Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Национальной экономике"
1.Понятие нац.эк-ки, предпосылки становления и развития. НЭ — это хоз. сис-ма страны, отв-щая принципам суверенности, целостности, соц-сти, нац. ориентации. Ее хар-ные черты и усл.:-суверенитет нации и государства; -территориальная целос-тность; -единство экономии-ческого пространства и юридической среды;-общность характера хозяйственных институтов, включая институт собствен-ности; -наличие единого платежного средства — национальной денежной еди-ницы — и целостной финна-нсовой системы; -развитость внутреннего рынка и стабиль-ность внешнеэк. и геополи-тических отношений; -эффе-ктивные гарантии независимо-го распоряжения и приумножения националь-ного богатства в интересах повышения благосостояния нации. НЭ как сложная система включ. комплекс орг., структ., функционных, институц-ных и других подсистем, компонентов, хар-стик. В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.В структурном плане — это хозяйственные комплексы: промышленность, агропро-мышленный комплекс (АПК), военно-промышленный ком-плекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комп-лекс и ряд других. В функциональном плане — это совокупность потенциа-лов: природно-ресурсного, демографического и трудо-вого, научного и инновацион-ного, производственного, экологич. и др.В инсти-туциональном плане — это совокупность институтов рынка и сегментов нацио-нального рынка: рынка факто-ров производства, рынка това-ров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и других.По уровням функции-онирования и управления НЭ подразделяется на макроуро-вень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регги-оны) и микроуровень (предприятия и организации перви-чного производственного звена).Все структурные ком-поненты, комплексы, потен-циалы, сегменты националь-ного рынка опосредованы:• формами и правами собст-венности;• движением мате-риальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизво-дственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;• финансовыми потоками (денежной массы — наличных и безналичных денег), дви-жением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);• юридиче-ской средой (законодательны-ми и нормативно-правовыми актами органов государствен-ной власти всех ветвей и уровней, а также системой международных договоров и соглашений). Важнейшими характеристиками НЭ являя-ются эффективность и конкурентоспособность, отра-жающие состояние, тенден-ции, закономерности ее развития, место и роль в мировой экономике.
7. Природно-ресурсный потенциал. Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных ус-ловий, явлений и про-цессов, которые исполь-зуются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при иных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потен-циала — это сумма потен-циалов отдельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Зем ресурсы. Представ-ляют собой часть зе-мельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использо-вания. Наибольшие площа-ди земельного фонда заняты сельскохозяйственными уго-дьями. Управление земель-ными ресурсами в Рес-публике Беларусь опреде-ляется проводимой государ-ственной земельной поли-тикой. Водные ресурсы. Включают все пригодные для хозяйственного исполь-зования запасы поверхност-ных и подземных вод. По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя находится в сравнительно благоприятных условиях. В Беларуси функционирует специфическая отрасль эко-номики — водное хозяйство, которое занимается изуче-нием, учетом, управлением, прогнозированием и плани-рованием использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, транспортиро-вкой их к месту потребле-ния.Лесные ресурсы. Включают стволовые запасы древесины разнообразные недревесные ресурсы: тех-нические, кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения вы-полняют общественно полез-ные и защитно-ресурсоохр. функции (водоохранные, климаторегулирующие, по-лезные, противоэрозионные и др.). Основные функции лесопользования и лесовосп-роизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство — национальной экономики, которая обеспе-чивает потребность страны в древесине и других продуктах леса, сохранение национальное использо-вание всего многообразия ресурсов лесного фонда, усиление экологических функций лесов. Минера-льно-сырьевые ресурсы — это природные вещества минерального происхожде-ния, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Топливные мине-ральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Горно-химическое сырье представ-лено калийными и камен-ными солями, фосфоритами, минерализованными рассо-лами. Территория Беларуси перспективна в отношении черных и цветных металлов. Беларусь имеет достаточно мощную мин-сырьевую базу для производства строите-льных материалов. Расши-ряется исследование и во-влечение в эксплуатацию минеральных подземных вод.
10.Производственный и экологический потенциалы. Производственный потенциал в масштабе национальной экономики определяется как совокупность всех ресурсов и условий общественного про-изводства, оценивается объе-мом производства товаров и услуг (ВВП), производствен-ными мощностями промы-шленных предприятий и строительных организаций, возможностями производства сельскохозяйственной проду-кции, уровнем развития производственной инфраст-руктуры. Одним из обобща-ющих показателей, характе-ризующих производственный потенциал, является стои-мость основных фондов (основных средств, основного капитала): зданий, сооруже-ний, передаточных устройств, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных сре-дств, инструментов, произво-дственного и хозяйственного инвентаря и принадлеж-ностей, рабочего и продукти-вного скота, многолетних насаждений, внутрихозяй-ственных дорог и др. Каче-ственными характеристиками произв. потенциала эк-ки являются: уровень износа осн. фондов; возрастной состав активной части осн. фондов; доля оборудования, соответ-ствующего передовым миро-вым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производи-тельности, экологичности). Анализ колич-ных и кач-ных пок-лей позв-ет определить потенциальную способность основн. фондов производить конкурентоспособную проду-кцию и обеспечивать поступа-тельный экономический рост.
15. Отраслевая структура
нац.эк-ки и формирование хозяйственного
комплекса. Соотн-е,
пропорции между отраслями, межотр. Комплек-сами
отр-ет отраслевая стр-ра общ-ого пр-ва.
Отрасли нац.эк-ки это качественно однор.группы
хоз-ых единиц с особыми усл-ями пр-ва в
с-ме общ-ого разд. труда, одно-родн.продукцией
и специф.ролью в процессе расширенного
воспр-ва. Каждая отр.пред-ет сов-сть родств.
предпр-й и орг-ций, обл-ет опр-ным производст-венно-технич. Ближайшие два—три пятиле-тия явл-ся ключевыми для эк-ки РБ. В этот период должна быть сформирована структура произв-ва, отвечающая дол-госрочным целям страны, завершены начатые институц. преобразования, создана адекватная рыночным усло-виям система мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достигнуто радикальное повышение уровня жизни населения. Необходимо с учетом национальных особе-нностей оптимально встроить белорусскую экономику в мировое, глобальное хозяйс-тво, используя двусторонние и многосторонние связи; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее нау-коемкости, экологической сбалансированности и энерго-эффективности; перевести систему управления эко-номикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой основе формирование качественно новых стимулов инновационной активности. Хоз.комплекс определяется как сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (пр-тиями) по потокам производимых това-ров, энергии и информации и в силу этого обладает высокой энергетической экономично-стью и повышенной устой-чивостью по отношению к внешним факторам. Эк. сущность комплекса прояв-ляется в том, что его эф-ть выше, чем суммарная эф-сть составляющих компонентов, что является результатом взаимосвязи мощностей, наличия устойчивых связей и более высокого уровня управляемости.
