Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".

Файлы: 1 файл

шпора.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

9)

Изменение равновесного ЧНП и мультипликатор

Мы уже знаем, что  фактический ЧНП в экономике  редко бывает стабильным. Равновесный  ЧНП изменяется, если произойдет сдвиг кривой совокупных расходов (С+In) (рис.1) или кривой In (рис.2). График совокупных расходов 
График инвестиций 
Этот умноженный эффект роста ЧНП в результате роста инвестиций (и вообще любого компонента автономных совокупных расходов) называется эффектом мультипликатора. Мультипликатор действует как в сторону повышения, так и в сторону снижения ЧНП. В основе действия мультипликатора лежат два факта:1. Для экономики характерны непрерывные потоки доходов и расходов. Причем то, что является расходом для одних, выступает в качестве дохода для других.2. Любое изменение дохода влечет за собой изменение в потреблении и сбережении в том же направлении. При этом пропорциональность потребления и сбережения сохраняется. Очевидно, что чем больше MPS, тем меньшее изменение в ЧНП вызывает первоначальное изменение в совокупных расходах, и наоборот. Поэтому государство стремится снизить МРС, чтобы уменьшить дестабилизирующее влияние мультипликатора. Снизить МРС можно не только увеличив склонность к сбережению, но и увеличив налоги, трансфертные платежи или импорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10)

Рецессионный  разрыв – это потенциальная величина совокупных расходов, которая необходима для того, чтобы фактический равновесный объем выпуска достиг своей потенциальной величины в условиях полной занятости всех ресурсов (рис. 2).

В данном случае равновесный ВВП значительно  ниже потенциального, это говорит  о том, что совокупный спрос, представленный кривой планируемых расходов, малоэффективен. Для того, чтобы фактический ВВП достиг потенциального, графически необходимо, чтобы макроэкономическое равновесие переместилось из точки А в точку В. Таким образом, преодоление рецессионного разрыва возможно благодаря применению математической формулы: ΔY = величина рецессионного разрыва * m, где m – мультипликатор автономных расходов.

Инфляционный  разрыв характеризуется величиной, на которую должны уменьшиться планируемые расходы для обеспечения соответствующего снижения фактического ВВП и равновесия до уровня потенциального. На рисунке 3 показан инфляционный разрыв. В данном случае совокупный спрос чрезмерен, вызывает кризис недопроизводства. В условиях дефицита товаров растут цены, и начинает раскручиваться инфляционная спираль. Поэтому крайне важной является мера по сдерживанию совокупных расходов. Когда экономика преодолевает инфляционный разрыв, равновесие перемещается из точки А в точку В, спрос снижается, и ситуация стабилизируется.

 

11. финансы

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

состоит из трех крупных  блоков:

- государственные финансы;

- местные финансы;

- финансы юридических  и физических лиц.

Финансы - это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота.       

По своей  роли в общественном производстве финансы  включают в себя два звена:

- общественные финансы,

- финансы хозяйствующего  субъекта.

Роль финансов:

1. Финансовое обеспечение  потребностей расширенного производства.

2. Финансовое регулирование  экономических и социальных процессов.

3. Финансовое стимулирование  эффективного использования всех  видов экономических ресурсов.

Сущность и  функция финансов

- денежные отношения;

- распределительные отношения;

- связаны с формированием и  использованием фондом денежных  средств государства и хозяйствующих  субъектов.

Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы  экономических отношений.

Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода.

Контрольная функция  финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределительную  (через государственный бюджет  перераспределяется до 50% национального  дохода страны);

- регулирующую (через  госбюджет осуществляется регулирование  темпов и пропорций развития  экономики);

- стимулирующую (бюджетные,  отношения имеют своей целью  стимулирование эффективного использования  всех экономических ресурсов  и, в первую очередь, бюджетных средств);

- контрольную (через  госбюджет осуществляется контроль  за рациональным использованием  финансовых ресурсов).

 

12. Гос. бюджет – крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.  
Источники формирования бюджета:  
1) налоги  
2) доходы от гос. собственности, предприятий и т.д.  
3) поступления фондов соц. страхования и т.д.  
Расходы:  
1) здравоохранение, образование  
2) поддержание конъюнктуры и экон. рост  
3) оборона  
4) поддержание внешней политики  
5) содержание аппарата гос-ва  
6) гос. долг  
Внебюджетные фонды – денежные фонды, имеющие целевое назначение, находящиеся в распоряжении местных или центральных органов власти.

