Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:03, доклад
Социальную политику (англ. social policy) необходимо рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, как систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Во-вторых, как составную часть общей стратегии государства, относящуюся к социальной сфере: целенаправленную деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны. Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
Социальную политику
(англ. social policy) необходимо рассматривать
с нескольких сторон. Во-первых, как систему
практических мероприятий, проводимых
правительством через местные и региональные
органы власти, направленных на улучшение
качества и уровня жизни больших социальных
групп, финансируемых из средств госбюджета
и соответствующих либо идеологическим
установкам государства на данный момент,
либо ценностным ориентациям общества
на долговременную перспективу. Во-вторых,
как составную часть общей стратегии государства,
относящуюся к социальной сфере: целенаправленную
деятельность по выработке и реализации
решений, непосредственно касающихся
человека, его положения в обществе; по
предоставлению ему социальных гарантий
с учетом особенностей различных групп
населения страны. Проводимая правительством,
всеми ветвями и органами власти, опирающаяся
на широкую общественную поддержку социальная
политика предназначена аккумулировать,
фокусировать, отражать обстановку в стране
и ситуацию в обществе, потребности и цели
социального развития.
Задачи социальной политики охватывают
стимулирование экономического роста
и подчинение производства интересам
потребления, усиление трудовой мотивации
и деловой предприимчивости, обеспечение
должного уровня жизни и социальной защиты
населения, сохранение культурного и природного
наследия, национального своеобразия
и самобытности. Для эффективности осуществления
своих регулирующих функций государство
располагает такими мощными рычагами
воздействия, как законодательство страны,
национальный бюджет, система налогов
и пошлин. Определяющей целью социальной
политики были и остаются активизация
факторов, стимулирующих высокоэффективный
и производительный труд, достижение ощутимого
улучшения материального положения и
условий жизни населения.
В современных условиях социальная политика
должна быть приоритетна для властных
структур любого государства.
Социальная политика - одно из главных
звеньев внутренней политики государства,
призванное обеспечить воспроизводство
социальных ресурсов. Ее базовыми целями
являются достижение стабильности, целостности
и динамизма общества, компенсация недостатков
рыночного саморегулирования. Эти цели
достигаются предоставлением социальных
гарантий для предотвращения социальных,
природных, техногенных и других катастроф,
перераспределением материальных средств
и организационных усилий для обеспечения
достигнутого уровня жизни населения
и изменения его качества в направлении,
снижающем социальную напряженность,
а также регулирования образа жизни экономическими,
нравственными и другими мерами, в т.ч.
и репрессивными.
Социальная политика в рыночной экономике
предполагает, что государство поддерживает
различные слои населения, включая предпринимателей,
берет на себя социальную поддержку малоимущих
граждан, в достаточном объеме финансирует
образование, здравоохранение, охрану
экологии, регулирует сферу трудовых отношений
и пр.
В конечном итоге социальная политика
- это деятельность по управлению социальной
сферой общества, обеспечению его воспроизводства.
Она включает удовлетворение общих материальных
и культурных потребностей граждан, регулирование
процессов социальной дифференциации
общества, в т.ч. доходов экономически
активного населения и нетрудоспособных.
Это позволяет каждому члену общества
реализовать его важнейшие социально-экономические
права, прежде всего, право на уровень
и качество жизни, необходимые для нормального
воспроизводства и развития личности.
К сожалению, в Республике Казахстан о
необходимости проведения хотя бы минимально
разумной социальной политики вспоминают
тогда, когда под угрозой оказывается
политическое господство, в период предвыборных
кампаний и обострения деструктивных
ситуаций.
Основными структурными элементами социальной
политики являются:
• политика в области доходов;
• политика в сфере труда (регулирование
занятости и безработицы, охрана труда,
продолжительность рабочего дня);
• политика в образовании и здравоохранении;
• политика в области воспроизводства
населения (охрана семьи и детства, борьба
с беспризорностью и бездомностью).
Итак, говоря о социальной политике государства,
подразумевается прежде всего действия
правительства, направленные на распределение
и перераспределение доходов различных
членов и групп общества. Так можно определить
социальную политику в узком смысле слова.
В широком смысле социальная политика
- это одно из направлений макроэкономического
регулирования, призванное обеспечить
социальную стабильность общества и создать,
насколько это возможно, одинаковые “стартовые
условия” для граждан страны.
^ Основные направления социальной политики
государства
Инструментами социальной политики государства
выступают социальная защита и социальная
помощь.
