Ситуационное моделирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Любая цель достижима - важно правильно увидеть ситуацию.
Ситуационный центр – совокупность интеллектуально организованных рабочих мест с автоматизированными операциями закачки и пополнения информации (включая конверторы данных), процедурами построения моделей, анализа ситуации, прогона моделей, графического представления проигранных сценариев – где на практике применяется ситуационное моделирование.

Файлы: 1 файл

ситуац. мод..doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

2. Ситуационное Моделирование

 

Любая цель достижима - важно правильно увидеть ситуацию.

Ситуационный центр  – совокупность интеллектуально  организованных рабочих мест с автоматизированными  операциями закачки и пополнения информации (включая конверторы данных), процедурами построения моделей, анализа ситуации, прогона моделей, графического представления проигранных сценариев – где на практике применяется ситуационное моделирование.

 

Сущность понятия «Ситуационное Моделирование»

 

Сегодня одним из эффективных способов анализа развития критических ситуаций, а также функционирования сложных организационно-технических систем являются системы ситуационного моделирования.

Ситуационное моделирование  позволяет решать такие задачи, как  мониторинг данных, анализ тенденций развития ситуации, прогнозирование и моделирование поведения на стратегическом и оперативном уровнях.

Системы ситуационного  моделирования являются универсальным  инструментом управления и поддержки  принятия решения в крупнейших организациях, органах государственной власти и других различных компаниях.

В жизненном цикле  любой системы (как технологической, так и организационной) можно  выделить два основных этапа: этап синтеза  системы и этап функционирования ее. Причем синтез системы и анализ ее функционирования представляют собой два различных, хотя и взаимосвязанных, процесса.

Специфика предметной области  организационных систем состоит  в самом описании (моделировании) их как уникального объекта управления, учета в этом описании не только его специфической структуры и особенностей функционирования, но и поведения людей, и возможностей эволюции объекта во времени. При этом требуется использовать такой подход, который на едином языке давал бы возможность описывать как объект управления и его функционирование, так и процедуру управления им. Именно таким подходом и является ситуационное управление, базирующееся на ситуационных моделях [1].

Целью моделирования является формирование информационного контекста, на фоне которого протекают процессы организационного управления. Это достаточно четко разграничивает понятия ситуационного моделирования и ситуационного управления.

Кроме того, ситуационное моделирование в рамках операционального подхода (операционально-ситуационное моделирование) имеет целью выделение  функций организационного управления, их анализ, формулировку методов и алгоритмов описания функциональных ситуаций (специфических функциональных задач в рамках процессов функционирования организаций)

На основе этих понятий  концептуальная модель ситуационного управления в организационной системе образуется двумя системообразующими компонентами: ситуационная модель объекта организационного управления и ситуационный решатель, обеспечивающий поддержку принятия решений управленцем.

Ситуационная  модель функциональных процессов - объекта организационного управления - строится на основе известных методов проектирования информационной системы организационного управления (ИСОУ), которые, условно сгруппированы как: структурно-функциональные; виртуальные (универсальные); функционально-технологические; объектные. Очевидно, что таким образом выделенные группы сильно взаимосвязаны и существенно пересекаются по содержанию. Однако структурно-функциональный анализ является методологическим стержнем практически во всех методах проектирования ИС.

В рамках приведенной  концепции были разработаны теоретические  основы методов ситуационного моделирования, позволяющие в конечном итоге  синтезировать обобщенную структуру комплекса прикладного программного обеспечения информационной системы (КППО ИС), обеспечивающей автоматизированную поддержку эффективного функционирования в предметных областях централизованных иерархических организаций со структурной специализацией.

