Система показателей планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.

Файлы: 1 файл

контр по планир ОШ.docx

— 28.05 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ИМ. Н.П. ОГАРЕВА»

 

Факультет экономический

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр.509, з/о

                                                                  специальности «ЭУАПК»

                                                  О.И. Шмойлова

                                                                 Проверил: В.Н. Ульянов

 

 

 

 

 

 

 

Саранск

2012

1. Система показателей планирования на предприятии

 

Планирование является одним  из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.

Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в  логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора  деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в  современных условиях. При осуществлении  планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки  исполнения, а также последовательность их реализации.

Процесс планирования подразумевает  постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия  на долгосрочную перспективу.

Основными элементами построения плана являются: определение перспектив, анализ сложившейся ситуации и определение  программы мероприятий для достижения поставленных целей. Взаимосвязь этих элементов направлена на процесс прогнозирования и даже, можно сказать, предвидения.

Хозяйственно-финансовая деятельность подсобных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий торговли и общественного питания измеряется множеством экономических показателей, которые можно свести в определенную систему. Их можно подразделить на: а) стоимостные и натуральные  — в зависимости от положенных в основу измерителей; б) количественные и качественные — в зависимости  от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется; в) объемные и  удельные — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или  же их соотношений.

Стоимостные показатели относятся  в настоящее время к числу  наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений.

Широко применяются стоимостные  показатели в торговле. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный товарооборот, издержки обращения, валовой доход. Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных  категорий.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической  практике предприятий всех отраслей народного хозяйства. Особенно они  необходимы для контроля за сохранностью собственности, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов.

На предприятиях оптовой  торговли товары учитывают и анализируют  не только в стоимостном, но и в  натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с установленной  номенклатурой). Оптовая и розничная  торговля предъявляет свои заказы промышленности преимущественно в натуральных  показателях, поскольку они наилучшим  образом характеризуют удовлетворение микро- и макроспроса. В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров. Использование электронно-вычислительной техники позволяет проводить глубокий экономический анализ в натуральных показателях деятельности различных предприятий.

Наряду с натуральными показателями в аналитической практике используется и их разновидность - условно-натуральные  показатели. В оптовой торговле (на предприятиях длительного хранения картофеля, овощей, фруктов) используется такой условно-натуральный показатель, как тонно-месяц (тонно- день).

Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих  объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий.

Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый товарооборот по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничного товарооборота в рублях.

Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции  с точки зрения ее соответствия установленным  требованиям (стандартам, техническим  условиям, образцам), для оценки экономической  эффективности трудовых, материальных и денежных затрат.

Большое значение сейчас приобретают  показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К качественным показателям работы предприятий оптовой и розничной торговли можно отнести следующие: показатели удельного веса товаров, реализованных с применением прогрессивных форм продажи; показатели, характеризующие ритмичность торговли всеми товарами, и особенно продовольственными товарами повседневного спроса; выполнение плана товарооборота по заданной структуре товаров (с учетом внутригруппового ассортимента); полное удовлетворение спроса покупателей на товары (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса); изучение покупательского спроса и его прогнозирование (в связи с явлениями сезонности, изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров производителями, конструкторскими и моделирующими организациями); сплошную или выборочную приемку товаров по качеству, препятствующую поступлению в торговую сеть некомплектных, низкосортных и недоброкачественных товаров (отсутствие претензий со стороны покупателей на низкое качество проданных товаров); высокий уровень обслуживания покупателей (отсутствие жалоб на очереди и невнимательное отношение); соблюдение требований санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами).

Хозяйственные явления и  процессы обычно содержат как количественные, так и качественные факторы. Задача экономиста часто сводится к необходимости  отделить и измерить влияние тех  или других.

Увеличение объема выпуска  промышленной продукции может происходить, например, за счет увеличения числа  рабочих (количественный показатель) и  за счет повышения производительности труда (качественный показатель). Объем  товарной продукции может возрасти в результате как увеличения выпуска  количества изделий, так и повышения  удельного веса в них изделий  высшего сорта.

Объемные показатели представляют собой первичное отражение изучаемых  хозяйственных явлений и процессов  с точки зрения их объема, состава  и т.д.

Величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств, издержек обращения, дохода - все это  объемные показатели.

Удельные показатели являются вторичными, производными от соответствующих  объемных показателей.

В торговле удельными показателями можно считать: оборот на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень  издержек, валового дохода, прибыли.

Широко применяются в  экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие  выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность развития.

Каждый из рассмотренных  выше показателей имеет определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Если эти показатели рассматривать  отдельно, то окажется, что некоторые  из них страдают известной ограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплексное, системное использование  показателей. Только при этом условии  можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность предприятия в той или иной области и тем более работу предприятия в целом.