Социальная защита – совокупность практических
мероприятий, проводимых государством
для поддержания материального благополучия
тех слоев населения, которые по объективным
причинам не могут самостоятельно зарабатывать
деньги для поддержания среднего для данного
общества уровня жизни, например, инвалиды,
многодетные матери, сироты, безработные,
малоимущие. Последние называются социально
незащищенными слоями. Социальная защита
– важнейшая область социальной сферы
жизнедеятельности общества; система
мер, осуществляемых государством, объединениями
предпринимателей и работников, общественными
организациями и движениями с целью гарантировать
определенный уровень и качество жизни
населения, соблюдение соответствующих
прав и привилегий граждан, страхование
их от риска оказаться в затруднительном
материальном положении, социальная помощь
особенно нуждающимся в поддержке. В качестве
всеобщей нормы признается право каждого
человека на такой жизненный уровень,
включая пищу, одежду, жилище, медицинский
уход и соцобслуживание, который необходим
для поддержания здоровья и благосостояния
его самого и его семьи. Также право на
обеспечение в случае безработицы, болезни,
инвалидности, вдовства, наступления старости
или иного случая утраты средств к существованию
по не зависящим от человека обстоятельствам.
Гарантия конституционных прав граждан
в области социальной защиты – приоритетное
направление социальной политики государства.
Система социальной защиты, в свою очередь,
складывается из двух основных форм –
социального страхования и социальной
помощи. Различия между ними определяются
регулирующей ролью государства и источниками
финансирования.
Социальное страхование распространяется
на экономически активное, занятое население
и обеспечивается за счет его доходов
при ограниченных дотациях из национального
бюджета. Основной предпосылкой появления
социального страхования являются риски,
присущие самой природе человеческого
существования: физиологический (болезнь
и преждевременная смерть), экономический
(разорение) и социальный (уничтожение
больших групп людей и целых народов, например,
в результате стихийных бедствий, войн).
В современных условиях один из главных
социальных рисков – это потеря трудового
дохода. В масштабах страны (макроэкономика)
такой риск проявляется в несоответствии
индивидуальных параметров уровня жизни
человека общественным нормам.
^ Социальная политика Казахстана
Конституция РК – гарант социальной защищенности
граждан
Обретение Казахстаном государственной
независимости поставило перед собой
задачу «строительства сильного суверенного
государства с социально ориентированной
рыночной экономикой» и обусловил формирование
принципиально новых общественных отношений.
При этом упор был сделан на активизацию
процесса либерализации экономики. Предполагалось,
что чем большую силу наберет данный процесс,
тем успешней будут продвигаться экономические
реформы, тем быстрее страна выйдет из
острого социально-экономического кризиса.
Такая логика вытекала и из рекомендаций
Всемирного банка.
В послании Президента страны народу Казахстана
«Казахстан – 2030: Процветание, безопасность
и улучшение благосостояния всех казахстанцев»,
в октябре 1997 года, Н.А.Назарбаев подчеркивал,
что в течение последних шести лет мы преследовали
две главные цели. Во-первых, чтобы Казахстан
стал суверенным независимым государством;
во-вторых, мы начали проводить широкомасштабные
социальные, политические и экономические
реформы. Взятый курс на создание социально
направленной рыночной экономики остро
поставил проблему психологической адаптации
к новым условиям независимости государства
и становление идентичности у населения
как граждан Казахстана. Положение еще
больше усугублялось разрывом экономических
связей, спадом производства, увеличением
безработицы, проблемой неплатежей, инфляционными
процессами, ростом абсолютного обнищания
населения. Важной проблемой для определения
дальнейшего политического и экономического
развития Казахстана стало выступать
его соотношение с социальным развитием
Республики. Одним из главных направлений
стала задача обеспечения стабильности
и межнационального согласия, построения
общества, обеспечивающего достаточный
уровень благосостояния всех своих граждан
и углубление демократических преобразований.
Стало очевидным, что успех экономической
реформы не может быть обеспечен без приоритетного
развития науки, образования, культуры,
без должного обеспечения здоровья и социальной
защиты граждан. Поэтому в процессе выработки
основных направлений внутренней политики
государства потребовалось формирование
принципиально новой социально-культурной
политики государства. «Мы должны четко
знать и понимать, - подчеркнул Президент,
- что хотим построить, какой должна быть
траектория, магистраль нашего развития,
которая приведет к выбранной цели. Правильно
определив наши приоритетные цели, выбрав
соответствующие стратегии, проявив волю
и терпение при движении по тому пути,
мы обезопасим себя от зигзагообразных
шараханий, непроизводительной растраты
энергии, времени и ресурсов. Имея сильную
стратегию и целеустремленность, мы сможем
успешно преодолеть любые большие препятствия,
стоящие на нашем пути».
Проблемы политики государства в социально-культурной
сфере требуют самого серьезного отношения
со стороны нашего государства. От своевременного
решения этих проблем во многом зависят
стабильность в обществе, уровень жизни
населения, культурно-образовательный
потенциал страны, а следовательно, успех
проводимых социально-экономических реформ,
призванных обеспечить достижение экономической
независимости Республики Казахстан.