Методологический подход к синтезу КППО ИС заключается  в следующем: группа субъектов моделирования (образованная из системных аналитиков, специалистов-предметников и программистов), используя информационно-аналитическую поддержку, базирующуюся на информационно-логических моделях аналитических суждений, в соответствии с предложенными технологиями системно-структурного и операционально-ситуационного моделирования, строит комплекс алгоритмических моделей, описывающих процессы функционирования и организационного управления для частных функциональных задач в предметной области централизованной иерархической организации со структурной специализацией. Эти алгоритмы и являются основой для разработки требуемых пакетов прикладных программ (ППП) комплекса.

Кроме того, в рамках синтезируемой  структуры в максимально возможной  степени отражаются процессы взаимодействия компонентов КППО. Так в процессе моделирования эта группа может использовать пакеты прикладных программ, реализованные на основе алгоритмов управления служебными заданиями и алгоритмов поддержки решения диагностических задач с применением методов экспертных оценок, что обеспечивает необходимые коммуникативные взаимосвязи членов группы моделирования в рамках той же информационной среды.

Таким образом, КППО ИС в  целом позволяет реализовать  предложенную концепцию ситуационного  моделирования и сформировать информационный контекст организационного управления в рамках предметной области централизованных иерархических организаций со структурной специализацией. Примером реализации такого комплекса может служить программа Ситуационного моделирования качества обучения в вузе.

Способ  ситуационного моделирования — это технология, ориентированная на решение конкурсных задач в условиях социально-экономической, политической и социально-психологической нестабильности.

Преимущество способа ситуационного моделирования заключается в возможности решать задачи конкурсного отбора в экстремальных социально-политических и социально-психологических условиях.

Недостаток — в длительности и высокой стоимости.

Процедуры конкурса конструируются применительно к задаче отбора.

Решение задачи по выбору процедур основывается на избранной  парадигме конкурса. В зависимости  от сочетания управленческих форм и  их удельного веса в организационной  культуре предприятия вырабатываются рекомендации разработчикам конкурса по использованию тех или иных процедур. Один из возможных методов определения удельного веса управленческих форм — экспертная оценка организационной культуры предприятия. Результат этой оценки может выражаться в процентах наличия той или иной управленческой формы и представляться в виде диаграммы — круга с долями. В зависимости от их сочетания возможно включение процедур, используемых в других парадигмах конкурса, проводимых при доминировании этих управленческих форм.

 

Процедуры и  методы

Парадигма Тестирование Ролевые игры Ситуационное моделирование Групповая дискуссия Собеседование Публичное выступление Опрос общественного мнения Анализ документов Оценка рефератов Экспертный опрос

Подбор0–––+––+0+

Выборы–––+0++0––

Отбор++++0+0+++


 

Приняты обозначения:

“+” — оптимальность использования данной процедуры в рамках парадигмы;

“–” — несовместимость  с парадигмой использования данной процедуры;

“0” — незначительность результатов данной процедуры в  рамках парадигмы.

Целесообразность использования  конкретных методов (или их сочетания) производится в соответствии с двумя принципами: адекватностью конкурсных процедур сложившейся ситуации имеющимся ресурсам и целям организаторов конкурса; сочетаемостью конкурсных процедур между собой с учетом избранных парадигм проведения конкурса.

Разработаны научные  основы ситуационного моделирования, системно-структурные модели на теоретико-множественном  уровне с учетом рационального выбора отношений распределения ответственности  между субъектами управления в условиях жесткой централизации; операционально-ситуационные модели в виде информационно-логических граф-схем, поддерживающие синтез информационных технологий моделирования; информационные технологии ситуационного моделирования в терминах введенных понятий, которые адекватно согласуются с моделями SADT-методологии. Построены инструментальные средства в виде предметно-ориентированных информационных технологий, алгоритмов и комплекса программ, реализующих в рамках информационных системы человеко-машинные процедуры мониторинга и формирования жесткоцентрализованных управленческих воздействий в условиях профессиональной деятельности субъектов иерархических организаций со структурной специализацией.

