Система государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

Всю многогранную и разнонаправленную совокупность функций государства можно условно объединить в две группы.
Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это создание и поддержание правовой базы (защита прав и собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т.д.). Государство определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определенных правил «рыночной игры».
Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, стабилизирующие экономические процессы и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и т.д.
Из совокупности функций государства выделим важнейшие.

Содержание работы

1. Функции государства в системе государственного регулирования экономики 3
2. Содержание государственного регулирования предпринимательства и малого бизнеса, его правовая и экономическая основа 7
3. Экономика Японии как объект государственного регулирования: особенности, состояние и тенденции развития на современном этапе 11
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

ГВВ тело контрольной Стефанин.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Вариант 8

 

 

 

 

 

1. Функции государства в системе государственного регулирования экономики

Всю многогранную и разнонаправленную совокупность функций государства можно условно объединить в две группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это создание и поддержание правовой базы (защита прав и собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т.д.). Государство определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определенных правил «рыночной игры».

Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, стабилизирующие экономические процессы и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и т.д.

Из совокупности функций государства выделим важнейшие.

В условиях реформирования экономики особое место следует отвести такой функции государства, как зашита экономического правопорядка и экономической безопасности. Она служит опорой любой хозяйственной системы, а для рыночной экономики, которая основана на взаимовыгодных сделках равноправных партнеров, при свободе выбора является важнейшей. Без законодательной регламентации сделок, их защиты исполнительной и судебной властью открывается простор для превращения «экономики договоров» в ее противоположность - «экономику диктата». А это парализует самое важное свойство рыночного механизма - способность автоматически выправлять расхождения между спросом и предложением. Законодательные и правоохранительные действия государства призваны преодолевать подобного рода диктаторские формы хозяйствования, а грубые и силовые, наносящие ущерб, пресекать. Невмешательство государства в подобные ситуации потворствует саморазрушительным силам, заложенным в рыночном механизме, так как рыночный критерий выгодности сам по себе слепо относится к способам обогащения. Государство, исходя из критериев общественного блага, может и должно не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке [2, c. 45].

Правовое обеспечение функционирования смешанной экономики определяет общие условия эффективного хозяйствования.

Обеспечению экономической безопасности способствуют поддержание оптимальной структуры производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности внутри страны, расслоения общества, а также стремления промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.

Целевая функция предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Целевая функция включает множество целей, соединенных в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. В связи с тем, что регулирующий потенциал государства ограничен, цели в иерархической структуре размещаются по степени их важности и по времени реализации.

Формирование целевой функции - сложный процесс, он связан с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и выработкой механизма их реализации. При постановке целевой функции государство берет на себя только то, что неподвластно рыночной системе. Важнейшим направлением реализации целевой функции является определение приоритетов макроэкономического развития страны, последовательности и сроков их реализации.

Формирование «дерева целей» социально-экономического развития страны связано, с одной стороны, со всем обществом, с другой - с государственной властью. Это также вносит определенные сложности в процесс формирования целевой функции. Объективно цели государственного регулирования экономики должны рождаться «внизу», исходить из потребностей и интересов людей. Они должны способствовать материальному и духовному развитию народа. При формировании «дерева целей» главенствует принцип приоритета потребностей и интересов общества. Это одна сторона формирования целей.

Вторая сторона связана с государственной властью и с реальными трудностями в развитии экономики, которые нельзя игнорировать во избежание непредсказуемых процессов. Отсюда также вытекает необходимость выбора приоритетов. Неправильно выбранные приоритеты могут представлять большую опасность, чем нехватка ресурсов. Цели государственного регулирования необходимо формировать по определенной иерархической структуре в увязке друг с другом. Положение отдельных целей в «дереве целей» нестабильно и может меняться в зависимости от хозяйственной ситуации.

При формировании «дерева целей» выделяют генеральную и конкретные цели государственного регулирования экономики.

Генеральной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение генеральной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют дерево целей.

Цели государственного регулирования экономики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило, в современных правительственных и партийных программах в различных странах формируются в виде многоугольников [6]:

• треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен);

• четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие);

• пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость);

• шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды).

Наиболее распространены четырех- и пятиугольник, называемые магическими.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что отражено в прогнозных и программных документах страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание государственного регулирования предпринимательства и малого бизнеса, его правовая и экономическая основа

Указы Президента Республики Беларусь № 260 «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» и № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства», а также дополняющий их Указ № 435 и Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» содействуют оптимальному соединению интересов государства и частного бизнеса. Ключевым моментом этих нормативных документов является создание механизма государственной поддержки малого предпринимательства и эффективного взаимодействия государства и частнопредпринимательских структур.

В системе государственных органов исполнительной власти вопросы государственной поддержки малых предприятий в той или иной степени входят в сферу полномочий нескольких министерств и ведомств: Министерство предпринимательства и инвестиций, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда, Министерство внешних экономических связей, Государственный комитет по науке и технологиям, Министерство промышленности и др. Но основным звеном, координирующим и концентрирующим усилия различных государственных органов по поддержке малых предприятий, является Министерство предпринимательства и инвестиций. Одной из основных задач этого министерства является межотраслевая и межрегиональная координация деятельности министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти в сфере поддержки и развития малых предприятий. На него возлагается задача по обеспечению формирования целостной системы инфраструктуры поддержки малых предприятий, а также [4]:

1. развитие  инвестиционной деятельности субъектов  хозяйствования негосударственных  форм собственности;

2. противодействие  монополистической деятельности, развитие  конкуренции;

3. регулирование  отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности и т. д.

