Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Смешанная экономика. Современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, где эффективный рыночный механизм дополняется государственным регулированием. Роль государства сводится, прежде всего, к созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, совершенствования рыночной инфраструктуры, обеспечению определенных социальных гарантий для населения, решению общенациональных проблем и задач.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1.Устройство смешанной экономики……………………………………5
1.Сущность смешанной экономики……………………………………………..5
2.Модели смешанной экономики…………………………………………….....9
Глава 2. Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан…14
1.Этапы и особенности формирования смешанной экономики Казахстана.14
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы …………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 54.38 Кб (Скачать файл)

Германская  модель, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная  свобода как условие функционирования  рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции;

- социальное  равенство - рыночное распределение  доходов обусловлено объемом  вложенного капитала или количеством  индивидуальных усилий, в то время  как достижение относительного  равенства требует энергичной  социальной политики. Социальная  политика опирается на поиск  компромиссов между группами, имеющими  противоположные интересы, а также  на прямое участие государства  в предоставлении социальных  благ, например, в жилищном строительстве;

- стимулирование  технологических и организационных  инноваций;

- проведение  структурной политики;

- защита  и поощрение конкуренции. Перечисленные  особенности германской модели  есть производные от основополагающих  принципов социальной рыночной  экономики, первым из которых  является органическое единство  рынка и государства. 

  • Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала[9, с. 26.].
  • Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия "смешанная система хозяйства"[9, с. 27.].

ГЛАВА 2. Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан

 

2.1. Особенности смешанной экономики в условиях Республики Казахстан

 

С момента  обретения государственной независимости  в Казахстане осуществлялись преобразования, направленные на создание экономики  рыночного типа. Учитывая сложившиеся  социально-экономические и политические условия, отсутствие опыта и традиций государственного управления рыночной экономикой, необходимо было определить будущий тип государственного устройства, характер и способы защиты национальной безопасности.

Как известно, кризис экономики Казахстана, как  и всего бывшего Советского Союза, начал проявляться с середины семидесятых годов и выражался  в снижении темпов роста и эффективности  производства, нарастании технического и технологического отставания от развитых стран. В этой связи в центр  экономической политики были поставлены вопросы повышения эффективности  общественного производства, в частности  путем ускоренного внедрения  рыночных методов ведения хозяйства. Предполагалось осуществить достаточно плавный переход от централизованной экономики к рыночной системе  ведения хозяйства, были разработаны  ряд программ такого перехода.

Первый  этап радикальной экономической  реформы в Казахстане в этой связи  начался в конце 80-х годов и  продолжался по 1991 год, когда союзным  и республиканским правительствами  были сделаны попытки радикально перестроить хозяйственный механизм в целом, отказаться от чрезмерной централизации  и предоставить больше прав непосредственно  хозяйствующим субъектам. Однако, совершенствование  хозяйственного механизма ограничивалось лишь внедрением отдельных мер по расширению прав товаропроизводителей в рамках сохранения достаточно жесткой  системы централизованного планирования производства, распределения материально-технических  и финансовых ресурсов, не затрагивая при этом саму экономическую систему, а главное, не затрагивая отношения  собственности.

Характерной чертой того времени стало уклонение  товаропроизводителей от поставок продукции  по госзаказу по фиксированным ценам, преимущественное использование договорных цен, необоснованное увеличение заработной платы. Это привело к вынужденной  эмиссии денег, не подкрепленных  соответствующими товарными ресурсами. Таким образом, подавленная инфляция переросла в открытую форму, инфляционные процессы усилились и, соответственно, усилились кризисные явления  в экономической и политической сферах.

Второй  этап экономических реформ охватывает период 1992-1993 г.г. - с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Казахстан  эти годы полностью зависел от изменений социально-экономической  и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались  половинчатостью, следовали в фарватере  российской политики. В первую очередь  это относилось к денежно-кредитной  и бюджетной политике, которая  в условиях единой валюты диктовалась  Центральным Банком РФ.

Следующий этап экономических преобразований в Казахстане начался с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций  в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.

На этом этапе началось формирование самостоятельной  макроэкономической политики, которая, к сожалению, осуществлялась непоследовательно  и не комплексно. Непоследовательность, в частности, выразилась в попытке  решить проблему неплатежей посредством  предоставления предприятиям эмиссионных  директивных кредитов для погашения  задолженности в растянувшемся  во времени процессе либерализации  цен, что только усугубило инфляционные процессы.

Как известно, в основе самостоятельной экономической  политики, проводимой Правительством Республики Казахстан, был заложен  стандартный пакет антикризисных  мер, который рекомендовали Международный  Валютный Фонд и другие международные  финансовые организации:

- уменьшение  роли государства в непосредственном  управлении социально-экономическими  процессами в стране, отказ от  директивных методов в пользу  рыночных механизмов;

- либерализация  цен и заработной платы;

- либерализация  внешнеэкономической деятельности;

- создание  условий развития негосударственного  сектора экономики, приватизация  государственной собственности;

- рационализация  государственных расходов;

- сведение  до минимума дефицита государственного  бюджета;

- осуществление  коренных институциональных преобразований  в стране;

- повышение  эффективности финансовой сферы;

  • проведение жесткой антиинфляционной политики.

В соответствии с Программой и Планом действий Правительства  с 1995 года по настоящее время более  или менее последовательно проводится курс ограничительной денежно-кредитной  и бюджетной политики, либерализации  внешнеэкономической деятельности, реформирования отношений собственности и формирования рыночной инфраструктуры.

В рассматриваемый  период времени был задействован механизм санации и процедуры  банкротства несостоятельных предприятий. Последовательно проводилась структурная  перестройка и демонополизация  экономики с целью создания конкурентной среды. В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов велось строительство объектов жизнеобеспечения - электроэнергетики, транспорта (включая транспортировку  нефти и газа) и связи, переработки  сельскохозяйственной продукции, а  также строительство приоритетных объектов со строительной готовностью  не ниже 85%.

