Шведская модель потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:20, реферат

Описание работы

Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных движений: "свободного" религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ).

Файлы: 1 файл

шведская модель потреб кооперации.docx

— 23.97 Кб (Скачать файл)

Термин "кооператив" обычно относится к экономическому предприятию, основывающемуся на совместных действиях  и самопомощи. Кооперативное предприятие  должно иметь прямую связь с нуждами  и экономическими интересами его  членов.

Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв произошел в 90-е  годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего  рабочего класса в новых городских  районах. Кооперативное движение нашло  поддержку среди членов других народных движений: "свободного" религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего - в  лице его политической и профсоюзной  частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских кооперативных  ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный  союз (КФ).

 Кооперативный союз - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских кооперативов.

Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось  вследствие слияний с 950 в 1920 г. до 138 в 1987 г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. Кооперативный союз занимается торговлей, производством, просветительской, туристической, издательской и банковской деятельностью. Кооперативный союз имеет более 80 торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса, пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий.

До второй мировой войны  Швеция была в основном бедной аграрной страной. Половину населения страны составляли крестьяне. Но, не участвуя в войне, шведы получили фору: когда  вся Европа была в руинах, Швеция бурно развивалась. Поэтому в 50–60-е  годы и отчасти 70-е стали годами бурного развития.

К концу восьмидесятых  годов оказалось, что продукция  кооперативных предприятий устарела и не пользуется спросом. Появилось  много других производителей, предлагающих продукцию на более выгодных условиях. Кооперативы стали терять позиции  и покупателей. При высоком уровне монополизации розничной торговли кооперативы не выдерживали ужесточения  условий конкуренции и проигрывали  борьбу за покупателя объединениям частных  торговцев и крупным торговым фирмам.

За период с 1970 по 1988 г. при  общем росте членства с 1,6 до 2 млн. человек число кооперативных  потребительских обществ в стране, входящих в состав Кооперативного союза, сократилось с 232 до 135, а количество принадлежащих им магазинов розничной  торговли с 2,8 до 1,8 тысяч.

В 1988 году по сравнению с  началом 70-х годов доля потребительских  кооперативов в национальном розничном  товарообороте сократилась с 23% до 20%. За это время кооперативы обновили лишь 10% принадлежащих им предприятий розничной торговли, а частные организации и фирмы 40–50%.

Обострение конкурентной борьбы привело к ускорению темпов концентрации кооперативной деятельности в результате ликвидации становящихся убыточным отдельных торговых точек, укрупнения кооперативных обществ. Чтобы выстоять, кооперативам надо было менять политику. Целенаправленная структурная перестройка позволила  к началу 90-х годов стабилизировать положение и частично вернуть утраченные позиции. Если в 1975-1985 гг. удельный вес потребительской кооперации в розничном товарообороте колебался в пределах 16-17%, то в 1988 г. он вырос до 20%. Дальнейшие перспективы в области розничной торговли зависели от того, насколько кооперативному сектору удалось реорганизовать свою торговую сеть в соответствии с современными условиями и требованиями конкурентной борьбы.

Если в 60–70 гг. розничная  торговая сеть развивалась по пути создания супермаркетов и системы  так называемых «цепных лавок», то в настоящее время клиенты  отдают предпочтение гипермаркетам  с крупными специализированными секциями и крупным специализированным магазином. Успех деятельности этих по существу торговых центров определяется удобством их расположения в транспортном отношении и возможностями парковки автотранспорта. При этом имеется в виду не только обширность автостоянки, но и наличие заправочной станции и прочих элементов автосервиса, а также предприятий общественного питания, связи, бытового обслуживания и т.д. Естественно, что для создания таких торговых центров требуются массированные капиталовложения, которые под силу лишь крупному бизнесу, так что проведенная кооперативами структурная перестройка их торговых сетей открывает в этом отношении перед ними определенные перспективы.

Кроме того в условиях глобализации кооперативы не могли противостоять  крупным торговым организациям. Поэтому  Швеция, Норвегия и Дания объединились в единую организацию «КООП-Норден». После этого у кооперативов в  этих странах единые поставщики, они  объединены единой компьютерной сетью. Все 2,7 миллиона членов Кооперативного союза могут пользоваться магазинами «КООП-Норден».

Благодаря проведенным реформам шведское кооперативное движение стало  самым динамичным и инновационным  из всех западноевропейских кооперативных  движений. Будучи непохожим на старые движения, шведские кооператоры использовали самые современные технологии и  методы бизнеса: ввели систему самообслуживания, разнообразие в непродуктовых кооперативах, систему супермаркетов. Широкое  применение технологии сильно замороженных продуктов позволило стать потребительским  объединениям ведущими экспортерами продуктов.

В Швеции члены потребительской  кооперации рассматриваются как  совладельцы, потребители и клиенты. Применяются разнообразные формы  скидок с цены на конкретные товары. Члены-пайщики пользуются не только преимуществами и льготами, вытекающими  из своей принадлежности к потребкооперации, но и поддерживают ее своими денежными  средствами.

