Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 05:56, контрольная работа
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная инфраструктура региона и ее развитие. В России государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения в социальной инфраструктуре. Реализуются национальные проекты, направленные на повышение качества жизни граждан. На сегодняшний день оценка результатов реализации приоритетных национальных проектов неоднозначна. Одним из направлений государственного регулирования экономики является социальная инфраструктура региона и ее развитие. Как сущность, так и классификация социальной инфраструктуры в работах экономистов рассматривается по-разному. Социальная инфраструктура рассматривается в единстве формы и содержания, явления и сущности, общего и особенного
Вопрос
3
Задача №1
12
Задача № 2
13
Тесты
15
Список литературы
Содержание
Вопрос |
3 |
Задача №1 |
12 |
Задача № 2 |
13 |
Тесты |
15 |
Список литературы |
18 |
Вопрос
Социальная инфраструктура региона. Показатели развития
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная инфраструктура региона и ее развитие. В России государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения в социальной инфраструктуре. Реализуются национальные проекты, направленные на повышение качества жизни граждан. На сегодняшний день оценка результатов реализации приоритетных национальных проектов неоднозначна. Одним из направлений государственного регулирования экономики является социальная инфраструктура региона и ее развитие. Как сущность, так и классификация социальной инфраструктуры в работах экономистов рассматривается по-разному. Социальная инфраструктура рассматривается в единстве формы и содержания, явления и сущности, общего и особенного. По форме социальная инфраструктура предстает как совокупность предприятий различных форм собственности и различных отраслей, объединенных функцией производства услуг населению. По содержанию социальная инфраструктура является сложной, многоуровневой, иерархической мегасистемой, включающей элементы различной степени развитости, масштабности, функционального назначения. Как явление социальная инфраструктура представляет собой определенный способ удовлетворения потребностей населения в услугах. Сущность социальной инфраструктуры, на наш взгляд, есть отношения по поводу удовлетворения потребностей населения в особом социально-экономическом продукте – услугах. Общим для всех элементов социальной инфраструктуры, всех отраслей, предприятий, объектов является критерий «удовлетворение потребностей в услугах». Особенным для отраслей социальной инфраструктуры является территориальная локализация потребления услуг.
Нам представляется продуктивным
выделение в рамках инфраструктуры
трех ее составных частей: производственной,
институциональной и
В России государство на разных уровнях
предпринимает меры по стабилизации
и улучшению положения в
Это меньше уровня финансирования социальных функций государства не только центральными правительствами развитых стран (21,6%), но и находящихся с нами в одной категории стран с переходной экономикой (18%). На сегодняшний день оценка результатов реализации приоритетных национальных проектов неоднозначна. В последние годы наметилась тенденция передачи многих функций и социальных обязательств государства с федерального на субфедеральные уровни. Сложившиеся высокие диспропорции в социально-экономическом развитии регионов приводят к тому, что субъекты Федерации не могут выполнить социальные обязательства государства, нарушается принцип равной доступности потребления социальных благ и услуг гражданами на уровне минимальных гарантий. Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. Во многих отраслях социальной инфраструктуры (ЖКХ, здравоохранение, образование, наука и др.) работа имеет специфические условия и от качества ее функционирования зависит и стабильность протекания процессов производства, и качество жизни населения региона. Поэтому к хозяйствующим субъектам должны предъявляться особые требования. Важнейшим из таких требований является обеспечение бесперебойности процесса. То есть деятельность предприятий социальной инфраструктуры должна протекать таким образом, что бы исключить такой атрибут любой коммерческой деятельности как возможность банкротства. На предприятия социальной инфраструктуры помимо производственной, ложится и социальная функция, а это означает, что кроме обеспечения бесперебойности в поставке услуг, им необходимо обеспечивать и общедоступность производимых благ, т.к. производимая ими продукция и оказываемые услуги имеют ограниченные возможности замещения.
