Система корпоративного управления в странах Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:25, статья

Описание работы

Проблема корпоративного управления находится под пристальным вниманием всего мира. Для Евросоюза особенно остро стоит вопрос создания общей системы корпоративного управления в современных условиях глобализации. Очень важно создать такую систему корпоративного управления, которая будет едина для разных стран, что облегчит существование и эффективную работу международных корпораций.

Файлы: 1 файл

Эссе на тему.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе на тему:

Система корпоративного управления в странах Европейского Союза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема корпоративного управления находится под пристальным вниманием всего мира. Для Евросоюза особенно остро стоит вопрос создания общей системы корпоративного управления в современных условиях глобализации. Очень важно создать такую систему корпоративного управления, которая будет едина для разных стран, что облегчит существование и эффективную работу международных корпораций.

Недостаток хорошего корпоративного управления явился одной из причин современного мирового кризиса, что подтолкнуло Евросоюз к созданию системы, поддерживающей интересы акционеров.

Автор A. Насири рассматривает основные аспекты развития корпоративного управления в странах ЕЭС. И первый вопрос, который раскрывает автор, это база на которой основывается система корпоративного управления.

     Евросоюз  играет важную роль в корпоративном управлении, особенно после 27 марта  2002 года, когда было представлено исследование «Сравнительный анализ Кодексов Корпоративного Управления в странах, входящих в Евросоюз», которое подтвердило необходимость корпоративного управления с целью защиты интересов акционеров.

     Для эффективной  работы компаний и поддержания  их конкурентоспособности необходима законодательная база, поддерживающая бесперебойное функционирование корпоративного управления, и Евросоюз модернизирует законодательную систему. Так в 2003 году был разработан план действий «Модернизирующий компанию закон и развитие корпоративного управления в Евросоюзе – план, для того чтобы двигаться вперед». Данный план определяет серию действий, которые должны быть приняты для модернизации и упрощения регулирующей законодательной базы  и корпоративного управления в Евросоюзе. Среди основных пунктов этого плана выделяется:

  • усиление прав акционеров
  • модернизация совета директоров
  • регулирование
  • создание Европейского форума по корпоративному управлению.

Форум был бы прекрасным способом обмена опытом корпоративного управления и информацией среди стран-членов Евросоюза.

     Европейская  система корпоративного управления  очень схожа с американской, но  очень тесно связана с другими  англосаксонскими системами, например, Канадской или Австралийской.

Следующим моментом, на котором  акцентируется внимание автора являются права акционеров. При развитой системе корпоративного управления  акционеры имеют большое влияние и контроль над компанией. План действий 2003 года призвал изучить отклонения от принципа пропорциональности между капиталом и контролем в компаниях стран-членов Евросоюза. Был разработан механизм, обеспечивающий контроль, который включал два принципа:

  • «одна акция - один голос», под этим принципом понимается пропорциональность между контролем и правами на движение капитала,
  • Контрактный принцип, то есть принцип свободного выбора компаниями системы контроля и управления.

Еврокомиссия проводит исследования, в которых изучается зависимость между владением и реальным контролем над компанией, что очень важно для понимания эффективности функционирования системы корпоративного управления. И в связи с этими исследованиями открывается проблема обеспечения информацией акционеров. В сфере обмена информацией новое европейское законодательство ожидает от компаний Евросоюза следующего:

  • Публикации всей информации, касающейся акционеров, на интернет-сайте компании,
  • Оповещение и предоставления возможности   акционерам голосовать, не присутствуя на собрании акционеров, с помощью электронных ресурсов
  • Обеспечение акционеров информацией об общих собраниях  и повестке дня
  • Подготовка системы регистрации акций.

Очень сложно обеспечить информацией и правом голоса акционеров компаний с дисперсным капиталом, особенно которые находятся не в стране регистрации компании, Еврокомиссия по корпоративному управлению пытается найти решение этой проблемы, потому что в таких компаниях все решения совершаются менеджерами и акционеры, фактически, не имеют никакого влияния. Поэтому одной из важнейших задач системы корпоративного управления является обеспечение защиты прав акционеров.

    Следующим аспектом является обеспечение информационной прозрачности и уверенности общества в финансовой отчетности. Вся отчетность должна быть сформирована по одним стандартам Евросоюза, чтобы происходила интеграция европейского рынка капитала. Качество финансовой отчетности всегда бывает причиной корпоративных скандалов, так как эти документы отражают реальное финансовое положение компании, но зачастую бывает, что отчетность формируется так, чтобы это было выгодно директорам или держателям контрольных пакетов. Поэтому система корпоративного управления призвана решать и эту проблему.

В директиве под названием «Ежегодные счета определенных видов компаний»  утверждает, что ежегодные отчеты должны содержать правдивый и  независимый взгляд на активы и пассивы  компании, ее финансовое положение и информацию о прибылях и убытках предприятия, и все должно быть подкреплено соответствующими документами. Этот директив вышел еще в 1978 году и был продолжен в 1983 году директивом о консолидированных счетах, а затем директивом 2003 года об информационной прозрачности с целью защиты прав инвесторов и эффективности рынка, и директивом 2004 года о развитии информационной прозрачности, ежегодных отчетах компаний и единой системе отчетности.