20. Комплекс социально-культурных отраслей. Комплекс социально-культу-рных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совоку-пность видов деятельности, назначением которых явля-ется оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здра-воохранения, физической ку-льтуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия — социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.). В настоящее время управление социально-культурным ком-плексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохра-нения, Министерством куль-туры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами. Здравоохране-ние представляет собой систему гос., общественных и мед. мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Управление отра-слью осуществляют Мин-во здравоохранения. Отрасль здравоохранение имеет подразделения: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологичес-кая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование. С целью повышения эффективности функционирования системы здравоохранения Правитель-ством страны и Мин-вом здравоохранения разработан ряд программных документов. Среди них Концепция развития здравоохранения РБ на 2003-2007 годы, в которой обоснована новая медико-экономическая модель отрасли. Соц. обслуживание - деятельность гос-ва, юриди-ческих и физ. лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, мат. помощи, созданию условий для соц. адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, соц. справедливости, соц. равенс-тва, доступности, добровольности, конфиденциально-сти, общей профилактической направленности. Цели соц. обслуживания: 1) оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей; 2) прогнозиро-вание и предупреждение воз-никающих трудных жизнен-ных ситуаций; 3) активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.Наряду с государственными органами система социального обслу-живания в РБ включает:• центры социального обслужи-вания семей и различных ка-тегорий населения, нуждаю-щихся в социальном обслужи-вании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);• социально-реаби-литационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); • социальные приюты; • психолого-педагогические центры
27. Проблемы предприни-мательства в Беларуси. Важнейшая задача соврем периода - развитие предприним. Оно может быть частным и гос и осущ в индивид и коллективной форме. Гос предприним осущ юр лицом, кот имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное им-тво, несет самостоят ответств по своим обязат-вам, может от своего имени приобретать и осущ имущ-нные и личные неимущ права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основная форма юр лица, осущ-щего гос предприним - предп-риятие (ПР). ПРем как объектом прав признается имущ-нный комплекс, используемый для осущ предприним деят-сти. Гос предприним осущ-тся полностью гос Прямо или орг со значительной степенью гос участия (в капитале и управлении). В гос собствен-ности находятся отрасли, продукция кот удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), + ПР, продукция и услуги кот необходимы для совместного общественного потребления, но кот оказываются эко неэффективными для целей частного бизнеса (комм хоз-во, дорожное строит-во и др.). Cактуальна проблема обеспечения эффективного функционир гос ПРий. Необходима всемерная их коммерциализация, перестро-йка внутренней структуры ПРий с усилением менед-жмента и др меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повыш эффективности работы гос ПРий в рын условиях необходимо совершенство-вать систему управления, направленную на достижение следующих целей:1.повыш эффективности исп-ния имущ-ва; 2.оптимизация структуры гос объектов управления;3.пополнение до-ходов республ и местн бюджетов;4.создание благопр условий для привлечения инвестиций. Разновидность гос предприним – предоста-вление концессий - сдача в коммерческую аренду принадлежащих гос природных и производственных ресурсов. Переход к рын эко связан с увеличением негос собс-твенности и развитием частного предприним. В РБ частное предприним предста-влено малым бизнесом - это предприним де-ность, дающая прибыль на малых ПРиях, не входящих ни в одно монопо-листическое объединение Малое предприним в РБ предст 2 формами: юр лица и инд предприниматели.При отнесении ПР к субъектам малого предприним исп критерии: кол (числ занятых на ПР, годовой V продаж, среднегодовая балансовая стоимость активов); кач (небольшая доля рынка, управление ПР осущ лично владелец, ПР независимо). Небольшие размеры малых ПРий, технологическая, производственная и управлен-ческая гибкость позволяют оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, динамично осваивают новые виды продукции и заполнять ниши, непривлека-тельные для крупного бизнеса. В РБ послед осущ меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действ законы о предприним, гос поддержке малого пред-приним, + спец Указ През РБ от «О гос поддержке малого предприним». + ежегод программы гос поддержки и соотв-щие региональные программы. Созданы Совет по развитию предприним при През РБ и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при СовМине РБ. Сущ инфраст-руктура поддержки пред-приним: фонды финансовой поддержки пред-телей, цен-тры поддержки предприним, инкубаторы малого пред-приним, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования. + работают советы по развитию предприним, объед усилия гос орг, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.
