Социальная инфраструктура региона. Показатели развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 05:56, контрольная работа

Описание работы

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная инфраструктура региона и ее развитие. В России государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения в социальной инфраструктуре. Реализуются национальные проекты, направленные на повышение качества жизни граждан. На сегодняшний день оценка результатов реализации приоритетных национальных проектов неоднозначна. Одним из направлений государственного регулирования экономики является социальная инфраструктура региона и ее развитие. Как сущность, так и классификация социальной инфраструктуры в работах экономистов рассматривается по-разному. Социальная инфраструктура рассматривается в единстве формы и содержания, явления и сущности, общего и особенного

Содержание работы

Вопрос
3
Задача №1
12
Задача № 2
13
Тесты
15
Список литературы

Файлы: 1 файл

региональный экономический анализ 10 вариант.docx

— 143.26 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Вопрос    

3

Задача №1

12

Задача № 2

13

Тесты

15

Список  литературы                                                    

18




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос

Социальная инфраструктура региона. Показатели развития

Одним из ключевых направлений  государственного регулирования экономики  является социальная инфраструктура региона  и ее развитие. В России государство  на разных уровнях предпринимает  меры по стабилизации и улучшению  положения в социальной инфраструктуре. Реализуются национальные проекты, направленные на повышение качества жизни граждан. На сегодняшний день оценка результатов реализации приоритетных национальных проектов неоднозначна.  Одним из направлений государственного регулирования экономики является социальная инфраструктура региона и ее развитие. Как сущность, так и классификация социальной инфраструктуры в работах экономистов рассматривается по-разному. Социальная  инфраструктура рассматривается в единстве формы и содержания, явления и сущности, общего и особенного. По форме социальная инфраструктура предстает как совокупность предприятий различных форм собственности и различных отраслей, объединенных функцией производства услуг населению. По содержанию социальная инфраструктура является сложной, многоуровневой, иерархической мегасистемой, включающей элементы различной степени развитости, масштабности, функционального назначения. Как явление социальная инфраструктура представляет собой определенный способ удовлетворения потребностей населения в услугах. Сущность социальной инфраструктуры, на наш взгляд, есть отношения по поводу удовлетворения потребностей населения в особом социально-экономическом продукте – услугах. Общим для всех элементов социальной инфраструктуры, всех отраслей, предприятий, объектов является критерий «удовлетворение потребностей в услугах». Особенным для отраслей социальной инфраструктуры является территориальная локализация потребления услуг.

 

 

Нам представляется продуктивным выделение в рамках инфраструктуры трех ее составных частей: производственной, институциональной и социальной. Критерием проведения подобной классификации  является функциональное назначение того или другого вида инфраструктурной деятельности (рис. 1).

В России государство на разных уровнях  предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения в социальной инфраструктуре. Так, например, реализуются  национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни  граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье». Однако согласно проекту федерального бюджета на 2012г. при условии успешной реализации национальных проектов величина социальных расходов государства достигнет 15,5% ВВП.

 

Это меньше уровня финансирования социальных функций государства не только центральными правительствами развитых стран (21,6%), но и находящихся с нами в одной  категории стран с переходной экономикой (18%). На сегодняшний день оценка результатов реализации приоритетных национальных проектов неоднозначна. В последние годы наметилась тенденция передачи многих функций и социальных обязательств государства с федерального на субфедеральные уровни. Сложившиеся высокие диспропорции в социально-экономическом развитии регионов приводят к тому, что субъекты Федерации не могут выполнить социальные обязательства государства, нарушается принцип равной доступности потребления социальных благ и услуг гражданами на уровне минимальных гарантий. Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. Во многих отраслях социальной инфраструктуры (ЖКХ, здравоохранение, образование, наука и др.) работа имеет специфические условия и от качества ее функционирования зависит и стабильность протекания процессов производства, и качество жизни населения региона. Поэтому к хозяйствующим субъектам должны предъявляться особые требования. Важнейшим из таких требований является обеспечение бесперебойности процесса. То есть деятельность предприятий социальной инфраструктуры должна протекать таким образом, что бы исключить такой атрибут любой коммерческой деятельности как возможность банкротства. На предприятия социальной инфраструктуры помимо производственной, ложится и социальная функция, а это означает, что кроме обеспечения бесперебойности в поставке услуг, им необходимо обеспечивать и общедоступность производимых благ, т.к. производимая ими продукция и оказываемые услуги имеют ограниченные возможности замещения.

