Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:59, реферат
Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро. Но, к сожалению, для России проблема инфляции по-прежнему остается значимой. Популярность и противоречия этого экономического явления определили актуальность выбора исследования.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филипса……4
2. Цели антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика……………..11
3. Особенности антиинфляционной политики в России…………………….19
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
В этой ситуации реальные доходы 15% наиболее состоятельных граждан России, в руках которых сконцентрировано свыше 80% крупнейшей собственности, вырастут на 10% и более, тогда как доходы 50% откровенно нищего населения России (с заработной платой менее 15 тыс. руб.) снизятся на 5-10%. Это обусловлено существенной разницей в структуре потребительской корзины социально незащищённых и зажиточных категорий граждан – продовольствие, электроэнергия, ЖКХ и транспорт, на долю которых, по данным Росстата, приходится до 2/3 совокупных расходов порядка 60% населения и которые ежегодно дорожают на 13-20%.
Экс-главе НИИ Статистики Росстата В. Симчере удалось разработать методику расчета и ввести в оборот понятие так называемой «социальной инфляции» для 60% бедного населения, которая не опускается ниже 14-18% уже многие годы1. Тем не менее, российским чиновникам, превратившим Россию в сырьевую колонию транснационального капитала и рынок сбыта для продукции глобальных ТНК, гораздо выгодней занижать оценку инфляции, так как это помогает отчитываться о росте экономики, увеличении промышленного производства, минимизировать социальные выплаты и существенно экономить на индексации заработной платы и пенсий.
При этом цены на дорогие импортные товары, предметы роскоши, драгоценности, автомобили и прочие предметы демонстративного потребления, которые могут позволить себе приобрести не более 20-25% населения, продемонстрировали существенно меньший прирост.
Безусловно, Росстат может сколько угодно заниматься статистическими приписками, занижать реальную инфляцию и приукрашивать объективно ухудшающуюся на глазах действительность, но реальная ситуация с уровнем жизни подавляющей части населения России, не встроившихся в паразитическую модель «экономики трубы», будет только ухудшаться. Тем более, что правительство откровенно взяло курс на сокращение бюджетных расходов на социальную сферу, науку, образование и поддержку национальной экономики, а также продолжает реализацию чудовищного курса на дальнейшую «монетизацию льгот» и приватизацию бюджетной сферы (поправки в ФЗ-83)1.
Борясь с
инфляцией монетарными
На 80-85% инфляция в России обусловлена ценовым произволом естественных монополий, коррупционными поборами, высокими административными барьерами, безудержным ростом цен на ГСМ, высокой степенью монополизированности торговли, устаревшими производственными и управленческими технологиями, аварийным состоянием базовой инфраструктуры (износ свыше 80-85%) и непозволительно дорогими кредитными ресурсами.
Другими словами, вместо инфляции спроса (обусловленной превышением денежной массы над предложением товарной массы), мы имеем инфляцию издержек, обусловленную хроническим нежеланием правящих властей и коррумпированных чиновников исполнять свои служебные обязанности: ограничивать произвол монополий, обуздывать аппетиты сырьевых олигархов, бить по рукам коррумпированных бюрократов, развивать отечественную финансовую систему, снижать стоимость кредитных ресурсов, бороться с долларизацией экономики, стимулировать замену изношенных на 70% производственных фондов, не на словах, а на деле проводить реальную модернизацию экономики.
До тех пор, пока цены на ГСМ, электроэнергию, газ, транспорт и услуги ЖКХ для населения и отечественных товаропроизводителей растут в 2,5-3 раза быстрее, чем официальная инфляция, можно смело забыть про все планы относительно подъема отечественных несырьевых секторов экономики, снижения имущественной дифференциации населения и повышения уровня жизни не только 20% обеспеченных россиян, но и 85 млн социально незащищённых граждан России.
