулирования. макроэконом. политика
Макроэкономика – дисциплина, основывающаяся на совокупных вели-чиинах, кот. берутся из разных наук. Макро. исследует функ-ие нац экономики, как единого целого (анализ крупномасштабных нар-хоз проблем) и нормативная (изуч-я желательные, нежелательные явления).

Файлы: 1 файл

Шпоры_МАКРО+ 2014.doc

— 842.50 Кб (Скачать файл)

 

49. Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни

Соцполитика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Включает в себя формы регул-ния трудовых отношений, участие трудящихся в управл. производственным процессом, коллективные договоры, госсистему соцобеспечения и соцуслуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), реализацию принципа социальной справедливости. Принципы: 1) защита уровня жизни путем введения раз.форм компенсации при повышении цен. 2)  помощь самым бедным семьям; 3) помощь на случай безработицы; 4) политика соц. страхования, установление мин. з/п 5) развитие образования, охрана здоровья, окруж. среды в основном за счет государства. Направление госрегулирования – политика доходов –ср-во централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Сущность политики доходов: установление государством такого верхнего предела номинальной зарплаты, кот. способствовал бы выполнению  задач, стоящих перед экономикой. 2 уровня: -общенациональный; -местный(региональный).

 

50. Уровень и качество жизни.миним. потреб бюджет и бюджет прожит. минимума. Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их.

Политика регул-я доходов насел как еще одна составляющая соц политики предст собой совок-ть принципов, мер и средств регулирующего воздействия в области доходов. Под доходом поним. общую сумму денежных (и натур-х) поступлений субъекта из всех источников в теч данного периода времени. Доходы могут приним разн формы. Осн совр формами доходов считаются: 1.заработная плата; 2.прибыль; 3.рента; 4.процент (на капитал); государственные (трансфертные) платежи. Несмотря на различия этих форм, каждая из которых имеет свою собственную сущность, они вес могут представляться в трех основных видах доходов: 1.номинальном; 2.располагаемом; 3.реальном. Источники совр доходов следует отметить два основных: во-первых, эк-кая деят, когда она осуще-ся в той или иной сфере эк-ки в пределах сущ-щих в данной стране законов, и, во-вторых, так называемая теневая деят-ть, не вписывающаяся в существующие законы, но приносящая субъекту доход. По разн источникам, теневая эк-ка сост от 5 до 20% и даже до 50% ВНП разных стран.

Обобщ-ми и результ-ми показ-ми развит эк-ки и проводимой соц политики служат ур-нь и кач-во жизни насел. той или иной страны. Под уровнем жизни поним степень удовл-ния потр-тей людей в опред, необх-х для жизни благах. Основн показ-ми ур-ня жизни явл: 1.Рождаемость и смертность населения. 2.Санитарно-гигиенические условия жизни. 3. Потребление продовольственных товаров. 4.Жилищные условия. 5.Образование и культура. 6.Занятость и условия труда. 7.Доходы и расходы населения. 8.Стоимость жизни и цены. 9.Транспортные средства. 10.Организация отдыха. 11.Социальное обеспечение. 12.Свобода человека. Под качеством жизни поним совок-ть взаимосвяз-х характ-к мат-го, соц-го и культурно-нравственного благополучия населения. Определение кач-ва жизни посредством единого показателя не представляется возможным. Чтобы сост суждение о кач-ве жизни насел страны, след учит много разнородных показателей. Так, не обойтись при этом без хар-ки среды обит, усл окруж среды, без учета степени безоп-ти жизни граждан, без показателей соц защиты и соц-х гарантий, без учета сост к-ры, уровня нравств-ти.

 

 

51. Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини

Осуществляя регул-щую деят-ть в обл доходов, гос-во изучает фактическое их распред-е с помощью спец показателей и методов. Широко исп при этом децильный коэфф дифференциации, показ-щий соотнош  доходов 10% населения с наиб доходами и 10% с наименьшими доходами, а также квинтильный коэфф дифференциации, рассчит как соотношение 20% населения с наибольшими и наименьшими доходами. Для этого же исп «кривую Лоренца». График кривой Лоренца показ степень нерав-ва в распред доходов. На одной оси графика - доля Q(%) общего дохода, а на другой доля семей L(%), получающих такую-то долю дохода. Если бы кажд группа семей получала равную долю дохода, это отразилось бы на прямой абс-го рав-ва (АР). Но реальное распред отклон-ся больше или меньше от этой прямой и образует кривую Лоренца. Чем больше ее выгнутость, тем больше неравенство.

Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов используется индекс концентрации доходов населения коэфф. Джини.  При коэфф, близком к нулю, общество находится в состоянии абсолютной «уравниловки», а при коэффициенте, равном единице - в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства».

