Социально-экономическое развитие Ростовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной работы является исследование социально-экономического положения Ростовской области, изучение специфики социально-экономического, политического, культурного, экологического развития ее территории.
Объектом работы является Ростовская область, как административно-территориальное образование, его социально-экономическое развитие в ретроспективе.

Содержание работы

Введение……...…………………………………………………………………....3
1. Техническо-экономическая характеристика Ростовской области..………...4
1.1 Географическое положение Ростовской области………………………..4
1.2 Климат Ростовской области……………………………………………... 6
1.3 Население Ростовской области…………………………………………...7
1.4 Природные ресурсы Ростовской области………………………………..8
1.5 Промышленность Ростовской области………………………………....11
2.Основные итоги социально-экономического развития хозяйства Калужской области……………………………………………..……………………….…….15
3.Возможные пути социально-экономического развития региона и его источники……………………………………………………......……………….23
Заключение……………………………………………………………………….32
Литература……………………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Rost_oblast.docx

— 91.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 14

Средние значения по трем муниципальным образованиям

Год

2009

2010

2011

Число торговых мест на рынке, мест

10,28

10,40

10,47

Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги

4,76

4,77

4,32

Число спортивных сооружений

4,11

4,77

4,23

Число источников теплоснабжения

1,09

1,02

1,09

Общая площадь жилых помещений, тыс. кв.

20,49

20,05

16,15

Число учреждений культурно-досугового типа

0,61

0,59

0,59

Число центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

0,014

0,01

0,014

Число учреждений здравоохранения (отделений)

1,27

1,21

1,36

Число больничных коек

12,81

11,41

9,57

Число дошкольных образовательных учреждений на конец отчетного года

0,37

0,37

0,37

Число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) на начало учебного года

0,50

0,47

0,45


 

Таблица 15

Относительное отклонение показателей Азовского муниципального района от средних значений

Отклонение (относительное, %):

2009

2010

2011

Число торговых мест на рынке, мест

-54,48

-49,06

-48,84

Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги

-16,54

-23,93

-13,81

Число спортивных сооружений

-8,19

-8,19

-8,32

Число источников теплоснабжения

7,15

14,61

3,25

Общая площадь жилых помещений, тыс. кв.

-3,75

-1,67

-28,18

Число учреждений культурно-досугового типа

-3,55

-0,73

-4,48

Число центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

-32,27

-32,23

-32,10

Число учреждений здравоохранения (отделений)

2,64

8,03

2,78

Число больничных коек

18,94

16,69

38,81

Число дошкольных образовательных учреждений на конец отчетного года

11,16

11,73

11,64

Число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) на начало учебного года

-5,74

0,33

-3,59


 

Отрицательные значения, то есть дефицит по отношению к средневзвешенной имеют следующие муниципальные и социальные услуги, предоставляемые в Азовском муниципальном районе:

1) Число торговых мест на рынке, мест (отрасль- Оптовая и розничная торговля; ремонт  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования);

2) Число центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (отрасль- Предоставление прочих коммунальных,  социальных и персональных услуг);

3) Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. (отрасль-Строительство).

 

Выбор первоочередных направлений социально-экономического развития осуществляется на базе предельных продуктов, рассчитанных ранее по формулам, то есть развивать следует те отрасли, где предельный продукт положителен и выявлен дефицит обеспеченности муниципальными и социальными услугами. Так как Ростовская область является трудообеспеченным регионом, будем смотреть на значения предельных продуктов по инвестициям в основной капитал. «Оптовая и розничная торговля», «Предоставление прочих коммунальных,  социальных и персональных услуг» и «Строительство»- отрасли, по которым выявлен дефицит предельного продукта по инвестициям в основной капитал в 2011 году.

Выявленный дефицит по отношению к средневзвешенной должен быть нормализован и может быть погашен за счет собственных средств из муниципального бюджета.

Проанализируем расходы местного бюджета, найдем средние значения расходов по каждой статье и отклонения от среднего по выбранному муниципальному образованию. Если в расходах по статьям, которые связаны

с отраслями, нуждающимися в развитии, выявлено отрицательное отклонение от среднего значения, необходимо перераспределить средства по статьям, чтобы нормализовать состояние отраслей, нуждающихся в развитии.

Таблица 16

Средние значения расходов местного бюджета

Средние значения расходов местного бюджета на 1000 чел. (тыс. руб.)

