Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Макроэкономике".
9)
Изменение равновесного ЧНП и мультипликатор
Мы уже знаем, что
фактический ЧНП в экономике
редко бывает стабильным. Равновесный
ЧНП изменяется, если произойдет сдвиг кривой
совокупных расходов (С+In) (рис.1) или кривой
In (рис.2). График совокупных расходов
График инвестиций
Этот умноженный эффект роста ЧНП в результате
роста инвестиций (и вообще любого компонента
автономных совокупных расходов) называется
эффектом мультипликатора.
Мультипликатор действует как в сторону
повышения, так и в сторону снижения ЧНП.
В основе действия мультипликатора лежат
два факта:1. Для экономики характерны
непрерывные потоки доходов и расходов.
Причем то, что является расходом для одних,
выступает в качестве дохода для других.2. Любое изменение дохода
влечет за собой изменение в потреблении
и сбережении в том же направлении. При
этом пропорциональность потребления
и сбережения сохраняется.
Очевидно, что чем больше MPS, тем меньшее
изменение в ЧНП вызывает первоначальное
изменение в совокупных расходах, и наоборот.
Поэтому государство стремится снизить
МРС, чтобы уменьшить дестабилизирующее
влияние мультипликатора. Снизить МРС
можно не только увеличив склонность к
сбережению, но и увеличив налоги, трансфертные
платежи или импорт.
10)
Рецессионный разрыв – это потенциальная величина совокупных расходов, которая необходима для того, чтобы фактический равновесный объем выпуска достиг своей потенциальной величины в условиях полной занятости всех ресурсов (рис. 2).
В данном случае равновесный ВВП значительно ниже потенциального, это говорит о том, что совокупный спрос, представленный кривой планируемых расходов, малоэффективен. Для того, чтобы фактический ВВП достиг потенциального, графически необходимо, чтобы макроэкономическое равновесие переместилось из точки А в точку В. Таким образом, преодоление рецессионного разрыва возможно благодаря применению математической формулы: ΔY = величина рецессионного разрыва * m, где m – мультипликатор автономных расходов.
Инфляционный разрыв характеризуется величиной, на которую должны уменьшиться планируемые расходы для обеспечения соответствующего снижения фактического ВВП и равновесия до уровня потенциального. На рисунке 3 показан инфляционный разрыв. В данном случае совокупный спрос чрезмерен, вызывает кризис недопроизводства. В условиях дефицита товаров растут цены, и начинает раскручиваться инфляционная спираль. Поэтому крайне важной является мера по сдерживанию совокупных расходов. Когда экономика преодолевает инфляционный разрыв, равновесие перемещается из точки А в точку В, спрос снижается, и ситуация стабилизируется.
11. финансы
Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.
состоит из трех крупных блоков:
- государственные финансы;
- местные финансы;
- финансы юридических и физических лиц.
Финансы - это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота.
По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:
- общественные финансы,
- финансы хозяйствующего субъекта.
Роль финансов:
1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
2. Финансовое регулирование
экономических и социальных
3. Финансовое стимулирование
эффективного использования
Сущность и функция финансов
- денежные отношения;
- распределительные отношения;
- связаны с формированием и
использованием фондом
Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.
Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода.
Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
- регулирующую (через
госбюджет осуществляется
- стимулирующую (бюджетные,
отношения имеют своей целью
стимулирование эффективного
- контрольную (через
госбюджет осуществляется
12. Гос. бюджет – крупнейший
денежный фонд, находящийся в распоряжении
правительства.
Источники формирования бюджета:
1) налоги
2) доходы от гос. собственности, предприятий
и т.д.
3) поступления фондов соц. страхования
и т.д.
Расходы:
1) здравоохранение, образование
2) поддержание конъюнктуры и экон. рост
3) оборона
4) поддержание внешней политики
5) содержание аппарата гос-ва
6) гос. долг
Внебюджетные фонды – денежные фонды,
имеющие целевое назначение, находящиеся
в распоряжении местных или центральных
органов власти.
Бюджетный дефицит, будучи отражением состояния соц.-эк. ситуации в стране, покрывается многочисленными методами и способами, среди которых можно выделить 2 основных. Первый - финансирование бюджетного дефицита государственными внутренними и внешними займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов из внебюджетных фондов (например, из фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков.
Второй способ покрытия дефицита бюджета - дополнительная эмиссия денег. Данный способ особенно неэффективен, ибо его последствия общеизвестны - неконтролируемая инфляция.
финансы — это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения.
Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает:
*бюджеты различных уровней,
*фонды социального, имущественного и личного страхования,
*валютные резервы государства,
*денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды
функции бюджета
Распределительная
Контрольная
13. Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.
Внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
Вне́шний государственный долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам[1]
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ -отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов.
Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий); милитаризации экономики в мирное время; осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта и т. п. факторов.
Способы финансирования:
-Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг
-Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег.
-собственное производство денег, или «сеньоранж».
14. Налоговая система — это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов.
Классификация налогов:
1) по использованию: общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства, предназначены для общегосударственных мероприятий; специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды;
2) в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает: федеральные, налоги субъектов Федерации, местные;
3) по объектам обложения:
прямые устанавливаются
Принципы построения налоговой системы:
• равномерность — жесткое обложение для богатых и щадящее для бедных;
• определенность, т.е. плательщик должен точно знать место, время, способ и сумму платежа;
• удобство — упростить акт уплаты налога;
• экономность — расходы по сбору налогов должны быть минимальными;
• однократность обложения одного и того же объекта за определенный срок;
• стабильность налоговой системы в течение длительного времени и т.д.
Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогов, является составной частью финансовой политики.
Задачи налоговой политики:
1) обеспечение государства финансовыми ресурсами;
2) создание условий для регулирования хозяйства страны в целом;
3) сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Три типа налоговой политики:
1. Политика максимальных
налогов — характеризуется
2. Политика разумных доходов — способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат, но поступления уменьшаются.
3. Политика достаточно
высокого уровня обложения при
значительной социальной
Для РФ характерно сочетание второго и третьего типов.
15. Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Налогоплательщик — организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.
Объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой у налогоплательщика законодательно связано возникновение обязательств по уплате налога. Кривая Лаффера:
Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов — к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Классификация налогов:
1. по региональному признаку:
- федеральные
- региональные
- местные
2. по объекту налогообложения:
- налоги с доходов;
- налоги на имущество;
- налоги на операции с ценными бумагами.
3. по экономическому содержанию:
- косвенные
- прямые
4. по прогрессивности:
- прогрессивные
- пропорциональные
- регрессивные
Налоговый мультипликатор
- коэффициент, показывающий изменение
национального дохода в результате изменения
налогов. Простой налоговый мультипликатор:
ms = MPC / МPS
“Встроенный” (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях.
16.Фискальная политика:
Налоги выполняют три важнейших функции:
1) обеспечение финансирования государственных расходов (фиксальная);
2) поддержание социального
равновесия путем изменения
3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать целям:
-сглаживанию колебаний экономического цикла;
-стабилизации темпов экономического роста;
-достижению высокого уровня занятости;
-достижению умеренных темпов инфляции.
Дискреционная сознательное манипулирование расходами (активная фискальная политика)
-изменение трансфертных платежей