Бюджетная политика в целом адаптировалась к неблагоприятным экономическим  условиям, связанным с резким сокращением  доходной части, и была ориентирована  на стратегию выживания, финансирования наиболее неотложных социально-экономических  мероприятий. При этом, правда, бюджет в значительной степени утратил  такие важные функции, как инвестиционную, инновационную, структурообразующую, социальную. Меры по сокращению бюджетных  расходов на социальные нужды сопровождались усилением адресности социальной защиты малоимущих слоев населения. В 1996 году была начата реализация новой Программы  действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы. В рассматриваемый период времени были разработаны и приняты  такие важные документы как: среднесрочная  программа дальнейшего реформирования банковского сектора на 1996-1998 годы; программы поэтапной передачи объектов социальной сферы хозяйствующих  субъектов на местные бюджеты; развития рынка ценных бумаг; развития страхового рынка; повышения занятости населения; развития малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательства; приватизации и реструктуризации государственной  собственности на 1996-1998 годы (III этап) и другие, которые были направлены на закрепление уже свершившихся институциональных преобразований и создание предпосылок для инвестиционной и деловой активности.

Несмотря  на неоднозначные оценки и различное  отношение к проводимой в Республике Казахстан реформе, реализация антикризисных  программ создала организационно-правовые и экономические предпосылки  для перехода к рыночной экономике. В этой связи следует отметить, что социально-экономические реформы  в Казахстане в целом проходят противоречиво и с огромными  сложностями, а потому с переменными  успехами и провалами, с наличием ряда принципиальных позитивных сдвигов, произошедших в 1992-1997 г.г. в обществе и экономике и негативных социально-экономических  последствий рыночной трансформации.

Переход Казахстана от социалистической системы  к рыночной (и многоукладной) экономике  вызвал серьезные изменения в  социальной структуре, которые имеют  долговременные последствия. По данным переписи 1999 г., в сельском хозяйстве  были заняты 21,9% трудоспособного населения, в промышленности и строительстве  — 18,3% трудоспособного населения, в  сфере услуг — 59,8% трудоспособного  населения[1]. В 2004 г. это соотношение  несколько изменилось. По данным Агентства  РК по статистике, в 2004 г. в сельском хозяйстве были заняты 32% населения, в промышленности и строительстве  — 18%, в сфере услуг — 50% населения[1]. По данным Всемирного банка, в Казахстане в 2002 г. насчитывалось 2,6% безработных  от общей численности трудоспособного  населения[2]. В то же время число  официально зарегистрированных безработных  в 2004 г. составило 1,5% трудоспособного  населения[1].

Для поддержания  дальнейшего политического роста  и развития в условиях кризиса  на мировых рынках капиталов, а также  роста ценовой конъюнктуры особое значение приобретает необходимость  формирования системы прогнозирования  и адекватного реагирования на внешние  изменения. Данная система должна объединять ресурсы экономического и административного  воздействия на деятельность субъектов  экономики – с тем, чтобы нейтрализовать угрозы и в полной мере использовать возможности внешней среды.

С этой точки  зрения целесообразно усилить позицию  государства во всех сферах экономики, что позволит более эффективно защищать собственные экономические интересы. Тенденции мировой экономики  состоят в том, что в жесткой  конкурентной борьбе могут выстоять только мощные национальные корпорации, создание которых без участия  государства на данном этапе представляется невозможным. Пристального внимания требуют  и вопросы стабильности финансовой системы государства, так как  ее состояние и возможности развития определяют условия роста экономики.

В целом  казахстанская модель развития, определяемая движением от экономики к политике, вполне доказала свою жизнеспособность. Она содержит потенциал будущего устойчивого развития при сохранении ее сути, когда для формирования сильного государства необходима стабильная экономическая основа, а для реализации экономической стратегии – стабильность внутренних и внешних политических приоритетов.

Произошедшие  в последние годы преобразования произвели и определенное положительное  воздействие на социальную сферу  страны: начали расти доходы населения, создаваться новые рабочие места, возросли расходы государственного бюджета на социальные нужды. Динамика основных показателей социального  развития приводится в таблице:

 

Таблица 1

 Динамика основных показателей  социального развития

Республики Казахстана за 1995 - 1999 гг. [ 1]

 

1995

1996

1997

1998

1999

Динамика дохода населения (тенге)

Среднемесячная начисленная заработная плата 

4786

6841

8541

9683

10984

Среднемесячный прожиточный минимум  населения

...

...

3505

3716

3394

Среднегодовой доход на душу населения

20646

28450

34187

36241

40986

Удельный вес трудовых доходов  в денежных доходах населения, процентов

73

72

74

74

73

Среднемесячная заработная плата  по промышленности, тенге

7792

10198

12489

13465

18007

Расходы государственного бюджета на социальные нужды (млн.тенге)

Образование

45830

65608

73375

69462

77912

Здравоохранение

29954

35743

35270

26024

44474

Социальное обеспечение и социальная помощь

7837

9212

26566

53618

158942


 

Подведение  итогов десятилетнего реформирования экономики Казахстана в условиях суверенитета свидетельствует об успешной реализации широкого круга сложных  задач, стоявших перед страной. В  результате проведения масштабных преобразований полностью реформирована хозяйственная  система, сформирована система экономических  отношений, базирующаяся на принципах  либеральной открытой рыночной экономики, создана и развивается комплексная  система управления, адекватная как  стандартам развитого рынка, так  и особенностям национальной экономической  среды.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма  и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма  и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой.

Информация о работе Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности