Система тарифообразования на энергию в Республике Беларусь и промышленно-развитых странах, ее достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

Анализ вышеприведенных статей расходов показывает, что основную долю всех затрат составляют затраты на топливо (до 60%).
Один из основных вопросов в энергетике для экономистов – исчисление себестоимости. И, действительно, энергия – не вещественный продукт. В отличие от промышленности форми-рование себестоимости в энергетике имеет ряд особенностей.
1. Себестоимость энергии исчисляет франко-потребитель, т.е. учитываются затраты не только на производство, но и на передачу и распределение энергии. Это обусловлено жесткой и неразрывной связью между производством и передачей энергии.
2. Отсутствие незавершенного производства ведет к тому, что издержки производства за определенный отрезок времени полностью могут быть отнесены на себестоимость произведенной энергии.

Содержание работы

Тарифообразование в энергетике. Определение себестоимости выработки энергии …………….……………….3
2Энергетические тарифы….………………………………………………..….…....6
3Механизм формирования тарифов в условиях регулируемой рыночной экономики ……………………………….9
4Экономическая и тарифная политика в энергетике ……..…....……...…...……11
Список использованных источников……………………………………..……….14

Файлы: 1 файл

Реферат ОЭ.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

Тарифы на тепло- и  электроэнергию в обстановке регулируемой рыночной экономики следует определять в условиях полной свободы экономической  конкуренции между производителями энергии, независимо от форм собственности, на базе рыночного механизма взаимодействия цены и спроса на энергетическую продукцию (с ростом цены – спрос снижается, при снижении цены – спрос растет). При этом, если энергосистема желает сохранить положение на рынке энергии и наращивать спрос на свою энергетическую продукцию, верхняя граница устанавливаемых ею тарифов не должна превышать стоимости производства энергии на альтернативных, конкурирующих с энергосистемой, потребительских энергоисточниках. Нижняя же граница должна обеспечивать минимально необходимую рентабельность энергосистеме при условии обеспечения нормативных удельных расходов топлива и нормативных потерь энергии при ее транспорте и нормативных затрат на эксплуатацию энергоисточников и энергосетей.

Интервал между верхней  и нижней границами тарифов представляет собой поле для экономического маневра энергосистемы на рынке энергии в интересах собственного развития и повышения эффективности. Например, если энергосистема недогружена и имеет свободные энергетические мощности, целевое снижение тарифов относительно верхней границы позволит увеличить загрузку и использовать дополнительные мощности, что приведет к улучшению технико-экономических показателей работы оборудования и увеличению объема получаемой прибыли.

В условия Беларуси в  качестве основных конкурентов энергосистемы по производству теплоты выступают различные промышленные и отопительные котельные и местные теплогенераторы. Так, в таблице 4.1 приведены дифференцированные по областям республики средние значения стоимости производства тепла в ныне действующих котельных при использовании на них природного газа; показана стоимость производства тепла на источниках энергосистемы, рассчитанная по плановой калькуляции себестоимость на 1997 год с учетом рентабельности в 20%. Если принять полученные стоимости тепла на котельных и в энергосистеме соответственно за верхнюю и нижнюю границы тарифов на теплоэнергию, можно констатировать, что имеющийся коридор для маневра энергосистемы в сфере теплоснабжения не столь велик, в среднем в 12,5%. Это объясняется неоправданно завышенной себестоимостью тепла в энергосистеме за счет включения в нее большого количества всевозможных налогов и отчислений в различные фонды энергосистемы, в том числе и в инвестиционный фонд энергосистемы, который должен формироваться из прибыли.

