Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование социальной политики и изучение социальной защиты населения
Основной целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Содержание работы

Исследование социальной политики
1.1 Понятие социальная политика ее цели и задачи
1.2 Субъекты социальной политики
1.3 Формы и направления социальной политики
1.4 Роль государства в осуществлении социальной политики
2. Социальная защита населения
2.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
2.2 Роль социальной работы в защите населения
3. Проблемы и пути реформирования социальной защиты населения в России

Файлы: 1 файл

социальная политика.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

 

3.3 Социальная  защита нетрудоспособных граждан.

Социальная  защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

Недопустимо, чтобы  кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

Социальная  защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

1. Всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;

2. Полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;

3. Жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных; Осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;

  • проживанию в семье;
  • сохранению денежных сбережений и ценных бумаг;
  • имущественным интересам;
  • достойному обеспечению ритуальными услугами.[5, c.65]

3.4 Социальная  защита семьи.

 Социальная  защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

Сама система  многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и  способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.    [14]

Разработка  механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

  1. Определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов;
  2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;
  3. Разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
  4. Нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных рисков;
  5. Разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;
  6. Разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;
  7. Разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;
  8. Институциональные и организационные преобразования социального комплекса:
    • демонополизация;
    • развитие инфраструктуры;
    • приватизация социальных объектов;
    • регулирование платных социальных услуг.
    • инвестиционная политика в социальной сфере;
    • определение приоритетов развития социальной сферы;
    • инновационная политика социальных технологий;
    • формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами;
    • формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;
  9. Создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе. [13, c 564]

Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане - во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие - минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.

Определяющее  значение в успехе решения проблем  социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью .[11, c 56]

Решение проблем  социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость  поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это  особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных  территориях России отмечаются разительные  отличия в материальном положении  работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

В условиях глубокого  трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны в фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период: инерционный, экспорториентированный, инвестиционноактивный [7, с. 29-30].

Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

  Социальная  жизнь   общества   за  последний   период  пошла   по   двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие  явления  как  нищета, явная безработица, необеспеченность в старости,  беженцы.  Эти  явления  не были явно видны при старой политической системе.  Пособия  и  разного  рода выплаты и дотации не исправляют положения.

 Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно  влияют  на экономическое и политическое положение государства.  Тем  самым  становится очевидно, что для нормального  функционирования  социально  ориентированной рыночной экономики России  и  успешного  создания  эффективного  социально- защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и  неукоснительное претворение  в  жизнь  нормативно-законодательных  актов,  направленных  на повышение  занятости  и  обеспечение  государством   социальной   поддержки населения.

В условиях переходной экономики  России социальная политика отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой – решение этой задачи наталкивается на крайне скудный и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества. Это определяет ориентацию социальной политики на выполнение принципа экономической рациональности, в соответствии с которым задача государства – создание условий для повышения доходов.

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Смирнов С.Н., Сидорина  Т. Ю. Социальная политика М.: ГУ ВШЭ 2004г.

2. Гонтмахер Е. Социальная  политика в Р.Ф. М., 2001г. 

3. Жуков В.И., Займышев И.Г. и др. Теория и методика социальной работы в 2 томах. – М. 2003г.

4. Конституция Российской  Федерации 1993г.

5. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения.

6. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики № 1-12. 2000г.

7. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен 2003г.

8. . Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА- М. 2001г.

9. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М: ВШЭ. 2005г.

10. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. Москва. 2004г.

11. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие. Москва. 2008г.

12. Смирнов С.Н. Aспекты социальной политики. Москва. 2005г.

13. Щвецова  С.В. Социальная защита населения. Москва 2007г.

14. Интернет источники:  Официальный сайт министерства социальной политики в РФ и официальный сайт министерства социальной защиты населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Социальная политика государства