 

52. Обеспечен. соц. несправедливости. Механизм и основные направления социальной защиты в РБ.

В структуру соц политики входит также политика соц защиты. Это с-ма принципов, нормативов и мер, исп-ся гос-вом для созд и регул-ния усл, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. Под соц риском поним риск возн-ния в общ-ве обстоятельств, наносящих существ ущерб гражд по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнац конфликты, инвалидность, возрастные последствия). Для осущ политики соц  защиты созд система соц защиты, кот предст совок-ть конкр форм и мер, обеспеч-х поддержание жизнед-ти тех групп насел и тех граждан, кот оказ-ся в ситуациях соц-го риска по независящим от них обстоятельствам. Главн принципами политики соцзащиты явл: гуманность; адресность защиты; всеобщность в сочет с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения; интеграц-ть разл частей с-мы защиты в ед целое; гибкость системы; надежность рес-го обеспеч мер, провод через систему. Осн методами, используемыми для соцзащиты, являются: 1.соцпомощь, 2.соцстрах 3.соцподдержка

 

53. Модели соц.политики.Соц  политика в РБ

2 базовые модели:1-ая модель – это модель социалистич. гос-ва(все члены общества работают на благо общества.принципы:организация труда,принцип оплаты,организация распередления, удовлетвоерния соц. интересов

2-ая моедль-в усл. рыночной эк-ки.прицип  самообеспечения.:предоставляет соц блага только нуждающимся,,профилактическая политика.

 

54. Понятие трансформационной экономики, её основные черты и особенности .Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах

Представляет собой сов-ть отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система соц-эконом-их отношений и институтов  разрушается и реформируется, а  новая  только  формируется. Основные черты переходной экономики: 1.утрата государством функций единоличного распоряжения эконом. ресурсами; 2.бюджетный кризис; 3.трансформаци-онный спад. В трансформационной экономике значительная  часть   имущества   переходит   в   частную собственность,  и  государство  теряет  монопольную   власть   на   принятие экономических решений. Три основных аспекта: 1 аспект: трансформация  должна  привести  к такому положению, при котором гос-во, будучи источником  эконом. законодательства,  действует  согласно  установленным  им  же  законам. 2 аспект изменения положения гос-ва является  формирование нового инструментария для воздействия гос-ва на экономику. 3 аспект  является  необходимость  компенсации  фиаско,   или провалов рынка.

Стратегическая цель - создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения как воспроизводственного потенциала природного комплекса, так и целостности и безопасности страны. Направления: 1.реализации прав собственности и контрактных обязательств; защиты инвесторов; формирования крупных интегрированных структур, способных производить высококачественную продукцию с наименьшими издержками. 2. развитие системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций; расширения возможностей финансирования предприятий; 3.повышения эффективности законодательства путем реформирования политических институтов; 4.создания и совершенствования системы судопроизводства и специализированных органов, занимающихся ценными бумагами и антимонопольной деятельностью; повышения правовых знаний населения и эффективного использования законов.

 

55. Основные направления рыночных преобразований

Главными направлениями являются: Либерализация экономики – систе-ма мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и огра-ничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды - создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, регулирование ценовой и сбытовой политики. Институциональные преобразования - изменения отношений собственности, форми-рование рыночной инфраструктуры, создание новой системы гос. регулирования экономики. Структурные преобразования - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках. Макроэконом. стабилизация - ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки. Формирование адекватной системы соц.защиты населения - система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

 

56. Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты.

Стратегической целью на 2010-2015 годы явл. обеспечение эконом. роста на уровне 146-155% на основе модернизации реального сектора экономики, повышения его конкурентоспособности, формирования прогрессивной структуры экономики, что позволит повысить уровень благосостояния населения и довести зарплату до уровня не менее 500 долл. В программах развития основной целью явл. переход на инновационный путь развития отраслей и повышение уровня конкурентоспособности производимой продукции на основе внедрения новейших ресурсосберегающих технологий и максимально возможного использования потенциальных конкурентных преимуществ страны. Особое внимание будет уделяться мерам по совершенствованию хозяйственного механизма в направлении упрощения налоговой системы и реального снижения налоговой нагрузки. Основной задачей Минэкономики в области инвестиций и инноваций является обеспечение опережающего роста инвестиций в основной капитал над темпами роста ВВП. В целом рост инвестиций за 2006-2010 годы должен составить 198-215%. Важнейшими соц.-эконом. составляющими устойчивого развития до 2020г. явл: 1.повышение уровня и качества жизни населения; 2.борьба с бедностью; 3.изменение структуры потребления и производства; 4.охрана и укрепление здоровья; 5.улучшение демографической ситуации; 6.противодействие криминализации жизни общества.

.


Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"