Социально-экономические последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является безработица как социально-экономическое явление рыночной экономики.
Объект исследования – общество.
Целью курсовой работы является рассмотрение безработицы, ее причин, последствий и методов регулирования в современной рыночной экономике России.

Файлы: 1 файл

социально-экономические последствия безработицы - копия.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Измерение и последствия безработицы

2.1. Показатели безработицы

 

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы  и  Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. 4Это:

  • трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. 
  • отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца).
  • доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране. Этот показатель определяется  следующим образом:

  • число безработных
  • численность рабочей силы  

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин. 5

Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.

Во-вторых, даже если человек не работает он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти.  Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему расту благосостояния всех граждан страны.

В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны («рынок сжимается»). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.

В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.

2.2. Социально-экономические последствия безработицы

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.6 В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на  мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия  безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических  и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности  рабочего места.

2. Увеличение личного свободного  времени.

3. Возрастание свободы выбора  места работы.

4. Увеличение социальной значимости  и ценности труда.

II. Экономические последствия  безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы  для структурной перестройки  экономики.

2. Конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей  к труду.

3. Перерыв в занятости для  переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности  и производительности труда.

Безработица – опасное  и  в  политическом  отношении  явление.  На  волне  массовой  безработицы  возникли  самые  реакционные  в  истории  человечества  политические  режимы (примером  может  служить  приход к власти  Гитлера  в  Германии  и  Пиночета в  Чили).

Серьёзность  экономических,  социальных  и  политических  последствий  безработицы   служит  основанием   для  включения  в  число   основных  макроэкономических  функций  государства  политики  регулирования  ранка  труда  и  стабилизации  занятости. 7

 

2.3. Способы решения проблем  социальной защищённости и безработицы

          Безработица в наше время становится все большей проблемой. Человек, не имеющий работы, не чувствует себя полноценным членом общества, даже если общество поддерживает его материально, через различные системы социальной помощи. Во-первых, такая поддержка всегда минимальна, а во-вторых, "не хлебом единым…". Человеку необходимо осознавать свою полезность. Человек, чувствующий себя не нужным, может скатиться к наркотикам и преступности, к депрессии и суициду. 

          Рост безработицы -  это долгосрочная перспектива для всех стран. Поэтому, нам нужно заранее выработать правильное отношение к работе, к занятости и к распределению материальных благ.   

          Конкуренция в поисках работы делает нас соперниками  и усиливает негативные отношения  между людьми. Эта, казалось бы, "техническая" проблема свидетельствует о глубоком несовершенстве человеческих отношений. Именно в плоскости человеческих отношений следует искать и причину, и пути решения многих социальных проблем. Безработица - это лишь частный случай.

К числу особо уязвимых категорий относят женщин, молодежь, работников с недостаточным образованием и низкой квалификацией, людей предпенсионного возраста, инвалидов.

Основными принципами, в решении проблем социальной защищённости могут стать8:

- обеспечение равных стартовых  возможностей на индивидуальном  уровне;

- ясность положительных социальных перспектив для всех общественных слоев;

- формирование на этой базе  образа жизни, приемлемого для  максимального числа ее укладов.

Эффективная семейная политика невозможна без создания благоприятных внешних условий, например достойной оплаты достойного труда, оздоровления всей атмосферы в обществе и долгосрочных усилий властей и элиты, направленных на рост образованного здорового населения. Уже сейчас можно предложить отдельные меры, которые, не подменяя настоящую семейную политику, способны поднять престиж института семьи. Так, целесообразно предоставлять дополнительные вычеты по подоходному налогу работника, если у него на иждивении находятся другие члены его семьи, или ощутимую скидку по оплате путевок на курорты и санатории, если отдыхать едут все члены семьи. Нужно поощрять (в частности, налоговыми каникулами) именно семейный малый бизнес, когда муж и жена (или совместно с другими членами семьи) открывают кафе, мини-гостиницу, магазинчик, мастерскую по оказанию бытовых услуг. Государство могло бы материально поддерживать семейные клубы, где люди встречаются и проводят свой досуг, в виде, например, бесплатного предоставления помещения, телефонов и т. п. (разумеется, занятие бизнесом на этой площади должно быть запрещено).