Данные сферы все  время дорабатываются и совершенствуются в виду экономического развития и  глобализации.

Следующим фундаментальным  элементом системы корпоративного управления является аудиторская практика. Для того, чтобы соблюдалось соответствие финансовых отчетов стандартам и реальному положение дел компании необходимо обеспечивать соответственный уровень внешнего аудита. Европейские директивы призывают к переходу на новые уровни эффективности аудита и предлагают сертифицирование внутренних аудиторов как внешних. В 1998 году было предложено создать «Комитет по аудиту», который бы обеспечил независимую оценку компаний, и в 2005 году Еврокомиссия назначила группу экспертов «Европейская группа назначения аудиторов», отвечающих за назначение аудиторов с целью обеспечения независимой оценки.

     Одной из  важнейших задач системы корпоративного  управления является создание  сильного совета директоров, который  будет контролировать деятельность  менеджеров и соблюдение всех прав акционеров, а также формулировать стратегические цели компании в соответствии с финансовыми и человеческими ресурсами компании, устанавливать ценности и стандарты компании. Формально выражаясь, совет директоров должен заполнять нишу между неинформированными акционерами и полностью информированными менеджерами. Корпоративное управление Евросоюза, как и в других системах КУ, требует, чтобы директора имели соответствующую квалификацию и соответствовали условиям компании. Странами-членами Евросоюза установлены следующие правила конкурентоспособности директоров:

  • Члены совета директоров должны быть независимы от рынка акций,
  • Они должны быть независимы как от интересов акционеров, так и менеджеров,
  • Должны назначаться независимым от менеджеров или акционеров методом.

В большинстве европейских  стран в системе принятия стратегических решений обязательно должны присутствовать представители трудового коллектива, чтобы соблюдались и интересы трудового коллектива.

     Присутствие  независимых представителей в  совете директоров необходимо  для того, чтобы соблюдались интересы акционеров и других участников ( стэйкхолдеров). Одна из статей Плана действий в сфере  корпоративного управления в странах Евросоюза содержит в себе рекомендации  о роли независимых или внешних директоров. Также в этом плане говорится о вознаграждении независимых директоров, которое должно меняться пропорционально цене акций компании, для того чтобы директора были заинтересованы в процветании компании и эффективно выполняли свои функции. Также в редакции плана 2004 года говорится о том, что совет директоров должен состоять в определенной пропорции из исполнительных директоров и тех, что не является исполнительными лицами в компаниях (то есть представителей сторон компании), это необходимо для того, чтобы не ущемлялись ничьи интересы.

     Для эффективного функционирования совета директоров  План Еврокомиссии выделяет пять комитетов, каждый из которых полностью отвечает за выполнение той или иной задачи:

  • Комитет по аудиту
  • Комитет по вознаграждению
  • Комитет по назначению
  • Финансовый комитет
  • Комитет по стратегическому планированию ( выделяется не во всех компаниях).

В каждом комитете должны быть представлены все стороны, чтобы  не допускать конфликта интересов.

Во многих европейских компаниях  контроль находится в руках одного человека или небольшой группы людей, держателей блокирующего пакета акций. И эти люди следят за работой менеджмента, чтобы не нарушались их интересы. Но при таком раскладе может возникнуть конфликт интересов между мажоритарными и миноритарными акционерами. Предполагается, что разделение совета директоров на комитеты не допустит этого конфликта, так как в этом случае все решения не будут приниматься одной группой, что позволит соблюсти все интересы.

     Во многих странах  Европы законодательно закреплено, что при принятии решений должны учитываться интересы трудового коллектива. В 12 странах из 28 представители трудового коллектива присутствуют в совете директоров, в части странах распространены практики забастовок, которые тоже влияют на принятие стратегических решений. В Евросоюзе нет предпочтений той или иной модели. Такой порядок установлен из соображений, что трудовой коллектив проводит большую часть времени в компании и полностью финансово от нее зависит и поэтому должен иметь право голоса при принятии стратегических решений. Правда в некоторых случаях это право голоса используется в интересах менеджеров, когда менеджеры вступают в сговор с трудовым коллективом. Поэтому у Системаы корпоративного управления еще есть перспективы совершенствования законодательной базы, чтобы избегать подобных ситуаций.

     Таким образом План  Действий по модернизации законодательства  и развития корпоративного управления, установленный Еврокомиссией в  2003 году заключает в себе основные  моменты регулирующие деятельность компаний, обеспечивающие эффективное функционирование компании и не допускающие конфликта интересов. И тем не менее план все время совершенствуется и дорабатывается в виду изменения экономической и политической ситуации.


Информация о работе Система корпоративного управления в странах Европейского Союза