35. Международная экономическая интеграция: тенденции, факторы и формы. XX век - это век роста международных эконо-мических связей во всех формах: торговля товарами и услугами, экспорт-импорт капиталов, производственное кооперирование, международное разделение труда, научно-техническое взаимо-действие, миграции рабочей силы и т. д. Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объек-тивных факторов, среди которых важнейшее значение имеют: углубление междуна-родного разделения труда, специализация и кооперация производства; ускорение научно-технического прогрес-са, развитие и внедрение информационных технологий; расширение региональных группировок; формирование региональных рынков; интернализация хозяйствен-ной жизни; создание транснациональных корпора-ций и финансово-промыш-ленных групп. После обретения независимости в 1991 году Беларусь впервые стала полноправным субъек-том международного права. Первой попыткой реализовать право белорусской нации на самоопределение стало про-возглашение независимости Белорусской Народной. В 1919 году возникла — Белорусская Советская Социа-листическая Республика. После вступления БССР в состав СССР ее внешнепо-литические полномочия были фактически прекращены и возобновились в 1944 году. После разгрома нацистской Германии Беларусь стала одним из соучредителей ООН с обладанием права собс-твенного голоса. Принимая активное участие в работе системы ООН, Беларусь еще до объявления независимости стала участницей подавляю-щего большинства междуна-родных конвенций, договоров и соглашений. Республика имеет большое количество дипломатических представи-тельств в разных странах мира, в том числе посольства, постоянные представитель-ства при международных организациях, генеральные консульства, консульства. Беларусь считает приемлемой лишь такую модель между-народных отношений, которая характеризуется многополяр-ностью, неоспоримым авто-ритетом международного права, недопустимостью диск-риминации и вмешательства во внутренние дела отдельных наций. Внешняя политика РБ основывается на следующих принципах: соб-людение общепризнанных принципов и норм междуна-родного права; соразмерность внешнеполитических целей потенциалу государства; по-вышение эффективности инструментов защиты государственного суверенитета и национальной экономики в условиях глобализации; добровольность вхождения и участия в межгосударст. образованиях; и др. Страте-гические цели РБ на международной арене — защита государственного суверенитета и территориальной целостности; защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов. Основными задачами внешней политики РБ являются:
34. Социальный императив
государственного регулиро-вания экономики. Социаль-ный императив по своей
сущности является обязательным требованием
обеспечения приоритетности социального
начала, социального качества в разработке
и реализации государственной политики
вообще и в регулировании экономического
развития в частности. Главная идея, на
которой базируется представ-ление о социальном
меха-низме развития экономики, состоит
в том, что результаты экономического
развития являются следствием не прямого
действия органов управления, а опосредуются
деятельностью, активностью социальных
групп. Эта акти-вность зависит от следующих
видов регуляторов:
29. Государственное регули-рование экономики Белару-си и структура гос управ-ления. Госуд-ное регулир-ние экономики - это целенаправленная деят-ть государства в лице соответ-ствующих органов, которые посредством разных спосо-бов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего эта-па развития экономики. Роль государства в регулировании экономики определяется соз-данием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса об-щественных интересов, со-циальной стабильности и защиты национальных ин-тересов как во внутренней, тар; и во внешней политике. Для регулирования социа-льно-экономических процесс-сов государство использует систему методов и инструме-нтов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опы-та, выбранной модели и стратегических целей разви-тия. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономи-ческие. Функции государст-венного регулирования эко-номики: За государством пре-жде всего должны сохраня-ться следующие функции:• эмиссия денег, денежно-кре-дитное и налогово-бюджет-ное регулирование;• обеспе-чение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;• формиро-вание устойчивой макроэко-номической ситуа-ции, включающей эффектив-ное функционирование финн-нсовых учреждений; • обес-печение минимальных социа-льных стандартов по предос-тавлению благ и услуг обще-го пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жиз-необеспечивающие блага и услуги);• реализация антимо-нопольных мер и поддержка конкурентной среды;• разви-тие науки, инновационной деят-ти и информационных технологий;• проведение ак-тивной внешнеэкономичес-кой политики, развитие инте-грационных связей с сосед-ними странами;• формирова-ние производственной, социа-льной и экологической инф-раструктур общегосударс-твенного значения, обеспечи-вающих условия для роста экономики и улучшения жиз-недеятельности населения; • поддержка социально неза-щищенных групп населения; • охрана окружающей среды,
совершенствование экологи- |
4. Типы нац. хозяйственных систем. Эк-кая модель каждой страны — это рез-т, длит. истор. процесса, в теч. кот. выстраивается соотношение эл-тов модели и формируется мех-зм их взаимодействия. Именно поэтому каждая НЭ система уникальна. Типоло-гизация позволяет выявить основные черты, системообра-зующие эл-ты НЭ, уточнить совок-сть принципов, инсти-тутов, форм и мех-змов функц-ния, с тем чтобы с макс. пользой применить их для форм-ния и разв. нац. эк-ки Бел., ее продвижения к рынку.Среди наиболее предс-тавительных европейских стра-новых вариантов ученые-эко-номисты выделяют модели: германскую (широко извест-ная модель социального ры-ночного хозяйства и соци-ального правового гос-ва); британскую (ее наиболее хара-ктерная черта — дерегулиро-вание); французскую (известна своим дирижизмом, или государстве-нным интервен-ционизмом); итальянскую (ее характерная особенность — кооперативизм); •шведскую (известна как «государство благосостояния»). Доминантное положение в мире занимает американская модель, которая характ-ется интенс. перераспр-ем акционерной собств-сти. Особое место принадлежит японской экономической модели - социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. Из привед. выше мо-делей разв. стран выделить (по критерию «социальности») либеральную, соц. ориентиро-ванную и соц-демокр. группы. Эти группы рыночных моде-лей отличаются друг от друга: 1)структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собст-венности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики; 2)со-циальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей прово-дится, по сути, уравнительная политика; 3)участием государства в перераспределительных процесс-сах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему; 4)границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении. Критериями отнесения странновых моделей к той или иной группе выступают их базовые хара-ктеристики. В общую совокуп-ность таких характеристик, принципов входят следующие: -отношения собствен-ности, роль частной собственности и ее соотношение с государст-венной и другими формами собственности;-уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и отдельных ее сфер;-границы и методы государ-ственного воздействия на эко-номику;-цели и средства прово-димой экономической политики;-формы взаимодействия государ-ства и бизнеса;-методы регули-рования эко-номических процессов обесп-чения устойчивого раз-вития; -объем и значение государ-ственного сектора в производс-твенном комплексе и др.
8. Демографический и трудовой потенциалы. Важной составной частью экономического потен-циала страны являются демографический и трудовой потенциалы. Демографич по-тенциал имеет основополаг-ающее значение для оценки и прогноза трудовых ресурсов. Его важнейшими показателями являются численность и продолжительность жизни населения, рождаемость и смертность, возрастная струк-тура, распределение населения на городское и сельское. Числен-ность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании итогов переписи населения, к которым ежегодно добавляется количество родившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории. Ожидаемая продол-жительность жизни при рождении — количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени. Распределение населения на городское и сельское производится по месту проживания. В Беларуси сохраняется значительный уровень миграции жителей внутри страны, главным образом из сельских мест в города и из малых городских поселений в крупные промышленные центры. Демографич поте-нциал во многом определяется продолжительностью жизни людей. Трудовой потенциал.
Определяется количеством и качеством
трудовых ресурсов, их занятостью в
экономике. Трудовые ресурсы — это та часть
населения, которая благодаря совокупности
физических способностей, специальных
знаний и опыта может участвовать в
процессе воспроизводства, здания материальных и нематериальных
благ и услуг.