Министерство, в целом, определило подходы в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства. Целью образования объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса является создание определенной среды для облегчения старта предпринимателя, его быстрейшей адаптации к реалиям жизни.

Целью же системы государственной поддержки предпринимательства является разрешение проблем, которые мешают возникновению и дальнейшему развитию предпринимательства, а именно:

- отсутствие  стартового капитала;

- постоянные  изменения в законодательной  базе, регулирующей деятельность  частного сектора экономики;

- отсутствие  возможности получить льготные  долгосрочные кредиты и инвестиции для реализации перспективных проектов;

- высокая  арендная плата помещений;

- ограниченные  возможности получения лизинговых  услуг;

- нехватка  квалифицированных специалистов;

- сложность  проведения рекламной компании.

Предпринимательство является серьезнейшим экономическим сектором, способным решить ряд социально-экономических проблем: проблему занятости населения, создания новых предприятий, новых рабочих мест.

Анализ оперативной информации о состоянии развития предпринимательства за 2012 год свидетельствует о сохранении положительной динамики деловой активности в Республике Беларусь.

Согласно данным Министерства по налогам и сборам по состоянию на 1 января 2013 г. на учете в налоговых органах состояло 403 294 субъекта хозяйствования, из которых 334 326 относятся к сектору малого и среднего предпринимательства (индивидуальных предпринимателей – 232 851, микроорганизаций – 88 607, малых организаций – 10 531, субъектов среднего предпринимательства – 2337).

По сравнению с началом 2012 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 20 933 единицы или 6,7 %.

На 1 января 2012 г. на учете в налоговых органах состояло 313 393 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 219 285 индивидуальных предпринимателей, 81 036 микроорганизаций, 10 703 малые организации, 2369 субъектов среднего предпринимательства.

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (т.е. территории Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск).

На 1 января 2013 г. на учете в налоговых органах состояло 96 956 субъектов хозяйствования (без учета плательщиков, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), организовавших свое дело вне пределов крупных городов. При этом, 96 943 из них являются субъектами малого и среднего предпринимательства (индивидуальные предприниматели – 67 995, микроорганизации – 24 887, малые организации – 2934, субъекты среднего предпринимательства – 1127).

Таким образом, за шесть месяцев действия Декрета № 6 (июль – декабрь 2012 года) количество состоящих на учете в налоговых органах субъектов хозяйствования, организовавших свою деятельность на указанных выше территориях, увеличилось на 4693 единицы. Данный показатель превышает аналогичные параметры первого полугодия 2012 года. При этом наиболее динамичные изменения наблюдаются в Минской (плюс 3013 единиц), Брестской (плюс 527 единиц) и Могилевской (плюс 487 единиц) областях.

Показательным является и то, что если темп роста численности субъектов предпринимательства с 1 июля до 1 января 2013 г. в целом по стране составил 102,5%, то применительно к территории средних, малых городских поселений, сельской местности данный показатель равен 105%.

 

 

 

 

3. Экономика Японии как объект государственного регулирования: особенности, состояние и тенденции развития на современном этапе

Экономика Японии — одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объему промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, после США и Китая. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15% от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.

На высокие темпы роста японской экономики был нацелен ее хозяйственный механизм, сложившийся после Второй мировой войны, своеобразие черт которого позволяет говорить об особой модели.

Особенности структуры частного предпринимательства. 

Япония имеет отличную от других западных стран социальную структуру, характеризующуюся дуализмом современной промышленности. Основное место в занятости и производстве обрабатывающей промышленности принадлежит мелким и средним предприятиям. При этом доля мелких предприятий не обнаруживает ясно выраженной тенденции к сокращению на фоне массы малых компаний быстро развивалась концентрации капитала в отраслях тяжелой промышленности, что привело к образованию гигантских объединений [8, c. 23].

Особенность экономического строя — вертикальная интеграция фирм, их группирование, которое пронизывает всю систему деловых отношений в стране. Различаются два уровня или типа образования экономических группировок. Первый — традиционный для большинства западных стран. Он базируется на переплетении капитала и личной унии. Уникальность японской хозяйственной системы определяется наличием групп (кэйрэцу) которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами. Субподрядными отношениями охвачено свыше 60% мелких и средних компаний обрабатывающей промышленности. Особенность данной практики состоит в долгосрочности связей, что предопределяет ее единый организационный характер. Сейчас практически ни одна крупная промышленная компании не существует как единичное юридическое лицо. В отличие от «двухслойной» структуры других западных стран (рынок — предприятие), японская экономическая система имеет три слоя (рынок — группа предприятий — собственно предприятия). Подчинению, а не поглощению мелких и средних фирм способствовало законодательство, которое ограничивало процесс централизации капитала, предусматривая единодушное согласие директоров подчиняемых компаний. Помимо производственных связей структуру группы цементируют другие виды зависимостей: участие головной компании в капитале зависимых фирм, направление в директораты фирм представителей головной компании, оказание различного рода услуг. В результате в зависимости от интенсивности производственных и других связей каждая кэйрэцу представляет co6oй многослойную, крайне неоднородную структуру и при этом весьма гибкую, где существует набор связей от крайне жестких до весьма слабых. Наиболее распространенная форма связей вертикальная.

Информация о работе Система государственного регулирования экономики