Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 41 вопрос по дисциплине "Макроэкономика".

Файлы: 1 файл

Makroekonomika_otvety.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Макроэкономическое равновесие и его виды

Макроэкономическое  равновесие – совокупная сбалансированность между:

- ресурсами и их использованием;

- факторами производства и результатами  их использования; 

- совокупным производством и  совокупным потреблением;

- совокупным предложением и совокупным спросом;

Выделяют идеальное (теоретически желаемое) и реальное равновесие. Предпосылки достижения идеального равновесия – это наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. Оно может быть достигнуто, если все индивиды находят на рынке предметы потребления, все предприниматели – факторы производства, весь годовой продукт реализован. На практике эти условия нарушаются. В действительности стоит задача достижения реального равновесия, которое существует в условиях несовершенной конкуренции и при наличии внешних эффектов.

 

  1. Осн-е модели макроэкономического равновесия

Макроэкономическое  равновесие – совокупная сбалансированность между:

- ресурсами и их  использованием;

- факторами производства  и результатами их использования; 

- совокупным производством и совокупным потреблением;

- совокупным предложением  и совокупным спросом;

Модели:

Ф. Кенэ – модель простого воспроизводства  на примере экономики Франции XVIII столетия;

К. Маркс – схемы простого и  расширенного капиталистического общественного воспроизводства;В. Ленин – схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;

Л. Вальрас – модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;

В. Леонтьев – модель «затраты –  выпуск»;

Дж. Кейнс – модель краткосрочного экономического равновесия.

Выделяют идеальное (теоретически желаемое) и реальное равновесие. Предпосылки достижения идеального равновесия – это наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. Оно может быть достигнуто, если все индивиды находят на рынке предметы потребления, все предприниматели – факторы производства, весь годовой продукт реализован. На практике эти условия нарушаются. В действительности стоит задача достижения реального равновесия, которое существует в условиях несовершенной конкуренции и при наличии внешних эффектов.

 

  1. Совокупный спрос и факторы влияющие на него

Совокупный  спрос – реальный объем всех произведенных товаров и услуг, которые потребители готовы купить при данном уровне цен. Иначе, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

Факторы, влияющие на совокупный спрос:

    1. от уровня цен;

неценовые факторы:

    1. благосостояние;
    2. изменения в потребностях, расходах;
    3. налоги;
    4. инфляция;

+  демография, географические  и национальные особенности, профессиональную  структуру.

  1. Совокупное предложение и факторы воздействующие на него

Совокупное  предложение – уровень реального объема производства в стране при определенном уровне цен.

Совокупное предложение  обычно приравнивается к ВВП.

Факторы, воздействующие на совокупное предложение:

  1. уровень цен;

неценовые факторы:

  1. цены на ресурсы, их повышение увел-ет издержки производства(себестоимость), поэтому понижается совокупное предложение;
  2. рост производительности труда увел-ет объем производства и совокупное предложение;
  3. правовое регулирование (налоги, субсидии), если увеличиваются налоги, то совокупное предложение сокращается;
  4. предпринимательские способности.

 

  1. Потребление и сбережение. Факторы влияющие на них

Потребление - это часть дохода, которую население тратит на приобретение товаров и услуг. Другая часть дохода не расходуется на текущее потребление — сберегается. Уровень потребительских расходов будет зависеть от того, в какой пропорции располагаемый доход распадается на потребление и сбережение.

Факторы, влияющие на потребление и сбережение:

  1. Располагаемый доход, за вычетом налогов. Чем больше доход, тем больше желание потреблять и еще большее желание сберегать;
  2. Ранее накопленное богатство;
  3. Уровень цен. Чем выше цены, тем большая часть дохода уходит на потребление;
  4. Налоги.

 

  1. Сущность инвестиций и их виды. Инвестиции и динамика ВВП

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.

Классификация инвестиций:

По объекту инвестирования:

  • Реальные инвестиции - прямая покупка реального капитала в различных формах: материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции, кап. Ремонт осн-х фондов, вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки;
  • Финансовые инвестиции - косвенная покупка капитала через финансовые активы: ценные бумаги, предоставленные кредиты, лизинг(предоставление кредита под основные фонды);
  • Спекулятивные инвестиции - покупка активов исключительно ради возможного изменения цены: валюты, драг. металлов, ценных бумаг.

По срокам вложения:

  • Краткосрочные (до 1 года);
  • Среднесрочные (1-3 года);
  • Долгосрочные (свыше 3-5 лет).

 

  1. Спрос на инвестиции и их предложение.

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.

Спрос на инвестиции формируют  стартапы на различных форумах(Селигер), выставках(КрокусЭкспо), а также  люди, желающие создать свой бизнес и не знающие как это сделать  в бизнес-инкубаторах.