 

 

Если оценивать возможность  коммерциализации предприятий социальной инфраструктуры, то за ограничивающий фактор мы должны взять и то насколько тяжелым в финансовом отношении для населения станет переход к формированию тарифов в данной отрасли на принципах доходности в связи с низкой платежеспособностью населения во многих регионах. Следующим ограничивающим фактором является принадлежность большинства предприятий социальной инфраструктуры к сфере действия естественных монополий. Согласно определению, дающемуся в экономических словарях естественная монополия – это разновидность абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, т.к. позволяет удовлетворять большой совокупный спрос в условиях минимизации затрат; официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, или соображениями экономической выгоды для всего государства и населения.

Существуют некоторые предложения  по дроблению монополий в связи  с их социальной неэффективности. Здесь заметим то что: зачастую это технологически невозможно; в тех случаях, когда такое дробление технологически возможно, оно может оказаться экономически невыгодным и приведет к удорожание услуг, поскольку зачастую крупные структуры имеют неоспоримые преимущества перед малыми. В современных исследованиях достаточно монопольные проявления оправдываются эффективностью производства в крупных структурах.  Еще одной особенностью предприятий социальной инфраструктуры является их работа в секторах занимающихся производством общественных благ. Существует множество определений понятия общественное благо или общественный товар. Многие из услуг социальной инфраструктуры являются общественным благом, и коммерческое предприятие, как предприятие, ориентированное на получение прибыли откажется от работы в данном сегменте.

Таким образом, мы выделили ряд ограничений  характерных для отраслей социальной инфраструктуры, которые не позволяют  работать в данной сфере коммерческим предприятиям. В зависимости от конкретной отрасли они могут быть сильнее (ЖКХ, здравоохранение, образование, наука) или слабее (комплекс потребительского рынка, информационные коммуникации, пассажирский транспорт, рекреация, ветеринария, культура, искусство, досуг, физическая культура и спорт, туризм). Соответственно в тех отраслях, где коммерциализация не целесообразна, требуется оставить государственные предприятия, как соответствующие требованиям налагаемым принадлежностью к социальной инфраструктуре. При проведении реформ в социальной инфраструктуре следует учитывать тот факт, что технические и технологические особенности отраслей социальной инфраструктуры не позволяют предприятиям работать в режиме максимизации прибыли (такое положение характерно, например, для предприятий производящих общественные блага), что ограничивает возможности введения в данный комплекс отраслей рыночных схем хозяйствования. Кроме того, многие отрасли социальной инфраструктуры являются сферой действия естественных монополий, что приводит к необходимости особого контроля их деятельности со стороны государства.

При проведении реформ в ЖКХ следует  учитывать тот факт, что работа отраслей ЖКХ формирует общие  условия деятельности предприятий  и жизнедеятельности населения. Принципиально важным моментом в  функционировании предприятий отраслей ЖКХ заключается в том, что  их деятельность не связана с максимизацией чего бы то ни было (объемов предоставляемых услуг, величины полученной прибыли), а направлена на стабильное предоставление определённого количества услуг ограниченному числу потребителей. Анализируя сферу ЖКХ мы сталкиваемся с множеством факторов ограничивающих возможности коммерциализации данного сектора.