2.3 Cитуационное моделирование на основе качественных рассуждений

 

Качественный подход сводит подробное описание процесса к самым основным, простейшим зависимостям, отражающим причинно-следственные связи между параметрами. В статье рассматривается описание и построение качественной ситуационной модели и ее взаимосвязь с нечеткими моделями. В статье рассматриваются ситуационные модели, имеющие два уровня описания: на основе нечетких множеств - на нижнем уровне, и на основе качественных оценок, которые явлются терм-множествами лингвистических переменных, - на верхнем уровне. На терм-множестве лингвистических переменных строится многозначная логика, в терминах которой описывается ситуация. Показано, что существуют гомоморфизмы из нечеткой ситуационной модели в модели на основе трехзначной логики Поста. Рассмотрены основные задачи ситуационного моделирования: распознавание входной ситуации, описывающей состояние объекта, и идентификация эталонного класса, к которому принадлежит текущая ситуация.

 

2.4 Проблемно-ситуационное моделирование регионального управления

 

В конце XX - начале XXI вв. инновации становятся главным действующим лицом теоретических сценариев и практических реализации современной научно-технической революции, несколько оттеснив инвестиции, господствовавшие много лет в качестве главного фактора экономического роста. Повышение роли инновации вызвано изменением рыночной ситуаций.

Важнейшее направление  деятельности администрации - инновационный  потенциал соответствующего региона, представляющий собой совокупность кадровых, социальных, правовых, материальнотехнических, информационных и других ресурсов, предназначенных для собственного развития, что открывает возможности для появления инновационной восприимчивости и активности.

Отличительными признаками инновационного предпринимательства являются свобода выбора направлений, методов и партнеров деятельности, инициативность, самостоятельность принятия решений, ответственность за их последствия, ориентация на коммерческий успех в настоящем и будущем.

Принимая перспективную стратегию, администрация должна учитывать  четыре фактора: уровень риска, знание прошлых стратегий и результатов их реализации, фактор времени, реакция на владельцев.

Для эффективного выбора необходимо использовать коллективный разум, который лучше всего можно реализовать в процессе игрового моделирования. Проблемно-ситуационные игры (ПСИ), разработанные авторами, определяются как одно из средств коллективного рассмотрения разрешения большого класса проблемных ситуаций, нацеленных на выход в пространство профессиональных и предметных задач. В ПСИ решение проблемы заключается в выработке программы действий и направления движения выхода из затруднений. Линия развития личности присутствует обязательно, ибо без этого трудно отыскать позитивную программу и, главное, невозможно будет ее реализовать.

В результате проведения большинства ПСИ с участием авторов было достигнуто понимание того, что основные результаты заключаются не только в масштабе и уровне рассмотренных, решений, но и в умении моделировать новые перспективные ситуации и находить средства для их реализации, что обусловливает непрерывное развитие управленцев и их эффективное функционирование в профессиональной деятельности,

При использовании ПСИ  в решении управленческих проблем  могут быть получены содержательные социальные, психологические, педагогические и методологические результаты. Далеко не всегда возможно их получить, однако осмысление спектра возможностей этой технологии позволяет выбрать направленность самого процесса моделирования и определить крут участников.

Технологии  проблемно-ситуационного моделирования  неоднократно использовались в разработке бизнес-планов и инновационных проектов студентами и слушателями вузов и ИПК. а также в организациях различного типа. Особняком стоит применение этих технологий для разработки социально-экономических программ регионов. Цель подобных игр - выработка основных направлений деятельности районов и соорганизация усилий по созданию условий их успешного развития в сложных современных условиях. По материалам игры получены результаты, которые будут ориентиром в деятельности районной администрации.

В процессе проблемно-ситуационного  моделирования выполняется большой  комплекс работ, в т.ч. анализ информации по рассматриваемой проблеме, подготовка рабочего сценария, проведение нескольких совещаний с заказчиком и технической командой, разработка и тиражирование игровых форм, проведение собственно самой игры, обработка результатов и подготовка итогового документа.

Информация о работе Ситуационное моделирование