12. Экономический рост и его факторы. Процесс пр-ва, рассматриваемый как непрерывный процесс, который возобновляется на определенном уровне, есть воспроизводство. Осн. элементами процесса воспр-ва выступают: воспроизводство мат.благ; осно-вных факторов производства; среды обитания человека; производс-твенных отношений, связанных с выпуском благ и услуг. Воспрои-зводственный процесс вкл стадии: производство, обмен, распреде-ление и потребление обществен-ного продукта. Виды воспр-ва: -убывающее (вследствие стихйных бедствий, войн или экономических кризисов); -простое, когда объемы производства и качество продукции остаются неизменными в любом последующем периоде; - рас-ширенное воспр-во (эк. рост), когда выпуск продукции, ее качество возрастают. Типы эк. роста: -экстенсивный - основан на вовлечении в производство доп. ресурсов при сохраняющихся уровне технологии и качестве самих ресурсов. Интенсивный тип - рост производства на основе новых технологий. Факторы эк. роста: внутренние: - человеческий капитал (население и трудовые ресурсы); -природно-ресурсный фактор; - инновационный
(научно-технический прогресс - институциональная среда - система соц., финансовых, эк. и экологических институтов, осущ-х регулирование эк. роста. Внешние факторы: междунар. разделение труда, процессы глобализации; полит. факторы: организация политико-экономич. союзов. Объективными факторами, сдерживающими эк. рост в РБ, являются ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы, высокая ресурсоемкость экономики, сильная ее зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплек-тующих изделий из РФ и стран СНГ, а также неразвитость рыночной инфраструктуры. Значимость эк. роста определяется тем, что экономика обладает большей способностью удовлет-ворять возрастающие потребности и решать соц.-эк. и экологические проблемы страны. Ключевым показателем эк. роста выступает рост ВВП на душу населения, как в колич., так и в кач.аспекте.
16. Промышленный комплекс. Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым ком-плексом национальной экономики. На его долю приходится 25,5 % валового внутреннего продукта, 34 % основных фондов, с промышленным производством связано 26,2 % занятого населения страны (2003 г.). Промышленности принадлежит решающая роль в развитии национальной экономики, она определяет масштабы, структуру и территориальную организацию производительных сил. По сравнению с другими отраслями экономики промышлен-ность обладает более высокими конкурентными преимуществами. Она является ведущей в объеме экспорта страны (свыше 90 %) и сумме валютных поступлений, формировании бюджета и внебюджетных фондов, осуществ-лении инновационной деятельно-сти, реализации научно-технических достижений и развитии НТП в Беларуси. Индустриализация, рассматри-ваемая как процесс создания крупного машинного производства на основе высокопроизводительной техники, началась в Беларуси уже на рубеже XIX—XX вв. С начала XX в. ускорилось строительство крупных предприятий, возникли монополистические объединения, тесно связанные с европейским капиталом, усилилась концент-рация производства. Наиболее быстрыми темпами начало развиваться производство средств производства, и в 1900 г. удельный вес последних в промышленной продукции в целом достиг 33 % (примерно столько же они занимали в то время в структуре промышленности Германии и Франции). Как и другие секторы экономики Беларуси, структура и специализация промышленности формировались под воздействием диктата союзных министерств и ведомств (они контролировали 52 % объема промышленного производства республики), не в полной мере учитывались специфические природные, социально-экономические условия страны, ее экологическая ситуация. В результате структура промыш-ленности была деформирована, наибольший удельный вес заняли отрасли, которые работали прежде всего на общесоюзные нужды и обслуживали военно-промыш-ленный комплекс. Причем они использовали в основном привоз-ное топливо, сырье, металлы, а большую часть готовой продукции вывозили за пределы республики. На этапе становления государ-ственной независимости, который сопровождался глубоким экономическим кризисом, спад промышленного производства за 1991—1995 гг. составил более 40 %. Основными причинами снижения промышленного производства явились: резкое сокращение государственного заказа на промышленную продукцию, как военную, так и предназначенную для гражданского капитального строительства (его объем сократился более чем вдвое); разрушение сложившихся хозяйственных связей; уменьшение платежеспособного спроса населения и сельскохозяйственных предприятий; сокращение объемов взаимной торговли между странами СНГ. Управление промышленным производством в стране осуществ-ляют отдельные министерства и ведомства, концерны. Ведущие позиции занимает Министерство промышленности Республики Беларусь, которое разрабатывает промышленную и научно-тех-ническую политику, осуществляет управление крупнейшими отрас-лями, прежде всего машинострои-тельной и металлообрабатывающей промышленностью. Новой формой организации промышленного производства на рубеже XX—XXI вв. явилось создание финансово-промышленных групп (ФПГ), других корпоративных структур, в том числе транснациональных. Промышленный комплекс Рес-публики Беларусь включает более 100 отраслей и в структурном отношении представляет сложную систему, которой присущи осно-вные прогрессивные тенденции мирового хозяйства. Наращивание пром. производства осуществляется в соответствии с принятой Программой развития пром. комплекса РБеларусь на 1998—2015 годы.
22. Региональные
социально-экономические Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах: как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей система внутриреспубли-канских регионов с их внутренней структурой экономики Основой рег стр-ры является размещение производства. В регионе соединены различные отрасли хозяйства. Эффективная структура экономики
региона формир-ся на основе рац
исп-я всего комплекса местных
прир и соц-эк ресурсов. Прир, эк, соц,
и др особ-ти производств д-ти на
опр территории оказ влияние на стр-ру,
масштабы развития х-ва в общем.Состояние, факторы и тенденции развития
регионов Перед регионом ставятся
задачи взаимоувязки развития отраслей,
производств и соц инфраструктур, согласования
эк и соц развития,комплексного решения
проблем. Но пробема в том, что рег стр-ра
инертна(плохо перестраи-вается).Территория
каждого региона может рассматриваться
как условие и фактор размещеия произв
сил, определяющие эфф-ть соз-дания и функц-я
производств.Факторы: Факторы повыш-я конкуретоспосо-бности регионов: Выгодное геогр пол-е, выс Ур разв-я производств и инновац потенц, наличие историко-культ среды. Для соверш-ния соц-экон системы отд регионов страны необходимо: • обеспечить рациона-льную специализацию хозяйства каждого региона; • стимулировать развитие предприятий и отдельных производств, функционирование которых способствует большей сбалансированности хозяйства территории, формированию и развитию региональных рынков — трудовых ресурсов, потребите-льских товаров и др.; • повысить уровень обеспеченности областей потребительскими товарами; • снизить эколог. нагрузку в крупных индустр. центрах; • ускорить развитие отраслей социальной сферы, прежде всего в регионах, где уровень ее обеспечения ниже среднересп., учитывая демографии-ческую структуру населения и специфику системы расселения.