 

 

 

Таблица 1 – Средняя стоимость производства теплоты на альтернативных котельных в энергосистеме

Области

Котельные

Энергосистема

 

средняя единичная производи-

тельность, Гкал

стоимость теплоты, USD/Гкал

стоимость теплоты, USD/Гкал

Брестская

2,98

19,8

16,2

Витебская

5,09

18,5

16,2

Гомельская

2,50

20,1

17,9

Гродненская

3,70

19,2

15,1

Минская, включая г. Минск

3,48

19,4

18,5

Могилевская

3,50

19,4

16,5

По республике в целом

3,51

19,3

16,9


 

Конкурентами энергосистемы  по производству электроэнергии выступают, прежде всего, небольшие промышленные ТЭЦ, создаваемые на предприятиях. На них применяются весьма экономичные газотурбинные и паротурбинные установки, работающие по теплофикационному циклу. Как и в энергосистеме, на этих ТЭЦ имеется возможность свободного распределения топлива между производствами теплоты и электроэнергии в комбинированном процессе, а, следовательно, и свободного взаимного регулирования стоимости этих энергоносителей.

Конкурентом по производству электроэнергии могут выступать  поставки электроэнергии из зарубежных государств – России, Литвы, Украины, Польши. Однако, для Белорусской энергосистемы, имеющей высокую долю выработки электроэнергии по теплофикационному циклу и использующей российский природный газ из мощных транзитных трубопроводов, конкуренция зарубежных поставок электроэнергии, существующая на сегодняшний день, со временем может устраняться по мере сокращения недогрузки белорусских электростанций и их перевооружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Экономическая и тарифная политика в энергетике

 

Экономическая и тарифная политика реализуется в целях создания условий для поступательного развития ТЭК, своевременного ввода новых мощностей и модернизации старых, бесперебойного снабжения потребителей всеми видами энергии и соблюдения баланса интересов производителей и потребителей энергии.

В практике всех промышленно  развитых стран при формировании цен на энергию используется затратный  метод (цена равна себестоимости плюс норма прибыли).

Тарифообразование в  Республике Беларусь также строится на затратном принципе формирования цены на энергию, однако в промышленно развитых странах, в отличие от существующей у нас практики, в издержки производства включаются не только инвестиции, но и проценты на капитал (у нас – это расходы за счет прибыли).

Следует отметить, что  в промышленно развитых странах, как правило, источником развития энергетики являются заемные средства, кредиты, акционерный капитал.

В состав цены включаются также отчисления в различные  целевые фонды (на НИОКР, на энергосбережение, на функционирование энергетических комиссий и т.д.).

В странах с высокоразвитой экономикой и избыточными энергосистемами государству нет необходимости регулировать величину каждого элемента затрат. Анализ и оценка деятельности энергокомпаний производится по общей стоимости энергии, так как в стране есть выбор производителей и государство делает этот выбор экономическими методами: налогами, кредитами и т.д. Кроме того, у большинства потребителей есть выбор энергоносителей, следовательно, в странах с рыночной экономикой основным движущим механизмом снижения затрат является конкуренция производителей, в том числе и в энергетике.

Во всех промышленно  развитых странах тарифы дифференцируются по группам потребителей в зависимости от издержек на производство, передачу и распределение энергии, поскольку энергообеспечение потребителей, подключенных к высоковольтному напряжению, сопряжено с меньшими издержками, чем энергообеспечение низковольтных потребителей, например, коммунально-бытового сектора.

Тарифы на теплоэнергию также дифференцируются: во-первых, по видам теплоносителя (пар, горячая вода); во-вторых, по параметрам; по удаленности от источника теплоснабжения и по другим признакам.

Дифференцированный  тариф во Франции применяется для трех периодов суток зимнего времени года и двух периодов летнего. В Германии сутки разделены на пять зон, для каждой из которых свой тариф. У нас, к сожалению, нет соответствующих приборов учета и контроля.

Учитывая схожесть структур по управлению ТЭК в прошлом, а  также в целом перспективу сотрудничества Республики Беларусь с Российской Федерацией, представляет интерес российский опыт.

В России создана нормативная  база государственного регулирования энергетикой, в соответствии с которой тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую предприятиям независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. В законах изложены основные принципы государственного регулирования тарифов.

В настоящее время  ценообразование в ТЭК Республики Беларусь происходит следующим образом.

Электрическая энергия  отпускается в республике по регулируемым Минэкономики единым тарифам, дифференцированным по группам потребителей.

Тепловая энергия отпускается  по государственным регулируемым тарифам, дифференцированным по областям и группам  потребителей.

