Система цен на продукцию и их структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица - организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот имеет имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество.

Содержание работы

Юридические лица как участники гражданских правоотношений
1.1. Понятие и виды юридических лиц. Сущность юридического лица
1.2. Классификация юридических лиц
1.3. Виды юридических лиц.
2. Система цен на продукцию и их структура.
2.1. Состав и структура цены. Система цен
2. 2. Признаки классификации цен. Виды цен

Файлы: 1 файл

к.р. экономика.docx

— 767.84 Кб (Скачать файл)

Во вторую группу включаются юридические  лица – не собственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка.

К третьей группе относятся юридические  лица - собственники, на имущество которых  их учредители (участники) не сохраняют  ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских  кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные  объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся  на его долю (при ликвидации - части  соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток  имущества юридического лица при  его ликвидации либо остается собственником  при его реорганизации. В третьем  случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество  ни при выходе из организации, ни при  ее ликвидации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       Система цен на продукцию и их структура

2.1.   Состав и структура цены. Система цен

Цена на любой товар состоит  из определенных элементов, перечень которых  меняется в зависимости от вида цены. Соотношение отдельных элементов  цены, выраженное в долях или процентах, представляет собой структуру цены (рис. 1).

 

 

 

 

В соответствии с рис. 1 каждый последующий  вид цены включает в себя предыдущий.

Определение структуры цены позволяет  понять, как она может изменяться, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги.

Например, при наличии нескольких торговых (оптовых) посредников в  структуре цены появится соответствующее  количество однотипных элементов:

-   покупная цена оптового  посредника;

-   продажная цена оптового  посредника.

В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки возрастет, а структура  цены усложнится. На основе информации о структуре цены можно принимать  решения о возможных резервах и направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т. е. разрабатывать  стратегию и тактику ценообразования  на предприятии. Если максимальную долю в структуре цены занимает себестоимость  выпуска продукции, т. е. денежные издержки, понесенные предприятием на изготовление и реализацию продукции, то подобную ситуацию можно воспринимать как  сигнал к снижению конкурентоспособности, поскольку предприятие не может  принимать полноценное участие  в ценовой конкуренции. Большая  доля прибыли, налогов и низкая доля себестоимости свидетельствуют  о том, что предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен более  свободно. Доля себестоимости в составе  цены нуждается в дополнительном тщательном анализе. Это связано  с тем, что все издержки производства продукции и оказания услуг делятся:

-   на условно-переменные, доля  которых в составе себестоимости

-   условно-постоянные.

Если предприятие намечает снизить  долю издержек в цене продукции, то оно должно провести дополнительный анализ в этой области.

Действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис. 2).

 

СИСТЕМА ЦЕН

 

Рис. 2. Система цен

 

Система цен состоит из ряда блоков, которые в свою очередь делятся  на под блоки (рис. 3).

2. 2       Признаки классификации цен. Виды цен.

В ценообразовании обычно выделяют следующие признаки цены:

-        принадлежность  к типу рынка или каналу  реализации;

-        степень вмешательства  государства в ценообразование;

-        объект сделки  купли-продажи;

-        происхождение  товара или услуги, вид деятельности  по их созданию;

-       характер торговля;

-        экономическое  пространство.

Первый признак цены ~ принадлежность к типу рынка или каналу реализации. Этот признак обозначает устойчивые связи между одним или несколькими  типами субъектов торговой деятельности с теми или иными субъектами спроса, т. е. между продавцом и покупателем.

Данный тип устойчивой связи  сочетается с дополнительными признаками:

-      характером торговли;

-      объектом торговли;

-    степенью вмешательства  государства и т. д.

Главное в процессе образования  обособленных рынков и каналов реализации - взаимосвязь между хозяйствующими субъектами: кто и кому продает  товары на данном рынке. Например, оптовый  рынок - это торговые операции между  предпринимателями. Товар продается  здесь для профессионального  использования, т. е. для производственных нужд или для дальнейшего продвижения  товара к потребителю.

Степень вмешательства государства  в ценообразование подразумевает, что цены и тарифы на услуги могут  быть:

-        фиксированными;

-         регулируемыми;

-         свободными.

Монопольно устанавливаемые цены торговой фирмой, предприятием относятся  к свободным.

По объекту сделки выделяются цены:

-    на товары;

-    услуги.

Виды цен на товары производственно-технического назначения:

-     на сырье;

-    на металл и металлоизделия;

-    на топливо;

- на строительные материалы  и т. д.

Цены на потребительские товары включают цены:

-          на  товары:

-         продовольственные (без алкогольных напитков);

-         непродовольственные;

-        на алкогольные  напитки.

Такая классификация цен на товары принята сегодня в системе  статистики России.

По признаку назначения объекта сделки купли-продажи услуг различают цены (тарифы) на услуги:

-  производственные;

-   потребительские.

