Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение основных аспектов и функций социальной политики;
- анализ современной социальной политики России;
- ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Социальная политика государства
1.1 Основные задачи и цели социальной политики
1.2 Понятие социального блага
1.3 Основные направления реализации социальной политики
1.3.1 Социальное страхование
1.3.2 Социальная защита в сфере занятости населения
1.3.3 Социальная политика в области заработной платы
1.3.4 Социальная политика на рынке труда
1.3.5 Жилищная политика
1.3.6 Социальная политика в сфере образования
1.3.7 Социальная политика в сфере здравоохранения
Глава 2. Анализ реальной ситуации
Глава 3. Совершенствование социальной политики государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат социальная политика.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо четко  осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при  соответствующем развитии социального  партнерства, а эффективность реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.

Центр тяжести  корректировки реформ должен сместиться, с одной стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры), которые должны гарантировать воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный уровень жизни.

Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, относящихся  к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов.

Представляется  целесообразной дифференциация функционально  ориентированных, взаимодополняющих  институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

- социальные  гарантии, основанные на принципах  равенства возможностей, всеобщей  доступности общенациональных систем  образования, здравоохранения и  социального страхования;

- социальную  помощь наиболее уязвимым и, в первую очередь нетрудоспособным категориям населения.

- социальное  страхование: обязательное –  всего активного населения страны  за счет взносов работодателей  и работников, добровольное –  части трудозанятого населения  в порядке личной инициативы  работников и работодателей.

В то время как  социальные гарантии и социальное страхование  не связаны со степенью нуждаемости, социальная помощь должна носить адресный характер, для чего требуется:

- Строгий учет  уровня материальной обеспеченности  каждого гражданина;

- Переход к  адресной помощи, как отдельному  гражданину, так и семье;

- Четкая дифференциация  причин нуждаемости, отказ от  государственной помощи трудоспособным  гражданам, имеющим возможность  работать, но не желающим делать  это;

- Перенос центра  тяжести по оказанию адресной помощи на уровень органов местного самоуправления при передаче последним соответствующих функций и средств на их реализацию.

При этом государственная  социальная помощь нуждающимся будет  иметь смысл только в том случае, если она удовлетворят базовые потребности человека. Отсюда вытекает необходимость отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве регулятора уровня социальных выплат, заменив его прожиточным минимумом с учетом региональных различий.

Для современной  России крайне актуален вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения в целом и всех составляющих его групп.

В этой связи  в первую очередь следует:

- Четко определить  границы обеспечиваемых государством  базовых социальных гарантий;

- Выделить основные  приоритеты социальной политики, ориентированной на формирование  среднего класса при адресной  дифференцированной помощи неимущим  и прогрессивном налогообложении  богатых;

- Продумать конкретные  механизмы смягчения заложенных в самой идее социального государства противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности, достижения баланса между централизацией, правами и интересами субъектов Федерации и местного самоуправления;

- За государством  должно остаться право устанавливать пределы, как социализации, так и допустимой степени либерализации и открытости экономики на каждом конкретном этапе.

Самоустранение  государства от регулирования многих социально значимых вопросов (оплата труда во внебюджетной сфере, установление цен и т.п.), стремление решить достаточно широкий круг проблем рыночными методами, переложив ответственность на органы самоуправления, на самого человека, - вполне естественно для рыночных экономик. Развитие структур гражданского общества одно из основных условий повышения ответственности граждан за собственное материальное благополучие.

Для уравнивания  социальной ситуации в различных  регионах страны на федеральном уровне целесообразно определить лишь минимальные  государственные стандарты по основным видам социального обслуживания населения, в соответствии с которыми осуществляется политика финансового выравнивания.

Отсюда вытекает необходимость:

- Выравнивание  условий бюджетного финансирования  социально значимых расходов;

- Поддержка социальных реформ и социального развития проблемных регионов;

- Адаптация социальных  реформ к северным и другим  территориям с особыми условиями  проживания (пустынные, высокогорные  и т.п.)

Большое значение имеет программно-целевой метод  решения социальных задач, ориентированных на социальные нормативы, характерные для каждого отдельного периода: кризиса, стабилизации, подъема экономики. На нынешнем этапе таких проблем должно быть порядка 15-20 (продовольственная, по непродовольственным товарам, развитие сферы услуг, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, страхования и т.д.), жестко увязанных между собой. По каждому направлению нужны региональные программы, учитывающие местные социальные нормативы. Следовательно, в ранг первоочередных задач законотворческой деятельности на данном этапе необходимо выдвинуть следующее:

- Возвращение  к практике социального планирования  и разработке программ социальных  преобразований на основе долгосрочных  многовариантных народнохозяйственных  вопросов;

- Организационное  упорядочение разработки основополагающих актов, обеспечивающих правовую базу для продвижения социальных реформ.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной структуры общества.

России предстоит  разработать и овладеть методами формирования и реализации государственной социальной политики в условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Задача достижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе, когда следует искать согласия по отдельным конкретным вопросам рационального курса социальной политики, остается актуальной.

Социальная политика может быть современной и гуманистичной  лишь тогда, когда она умело, вбирает  в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем  самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны  появилась свобода выбора товаров  и услуг, их форм. Но с другой стороны  все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Все эти и другие явления  социальной жизни страны негативно  влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым  становится очевидно, что для нормального  функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

 

 

 

Список  литературы

 

1. Левашов В.И.  Социальная политика доходов  и заработной платы. - М.: Центр  экономики и маркетинга, 2000.

2. Роик В. Социальная  защита: содержание понятия // Человек  и труд, 11/2000. 3. Михеев С. // обозреватель Политком.Ру // №18(145) 7-14 мая 2002 г.

4. Виноградов В.В. Экономика  России: Учебное пособие – МЮ: Юрист, 2002г.

5. Конституция РФ: научно-практический  комментарий. / Под редакцией академика  Б.Н. Топорнина. – М.: Юрист, 2000г.

6. Савченко А.П. Здоровье общества и система здравоохранения в контексте социальной политики России: Доклад, 2007г.

7. Мухудадаев М.О. Социальная политика и образование. Сборник статей. — Под ред. С.И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. 

8. С. А. Глазьев. О  правительственном плане действий  в области социальной политики  на 2000-2001 г.г.: “РЭЖ - 2000”, №8.

9. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2003.

10. Григорьев П. В. Теоретическая политология. Часть 1. Местное самоуправление: Сборник нормативных актов. – М.: Приор, 2001.


Информация о работе Социальная политика государства