Конституция и действующие законы дают
всем гражданам независимо от национальности
равные права на социальную защиту, здравоохранение,
условия труда, на пользование родным
языком и культурой, на свободный выбор
языка общения, воспитания, обучения, творчества
и запрещают дискриминацию по национальным
и языковым мотивам. Конституция устанавливает
обязанность государства проводить такую
социальную политику, которая гарантировала
бы каждому казахстанцу необходимый жизненный
уровень. В ранг общегосударственной политики
возводится создание экономических, социальных
и правовых условий, обеспечивающих свободное
развитие человека. Конституция РК 1993
г. Закрепляет основные направления социальной политики государства,
которыми стали:
- установление гарантированного минимального
размера заработной платы и пенсии, социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца;
- обеспечение гарантированного бесплатного
среднего обязательного образования;
- обеспечение права на охрану здоровья
и бесплатное получение гарантированного
объема медицинской помощи;
- охрана окружающей среды, благоприятной
для жизни и здоровья человека, рациональное
природопользование.
В то же время анализ законодательного
и нормативного обеспечения крупнейших
блоков социально-культурной политики
в 1991-1994 гг. показывает наличие определенных
проблем, связанных зачастую с их неадекватностью
складывающимся новым отношениям в обществе.
Так, в данный период в социально-культурной
сфере действовали:
- в области социальной защиты:
Закон «О минимальном потребительском
бюджете» от 6 июня 1991 года; Закон РК «О
страховании» от 3 июля 1992 г.; Закон РК «О
социальной защите граждан, пострадавших
вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
испытательном ядерном полигоне» (1993г.);
Закон РК «О социальной защите граждан,
пострадавших вследствие экологического
бедствия в Приаралье» (1992г.); Указ Президента
РК «О мерах по социальной поддержке многодетных
семей» (1992г.); Также были созданы Фонд
государственного социального страхования
(1992г.), Государственный фонд содействия
занятости (1991г.), Пенсионный фонд (1991г.)
- в области трудовых отношений: Закон
РК «Об охране труда» от 22 февраля 1993 г.;
- в области здравоохранения: Закон РК
«Об охране здоровья» от 19 февраля 1992г.,
Закон РК «О профилактике СПИДа» от 5 октября
1994 г.;
- в сфере образования: Законы РК «Об образовании»
от 5 марта 1992 г., «О высшем образовании»
от 10 апреля 1993 г.;
- в сфере культуры: Закон РК «Об охране
и использовании историко-культурного
наследия» от 2 июля 1992 г.
Эти законодательные акты представляли
собой нормативный массив, в котором регламентирующую
роль играли противоречащие друг другу
законы СССР, законы, принятые прежними
Верховными Советами Казахской ССР и Республики
Казахстан в начале 90-х годов. Эти нормативно-правовые
акты были слабо состыкованы и создавали
большие трудности при их практическом
применении.
Так, например, со временем социальные
услуги, финансируемые как из бюджетных
средств, так и из средств предприятий,
подверглись резкому сокращению в реальном
выражении. Причиной этого стало несовершенство
Закона «О пенсионном обеспечении граждан
в Казахской ССР» от 17 июня 1991г., который
был принят в совершенно иной социальной,
экономической, правовой, демографической
ситуации. Поэтому за небольшой срок своего
действия этот Закон оброс огромным количеством
поправок, порой принципиально изменяющих
те или иные статьи Закона. Однако все
эти изменения не приносили пенсионерам
ощутимой прибавки к доходам, не смогли
сдержать падения уровня пенсии. Аналогичная
ситуация сложилась и в области здравоохранения,
когда в начале 1992 года был принят Закон
«О здоровье народа», который также в условиях
изменившихся социально-экономических
отношений практически не мог быть правовой
основой для дальнейшего развития и функционирования
данной отрасли. Поэтому Президентом РК
были приняты ряд указов, имеющих силу
Закона: «О медицинском страховании граждан»,
«О частной и платной медицине», «О донорстве
крове и ее компонентов».
С принятием в августе 1995 года новой Конституции
РК в стране начался очередной этап преобразований
общественного мировоззрения, создания
макромодели нового казахстанского социума.
Новый Основной Закон страны поставил
перед РК цель – построение демократического,
светского, правового, социального государства,
обеспечивающего достойную жизнь и свободное
развитие человека. Эти права наиболее
полно и последовательно раскрыты в разделе
II. Человек и гражданин, ст. 10-39. Тот факт,
что одной из целей конституционного реформирования
является построение сильного социального
государства, поставило перед обществом
ответственность за эффективное претворение
принципов Конституции в реальной жизни.
Конституция закрепляет основные направления
социальной политики государства. Они
были направлены, прежде всего, на защиту
и поддержку государством брака и семьи,
материнства, отцовства и детства, на установление
гарантированного минимального размера
заработной платы и назначение пенсии,
социального обеспечения по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца. Таким образом, задачами государства
по новой Конституции становятся не только
гарантия в прожиточного минимума каждого
члена общества и мероприятия в сфере
здравоохранения, жилищного строительства
и семейной политики, но и выравнивание
различий в стартовых возможностях через
государственную систему образования,
перераспределение национального дохода
в рамках налоговой политики и регулирование
рынка рабочей силы.