Там, где успешно действуют  мелкие потребительские общества, кооперация успешно осуществляет традиционные виды деятельности. Активно применяются  современные технологии, особенно в  торговле, за счет открытия супер- и  гипермаркетов, применения технологии глубокой заморозки продуктов и  т.д. Для кооперации характерна финансовая поддержка экономически слаборазвитых  кооперативов со стороны вышестоящих  организаций, если деятельность таких  кооперативов является необходимой  для сохранения целостности кооперативной  системы. В результате в настоящее  время в Швеции наметился подъем в кооперативной деятельности.

Особенностью шведской модели является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные  позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в  промышленно развитую, процветающую страну. Потребительские кооперативы  с общим числом занятых 70 тысяч человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике  кооперативное движение действует  в качестве "третьей силы", или "третьей альтернативы", частной  и государственной собственности, основываясь на принципе демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. Cреди потребительских кооперативов кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например, в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

 На кооперативы в  Швеции приходится 5% промышленного  производства и всех занятых, 7,5% занятости в промышленности  и 14% - в розничной торговле. По  оценке, 2/3 домашних хозяйств в  Швеции каким-либо образом связаны  с кооперативным движением. На  потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного  спроса.

 Сфера деятельности  кооперативов широка. Помимо упомянутых  существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные  и даже похоронные.

Принципы кооперативного движения:

  • свобода членства - никто не может быть исключен кроме случаев нарушения устава;
  • независимость от политических партий и вероисповедания;
  • демократическое управление - "один пайщик - один голос";
  • ограничение доходов на вложенный пай;
  • кооперативное сообщество - ассоциация людей, а не капитала;
  • накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность;
  • просветительская деятельность;
  • взаимодействие кооперативов.

Кооперативные предприятия Швеции основываются на принципах, рекомендованных Международным кооперативным альянсом, созданным в 1895 г. и имеющим 164 члена в 72 странах.

 Итак, кооперативы играют  очень важную роль в современном  шведском обществе. Эти организации  попадают под категорию "народные  движения". Решающее в развитии  кооперативов - мобилизация людей,  вовлечение в их деятельность  новых членов и повышение их  влияния. 

Кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе. Но происшедшие сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.

 

 

                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Широкомасштабное кооперативное  движение, имеющее более чем столетнюю  историю, является составной частью шведской модели общественного развития. Членством в различных кооперативах охвачено свыше 50% самодеятельного  населения. На систему потребительской  кооперации приходится примерно половина всех занятых в кооперативном  секторе. Потребительские кооперативы  объединены в общенациональный Кооперативный  союз.

В Швеции члены потребительской  кооперации рассматриваются как  совладельцы, потребители и клиенты. Применяются разнообразные формы  скидок с цены на конкретные товары. Члены-пайщики пользуются не только преимуществами и льготами, вытекающими  из своей принадлежности к потребкооперации, но и поддерживают ее своими денежными  средствами.

Отказ от монопольного положения  государства в социальном обслуживании стал принципиально новым явлением в шведской модели развития общества. Происходит передача социальных функций  местных органов власти различным  общественным организациям. Ширится  применение кооперативных форм социального  обслуживания. Такая переориентация в государственном обслуживании обусловлена развитостью структур и институтов гражданского общества.

Изучая опыт развития кооперации в Швеции, можно обозначить тенденции  ее развития. Так мелкие и средние  кооперативы объединяются в более  крупные структуры. Особый акцент делается на развитие собственного производства и пополнение за счет этого финансовых ресурсов. Кооперативы успешно сотрудничают с государственными и общественными  структурами. Повсеместно развиваются  процессы диверсификации хозяйственной  деятельности, кооперация выполняет  не свойственные ей изначально функции  – осуществление банковских операций, сельскохозяйственное производство, развитие страхового дела, предоставление туристических  услуг и другие. В то же время там, где успешно действуют мелкие потребительские общества, кооперация успешно осуществляет традиционные виды деятельности. Активно применяются современные технологии, особенно в торговле, за счет открытия супер- и гипермаркетов, применения технологии глубокой заморозки продуктов и т.д. Для кооперации характерна финансовая поддержка экономически слаборазвитых кооперативов со стороны вышестоящих организаций, если деятельность таких кооперативов является необходимой для сохранения целостности кооперативной системы. В результате в настоящее время в Швеции наметился подъем в кооперативной деятельности.

Таким образом, изучая Шведскую модель кооперации, можно сделать  вывод, что сегодня кооперация не теряет своей актуальности. Она успешно развивается как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.

 

Учреждение образования 

«Белорусский торгово-экономический  университет 

потребительской кооперации»

 

 

Кафедра теории кооперации и социологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Шведская модель потребительской кооперации»

 

 

 

 

                                                                                        Выполнила студентка

                                                                                  группы Пс-11

                                                                               Пырко Л. А.

                                                                             Проверила:

                                                                                    пр. Милаш Л.В.

 

     

 

 

                                                 Гомель 2011

Список используемых источников

 

  1. Горохова К.Г. Взлет и падение кооперативного движения в Швеции // Кооперативы в индустриально развитых странах (сборник обзоров). М., 2002. с. 224-230.
  2. Аксёнов С.М. Шведская модель развития общества / С.М. Аксёнов / / ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. - 2006. - N10. - С. 137-151.
  3. Мартынов В.Д. Кооперативное движение Швеции: лекция для слушателей факультета зарубежных кооператоров / В. Д. Мартынов. - М. : МКИ , 1991. - 30 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шведская модель потребительской кооперации