Производственные рыночные услуги (грузовой транспорт, водоснабжение, ремонтные  работы, информационно-вычислительное обслуживание и т. п.) используются предприятиями  и организациями нефинансового  сектора экономики, т. е. производственными  предприятиями (реальным сектором экономики) и коммерческими организациями  сферы услуг. Отсюда следует, что  цены (тарифы) на производственные рыночные услуги оказывают влияние на себестоимость товаров и услуг, создаваемых предприятиями и организациями нефинансового сектора.

Особо следует выделить тарифы на электроэнергию, тепло и газ. Дело в том, что эти блага — не просто услуги, а товары плюс услуги по их доставке. Целесообразно не включать эти три вида материальных благ ни в товары, ни в услуги, а показывать их в классификации для анализа  цен самостоятельно. При этом необходимо так построить классификатор, чтобы  тарифы на производственное потребление  электроэнергии, теплоэнергии и газа не агрегировались с тарифами на их потребительское использование, поскольку тарифы для коммерческих пользователей и потребителей-субъектов личного потребления государство устанавливает на различных уровнях

Потребительские рыночные услуги имеют  своим назначением личное потребление (индивидуальное или коллективное), их стоимость исчезает в момент потребления. Цены на потребительские услуги оказывают  влияние на уровень жизни и  на воспроизводство рабочей силы, т. к. влияют на здоровье, образование, профессиональную подготовку.

Перечень потребительских услуг  включает услуги:

-         бытовые;

-          жилищно-коммунальные;

-          учреждений:

-         культуры;

-         туризма;

-        здравоохранения;

-        образования  и т. д.

Услуги торговли не имеют тарифов, т. к. их стоимость включается в стоимость  продаваемых товаров. Важные признаки цены - происхождение товара или  услуга, вид деятельности по их созданию.

По отраслевому признаку выделяются цены:

-   на промышленные товары;

-    продукцию:

-   сельского хозяйства;

-   строительства;

-  услуги:

-   транспорта и связи;

-   бытовые и коммунальные  и т. д.

Именно этот принцип классификации  цен был положен в основу построения прейскурантов цен при централизованном ценообразовании. Этот признак следует  использовать в классификации цен  как дополнительный, а не как основной.

Признак "характер торговли" формулируется  следующим образом: продается ли товар партиями — оптом или  в розницу — поштучно, в развес, мелкими упаковками.

Существование оптово-розничной торговли не отменяет различия между оптовой  и розничной ценами: цена на единицу  товара в оптовой торговле всегда ниже, чем при отпуске его в  розницу.

Услуги по своей природе не могут  реализовываться партиями, их реализация предполагает адресность, единичность  каждого пользователя услугой. Значит, данный признак присущ только ценам  на товары.

Избирательный признак цены состоит  в том, что цены могут рассматриваться  либо как цены реализации (продаж), либо как цены приобретений.

Цены продаж группируются по субъектам  токовой деятельности:

-   производственным предприятиям;

-   торгующим организациям;

-   организациям сферы услуг.

Цены приобретения группируются по покупателям-субъектам спроса: предъявителям  текущего производственного и инвестиционного  спроса, субъектам потребительского спроса.

К субъектам потребительского спроса относятся домашние хозяйства (население), государственные учреждения (школы, больницы и т. п.), НКО (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства на общественных началах  или за плату, возмещающую расходы, но не приносящую прибыль).

Признак "экономическое пространство" состоит в том, что одни цены формируются  на внутреннем рынке, другие — во внешней  торговле. Внутренние и внешнеторговые цены покупок и продаж одних и  тех же товаров, как правило, находятся  на разных уровнях. Цены экспорта и  импорта формирует мировой рынок. Номенклатура товаров экспорта и  импорта различна.

Цены экспорта оказывают влияние  на всю экономику страны и на общий  уровень внутренних цен, а также  являются существенным фактором изменения  курса национальной валюты.

Признак структуры цены состоит  в том, что цены включают издержки доставки:

-  до пункта отправления по  железной дороге или другим  видам транспорта (цена франко-станция  отправления);

-  станции назначения (цена франко-станция  назначения).

Этот признак цены особенно важен  во внешней торговле, т. к. влияет на цены экспорта и на цены импортных  товаров во внутренней торговле.

Несмотря на множество цен, действующих  на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в  уровень одной цены, как изменения  обнаруживаются в уровнях других цен.

Изменения уровня одной цены имеют  отклик в уровнях других цен по следующим причинам:

-  существует единый процесс  формирования затрат на производство;

-  все субъекты рынка взаимосвязаны  между собой;

-  имеет место тесная взаимозависимость  всех элементов рыночного хозяйственного  механизма.

В зависимости от того, какой из вышеперечисленных признаков взят для классификации, все виды цен  можно разделить на различные  группы:

-  по характеру обслуживаемого  оборота;

 

-  по способам:

• установления;

• фиксации;

• получения информации об уровне цены;

 

- в зависимости:

• от степени государственного воздействия, регулирования;

• степени конкуренции;

• вида рынка;

• с учетом факторов времени;

• внутрифирменные;

 

-  по условиям поставки и  продажи;

• мировые (обслуживающие внешнеторговый оборот);

• используемые в учете и статистике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система цен на продукцию и их структура