Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 21:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение применения зарубежного опыта в реализации социальной защиты населения Республики Беларусь.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть сущность, цели и основные направления социальной политики;
– изучить особенности реализации социальной политики в зарубежных странах;
– рассмотреть использование зарубежного опыта реализации социальной защиты населения в Республике Беларусь.
Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь построена по принципу текущего финансирования (солидарности), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих. Это значит, что работающее население финансирует потребность населения пенсионного возраста.
Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне.
Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.
Так, в 2012 году в Республике Беларусь было произведено 33202,3 млрд. руб. социальных выплат населению, что в полтора раза больше, чем в 2010 году (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Размер социальных выплат в Республике Беларусь за 2000–2011 гг. (составлено на основе [17, с.124])
Однако удельный вес социальных выплат населению в валовом внутреннем продукте страны в 2012 году снизился по сравнению с 2011 годом на 1,3 % и составил 12,1 % (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 – Удельный вес социальных выплат в ВВП Республики Беларусь в 2000–2011 гг. (составлено на основе [17, с.124])
В соотношении расходов Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в 2012 году 79,5 % занимают расходы на выплату пенсий, остальное выплачивается в виде различного рода пособий, наибольший удельный вес среди которых занимают пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3х лет (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 – Расходы фонда социальной защиты населения в 2012 году (составлено на основе [17, с.125])
Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения обеспечила поступательный рост реальных денежных доходов населения. За последние пять лет они выросли в 1,76 раза (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 – Динамика реальных денежных доходов населения за 2002–2012 гг. в процентах к предыдущему году (составлено на основе [7])
В 2011 г. средняя заработная плата в Беларуси достигла 1899,8 тыс. рублей, что на 56 % больше, чем в 2010 году.
Рисунок 3.5 – Динамика номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника за 2002–2012 гг., тыс.р. (составлено на основе [7])
Численность малообеспеченного населения сократилась в 2 раза. В Беларуси отмечен один из наименьших в СНГ разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, что отражает справедливое распределение доходов среди социальных групп населения [13].
В 2012 году в Республике Беларусь коэффициент концентрации ресурсов составил 0,284. Вторым из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высоко обеспеченных граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
В качестве альтернативы децильному коэффициенту используется квентильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 20% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% наименее обеспеченных. В Республике Беларусь этот показатель относительно стабилен [2, с. 259].
Переход к рыночной модели социальной политики предполагает соответствующие изменения в предоставлении социальной помощи. К числу таких изменений следует отнести:
- поэтапный переход от
- определение критерия оценки
нуждаемости, основанного на исчислении
совокупного дохода семьи, одиноко
проживающих граждан и
- постепенное введение
- отмена неадресных пособий, льгот и субсидий;
- консолидация действующих программ в рамках единой программы адресной социальной помощи;
- усиление муниципализации
В последнее время весьма популярной является методика измерения индекса человеческого потенциала (ИРЧП), активно используемая в исследованиях качества жизни в разных странах мира. Эти исследования проводятся под эгидой ООН и основаны на трех основных показателях качества жизни, основным из которых является ожидаемая продолжительность жизни.
Ожидаемая продолжительность жизни в 2010 году в Беларуси составила 70,4 года, у мужчин – 64,6 года и у женщин – 76,5 года.
С 2000 по 2010 год ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Республике Беларусь у мужчин повысилась на 1,2 года, у женщин – на 1,8 года. Несмотря на некоторое улучшение этих показателей, разница в продолжительности жизни мужчин и женщин остается значительной (около 12 лет), в то время как "естественной" разницей, по оценке ПРООН, принято считать 5 лет. Подобный разрыв обусловлен высокой преждевременной смертностью мужчин, подчеркнул специалист. Причем в городской местности эта разница составляет 11 лет, в сельской – 14 лет.
Если ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин и женщин в Беларуси в сравнении с соответствующими показателями в России и Украине несколько лучше, то по сравнению с другими европейскими странами она значительно ниже.
По последним данным, ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин составила в России 62,8 года, Украине – 65,3 года, Австрии – 78,1, Германии – 78,0 года, Латвии – 68,8, Литве – 68,0, Польше – 72,1 года.
