Сигнальная функция образования на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Исходя из этого, целью моего реферата является: выяснить является ли образование основным информационным сигналом, позволяющим работникам получить конкурентные преимущества на рынке труда, через решение следующих задач:
Рассмотреть спрос на образование в России;
Выявить основные образовательные сигналы характерные для Российского рынка труда;
Обозначить основные проблемы образования в России и возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение
3
1
Состояние высшего образования в России
5
2
Образовательные сигналы на российском рынке труда
8
3
Основные проблемы образования в России и возможные пути их решения
11

Заключение
15

Список использованных источников
17

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Но на сегодняшний  день в условиях возросшего количества высших учебных заведений издержки на составление рейтинга вузов будут  существенными, поэтому ни одна из сторон добровольно не возьмет на себя издержки по ведению такой деятельности. Однако функционирование системы образовательных сигналов является своего рода общественным благом, поэтому его предоставление не может быть полностью возложено на рыночных контрагентов. Следовательно, государству следует взять на себя роль координатора, а также частично финансировать этот процесс. Кроме государственных институтов к решению проблемы усиления и ретрансляции сигналов могут быть подключены различные ассоциации вузов и работодателей.

Образование может  выступать одним из важнейших факторов социальной мобильности, но лишь при условии, когда дети из семей малообеспеченных и низкообразованных родителей будут иметь возможность получить более высокое образование и доходы, чем их родители. В России последнего десятилетия эта проблема обострилась трансформацией социальных структур, интенсивными перемещениями людей по лестнице социальной иерархии, уменьшением в середине 1990-х гг. зависимости между уровнем образования и доходам, появлением высокообразованных бедных слоев населения, разрывом в отдаче между «старым» (советских времен) и «новым» образованием [8].

Такой вид разрыва  обусловлен дифференциацией образовательных  услуг. При рассмотрении образования как важного сигнала на рынке труда рисуется проблема не доступности образования вообще, а доступность  получения образовательных сигналов разного качества. Действительно, подавляющая часть детей независимо от социального статуса родителей получают среднее образование, которое имеет различное качество. В дальнейшем эти различии усиливаются: дети низкообразованных родителей из малообеспеченных семей чаще получают среднее специальное или начальное профессиональное образование, для детей из средних слоев высшее образование более доступно.

Государство должно предоставлять гарантии в области общего среднего образования и лишь частично – профессионального образования. Проекты реформ по сокращению государственной поддержки среднего образования подорвут экономический потенциал страны. Примером успешной реализации образовательных программ могут быть страны НИС: они обеспечивают все население качественным средним образованием, и предоставляют поддержку талантливым детям из малообеспеченных семей для получения высшего образования. Динамичное развитие стран НИС говорит о том, что подобная политика эффективна.

Еще одним вариантом  повышения доступности качественного (именно качественного) высшего образования  широким слоям населения может  стать образовательные кредиты, а также ваучерная система – здесь также необходимо оценить спрос населения на такие формы инвестиций, а также возможности предприятий в предоставлении таких кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Работодателю  на рынке труда приходится сталкиваться с проблемой неблагоприятного отбора: при приеме на работу работодатель не знает реального качества приобретаемого товара (производительности труда работника). Поэтому работодатель вынужден ориентироваться на различные сигналы, важнейшим из которых является образовательный сигнал.

Образовательный сигнал в общем случае действует  следующим образом:

высокий уровень  образования будет выявлять большую  производительность работника, так  у более способного работника  меньше издержки на приобретение образовательного сигнала (образования).

В условиях реального  рынка образовательные сигналы видоизменяются в зависимости от условий сложившихся в стране. Особенностями функционирования образовательных сигналов в России будут следующие:

  1. массовый характер высшего образования;
  2. значительная дифференциация качества предоставляемых образовательных услуг, сегментация этого рынка по качеству образования;
  3. искаженное восприятие образовательного сигнала работодателями: в основном в качестве гарантии определенного уровня развития личности и индивидуальных характеристик, а не профессиональных знаний и даже не профессиональной пригодности.

Нарушение действия образовательных сигналов может быть сглажено благодаря установлению сотрудничества между вузом и работодателем. Работодатели при этом получат возможность влиять на предоставляемые вузами образовательные услуги, информируя их о наиболее востребованных профессиях и предоставляя возможность студентам для поступления на вакантные места.

Следующим методом улучшения работы образовательных сигналов может стать сегментация рынка образовательных услуг по качеству. Это может быть достигнуто за счет системы рейтингования вузов. Чем менее качественное образование предоставляется, тем меньший ареал востребованности этого образовательного сигнала.

Ввиду того, что  образование является общественным благом, государство должно занять активную политику в этой сфере. Что касается как составления рейтинговых списков, так и государственных гарантий в области общего среднего образования и лишь частично – профессионального образования. Государственные гарантии подразумевают выравнивание возможностей для доступа к образованию для населения из разных слоев.

Подводя итоги, нужно еще раз подчеркнуть, что для повышения эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в настоящий момент необходимо учитывать дифференциацию образования по качеству и то, что образовательные сигналы воспринимаются рынком труда не столько в связи с уровнем образования, сколько в связи с качеством образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Акерлоф Дж. Рынок “лимонов”: неопределенность качества и рыночный механизм /Дж. Акерлоф// THESIS: Сб. статей. – 1993. Вып. 5. – с. 95-104.
  2. Федеральная служба государственной статистики. Население. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Некоммерческое партнерство Центр дистанционного образования «Элитариум». Образовательные сигналы на рынке труда. [Электронный ресурс]/Элитариум. – Электрон. текстовые дан. – 2009. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/04/01/obrazovatelnye_signaly.html.
  4. Образовательные траектории детей и взрослых: семейные стимулы и издержи. Информационный бюллетень. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
  5. БАЛКОН: новости, каталог, комментарии; услуги: поддержка сайта, ведение ленты новостей. 2006 – 2012. URL: http://www.bal-con.ru.
  6. Рощин С. Ю. Спрос на образование как сигнал на рынке труда. – Электрон. текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2004. – Режим доступа: http://labourmarket.ru/Pages/conf1/book2_html/23_roschin.htm, свободный.
  7. ОАО «Издательская компания «Золотой Рог». 1996 – 2011. URL: http://www.zrpress.ru.
  8. Рощин, Сергей Юрьевич. Экономика труда (экономическая теория труда): учебное пособие / С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — М. : Инфра-М, 2000. — 400 с.

 


Информация о работе Сигнальная функция образования на рынке труда