2009

2010

2011

Общегосударственные вопросы

606,58

778,20

616,63

Расходы на содержание работниов ОМСУ

345,63

648,41

596,42

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

48,34

241,25

102,72

Национальная экономика

269,81

317,33

739,00

Сельское хозяйство и рыболовство

11,92

43,18

175,78

Транспорт

84,28

150,54

350,86

Жилищно-коммунальное хозяйство

397,70

207,03

554,67

Образование

6593,20

6650,87

7586,82

Культура

228,56

255,44

312,61

Здравоохранение

807,46

768,12

1254,03

Физическая культура и спорт

606,58

778,20

616,63

Социальная политика

345,63

648,41

596,42


 

Таблица 17

Относительное отклонение расходов местного бюджета Азовского муниципального района от средних значений

Отклонение от среднего (относительное, %):

2009

2010

2011

Общегосударственные вопросы

6,33

-20,64

10,55

Расходы на содержание работниов ОМСУ

3,17

-29,06

-22,27

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

54,71

-69,73

40,10

Национальная экономика

-63,30

-27,09

-15,03

Сельское хозяйство и рыболовство

-63,28

-54,03

-41,49

Транспорт

-36,38

16,10

-66,74

Жилищно-коммунальное хозяйство

66,96

41,46

15,78

Образование

-2,01

4,39

5,09

Культура

-19,57

-12,72

-6,51

Здравоохранение

-9,62

-5,27

3,50

Физическая культура и спорт

6,33

-20,64

10,55

Социальная политика

3,17

-29,06

-22,27


 

Выявленный дефицит в части центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (отрасль - Предоставление прочих коммунальных,  социальных и персональных услуг) может быть погашен за счет предоставления средств по тем отраслям, у которых снижается коэффициент локализации, а значит, появляются свободные денежные средства: данная услуга не финансируется из местного бюджета, поэтому необходимо прибегнуть к средствам предпринимателей.

Дефицит в отраслях «Строительство» и «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» не может быть восполнен за счет местных бюджетных средств, так как местный бюджет не финансирует данные отрасли. В данном случае можно восполнить дефицит за счет предоставления средств из тех отраслей, где снижается коэффициент локализации, следовательно, появляются свободные денежные средства. Еще один возможный путь решения проблемы – это привлечение частных предпринимательских инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В рамках настоящей работы был выполнен анализ региональных особенностей и проведена разработка конкретных мероприятий, способствующих решению региональных проблем отдельно взятого субъекта Российской Федерации – Ростовской области.

С этой целью в первой части работы были освещены историко-географическое положение и демографическая обстановка региона; проанализирована ресурсная база региона, уровень развития промышленности и сельского хозяйства.

Во второй и третьей частях работы были подведены основные итоги социально-экономического развития региона на современном этапе; проанализированы возможные пути его дальнейшего развития.

На основе практических расчетов различных коэффициентов были точно определены отрасли специализации Ростовской области. Ими стали следующие отрасли народного хозяйства:

- сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство;

- производство и распределение электроэнергии,  газа и воды - строительство;

- строительство.

Было выявлено наличие дефицита бюджета Ростовской области, что подразумевает в себе необходимость выделения средств из федерального бюджета. Также было выявлено наличие свободных денежных средств у населения региона и хозяйствующих субъектов. Данные средства могут быть вложены в развитие отраслей, нуждающихся в этом.

Из результатов расчета предельных продуктов по инвестициям в основной капитал и в рабочую силу были выявлены наиболее привлекательные в инвестиционном плане отрасли.

Дефицит в муниципальных и социальных услугах для населения был выявлен на основе сравнения Азовского муниципального района с двумя другими Каменским и Пролетарским муниципальными районами, в результате расчета средних показателей по предоставлению социально-экономических услуг. Такими отраслями стали: «Оптовая и розничная торговля», «Предоставление прочих коммунальных,  социальных и персональных услуг» и «Строительство».

Ростовская область – перспективный во многих отношениях регион, имеющий большой потенциал развития. Научный подход к разработке и реализации долгосрочной стратегии развития данного субъекта РФ позволит реализовать этот потенциал с максимальной отдачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

1.  Коваленко  Е.Г. «Региональная экономика и  управление».Учебное пособие.-СПб.Питер, 2008.288 с.;

2. Региональная  экономика: Учебник для вузов/ Т.Г.Морозова, М.П.Победина, Г.Б.Поляк, и др.; Под  ред. проф. Т.Г. Морозовой. –  2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 472 с.;

3. http://www.gks.ru/ - Портал Федеральной службы государственной статистики;

4. http://rostov.gks.ru/- Портал территориального органа Федеральной службы государственной статистики Ростовской области.

5. http://www.fedstat.ru/indicators/start.do - Единая межведомственная информационно-статистическая система.

 

 

 


Информация о работе Социально-экономическое развитие Ростовской области