Социально- экономические факторы системы высшего образования и их влияние на рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 09:53, статья

Описание работы

Система высшего и профессионально- технического образования является ключевым сектором на нынешнем этапе развития экономики Таджикистана, в условиях потребности рынка труда, высокого уровня трудовой миграции и социального положения основной части населения. Данный сектор образования может стать одним из доминирующих факторов снижения уровня бедности населения.
На настоящее время остро встала проблема сохранения достижений в секторе образования и науки и их дальнейшее развитие с учетом новых политических и социально- экономических условий в сочетании с мировым развитием и общечеловеческими ценностями.

Файлы: 1 файл

Рахматова Д.К. - р..doc

— 21.84 Кб (Скачать файл)

Рахматова Д.К.

Зам.нач.управления «Исследование

проблем социальной сферы»

ЦСИ при Президенте РТ

                              918 65 06 12 (моб.), 227 59 80 (раб.)

Социально- экономические факторы системы высшего образования и их влияние на рынок труда.

 

Система высшего и профессионально- технического образования является ключевым сектором на нынешнем этапе развития экономики Таджикистана, в условиях потребности рынка труда, высокого уровня трудовой миграции и социального положения основной части населения. Данный сектор образования может стать одним из доминирующих факторов снижения уровня бедности населения.

На настоящее время остро встала проблема сохранения достижений в секторе образования и науки и их дальнейшее развитие с учетом новых политических и социально- экономических условий в сочетании с мировым развитием и общечеловеческими ценностями. И сейчас система высшего образования республики в результате происходящих основательных перемен, как внутри рынка страны, так и во внешнем мире лицом к лицу столкнулась с большими разногласиями, с возникающими потребностями, с обеспечением кадрами на рынке труда.

Конечно же, за годы независимости страны были приняты ряд важных директивных и государственных программ, документов по реформированию системы высшего образования. С целью укрепления материально- технического и кадрового потенциала ВУЗов действует одновременно бюджетная и договорная система обучения, что, несомненно, положительно влияет на процесс обучения. Правительством РТ, Министерствами образования и науки, экономического развития и торговли  страны разработаны и осуществлены комплексные меры, направленные на поддержку действующих образовательных учреждений. За годы независимости страны наряду с ростом всех макроэкономических показателей намечен рост государственного финансирования системы высшего образования. К примеру, за последние 10 лет объем финансирования со стороны государства увеличился в 6-7 раз.

Однако данный сектор образования все еще нуждается в улучшении и совершенствовании управления учебного процесса, укрепления материально- технической базы, кадрового потенциала, и самое главное адаптации потребности и обеспечения внутреннего и внешнего рынка в квалифицированных специалистах.   Необходимо обновление и совершенствование содержания образования, учебных планов и программ, подготовка учебных пособий, отражающие новые требования и подходы.

   В настоящее время ВУЗы практически не участвуют в процессе трудоустройства кадров, и соответственно отсутствует перепрофилирование или учет и адаптация необходимых молодых кадров с потребностями рынка. Таджикистан является трудоизбыточной страной. За последние 17 лет численность населения страны выросла на треть. А трудовые ресурсы на более 60%, в то время как уровень занятости возрос на 9,1%. Уровень образования занятого населения в определенной мере отражает его отраслевое распределение. Из общего количества занятого населения 28% имеют профессиональное образование, из них 12,4%- высшее, 7,9%- среднее и 7,5%- начальное. Ежегодно рынок труда страны пополняется за счет молодежи в среднем на 150 тысяч человек.  Из них окончили и ушли из школы после 9 и 11 класса- 146,8 тысяч человек. Из них поступили в ВУЗы- 33,2 тыс.чел., СУЗ и НПОО- 23,6 тыс. чел. Число никуда не поступивших составляет около 90 тыс. чел. Из общего количества окончивших неполную и полную среднюю школу в среднем 23% поступают в высшие учебные заведения.