25. Перспективная модель нац. эк-ки Беларуси. Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем. Исходное состояние системы - это первое, что определяет, с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с другой - результативность их применения. Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами:
Типовая модель соц. ориентированной экономики отлич. следующими чертами:
Белорус. перспективная модель экономики вкл. след. принципы и направл. госуд. политики, определяющей контуры будущего общества: -общую соц. ориентацию общества, государства, экономической системы; -формирование развитого граждан. общества и самоуправления;
-следование экологическим стандартам.Исходя из мирового опыта выхода государств из кризисного состояния и с учетом нац. контекста, были выдел. три этапа преобраз-ия эконом. системы:
Нац-ая
стратегия устойчивого соц.-
32. Финансово-бюджетная и Бюджетная система - это основанная на эко отношениях и юр нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на терр страны. Бюдж система РБ включ республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов + др обязательных платежей+ иных поступлений. Общегос расходы осущ за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. Бюджетное устройство в РБ основ на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется админ-терр делением. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республ и местные бюджеты. Консолидированный бюджет РБ составляют бюджеты 6 обл, г. Минска и республ бюджет. Внебюджетные фонды - средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включ в бюджет. Они формир за счет обязательных целевых отчислений. Сбалансированность бюджетов всех админ-но-терр единиц -необходимое условие бюджетно-финансовой политики. Бюджет- важный рычаг воздействия на эко и стимулирования ее роста. Основные ф-ции бюджета: перераспределение ВВП, гос регулирование и стимулирование эко, фин обеспечение соц политики. Налоговая система - совокупность всех взимаемых в гос налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль. Основы бюдж-нал-ой системы страны заложены Конституции РБ. Налог — это принудительно изымаемые гос или местн орг власти средства с физ и юр лиц, необходимые для осущ гос своих функций. 2 осн функции налогов: фискальную и эко (рег-щую и распр-ную). Фискальная функция основная в формировании денежных фондов государства. Эко функция - исп налогов качестве инструмента перер-ния НД, влияния на процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста эко. Налоги: прямые, которыми облагаются доходы и имущество (на недвижимость, земельный, за пользование прир рес, н на прибыль и др.), и косвенные, включаемые в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок, оплачиваемых покуп (это акцизы, НДС, н на топливо, сельхоз). В орг плане все налоги, отчисления и сборы подр на 3 гр: платежи, упл из выручки (косвенные налоги); платежи, включаемые в себестоимость ПТРУ; платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли (н на недв, на прибыль с товарооборота, на доходы).
5. Макроэкономические
и микроэкономические системы
НЭ. Макроэкономика и микроэкономика,
с одной стороны, представляют собой два
основных раздела общей экономической
теории, а с другой — области хозяйственной
деятельности, структурные уровни экономической
системы страны. • среднесрочную перспективу
— Программу социально- • краткосрочную перспективу
— годовой прогноз социально-
|
2.Основные макроэкономические
показатели и система нац ВНП, в отличие от ВВП отражает совокупную стои-сть конечн. товаров и усл., ее данных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами, если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами получе-нными зарубежными инвесторами в данной стране, это есть размер ВНП.Важным макроэкономиче-ским пока-лем является НД. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов пр-ва, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более низких уровнях агрегирования, кото-рыми являются ее отдельные секторы. Экономика в соответс-твии с СНС подразделяется на пять секторов: 1) нефинансо-вые корпоративные и квази-корпоративные предприятия; 2) финансовые учреждения; 3) государственное управление; 4) частные некоммерческие учре-ждения, обслуживающие дома-шние хозяйства (население); 5) домашние хозяйства. Система национальных счетов в узком смысле охватывает счета, которые выявляют основные показатели экономического развития (ВВП, НД и их компоненты). СНС в широком смысле — система макроэкономических расчетов, включающих также запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. В международной СНС в настоящее время приняты следующие группы счетов:
9. Научный,
научно-технический и Значение, качество
и продуктивность потенциалов научной
и научно-технической Инновационностъ экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновацион-ность означает также совершенствование и развитие существующих технологий в сфере производства, эксплуатации, сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенство-вание и развитие инфраструк-туры, особенно в области сбора, переработки и получен формации.
14. Моделирование экономичес-кого роста. Моделирование эк.роста - это расчет важнейших макроэк. параметров соц-эк. развития на перспективу. Параметры эк роста: ВВП, уровень потребления домашних хозяйств, уровень потребления гос.учреждений, объемы инвестиций, объемы экспорта-импорта продукции и услуг, а также определяемые этими величинами объемы выпуска продукции в основных отраслях экономики. Прогнозные значения параметров определяются в виде темпов роста, др. коэффициентов, удельных весов, % в сопоставимых ценах базисного года. При обосно-вании прогнозных значений ВВП используют методы расчета на основе СНС (производственный, распределительный, конечного использования, балансовый), а также экономико-мат. моделиро-вание. В основе метода конечного использ-я ВВП лежит уравнение Кейнса: Y=C+G+I+Xn. Наиболее распространенным инструментом моделирования эк.роста выступает метод межотраслевого баланса в СНС, который обеспечивает расчет системы взаимоувязанных макроэк. показателей и пропорций НЭ: валовой выпуск товаров и услуг и его отраслевую структуру; ВВП, его отраслевую, стоимостную структуры и пропорции по направлениям конечного использования; объемы и состав внешнеторгового оборота и др. в разрезе отраслей нар. хоз-а. Полученная на его основе информация позволяет рассчитать показатели и величины функционирования НЭ. Экономи-ко-мат. модель межотраслевого баланса представляется в виде системы уравнений и в матричной форме имеет вид: А-Х+У=Х, где А - матрица коэффициентов прямых мат. затрат; X— общественный продукт; Y— конечный продукт. Для установления колич. связей между объемом и динамикой пр-ва и объемом и динамикой используемых ресурсов в прогнозировании соц.-эк. развития применяются факторные модели. Показатели эк. роста в этих моделях ставятся в зависимость от одного (однофакторная модель) или нескольких факторов (многофакторная) пр-ва. В большинстве моделей эк. роста состояние экономики в момент времени t задается показателями: Y(t) - нац доход (ВВП); C(t) - потребление; I(t) - инвестиции; L(t) - объем трудовых ресурсов; K(t) — капитал. Связи между указанными величинами в моделях определяются следу-ющими соотношениями (t изме-няется непрерывно): У(t)=L(t)*f(K(t)/L(t)) Факторные модели используются преимущественно на первона-чальной стадии прогнозных расчетов, параметры которых на следующем этапе должны быть уточнены на основе балансовых расчетов.