Регулирование теплоэнергии производится облисполкомами и Минским горисполкомом по представлению областных производственных объединений и региональных энергетических комиссий.

В основу образования  цены положены полные текущие издержки производства, необходимая прибыль  энергообъединения, формируемая на основе планируемых объемов капитального строительства в расчетном периоде, и всех видов налогов, взымаемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь о налогообложении с хозяйственных субъектов (без каких-либо льгот для энергетики).

Дифференциация  тарифов по потребителям выполнена, в основном, по их отраслевой принадлежности.

Пересмотр тарифов на энергию и введение поправочных  коэффициентов к тарифам на нее производится по мере изменения общих экономических условий (цены поставляемого топлива, сырья, материалов, оборудования, запасных частей, покупной энергии, при повышении заработной платы и изменении стоимости оказываемых энергетическими предприятиями услуг против тех значений, которые были учтены при утверждении действовавших до настоящего момента тарифов на энергию).

За период действия единых тарифов на энергию выявились  основные недостатки существующей тарифной политики.

Прежде всего, это ее выраженная социальная направленность. Действующий тариф для населения  на электроэнергию возмещает себестоимость на 72,9%, а тариф для населения на тепло возмещает себестоимость только на 28,5%. Вся разница в виде перекрестного субсидирования перекладывается на тариф для промышленных потребителей. Перекосы в ценообразовании привели к тому, что соотношение между тарифами для населения и себестоимостью производства и распределения энергии было нарушено. В результате сегодня мы имеем такие объемы перекрестного субсидирования, при которых промышленные потребители теряют конкурентоспособность на современном рынке товаров. Особенно катастрофическая ситуация складывается по тарифам на теплоэнергию.

В последние годы из-за спада промышленного производства наблюдалась тенденция снижения удельного веса промышленности в общем потреблении теплоэнергии, что в свою очередь привело к увеличению перекрестного субсидирования за счет промышленности.

Кроме перекрестного  субсидирования населения, на размер тарифа для промышленности оказывает влияние  перекрестное субсидированное других льготных групп потребителей, теплоэнергия которым отпускается по тарифу ниже себестоимости: больничным учреждениям Минздрава; теплично-парниковым хозяйствам и др.

Таким образом, действующая  система тарифообразования в  республике нуждается в совершенствовании.

Суть основных принципов тарифной политики с точки зрения энергосбережения формулируется следующим образом:

1. Уровень тарифов  на электро- и теплоэнергию, а  также цен на топливо должен  создать экономические условия,  обеспечивающие развитие энергосберегающих технологий в производственных процессах производителей и потребителей ТЭР.

2. Тарифы на все  виды энергоносителей должны  обеспечивать сбалансированность социально-экономических интересов производителей и общества, и, в первую очередь, сведение к минимуму перекрестного субсидирования льготируемых групп потребителей с принятием адекватных мер по защите малоимущих слоев населения.

3. Обеспечение для  заинтересованных лиц открытости  и доступности материалов по  рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также цен на топливо.

4. Ответственность органов,  занимающихся государственным регулированием  тарифов и цен, за экономическую  обоснованность тарифов, за своевременность их внедрения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

5. Основным движущим  механизмом снижения затрат должна  стать конкуренция производителей  и поставщиков энергии.

6. Устанавливать и  оперативно корректировать тарифы  на все виды энергоносителей  по утвержденным методикам должны  энергоснабжающие организации под контролем энергетических комиссий, Минэкономики, Госкомэнергосбережения и облисполкомов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андрижиевский А.А. Энергосбережение и энергетический менеджмент: учеб. пособ. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 294с.
  2. Паневчик, В.В. Основы энергосбережения: практикум. – Минск: БГЭУ, 2007. – 195с.
  3. Постановление Министерства экономики Респулики Беларусь от 30 июня 2011 г. № 100 «О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».
  4. Самойлов М.В. Основы энергосбережения: Учеб. пособие / М.В.Самойлов, В.В. Паневчик, А.Н.Ковалев. – Минск: БГЭУ, 2002. – 198с.

 




Информация о работе Система тарифообразования на энергию в Республике Беларусь и промышленно-развитых странах, ее достоинства и недостатки