 

В сфере ЖКХ государство должно взять на себя ответственность по обеспечению: социальной защиты малоимущих граждан, гарантируя им жилищные условия  в соответствии с установленными социальными стандартами. Проведение реформы ЖКХ может изменить структуру  потребительских расходов населения. Если не удастся отладить четкое функционирование системы жилищных субсидий, это может  привести в современных условиях к ухудшению материального положения  примерно трети населения страны; соблюдению стандартов безопасности проживания граждан в жилищах и контролю качества продукции и услуг в  жилищной сфере. Невыполнение этого  обязательства государством может  привести к угрозе безопасности здоровья и жизни граждан. В сфере здравоохранения государство должно брать на себя большую часть ответственности, так как эта область социальной инфраструктуры специфична с точки зрения мотивации принятия экономическими агентами решений и их последствий. Государство, поощряя рыночные отношения, должно активно вмешиваться и контролировать развитие сферы здравоохранения, взять на себя ответственность за следующие мероприятия: проведение необходимых профилактических (текущих) осмотров и оказание медицинских услуг. При реализации этой установки возможно перераспределение ответственности на бизнес (привлечение с помощью различных методов и инструментов), так как результатом явится не только повышение числа отработанных человеко-дней и средней продолжительности жизни, но и экономия частных компаний на оплате больничных листов, формирование позитивного отношения к компании; обеспечение доступности гарантированного объема медицинских услуг и лекарственных средств всем гражданам, поддержка социально-незащищенных слоев населения, граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

 

 

 

Бюджетные средства должны распределяться между территориями страны и внутри регионов в зависимости от показателей  потребности в медицинской помощи для реализации программы государственных  гарантий, а не в зависимости от ресурсных показателей сети медицинских организаций; проведение дорогостоящих обследований и операций, так как в связи с низким уровнем жизни большинство россиян не могут себе позволить пользоваться услугами высококвалифицированных медицинских работников и дорогими лекарственными средствами (имеются в виду жизненно важные и не имеющие аналогов препараты). Эта проблема переходит в область нравственных и труднорешаемых. Оказание остальных медицинских услуг, возможность выбора альтернативных медицинских препаратов и медицинских учреждений должны осуществляться на основе рыночных отношений. Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Объем и уровень востребуемого образования и ответственность, различны. В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себе должно брать государство. Каждый гражданин имеет конституционное право на гарантированный уровень образования. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: мобилизация частных средств в систему образования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей. В области высшего образования ответственность должна быть распределена между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей. Средства предприятий направляются на оплату тех образовательных программ, в которых заинтересованы сами предприятия (короткие программы дополнительного профессионального образования). Эффективный спрос со стороны предприятий на образовательные услуги может возрасти по мере оживления реального сектора экономики.

 

В настоящее время в силу ограниченности платежеспособного спроса необходимо обеспечить опережающий рост бюджетного финансирования высшего образования с постепенным увеличением доли семейных бюджетов и средств предприятий. Государство должно обеспечивать общедоступность этого уровня образования путем реализации следующих программ: адресная социальная поддержка студентов из низкодоходных семей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей; развитие системы долгосрочного государственного кредитования лиц, желающих, но не имеющих финансовых возможностей оплатить свое образование. В области послевузовского образования основное бремя финансовой нагрузки ложится на государство. Поскольку научный потенциал страны высок, но он сокращается. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Государство должно создать экономические условия, при которых талантливые молодые люди смогут идти в науку, развивая ее. Участие бизнеса заключается в финансировании научных исследований и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундаментальной науки – задача государства. Сохранение культурного наследия для последующих поколений – задача, которая должна решаться на государственном уровне. Рынок не в состоянии с ней справиться. Необходимо выборочное бюджетное финансирование обеспечения сохранности ценных объектов и достижений отечественной культуры и истории, получивших мировое признание. Вместе с тем большое количество культурных мероприятий: концертов, выставок, музеев - вписываются в систему рыночных отношений, и поэтому государству здесь можно уйти от излишней финансовой опеки, оставив за собой общий контроль. На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы: существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной инфраструктуры. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения.

 

Система отношений в отраслях социальной инфраструктуры степени носит социально-иждивенческий  характер и вступает в противоречие с законами рыночной экономики. Реформирование социальной инфраструктуры должно обеспечить баланс между принципами экономической  и социальной эффективности. Социальные выплаты должны предоставляться  домохозяйствам, чей среднедушевой  доход ниже прожиточного минимума.

Модель социального блока бюджетов последних лет – это модель суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения, качества жизни основной его части  из-за хронического недофинансирования отраслей социальной инфраструктуры.

Информация о работе Социальная инфраструктура региона. Показатели развития