18. Строительный комплекс. Кап стр-тво рас-ся как отрасль нац эк-ки по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действ. основных фондов. В соот-вии с назн-ем и особенностями возведения отд-х объектов разл. след виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспо-ртное, энергетическое, сельскохо-зяйственное и др. Жилищное стр-тво в нашем гос-ве отн-ся к одному из приоритетных направлений соц-эк-ого развития. Увеличение жилищного стр-тва влечет за собой рост пр-ва в др отраслях пром-сти - деревообработки, стекольной пром-сти, производства металлоконструкций и др. В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села за период с 2005 по 2010 год в сельск местности будет увеличено кол-во сдаваемых в эксплуатацию жилых домов. Переходу жилищного стр-тва на новый уровень, спос-й удовлетворять потр-и настоящего и будущ поколений, спос-ет реал-ция Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан РБ. Важнейшим направлением реализации Концепции выступает совершенствование нормативно-правовой базы в области жилищного строительства. Задача заключается в том, чтобы снять необоснованные и устаревшие организационные и правовые ограничения в жилищном строительстве и создать оптимальные условия в этой сфере как для строительных организаций, так и для потребителей жилья. В целях увеличения объемов жилищного строительства Государственной комплексной программой развития материально- технической базы строительной отрасли на 2006-2010 гг. предусмотрен рост мощностей предприятий крупнопанельного домостроения.Промышленность строительных материалов и конструкций является важнейшей структурной частью строительного комплекса, от эффективности работы которой зависит успешная деятельность строительного комплекса в целом. В настоящее время промышленность строитель-ных материалов Беларуси объединяет 16 подотраслей и специализируется на выпуске цемента, извести, стеновых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железобе-тонных и бетонных конструкций, кровельных материалов. Респуб-лика Беларусь развивает экспорт строительных материалов и услуг. В страны ближнего и дальнего зарубежья экспортируется цемент, стеновые, кровельные, облицово-чные, нерудные строительные материалы и др. Из всей экспортной продукции почти пятая часть реализуется в странах дальнего зарубежья. Для отрасли разработан перечень инвести-ционных проектов:
21. Социально-потребительский Общественно организованное питание в детских дошкольных учреждениях, больницах, санаториях, организуемое за счет общественных фондов потребления бесплатно или на льготных условиях, выполняет часть общей задачи этих учреждений: воспитание детей, восстановление и поддержание на должном уровне здоровья населения, организацию его культурного отдыха. Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хоз. обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг. Систему управления бытовым обслуживанием образуют «Белбыт». Основную долю в бытовом обслуживании занимают производ. Услуги . Это одна из отраслей в которой сократилась занятость. Причины: сокращение дефицита потребит. Товаров в розничной торговле, рост цен на бытовые услуги, повышением обеспеченности населения бытовой техникой. В Беларуси постоянно ощущается недостаточность предприятий бытового обслуживания, особенно С/х местности.. Экономическая эффективность предпрт. Бытового обслуживания населения зависит от факторов : срок выполнения заказа и качество услуг . Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных, химчисток.. ЖКХ вкл.: жилищное хозяйство; гостиничное хозяйство; комму-нальное, осуществляющее ресу-рсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию). Управление отраслью осущес-твляет Министерство ЖКХ РБ. В 2003 г. в стране принята Концепция развития ЖКХ РБ на период до 2015 года.
17. Аграрно-промышленный комплекс. Управление структур-ными подразделениями АПК осуществляют: Министерство сельского хозяйства и продовольствия; концерн «Белгоспищепром» (пищевкусовая промышленность); Министерство промышленности (тракторное и сельскохозяйственное машиност-роение) и др. Отрасли, перерабаты-вающие сельскохозяйственное сырье, включают: пищевую промышленность; подотрасли легкой промышленности, связан-ные с первичной обработкой льна, шерсти; мукомольно-крупяную и комбикормовую промышленность. С/х занимает важное место в стр-ре нац эк-ки и призвано выполнять три важнейшие задачи: 1)обеспечивать население страны высокок-ным продовольствием; 2) снабжать пищ и легк пром-сть в достаточном кол-ве необходимым сырьем;3)сохранять привлекате-льными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма. С/х в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах имеет растениеводческое направление, а в сельскохозяйственных организациях - животноводческое. Растениеводство. Беларусь располагает значит возм-ями для увеличения валовых сборов зерновых и технических культур, картофеля и овощей, а также кормов для животноводства. Осн источн роста явл повышение урожайности на основе интенсификации пр-ва. Для зерновых колосовых ставится задача вывести сорта и гибриды высокой потенциальной урожайностью. Дефицит зерна можно преодолеть путем увел-я его пр-ва за счет улучш стр-ры зернового клина, наращивания пр-ва кормового зерна, приготовления сбалансированных комбикормов, более широкого исп-ия ржи при приготовлении комбикормов. Животноводство. Отрасль дает осн часть товарной пр-ции в с/х-ных предпр-ях РБ. На тер-рии страны выд.след. зоны специализации с/х: молочно-мясо-льноводческая зона; зона молочно-мясного скотовод-ства, свиноводства с развитым льноводством; зона мясо-молочного животноводства и свекловодства; зона мясо-молочного скотоводства; молочно-овоще-картофельная зона. В АПК РБ вед. напряженная и всесторонняя работа по реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Осн целями Программы явл возрождение и разв-е села на основе укрепления аграрной эк-ки, повышения доходов сельск населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельск насел пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рац-ого использования гос и иных инвестиций. Поставленные цели носят комплексный хар-р и м.б. достигнуты при усл-и одновременной реал-ции 2 приоритетных направлений, к кот относятся:
Решение предусмотренных задач по повышению эф-сти аграрного пр-ва и комплексному развитию сельск тер-рий может успешно осущ-ся только на основе высокого уровня научного обеспеч и сопровождения осуществляемых в АПК соц-эк-ких процессов. Важнейшим напр-ем развития с/х должна стать интенсификация пр-тва на основе модернизации производственно- технической базы и внедрения достижений научно-технического прогресса. Системно-комплексное переоснащение отрасли высокопроизводительными машинами и агрегатами нового поколения обеспечит значительный рост производительности труда и экономию материальных ресурсов.