Судя по свежим отчетам Росстата, основной вклад в ускорение темпов роста инфляции вносят произвол естественных монополий, которые компенсируют упущенные в предвыборный период прибыли и ускоренными темпами индексируют свои тарифы для населения и бизнеса, а также рост цен на рынке ГСМ (монополизированном крупными нефтегазовыми корпорациями) и удорожание продовольственных товаров (зерновых, молока, мяса, овощей и т.д.) в связи с весенними заморозками и летними пожарами, которые уничтожили порядка 15% посевов зерновых культур и только по предварительным данным нанесли урон в размере 37-45 млрд руб1.
Только по итогам августа по официальной оценке Росстата цены на зерновые культуры выросли на 2-2,5%, а мясо, хлеб и макаронные изделия подорожали на 1,7-2%. В действительности же уже сегодня в целом ряде сибирских регионов и крупных городах Южного федерального округа цены на продовольствие подскочили на 12-15%, а, например, в Перми с прилавков многих магазинов исчезли крупы.
При этом на фоне внесения поправок в ФЗ-83, ознаменовавших продолжение общего вектора движения правительства по пути приватизации бюджетной сферы, повышения платности услуг и перекладывания бремени социальных расходов на плечи бедного населения, спровоцирован ускоренный рост цен на базовые социальные услуги. Согласно официальным данным Росстата, по итогам января-августа текущего года стоимость образования в России подскочила на 7,4% (в августе – на 9,3%), услуги здравоохранения выросли в цене на 7,7% (амбулаторное лечение – на 9,7%), а социальная защита подорожала на 7,8%.
До сих пор совершенно непонятно, каким образом по итогам выборного 2011 года российские власти умудрились «нарисовать» инфляцию в размере 6,1%. Иначе как искренним желанием руководства Росстата отчитаться перед высоким начальством в разгар президентских и думских «выборов» этот статистический парадокс объяснить невозможно в принципе.
Напомним, что по итогам 2011 года тарифы естественных монополий выросли в цене на 14-17%, продовольствие подорожало на 8-10%, отпускные цены в промышленности выросли на 12%, а официальная оценка дефлятора ВВП превысила 15,8%, что оказалось существенно хуже показателя 2010 года (11,6%). Совершенно очевидно, что никакого отношения к реальности официальная оценка инфляции в 6,1% не имеет.
В 2012 году ситуация не намного лучше – низкие показатели темпов роста потребительских цен (и, как следствие, обесценения доходов и сбережений населения) в начале текущего года целиком и полностью были обусловлены сочетанием трех факторов, два из которых вообще никоим образом не связаны с действиями властей. С одной стороны, нынешние власти, как и положено «гребцам на галерах», в разгар предвыборной гонки были вынуждены аккуратно наступить на карман аффилированным с властями сырьевым олигархам и естественным монополиям, обязав их заморозить цены на ГСМ и перенести индексацию тарифов на электроэнергию, газ, воду, отопление, ЖКХ и транспорт с 1 января на 1 июля и начало осени1.
С другой стороны, на руку органам пропаганды и чиновникам сыграл эффект высокой базы статистических сопоставлений. Именно в первой половине 2011 года наблюдался стремительный рост цен (на 25-130%) на целый ряд критически значимых продуктов питания и продовольственных товаров, спровоцированный засухой, лесными пожарами и преступной халатностью властей, которые в угоду коммерческим интересам крупного бизнеса сначала демонтировали систему противопожарной безопасности (внесение поправок в Лесной, Воздушный и Земельный кодексы), а затем вплоть до середины июля вообще не обращали внимания на торфяные пожары.
И, наконец, третьим фактором, обеспечившим низкую инфляцию в начале текущего года, стало стремительное (на 17%) удорожание нефти на международных товарно-сырьевых биржах, что обеспечило дополнительный приток нефтедолларов и 10%-ное укрепление рубля по отношению к американскому доллару в январе-апреле 2012 года. В определенной степени это притормозило рост цен на импортную продукцию, на долю которой приходится более 55-60% всего рынка продовольственных товаров, а также львиная доля рынка фармацевтики, бытовой техники, электроники и прочей промышленной продукции.