 

  1. Теория мультипликатора инвестиций

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.

Мультипликатор  инвестиций – это коэффициент, который показывает соотношение между ростом инвестиций с одной стороны, и ростом занятости и дохода - с другой.

Beличинa мyльтипликaтopa бyдeт зaвиceть oт т.н. yтeчeк и инъeкций. Утeчкaми нaзывaют дeнeжныe cpeдcтвa, кoтopыe  выxoдят из  кpyгooбopoтa  дoxoдoв и pacxoдoв,  a  инъeкциями  - cpeдcтвa,  кoтopыe  вcтyпaют  в oбopoт. Cooтвeтcтвeннo, к yтeчкaм oтнocят cбepeжeния, нaлoги и импopт. C pocтoм этиx вeличин знaчeниe мyльтипликaтopa yмeньшaeтcя. Инъeкции кoмпeнcиpyют yтeчки и пpeдcтaвляют coбoй инвecтиции, гocyдapcтвeнныe pacxoды и pacxoды зaгpaницы  нa  пoкyпкy  oтeчecтвeнныx   тoвapoв  (экcпopт).  B  paвнoвecнoм   cocтoянии  экoнoмики  yтeчки   paвны инъeкциям.

 

Mexaнизм дeйcтвия мyльтипликaтopa тaкoв: любoй дoпoлнитeльный pacxoд  cтaнoвитcя в экoнoмичecкoм  кpyгooбopoтe  дoxoдoм тex лиц, кoтopыe peaлизyют тoвapы  или ycлyги. Ha  cлeдyющeм  виткe экoнoмичecкoгo кpyгooбopoтa этoт дoxoд мoжeт внoвь cтaть pacxoдoм, yвeличивaя тeм caмым coвoкyпный cпpoc нa тoвapы и ycлyги.

 

  1. Сущность, причины и виды инфляции

Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

Противоположным процессом  является дефляция — снижение общего уровня цен. В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются.

Различают следующие причины инфляции:

  1. Рост гос. сектора и вмешательства гос-ва в экономику – это ведет к несбалансированности гос. расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета, что ведет за собой неконтролируемую денежную эмиссию. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
  2. Монополия и олигополия крупных фирм. Все монополисты заинтересованы в создании дефицита, который позволит ему поддерживать высокий уровень цен.
  3. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.
  4. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Виды  инфляции:

  1. Инфляция издержек – рост цен под воздействием увеличения издержек.
  2. Инфляция спроса – рост цен под воздействием спроса.
  3. Открытая инфляция – инфляция проявляющаяся через рост цен.
  4. Подавленная инфляция – скрытая инфляция, возникающая в условиях товарного дефицита.

 

  1. Социально-экономические последствия инфляции

Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

Последствия:

  1. перераспределение доходов и богатства – в случае, если во время инфляции дать в кредит  N-сумму денег, то вернется меньшая сумма, за счет обесценивания денег;
  2. рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.
  3. нестабильность и недостаточность экономической информации - ценовая информация-главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.
  4. Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если уровень цен повышается, то покупательная способность денег падает.
  5. Снижение реальных доходов. Доходы различают номинальные и реальные. Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является. Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход. Чем выше уровень цен на товары и услуги (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому тем меньше реальные доходы.

 

  1. Антиинфляционная политика гос-ва: тактические и стратигические мероприятия

Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

Стратегия – общий план действий. Тактика – шаги, которые нужно предпринять для осуществления этого плана.

 

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничение выдачи кредитов и т.д.

Правительство, ЦБ страны обязаны принимать конкретные, адекватные ситуации меры по приведению экономической системы в нормальное состояние.

В числе таких мер, как правило, входят изменение структуры  управления национальной экономикой, реформа бюджетных расходов, изменение  налоговой политики и обязательно денежная реформа.

Когда инфляция становится неуправляемой и фактически разъедает  денежную систему, превращая функции  национальных денег в чисто номинальное  понятие, правительство прежде всего  заинтере­ совано в осуществлении  радикальной денежной реформы. В ходе проведения денежной реформы в основном используются следующие методы:

    1. девальвация денег, т.е. изменение масштаба цен в сторону его уменьшения.
    2. реставрация прежней валюты. Иначе говоря, восстановление размена бумажных денег на золото. Если заглянуть в историю, то классическим примером реставрации золотой валюты может служить Англия, в которой в 1821 г. был вос­становлен размен банкнот Банка Англии по номиналу: за каждый фунт стерлинг банкнотами банк давал 1 фунт стерлинг в золотой валюте. Конечно, сегодня вряд ли возможен возврат к прямому раз­мену той или иной денежной единицы на золото.
    3. нуллификация обесцененных бумажных денег, т.е. объявление их недейс­твительными.

 

  1. Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"