Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 10:08, курсовая работа
Складывающиеся рыночные отношения в отечественном экономическом пространстве стимулируют возможности отхода от традиционного управления предприятием, обусловливают неизбежность и экономическую целесообразность перехода от управления как такового к менеджменту и маркетингу, тре¬буют создания системы эффективных алгоритмов принятия управленческих решений с учетом изменения рыночной конъюнктуры.
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема вертикальной интеграции и совершенствования структуры нефтяных компаний путем образования вертикально-интегрированных структур, объединяющих в единое целое всю технологическую цепочку.
Введение 3
1. Теоретические основы вертикальной интеграции. 5
1.1 Понятие вертикальной интеграции 5
1.2 Выгоды и издержки вертикальной интеграции. 9
2.Вертикальная интеграция на примере российских нефтяных компаний. 13
2.1. Предпосылки вертикальной интеграции 13
2.2. Особенности российских ВИНК 17
2.3. Преодоление возможных негативных последствий вертикальной интеграции 24
Анализ ситуации на рынке труда на основе теории игр 26
3. Концепция устойчивого развития нефтяной компании 30
Заключение 33
Список использованной литературы: 35
Одним из важнейших средств нейтрализации негативных последствий интеграции, вызываемых жесткой увязкой ресурсов в вертикально-интегрированных компаниях и их слабой маневренностью, является диверсификация их хозяйственной деятельности. Фирмы могут покупать компании, действующие в других сферах бизнеса, сотрудничать с другими компаниями и организациями в области научно-исследовательских работ с целью создания потенциала научных исследований и разработок, ориентированных на новые для фирмы технологии и рынки сбыта.
На практике вертикально интегрированные компании прибегают ко всем указанным методам диверсификации. При этом, как показывает практика, диверсификация компаний в отрасли, не связанная с основным направлением ее деятельности ни технологией, ни сбытом, часто кончается неудачей и компания рано или поздно вынуждена уходить из таких отраслей.
Сложные проблемы, возникающие при попытках диверсификации вертикально интегрированных фирм в плохо знакомые им сферы бизнеса, по-видимому, и объясняют четко проявившуюся в последние годы в деятельности этих фирм тенденцию направлять ресурсы на те направления, в которых они обладают наиболее мощным технологическим и сбытовым потенциалом.
Другое важное направление усиления гибкости и повышения эффективности ВИНК — преодоление изоляции подразделений компании от рыночной среды путем предоставления управляющим этих подразделений определенной свободы выбора между рыночной сделкой и внутрифирменной операцией.
Широкое распространение получает частичная интеграция, при которой часть продукции, используемой компанией, закупается на рынке, а остальная производится на собственных предприятиях.
Частичная интеграция позволяет компании сопоставлять свою продукцию в отношении ее качества и величины издержек производства с продукцией конкурентов, что важно как для оценки эффективности своих подразделений, так и при заключении контрактов с независимыми компаниями.
Сильное влияние на стратегический выбор компании за или против вертикальной интеграции оказывают особенности ситуации на конкретных рынках и в конкретных отраслях. Нередко решение в пользу интеграции вызывается стремлением фирмы ослабить зависимость от компаний-поставщиков (в случае "интеграции вниз") или компаний-покупателей продукции фирмы (в случае "интеграции вверх") в случае, если эти компании способны навязать фирме невыгодные ей условия в отношении цен, поставок, закупок ее продукции, доступа к распределительно-сбытовой сети и т.п. Важную роль при выборе в пользу стратегии вертикальной интеграции играют и соображения, определяемые стремлением фирмы усилить препятствия на пути доступа реальных и потенциальных конкурентов в сферу ее деятельности и тем самым укрепить свои рыночные позиции.
Предположим, что в нефтяном бизнесе у предпринимателя стоит вопрос о том, в каком направлении ему развиваться. Перед ним стоит три варианта, первый это специализироваться только на добычи нефти, второй – добывать и перерабатывать нефти, либо же еще и осуществлять сбыт готовой продукции через свои филиалы и специализированные подразделения. Выбор отрасли осуществляется по двум основным критериям это доходность и безвредность для окружающей среды. Проведенный анализ дает следующие оценки.
Критерии |
Компания | ||
Компания, специализирующаяся на добычи нефти (А) |
Компания, специализирующаяся на добычи нефти и ее переработки (В) |
Компания, специализирующаяся на добычи нефти и её сбыта (С) | |
Доходность 80% |
20% |
32% |
48% |
Безвредность внешней среды 20% |
67% |
18% |
15% |
Компания А: 0,8*02+0,2*0,67=0,294
Компания В: 0,8*0,32+0,2*0,18=0,292
Компания С: 0,8*0,48+0,2*0,15=0,414
На основе этих вычислений компания С получает наивысший комбинированный вес, и следовательно является наиболее оптимальным выбором.
Составим матрицу сравнения А:
Относительные веса критериев R и L могут быть определенны путем деления элементов каждого столбца на сумму элементов этого же столбца. Следовательно, для нормализации матрицы А делим элементы первого столбца на величину 1+4=5, элементы второго столбца – на величину 1+1/4=1,25.
Средние значение элементов строк.
В результате вычислений получили и .
Относительные веса альтернативных решений, соответствующих компаниям А, В и С, вычисляются в пределах каждого критерия R и L с использованием следующих двух матриц сравнения.
Суммы элементов столбцов: =[5;3,125;2,08] и =[1,49;5,55;6,66]
Величины ()=(0,2;0,32;0,48) дают соответствующие веса для компаний А,В,С с точки зрения доходности. Аналогично величины ()=(0.68;0,18;0,15) являются относительными весами, касающиеся безвредности окружающей среды.