28. Структурная трансформация Системный подход к решению
проблемы структурной перестройки
и повышению на ее основе конкурентоспособности
продукции означает, что недостаточно
принять некий «план • структурная модернизация экономики; • полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципов: • многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам; • концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики; • постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов эк-кой деят-ти; • перехода на инновационный путь развития эк-ки; • социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг; • приоритетности развития наукоемких, высокотех-нологичных, конкурентоспо-собных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсо-емких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости; • учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ; • гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства; • обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов; • комплексного развития производительных сил страны и ее регионов; • экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
3.Главные макроэкономические 24. Промежуточные итоги рыночных
преобразований. Весь период трансформации экономики
Беларуси можно разделить на следующие
этапы:
|
6. Понятие совокупного экономического потенциала страны. Термин «потенциал» применительно к экономике означает источники, возмож-ности, средства, запасы, кото-рые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под совокупным эконом потенциа-лом поним максимально возможная способность НЭ производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рын-ков.Объемы и структура, технический уровень произ-водства потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях НЭ, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом материал и духовн ценности, труд и прир ресурсы характеризуют уровень разви-тия совокупного экономиче-ского потенции страны. Основн факторами, определяю-щими эк. потенциал, являются производственные мощности пром-сти, с/х, стр-ства, транспорта и связи, производств, соц. и эколог инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления. Важнейшими составляющими совокупного экономическох потенциала Беларуси являются: природно-ресурсный потенциал; демографический и трудовой потенциалы; научный, научно-технический и инновационный потенциал, информационно-технологический потенциал; производственный потенциал; инвестиционный потенциал на-циональной экономики; внеш-неэкономический потенциал; экологический потенциал. Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы: -численность населения, его половозрастная структура, естественное и механическое движение населения; -трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями научно-технического прог-ресса (НТП) и рыночной эко-номики; -индекс развития чело-веческого потенциала; -стои-мость и структура основных производственных фондов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа); -ВНП, валовой внутренний продукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономически развитыми странами; -возможные объемы роста выпуска промышленной, сельскохозяйственной проду-кции, продукции строительства, перевозок грузов и пассажиров; -уровень потребления
благ и услуг на душу -экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам). Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и произво-дственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного экономического потенциала имеют страны с развитыми производительными силами и рыночной экономикой. Основной закономерностью развития совокупного экономического потенциала является рациональное и гармоничное сочетание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населе-ния и наци. безопасность страны.
11.Инвестиционный и внешне-экономический потенциалы Беларуси. Инвестиционный потенциал страны — это ее способность освоить необходи-мые объемы инвестиций в строительство новых предп-риятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потен-циала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры. Основными составляющими инвестиционного потенциала являются проектно-изыскатель-ские, строительно-монтажные организации и такие отрасли народного хозяйства и промышленности, как строительство, промышленность строительных материалов, конструкций и деталей (строительный комп-лекс). Источниками инвестиций являются валовые накопления — разница между объемами произведенного ВВП и текущего потребления. Важной задачей повышения эффективности использования инвестиционного потенциала страны является мобилизация отечественных и активизация привлечения иностранных капиталов с целью обеспечения приоритетных направлений социально-эконо-мического развития страны. Инвестиции все больше приобретают инновационную направленность. Особое внимание уделяется поиску новых форм и способов их привлечения, созданию стабильных правил экономи-ческой и инвестиционной деятельности, стимулиро-ванию предпринимательской инициативы.Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны на уровне европейских стандартов требу-ется модернизация производс-твенной базы строительного комплекса. Основными це-лями его развития на бли-жайший период являются:
Важнейшими экономическими показателями, определяющими внешнеэкономический поте-нциал страны, являются: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышле-нных товаров в общем объеме экспорта товаров. Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Республики Беларусь это прежде всего: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; многоотраслевой промышленный комплекс; созданный научный и инновационный потенциал; достаточно мощная строите-льная база; значительные лесные и водные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.); высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов; многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков. Основу внешнеэк. потенциала Беларуси создает промышленность и прежде всего те ее отрасли, продукция которых занимает наибольший удельный вес в экспорте товаров. В последние годы внешнеэкономический потенциал Беларуси укрепляется за счет экспорта услуг. Беларусь имеет значительные резервы для увеличения экспорта услуг, особенно туристических, поскольку располагает богатым природным и историко-культурным потенциалом для развития международного туризма.
13. Индикаторы и динамика • интегральный показатель устойчивого развития, базирую-щийся на индексе развития человеческого потенциала: (долголетие+ур-нь образова-ния+ур-нь жизни + индекс экологического состояния)/4; • производство ВВП на душу населения; • уровень антро-погенной нагрузки на окружаю-щую среду. и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, эк. и экологической сфер, основных звеньев системы «человек — экономика — окружающая среда». На более низком уровне общесистемные индикаторы дополняются, раскрываются индикаторами, характеризующими развитие основных компонентов системы устойчивого развития. Начавшийся в 1991 г. в связи с распадом
бывшего СССР экономический кризис был
преодолен к 2000 г. и после периода стабилизации
создаются необходимые макроэкономи-ческие
условия для обеспечения устойчивого
экономического роста. Однако, как показывают
итоги первых лет нового столетия, для
этого в условиях жесткой международной
конкуренции и глобализации необходимы
крупномасштабные государственные меры
по структурной перестройке и модернизации
экономики. Стратегические
цели и задачи перехода РБ к устойчивому
развитию-динамичное повыше-ние уровня
благосостояния, обогащения культуры,
нравс-твенности народа на основе интеллектуально-инновацион-
19. Транспорт и связь. Транспорт - одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Мин. транспорта и коммуникаций. Место и роль транспорта в экономике РБ характеризуются такими показателями, как доля транспорта в ВВП - 8,4 %, в основных фондах страны — 15,4, структуре инвестиций в основной капитал — 11,5 %. Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Транспорт как вид хоз. деятельности подразделяется на транспорт общего (железнодорожный, автомобиль-ный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный) и необщего пользования. По характеру выполняемой работы - пассажирский и грузовой. К транспортному комплексу предъявляются следующие требования:• наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров; • повышение эко-номичности перевозочных про-цессов; • сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров; • обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других неблагоприятных факторов; • повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения. Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов — объем грузов в тоннах, перевезенных на транспортных средствах страны; по всем видам объем перевезенных грузов отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — момент прибытия). Перевозки пассажиров - количество пассажиров, отправленных всеми видами сообщения. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние его перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые были перевезены пассажиры; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км). Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных инф. потоков. Связь играет важную роль в производственно-хоз. деят-ти общества, управлении гос-вом, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомлен-ности населения. Развитие систем связи и информатизации стало одним из важнейших приоритетов научно-техни-ческой и эк. политики РБ. Связь в РБ подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Мин. информации (телевидение и радиовещание).
23. Проблемы перехода от плановой
к рыночной эк-ке. Переход от централизованно регулируемой
к рыночной эк-ке, как и любой переход от
одного экономического порядка к другому,
сопровождается существенными преобразовании-ями
в экономической деятельности.Трансформирую-тся
не только отношения форм собственности,
институции-ональная среда, методы хозя-йствования,
и государственного воздействия на экономическую
деятельность,но и структура производства
и занятости, психология людей. Продо-лжительность
переходного пе-риода, в течении которого
происходят эти изменения, достаточно
велика – для разных стран она может колебаться
от нескольких лет до десятилетий. Переходный
период включает три этапа: -первый – деформация
старого экономического порядка, основная
цель которого состоит в ликвидации устаревших
экономических структур и механизмов
функционирования предшествующей экономической
системы что связано нередко с возникновением
кризисной ситуации в национальной эк-ке;
- второй – становление нового экономического
порядка, целью которого является создание
необходимых условий и зарождение новых
структур и механизмов. В этой фазе получает
развитие новая институциональная среда,
обеспечивающая экономическую деятельность
в условиях рынка; - третий – структурная
перестройка, целью которой являются регулирующие
воздействия гос-ва и рыночных механизмов
на нац.эк-ку, приводящие ее воспроизводст-венную,
отраслевую, регио-нальную и технологическую
структуры в состояние, отвеча-ющее новым
стратегическим, социально-политическим
эко-логическим целям. Необходи-мость
реформирования экономии-ки бывших стран
социализма обусловлена неэффективностью
функционирования данной системы, которая
определена следующими предпосылками:
-отсутствие гибкости, неспособности данной
системы к быстрой реакции на изменения;
-формальное существование товарно-денежных
отношений и невозможность проявления
в связи с этим преимуществ конкуренции;
-неспособность эффективно реализовать
научные достижения.Основные факторы
переходного периода: 1.экономические
(устаревшие, тормозящие экономическое
раз-витие производственные отно-шения);
2.технико-экономические (моральный и материальный
износ производственного потен-циала,
требующий перехода на новую научно-техническую
ступень); 3.организационно-
26. Формирование и развитие Рынок - механизм, сводящий продавцов
и покуп для купли-продажи Рынок капитала. Капитал: материальный и ден, производя движения по фазам рыночного кругооборота, кап в форме средств производства физически не может перетекать из одних отраслей в другие, денежный может при помощи кредита. Функционально рынок капитала разделяют на рын ценных бумаг и рын ссудного кап. Рын ссудного кап - рын средне и долгосрочных ссуд, опред соединение предложения средне- и долгосрочных ден накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования. Охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ЦБ (облигаций, векселей и др.). Рынок ЦБ (фондовый рынок) — часть рын капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ. Ценные бумаги - это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы) и фондовые ценности (акции, облигации) в национальной и иностранных валютах. При сущ моратории на продажу акций тормозится процесс развития фондового рынка. Предусмотрена активизация фондового рынка, постеп снятия моратория и продажа гос пакетов акций. Рынок труда - система рыночных инстит, орг-ций и учреждений гос сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда. Основная цель гос пол в соц-труд сфере в 2006-2010 гг. - повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Гос рег на рынке труда осущ органы службы занятости по направлениям: трудоустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и др. По-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения раб силы. Рын труда ориентирован на рабочие профессии. Постепенно сниж женская и молодежная безработица К решаемым проблем относ условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, Vы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников.
31. Денежная система и денежно-кредитная политика. Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Гос-во опр-т денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты. Регулирование денежного обращения — главная функция центрального банка во всех гос-х мира. Оно предполагает отслеживание не только общего кол-ва, но и пропорций между видами денег. Иногда (в необходимых случаях) центральный банк, регулируя денежное обращение, прибегает к прямым действиям на денежном рынке путем эмиссии денежных знаков, или выпуска новых долговых обязательств. Ведущая роль в денежно-кредитном регулировании принадлежит гос-ву (в лице мин-ва финансов и центр. банка — органов «денежной», или монетарной, власти), банковской системе страны. Цели, параметры и инструменты регулир-я реализ-ся в рамках денежной и денежно-кредитной политики. Денежная политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов. Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой и другими видами политики) и определяется приоритетами и целями правительства. Конечными целями обычно являются: стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента). В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Банковским кодексом, Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. Основное влияние на денежно-кредитную
сферу оказывают операции Национального
банка по рефинансированию банков.
Посредством этих операций осуществляется
поддержка ликвидности В свете Концепции основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики в 2001—2010 гг. и деятельности Национального банка являются: • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; • развитие и укрепление банковской системы; • обеспечение эффективного,
надежного и безопасного
33. Валютная система
и валютный контроль. Национальная валютная система,
как форма организации валютных отношений
страны, сложившихся исторически и закрепленных
национальным законодательством, документами
международного права – является составной
частью денежной системы. С другой стороны,
национальная валютная система является
относительно самостоятельной системой,
выходящей за национальные рамки в результате
расширения влияния и развития мирового
рынка. Главная задача национальной валютной
системы заключается в обеспечении оптимальных
условий функционирования народного хозяйства
в интересах государства. Главные элементы
валютной системы (валютный режим, механизмы
валютного регулирования) способствуют
интеграции национальной экономики в
мировую, что должно быть учтено государством
в законодательных актах при определении
порядка организации валютной системы,
функционирования составлющих ее элементов.Основные
понятия системы валютного регулиро-вания
и функции Национального Банка в этой
системе. Под валютным регулированием
понимается совокупность форм и методов
организации денежных потоков как в иностраной
валюте, так и в национальной валюте при
проведении внешнеэконо-мических операций,
в целях предотвращения оттока капитала
и укрепления отечественного платежного
баланса, сохранения стабильной динамики
валютного курса.Основными элементами
системы валютного регулиро-вания являются:
законодательные и нормативно-правовые
документы, определяющие основные принципы
и организационно-правовую структуру
валютного регулирования, уровни реализации
данной системы;
|