Если оценивать возможность коммерциализации предприятий социальной инфраструктуры, то за ограничивающий фактор мы должны взять и то насколько тяжелым в финансовом отношении для населения станет переход к формированию тарифов в данной отрасли на принципах доходности в связи с низкой платежеспособностью населения во многих регионах. Следующим ограничивающим фактором является принадлежность большинства предприятий социальной инфраструктуры к сфере действия естественных монополий. Согласно определению, дающемуся в экономических словарях естественная монополия – это разновидность абсолютной монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, т.к. позволяет удовлетворять большой совокупный спрос в условиях минимизации затрат; официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, или соображениями экономической выгоды для всего государства и населения.
Существуют некоторые
Таким образом, мы выделили ряд ограничений характерных для отраслей социальной инфраструктуры, которые не позволяют работать в данной сфере коммерческим предприятиям. В зависимости от конкретной отрасли они могут быть сильнее (ЖКХ, здравоохранение, образование, наука) или слабее (комплекс потребительского рынка, информационные коммуникации, пассажирский транспорт, рекреация, ветеринария, культура, искусство, досуг, физическая культура и спорт, туризм). Соответственно в тех отраслях, где коммерциализация не целесообразна, требуется оставить государственные предприятия, как соответствующие требованиям налагаемым принадлежностью к социальной инфраструктуре. При проведении реформ в социальной инфраструктуре следует учитывать тот факт, что технические и технологические особенности отраслей социальной инфраструктуры не позволяют предприятиям работать в режиме максимизации прибыли (такое положение характерно, например, для предприятий производящих общественные блага), что ограничивает возможности введения в данный комплекс отраслей рыночных схем хозяйствования. Кроме того, многие отрасли социальной инфраструктуры являются сферой действия естественных монополий, что приводит к необходимости особого контроля их деятельности со стороны государства.
При проведении реформ в ЖКХ следует учитывать тот факт, что работа отраслей ЖКХ формирует общие условия деятельности предприятий и жизнедеятельности населения. Принципиально важным моментом в функционировании предприятий отраслей ЖКХ заключается в том, что их деятельность не связана с максимизацией чего бы то ни было (объемов предоставляемых услуг, величины полученной прибыли), а направлена на стабильное предоставление определённого количества услуг ограниченному числу потребителей. Анализируя сферу ЖКХ мы сталкиваемся с множеством факторов ограничивающих возможности коммерциализации данного сектора.
В сфере ЖКХ государство должно
взять на себя ответственность по
обеспечению: социальной защиты малоимущих
граждан, гарантируя им жилищные условия
в соответствии с установленными
социальными стандартами. Проведение
реформы ЖКХ может изменить структуру
потребительских расходов населения.
Если не удастся отладить четкое функционирование
системы жилищных субсидий, это может
привести в современных условиях
к ухудшению материального
Бюджетные средства должны распределяться
между территориями страны и внутри
регионов в зависимости от показателей
потребности в медицинской
В настоящее время в силу ограниченности платежеспособного спроса необходимо обеспечить опережающий рост бюджетного финансирования высшего образования с постепенным увеличением доли семейных бюджетов и средств предприятий. Государство должно обеспечивать общедоступность этого уровня образования путем реализации следующих программ: адресная социальная поддержка студентов из низкодоходных семей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей; развитие системы долгосрочного государственного кредитования лиц, желающих, но не имеющих финансовых возможностей оплатить свое образование. В области послевузовского образования основное бремя финансовой нагрузки ложится на государство. Поскольку научный потенциал страны высок, но он сокращается. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Государство должно создать экономические условия, при которых талантливые молодые люди смогут идти в науку, развивая ее. Участие бизнеса заключается в финансировании научных исследований и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундаментальной науки – задача государства. Сохранение культурного наследия для последующих поколений – задача, которая должна решаться на государственном уровне. Рынок не в состоянии с ней справиться. Необходимо выборочное бюджетное финансирование обеспечения сохранности ценных объектов и достижений отечественной культуры и истории, получивших мировое признание. Вместе с тем большое количество культурных мероприятий: концертов, выставок, музеев - вписываются в систему рыночных отношений, и поэтому государству здесь можно уйти от излишней финансовой опеки, оставив за собой общий контроль. На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы: существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной инфраструктуры. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения.
Система отношений в отраслях социальной
инфраструктуры степени носит социально-
Модель социального блока
Информация о работе Социальная инфраструктура региона. Показатели развития