Коэффициент согласованности
CR=0.00069 ≤ 0.1, следовательно, уровень несогласованности
является приемлемым.
3. Концепция устойчивого развития нефтяной компании
1997 год стал переломным для России и для нефтяных компаний. Это был год завершения экономического кризиса и начала экономического подъема. В 1997 г. впервые после длительного падения увеличилась добыча нефти. В большинстве компаний определился новый частный собственник. Нефтяные компании утвердились на фондовом рынке. Некоторые из них («ЛУКойл», «Татнефть») получили международное признание. Резко сократилась задолженность нефтяного комплекса федеральному бюджету. В целом нефтяной комплекс страны в основном реорганизован и практически готов к началу экономического роста.
В связи с этим встает вопрос о характере и путях такого роста в условиях новой конкурентной среды, его эффективности, непротиворечивости социальным и экологическим критериям.
Выход состоит в создании научно обоснованной концепции и моделей устойчивого развития нефтяных компаний с решением на этой основе практических задач.
Суть нового подхода — целевая ориентация на одновременное и взаимосвязанное увеличение ресурсно-производственного потенциала, повышение финансовых результатов, обеспечение социальной и экологической безопасности. Это означает, что долгосрочное и стабильное увеличение прибыли как критерий успеха в условиях рыночной экономики должно иметь прочное, постоянно укрепляемое ресурсно-производственное основание, придающее росту финансовых результатов деятельности нефтяных компаний необходимую устойчивость. При этом обязательным условием является решение социальных задач и достижение экологической безопасности.
Цели устойчивого развития определяют потребность в реструктуризации нефтяных компаний — процессах их внутреннего качественного обновления и структурной реорганизации для соответствия жестким требованиям современной рыночной экономики.
Необходимые для устойчивого развития нефтяных компаний стратегические системные изменения в управлении включают:
Серьезным препятствием на пути устойчивого развития нефтяных компаний является дефицит источников финансирования инвестиций. Собственные источники удовлетворяют их потребности не более чем на 60-70%, а российский финансовый рынок не ориентирован на реальный сектор экономики. В этих условиях дополнительными источниками инвестиционного финансирования могут стать акционерные и заемные, в том числе иностранные, ресурсы. Но эти деньги являются для компании дорогими и требуют введения специального проектного управления с созданием системы гарантированной эффективности каждого инвестиционного доллара и рубля.
В заключение необходимо подчеркнуть, что концепция устойчивого развития нефтяных компаний также находится в развитии. Она постоянно обогащается практическим опытом деятельности компаний, совершенствованием компьютерных программ многовариантных расчетов.
Конечно, модельные расчеты будущего нефтяных компаний не исключают опоры на управленческий и инженерный опыт, потому что практика всегда богаче ее электронных аналогов, а жизнь полна политических и экономических сюрпризов. Знать их заранее просто невозможно.
И все же моделирование устойчивого развития нефтяных компаний позволяет в значительной степени предвидеть многие угрозы и возможности. Это значит, что мы можем своевременно подготовиться к встрече с ними.
Таким образом, устойчивая положительная динамика показателей нефтяных компаний уже сейчас и тем более в будущем прямо определяется реализуемыми компаниями стратегиями развития и управления. И чем более такие стратегии будут обоснованы, перспективны и глобальны, тем выше будет достигаемый результат.
Условия работы нефтяных компаний в России характеризуются неустойчивостью и резкими изменениями параметров общей экономической ситуации — темпов инфляции, динамики валютного курса, изменениями межотраслевых соотношений цен, реальных доходов населения, спадом производства в крупных секторах.
В условиях высокой неопределенности и неустойчивости экономической ситуации вертикально интегрированные компании имеют существенные преимущества перед независимыми производственными и посредническими фирмами как с точки зрения выживания входящих в них подразделений, так и с точки зрения нормализации общей экономической обстановки в стране. Интеграция позволяет повысить эффективность функционирования компании и ее выживаемость в конкурентной борьбе. Преимуществом интегрированной компании является сбалансированность сбыта. Когда цена на нефть падает, прибыль добывающих подразделений уменьшается, но нефтепереработка и нефтехимические производства увеличивают прибыль, так как понижение стоимости сырья, как правило, больше, чем уменьшение стоимости продукта, поэтому потери одного компенсируются приобретениями другого подразделения.
В целом, как показывает практика, вертикальная интеграция компаний, занятых нефтяным бизнесом, имеет конкурентные преимущества перед предприятиями и фирмами специализированного типа.
Реализуя свои стратегии, отечественные нефтегазовые компании могут в перспективе конкурировать с аналогичным зарубежным компаниями не только за счет наличия богатейших запасов нефти и газа и дешевой рабочей силы (т.е. природными, сырьевыми качествами, что, несомненно, является большим плюсом и резервом), но и своими развитыми качествами, полученными в результате реализации собственных оригинальных управленческих решений и подходов, знаний и идей.
Крупнейшие нефтяные компании при реализации долгосрочных целей устойчивого развития должны четко определять глобальную перспективу бизнеса, ориентируясь на новые технологии и партнерство с другими хозяйствующими субъектами с целью увеличения стоимости компании.
Использование преимуществ единой стратегии управления и ориентированность на ключевые факторы успеха компании требуют консолидации финансовых результатов дочерних предприятий, а также введения принципов консолидированного налогообложения. Особое значение в нефтяной промышленности придается гибкому налоговому законодательству, обеспечивающему оптимальный режим деятельности ТЭК и сбалансированность интересов различных участников.
Информация о работе Смысл и принципы вертикальной интеграции