Анализ статистических показателей о количестве студентов на 10 тысяч населения показали, что количество студентов ВУЗов страны за годы независимости увеличилось на 170%. Эти данные доказывают о важности места высшего образования в жизни молодежи республики.  
Анализ подготовки молодых специалистов в разрезе регионов страны показывает, что большинство ВУЗов занимаются подготовкой одних и тех же специальностей. Большинством превалирует гуманитарные факультеты, и практически не учитывается изменившийся спрос на рынке труда. Заметно, снизился спрос на производственно-технологические специальности. С одной стороны, это возможно, происходит за счет не достаточного функционирования промышленных предприятий в республике. Но с другой стороны, Таджикистан - как молодая развивающая страна, нуждается в местных квалифицированных специалистах, а также как страна с высоким уровнем трудовой миграции в ближние зарубежные страны, наиболее актуальным является подготовка молодых кадров- специалистов различных отраслей производства. Так как только в 2012 году треть экономически активной части населения составили трудовые мигранты, работающие за пределами республики.  А 67%  из общего их количества составляют молодежь в возрасте от 18 до 29 лет. Важным аспектом в данной проблеме является доступность обучения в высших учебных заведениях для молодежи как способ приобретения квалифицированного и качественного образования. Это подтверждает данные Госкомстата РТ за 2012 год, что среди около 200 тыс. безработных, 7,4% составляют экономически активная часть населения. И структура безработных по уровню образования показывает, что безработице подвержена больше всего та часть населения, которая не имеет профессионального образования.

Тем более в современном мире увеличивается значение высшего образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Однако с учетом требований времени ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована общенациональная образовательная политика, необходимо провести глубокую и всестороннюю модернизацию образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Первейшая задача этой политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

  Другой из наиболее сложных задач в системе высшего образования является улучшение доступа к образованию детей из социально- уязвимых групп населения. В условиях ограниченности ресурсов, требуется особое внимание на повышение эффективности использования имеющихся средств и методов и отработка новых механизмов поддержки детей из уязвимых групп. Для расширения доступности высшего образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи необходимо введение систему государственных минимальных социальных стандартов. А также разработать и реализовать комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях и адресной социальной помощи учащимся и студентам из малообеспеченных семей, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

  Развернувшийся мировой финансовый кризис, который неизбежно коснулся и сферу образования, а  отсюда и высшее образование, затронул и без того многострадальную систему образования. Сейчас, когда идут сокращения, вызванные финансовым кризисом и получить хорошее место с перспективой карьерного роста без соответствующего документа не реально. Теоретическая база, которую дают учебные заведения - это конечно положительно, но нужно признать и то, что многие так и не применили на практике знания, полученные в ВУЗе. А сколько человек работает, совершено не по той специальности, которая значится в документе об образовании?

Тогда как развивающемуся обществу, стране нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система высшего образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что высшее образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Действующая система существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. ВУЗ еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых социальных дисциплин (экономики и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники высших учебных заведений не могут найти себе работу, определить собственную "нишу" в современной экономической жизни.

Сегодня образовательные учреждения обеспечены бюджетным финансированием только на 25-40% от расчетной нормативной потребности и частично дополняется внебюджетными поступлениями от платных услуг. Как отмечено в послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон к Маджлиси Оли, сегодня должен быть изменен сам подход к образованию. Таджикистану необходимо сохранять и развивать высокий образовательный потенциал, сопоставимый с потенциалом образования развитых стран. В этих условиях особенно необходимо сочетание бюджетных и внебюджетных средств в образовании, что было отчетливо обозначено в Послании Президента РТ к Маджлиси Оли.  
В эпоху глобализации и новых технологий - это не просто социальная сфера. Это - вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане - все заинтересованные в качественном  образовании.

Система высшего образования пока недостаточно сориентирована на рынки труда, а также на перспективные потребности их развития, что подчас делает ее неконкурентоспособной. В качестве основного фактора обновления высшего и профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения и комментироваться в государственных СМИ.

Развитие связей между высшим и профессиональным образованием и сферой труда невозможно также без создания эффективной системы трудоустройства выпускников, в том числе путем развития целевой контрактной подготовки. Необходимо формирование у всех выпускников вузов, техникумов и ПТУ умений поиска и подбора работы, включая и создание рабочих мест, открытие собственного дела. 
Наряду с созданием независимой от органов управления образованием и образовательных учреждений государственно-общественной системы аттестации оценки качества образования необходимо уже в ближайшие годы предусмотреть ряд мер, в частности:

  • переаттестация всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента;
  • переаттестация и при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов. К этим процедурам должны быть привлечены ведущие вузы страны, видные ученые соответствующих специальностей, органы управления образованием.
  • Главное внимание необходимо уделить укреплению ведущих вузов, создание на их основе региональных научно-образовательных центров, реализующих общенациональные задачи.

Основная цель высшего и профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Задача коренного улучшения системы высшего образования, качества подготовки специалистов имеет фундаментальное значение для будущего страны.  Она требует совместных усилий академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.  

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально- экономические факторы системы высшего образования и их влияние на рынок труда