Другое дело, что укрепление рубля для отечественной деиндустриализированной «экономики трубы» с примитивной структурой производства, в которой 92% экспорта приходится на сырьё и продукцию низких переделов, а 85% прибылей оседает в карманах сырьевых олигархов, перекупщиков, металлургов и естественных монополий, обернулось сильнейшим ударом по остаткам обрабатывающей промышленности. Неудивительно, что уже в марте-апреле и июне текущего года Росстат и МЭР зафиксировали помесячное снижение ВВП и промышленного производства (чего не наблюдалось с кризисного 2009 года), а темпы роста обрабатывающих производств (2,5-3%) в 3-4 раза оказались ниже отметок 2010 года.
Совершенно
очевидно, что все три перечисленные
выше фактора сдерживания инфляции
себя исчерпали, тогда как базовые,
фундаментальные причины
При этом серьезный вклад в ускорение темпов инфляции вносит Банк России, поддерживая искусственный дефицит денежного предложения и непозволительно высокую стоимость кредитных ресурсов в экономике. Денежные власти, слепо следующие ультралиберальной идеологии «Вашингтонского консенсуса», уже многие годы наотрез отказываются понимать, что в России инфляция носит немонетарный характер и спровоцирована высокими издержками.
На протяжении большей части последних 20 лет Банк России искусственно привязывает объем первичного денежного предложения к притоку в страну нефтедолларов и иностранных кредитов, в результате чего уровень монетизации экономики (М2/ВВП) не превышает 43%, что в два раза ниже, чем в ЕС, в 2,5 раза ниже, чем во времена СССР, и в 3-4 раза ниже, чем в динамично развивающихся странах Азии и Латинской Америки. В результате того, что предложение денежных ресурсов никоим образом не согласуется с потребностями российской экономики (несырьевых секторов экономики, сельского хозяйства, финансовой системы и т.д.), ставки по банковским кредитам для малого и среднего бизнеса в 2-2,5 раза превышают рентабельность наукоемких производств и сельского хозяйства - 18-23% против 8-11%. И недавнее повышение базовой ставки рефинансирования со стороны Банка России на 0,25% до 8,25% (которая сама по себе превышает рентабельность сельского хозяйства и целого ряда отраслей обрабатывающей промышленности) на фоне беспрецедентного за последние три года затухания российской экономики и смягчения денежно-кредитной политики у наших стратегических конкурентов (в США, Еврозоне, Великобритании, Китае, Бразилии, Японии и т.д.) лишь усугубляет спад в реальном секторе экономики и способствует загниванию отечественной наукоемкой промышленности. Очередное повышение базовых процентных ставок неминуемо спровоцирует рост стоимости кредитных ресурсов (ставки по кредитам за последние полгода выросли на 1,5-2%) и, как следствие, увеличит непроизводительные издержки, которые отечественные компании будут перекладывать на плечи рядовых граждан, тем самым стимулируя дальнейшее раскручивание маховика инфляции и падение уровня жизни населения1.
В условиях, когда Центробанки крупнейших экономик мира наращивают масштабы денежно-кредитной эмиссии и стимулируют снижение процентных ставок в экономике, Банк России продолжает их задирать до небес, тем самым стимулируя приток в страну глобального спекулятивного капитала. Как и в печально известных 2008-2009 годах, такого рода политика Банка России, направленная на спасение сверхприбылей финансовых спекулянтов и привлечение глобального спекулятивного капитала, обернется катастрофой для отечественной экономики, подорвет конкурентоспособность отечественной промышленности и усугубит обвал деловой активности.
Заключение
Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения. Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством.
Таким образом, негативных последствий инфляции не так уж и мало, к ним относятся:
Основной целью антиинфляционной политики является цель сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.
Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филипса