Бюджетный дефицит, будучи отражением состояния соц.-эк. ситуации в стране, покрывается  многочисленными методами и способами, среди которых можно выделить 2 основных.   Первый - финансирование бюджетного дефицита государственными внутренними и внешними займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов из внебюджетных фондов (например, из фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков.

Второй способ покрытия дефицита бюджета - дополнительная эмиссия денег. Данный способ особенно неэффективен, ибо  его последствия общеизвестны - неконтролируемая инфляция.

финансы —  это система отношений по поводу распределения и использования  фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и  учреждения.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает:

*бюджеты различных уровней,

*фонды социального,  имущественного и личного страхования,

*валютные резервы  государства, 

*денежные фонды предприятий  и фирм, коммерческих и некоммерческих  структур и прочие специальные  денежные фонды

функции бюджета

Распределительная

Контрольная

 

13. Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.

Внутренний  государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

 Вне́шний государственный долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам[1]

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ -отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов.

Наличие дефицита может  быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий); милитаризации экономики в мирное время; осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта и т. п. факторов.

  Способы финансирования:

-Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг

-Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег.

-собственное производство денег, или «сеньоранж».

 

 

14. Налоговая система — это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов.

Классификация налогов:

1) по использованию:  общие налоги обезличиваются  и поступают в единую кассу  государства, предназначены для общегосударственных мероприятий; специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды;

2) в зависимости от  органа, который взимает налог  и в распоряжение которого  он поступает: федеральные, налоги субъектов Федерации, местные;

3) по объектам обложения:  прямые устанавливаются непосредственно  на доход и имущество; косвенные  — налоги на товары и услуги, входящие в цену или тариф.

Принципы построения налоговой системы:

• равномерность — жесткое обложение для богатых и щадящее для бедных;

• определенность, т.е. плательщик должен точно знать место, время, способ и сумму платежа;

• удобство — упростить  акт уплаты налога;

• экономность — расходы  по сбору налогов должны быть минимальными;

• однократность обложения  одного и того же объекта за определенный срок;

• стабильность налоговой  системы в течение длительного  времени и т.д.

Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогов, является составной частью финансовой политики.

Задачи налоговой политики:

1) обеспечение государства  финансовыми ресурсами;

2) создание условий  для регулирования хозяйства  страны в целом;

3) сглаживание возникающего  в процессе рыночных отношений  неравенства в уровнях доходов  населения.

Три типа налоговой политики:

1. Политика максимальных  налогов — характеризуется принципом  «взять все что можно». При  этом возникает ситуация, когда  повышение налогов не сопровождается  приростом государственных доходов.

2. Политика разумных  доходов — способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат, но поступления уменьшаются.

3. Политика достаточно  высокого уровня обложения при  значительной социальной защите  — налоговые доходы направляются  на увеличение различных социальных фондов.

Для РФ характерно сочетание  второго и третьего типов.

 

 

 

15.  Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Налогоплательщик — организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой у налогоплательщика законодательно связано возникновение обязательств по уплате налога. Кривая Лаффера:

Рост налогов ведет  к сокращению ВНП, а снижение налогов  — к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Классификация налогов:  
1.    по региональному признаку:  
-        федеральные  
-        региональные  
-        местные  
2.    по объекту налогообложения:  
-        налоги с доходов;  
-        налоги на имущество;  
-        налоги на операции с ценными бумагами.  
3.    по экономическому содержанию:  
-        косвенные  
-        прямые  
4.    по прогрессивности:  
-        прогрессивные  
-        пропорциональные  
-        регрессивные  
Налоговый мультипликатор - коэффициент, показывающий изменение национального дохода в результате изменения налогов. Простой налоговый мультипликатор:  
ms =  MPC / МPS

“Встроенный” (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях.                      

 

16.Фискальная политика:

 Налоги выполняют  три важнейших функции:

1) обеспечение финансирования государственных расходов (фиксальная);

2) поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция);

3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

фискальная  политика, проводимая государством, должна отвечать целям:

-сглаживанию колебаний экономического цикла;

-стабилизации темпов экономического роста;

-достижению высокого уровня занятости;

-достижению умеренных темпов инфляции.

Дискреционная сознательное манипулирование расходами (активная фискальная политика)

-изменение  трансфертных платежей

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"