У женщин Беларуси продолжительность жизни на 1 год больше, чем у россиянок и украинок. Так, этот показатель в России равнялся 74,7 года, Украине – 75,5 года, Австрии – 83,5 года, Германии – 83,0, Латвии – 78,4, Литве – 78,8, Польше – 80,6 года [8, с. 484].
Ожидаемая продолжительность жизни по данным 2012 года в Республике Беларусь, а также некоторых других странах представлена на рисунке 3,6, из которого можно судить о том, что наша страна находится далеко не на последнем месте, тем самым потенциально увеличивая индекс человеческого потенциала.
Рисунок 3.6 – Ожидаемая продолжительность жизни населения некоторых стран с переходной экономикой в 2012 году, лет (составлено на основе [8, с.484])
Республика Беларусь – суверенное государство, гарантирующее устойчивое и стабильное развитие общества, эффективное функционирование всех ветвей государственной власти. В Беларуси активно развиваются институты гражданского общества – партии, конфессии, общественные объединения, средства массовой информации и т.д., целенаправленно укрепляются политические и социальные права граждан.
По сравнению с бывшими республиками СССР в Беларуси не произошло обвального снижения благосостояния людей. Успешно функционирует система защиты здоровья нации, проходит реформа системы образования. Забота государства о стариках, пенсионерах, участниках Великой Отечественной войны, детях проявляется в оказании им всесторонней помощи в сфере социального обслуживания, выплате пенсий и пособий. Проведение такой политики имеет свою основу в социально ориентированной экономике страны.
Главной задачей, стоящей перед государственной властью, является повышение качества жизни и благосостояния населения. При этом особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям граждан – детям, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Для того, чтобы люди почувствовали, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает своих граждан, было принято решение разработать четкую систему стандартов, определяющих виды и качество важнейших социальных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно–коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.
Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах. Другими словами, это та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению.
Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», принятый в 1999 году. Этот закон определяет критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.
Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач:
На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» разработана и утверждена система стандартов, включающая 44 норматива.
Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах. Социальные стандарты являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности.
Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании» и другими нормативно–правовыми документами.
В систему государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь включаются государственные минимальные социальные стандарты в области:
Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% совокупного дохода семьи.
Одной из социальных программ, направленных на поддержку отдельных категорий малообеспеченных семей и одиноких граждан, является адресная социальная помощь, которая реализуется в Беларуси с января 2001 года. За 2001–2005 годы адресная помощь оказана более 420,7 тыс. человек. 94,5% получателей такой помощи – семьи с несовершеннолетними детьми, из которых 23,6% – многодетные и 58,4% – неполные семьи [15].
В области социального обслуживания населения определен один норматив: обеспеченность населения центрами социального обслуживания (норматив – 1 центр на административный район). Центры оказывают комплексную поддержку нуждающимся категориям граждан и семей: многодетным, неполным семьям, семьям, воспитывающим детей–инвалидов, инвалидам, одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
В структуре центров созданы отделения первичного приема информации, анализа и прогнозирования; социальной помощи на дому; срочной социально–бытовой помощи; психологической помощи и реабилитации; отделения дневного и круглосуточного пребывания.
Работа социальных территориальных центров реализуется по конкретным направлениям. Приоритетная форма – комплексное обслуживание на дому. Сеть отделений социальной помощи на дому охватывает города и все населенные пункты районов. Оказание хозяйственно–бытовых и транспортных услуг предполагает предоставление одиноким пенсионерам услуг по социально низким ценам. Наиболее востребованными являются услуги по заготовке и распиловке дров, услуги по обработке огородов, ремонту и уборке жилья, ремонту печей, заборов, чистке дымоходов.
В настоящее время в республике формируется
переходный смешанный рынок труда, включающий
в себя как старые, так и новые механизмы
определения стоимости рабочей силы, регулирования
занятости населения и возникновение
безработицы в ходе структурной перестройки
экономики. Характерными чертами этого
рынка являются: низкая стоимость и низкая
мобильность рабочей силы; неразвитость
системы социального партнерства в результате
недостаточного в экономическом, организационном
и политическом плане оформления и отделения
друг от друга основных субъектов рынка
труда — наемных работников, нанимателей
(предпринимателей) и государства; одновременное
существование скрытой безработицы и
неполной занятости; несоответствие спроса
и предложения рабочей силы по профессионально-