Показатель - это форма  выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении. Система плановых показателей  должна учитывать объективные потребности  и закономерности экономического и  социального развития предприятия  АПК.

Плановые показатели не могут  устанавливаться произвольно. Чтобы  выполнять свою функцию - выражать меру развития того или иного социально-экономического явления и процесса на предприятии, они должны соответствовать определенным требованиям.

Система показателей планирования должна:

- охватывать все стороны и аспекты развития предприятия;

- обеспечивать единство и обязательность определенных показателей (утверждаемых, расчетных и информационно-ориентированных);

- обеспечивать сопоставимость и сводимость различных разделов плана;

- быть динамичной, отражающей изменения в состоянии объектов планирования, тенденциях их развития;

- ориентировать предприятие на поддержание рациональных пропорций и рост социально-экономической эффективности;

- соответствовать ориентации предприятия на поддержание устойчивой конкурентоспособности на соответствующих рынках (национальном, международном, региональном, местном);

иметь ограничения в рамках обоснованной достаточности.

В планировании на предприятии  АПК выделяют следующие группы показателей:

натуральные и стоимостные;

количественные и качественные;

абсолютные и относительные;

 Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства и устанавливаются в физических единицах (тоннах, метрах, штуках). Кроме того, вследствие многообразия видов и типов одинаковой по назначению продукции применяют условно натуральные показатели (тонны условного топлива, тыс. условных банок).

Современная экономика - сложнейшая система, развивающаяся на инновационной  основе, все блоки которой теснейшим  образом взаимосвязаны, требует  сознательного постоянного поддержания  основных динамических пропорций как на уровне народного хозяйства, региона, так и на уровне предприятия. В ней все большее значение отводится стоимостным показателям. С их помощью выражают стоимостную структуру воспроизводства, важнейшие пропорции. Стоимостные показатели, как известно, рассчитывают в текущих и неизменных (сопоставимых) ценах. Например, показатель валовой продукции в сопоставимых ценах используется для выражения фактического объема продукции, изучения ее динамики, в том числе по отдельным отраслям и продуктам, расчетов производительности труда, материалоемкости и капиталоемкости продукции, уровня производства на единицу расходуемых ресурсов, уровня издержек на единицу валовой продукции.

Количественные и качественные показатели выражаются как в натуральной, так и в стоимостной формах. Эти показатели характеризуют производственные и экономические процессы с разных сторон: количественные отражают объем, размеры, масштаб производства, качественные - интенсивные и структурные факторы, эффективность производства, качество работы.

Качественные показатели подразделяют на экономические и технико-производственные. К первым относятся показатели производительности труда, издержек производства и обращения, капиталоотдачи. Технико-производственные показатели применяют для выражения степени эффективности использования отдельных видов средств и предметов труда, а также рабочего времени. К ним относятся различные показатели (нормы производительности оборудования, использования производственных площадей, производственных мощностей, расходования сырья, топлива, затрат рабочего времени на производство единицы продукции). Технико-производственные показатели составляют базу плановых расчетов. Они устанавливаются на основе анализа показателей предприятий, работающих на уровне выше среднего.

При планировании на предприятии  используются как абсолютные, так и относительные показатели. Абсолютные показатели характеризуют содержание плановых заданий в абсолютных величинах (объем производства, размер заработной платы, число голов скота). Они определяются как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Относительные показатели характеризуют  динамику соответствующих величин  и их структуру. Эти показатели измеряются в относительных величинах (в  процентах роста или прироста, снижения издержек производства, в  долях отдельных статей затрат себестоимости продукции). Они дают обобщенное представление о динамике показателей за ряд лет и позволяют выявить сложившиеся и будущие тенденции развития. В связи с существенными колебаниями уровня функционирования сельскохозяйственных предприятий по годам важная роль отводится расчетам относительных показателей на основе суммарных или среднегодовых абсолютных величин, а не по конечным годам планового и отчетного периодов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии / В.А. Горемыкин. - М.: Академ. Проект, 2006. - 528 с.
  2. Егоров Ю.Н. Планирование на предприятии / Ю.Н. Егоров, С.А. Варакута. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 176 с.
  3. Ильин А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. - М.: Новое знание, 2009. - 656 с.
  4. Кантор Е.Л. Планирование на предприятии / Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова, И.И. Дрогомирецкий. - М.: Вектор, 2006. - 160 с.
  5. Либерман, И.А. Планирование на предприятии / И.А.Либерман. - М.: РИОР, 2007. - 127 с.
  6. Пивоваров К.В. Планирование на предприятии / К.В. Пивоваров. - М.: Дашков и К, 2008. - 232 с.

Информация о работе Система показателей планирования на предприятии