Сегодня социальные проблемы в России должны решаться путем повышения качества и уровня жизни людей, и это объединяет все эти приоритетные программы. Именно в этих целях были разработаны  национальные проекты.

Опыт реализации национальных проектов позволил уже сегодня обсуждать, в какой именно форме государство и общество должны продолжить развитие институтов и формирование социальной инфраструктуры по заявленным приоритетам.

Эти приоритеты необходимо рассматривать в качестве стержня, вокруг которого разворачивается дальнейшая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей. Сами эти проекты могут меняться, а их направленность на обеспечение достойной жизни и повышение творческих возможностей человека остается нашим долгосрочным приоритетом.

Социальные и экономические факторы способствуют ограничению рождаемости. В большинстве российских семей рождение ребенка автоматически переводит семью в число бедных. Поэтому важно создать комплексную систему эффективного социального сопровождения семей с детьми. И серьезный технологией преодоления сложившейся ситуации станет повышение зарплат-до уровня реальной стоимости жизни. Конечно, при этом возрастет и база налогообложения, выплат в фонды обязательного социального и медицинского страхования, Пенсионный фонд, но все-это вернется доходами семей.

Острой темой демографической политики является сиротство, социальное сиротство, обеспечение законных прав таких детей.

Необходимо обеспечить более эффективное регулирование всего комплекса вопросов опеки и попечительства в нашей стране на основе минимальных государственных стандартов организации-работы и деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних. В том-числе регулирование системы устройства детей в патронатные семьи. Нужен федеральный закон о введении патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Нельзя допустить, чтобы гарантии и права в приемных и патронатных семьях настолько были дифференцированы в масштабах всей страны.

Институт приемной семьи надо всячески развивать и оказывать ей должную материальную и моральную поддержку. Поддержка семей усыновителей, опекунов, приемных и патронатных семей должна осуществляться не только государством. Обществу тоже предстоит научиться относиться к людям, принявшим на воспитание ребенка-сироту, как к заслуживающим всемерного уважения. Отмечу, что во многих-регионах целенаправленно проводятся кампании, направленные на формирование позитивных представлений. Угрозу национальной безопасности России создают также глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малоимущих граждан.

К сожалению, до сих пор практически не удалось выработать, сколько-нибудь серьезно обоснованных стратегических подходов к проблеме преодоления бедности и снижения социально-экономического неравенства. В этом плане здесь необходимо подчеркнуть необходимость внесения существенных корректив в политику доходов: 9

  • отказаться от политики «дешевого» работника в большинстве отраслей экономики, недооценки доходов от трудовой деятельности и снижения-доли заработной платы в доходах населения;
  • значительно ускорить приближение минимальных социальных стандартов (минимальный размер оплаты-труда, базовая пенсия и др.) не только к прожиточному минимуму соответствующих групп населения, но и к восстановительному потребительскому бюджету, обеспечивающему нормальное воспроизводство работающих по найму, пенсионеров, малообеспеченных и многодетных семей и др. категорий населения;
  • восстановить прогрессивную шкалу налогообложения личных денежных доходов, так как это делается в подавляющем большинстве развитых стран;
  • создать для населения и организаций условия, при которых они были бы заинтересованы в легализации своих доходов;
  • развивать механизмы регулирования трудовых и предпринимательских доходов на основе системы социального партнерства (генеральное тарифное соглашение, отраслевые соглашения, профессиональные соглашения и др.). Все это надо решать в рамках разработки Стратегии социального развития как стратегии социальной безопасности, где одной их центральных задач должно стать преодоление бедности в ее нынешнем виде и снижение социально-экономического неравенства. Жилищная проблема остается ключевой в системе социального обеспечения-военнослужащих. Для решения жилищной проблемы необходимо не только разработать и принять дополнительные меры по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, но и осуществить переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы