Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:46, курсовая работа
Предметом данной работы является исследование социально-экономического положения Ростовской области, изучение специфики социально-экономического, политического, культурного, экологического развития ее территории.
Объектом работы является Ростовская область, как административно-территориальное образование, его социально-экономическое развитие в ретроспективе.
Введение……...…………………………………………………………………....3
1. Техническо-экономическая характеристика Ростовской области..………...4
1.1 Географическое положение Ростовской области………………………..4
1.2 Климат Ростовской области……………………………………………... 6
1.3 Население Ростовской области…………………………………………...7
1.4 Природные ресурсы Ростовской области………………………………..8
1.5 Промышленность Ростовской области………………………………....11
2.Основные итоги социально-экономического развития хозяйства Калужской области……………………………………………..……………………….…….15
3.Возможные пути социально-экономического развития региона и его источники……………………………………………………......……………….23
Заключение……………………………………………………………………….32
Литература……………………………………………………………………….34
Таблица 14
Средние значения по трем муниципальным образованиям
Год |
2009 |
2010 |
2011 |
Число торговых мест на рынке, мест |
10,28 |
10,40 |
10,47 |
Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги |
4,76 |
4,77 |
4,32 |
Число спортивных сооружений |
4,11 |
4,77 |
4,23 |
Число источников теплоснабжения |
1,09 |
1,02 |
1,09 |
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. |
20,49 |
20,05 |
16,15 |
Число учреждений культурно-досугового типа |
0,61 |
0,59 |
0,59 |
Число центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
0,014 |
0,01 |
0,014 |
Число учреждений здравоохранения (отделений) |
1,27 |
1,21 |
1,36 |
Число больничных коек |
12,81 |
11,41 |
9,57 |
Число дошкольных образовательных учреждений на конец отчетного года |
0,37 |
0,37 |
0,37 |
Число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) на начало учебного года |
0,50 |
0,47 |
0,45 |
Таблица 15
Относительное отклонение показателей Азовского муниципального района от средних значений
Отклонение (относительное, %): |
2009 |
2010 |
2011 |
Число торговых мест на рынке, мест |
-54,48 |
-49,06 |
-48,84 |
Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги |
-16,54 |
-23,93 |
-13,81 |
Число спортивных сооружений |
-8,19 |
-8,19 |
-8,32 |
Число источников теплоснабжения |
7,15 |
14,61 |
3,25 |
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. |
-3,75 |
-1,67 |
-28,18 |
Число учреждений культурно-досугового типа |
-3,55 |
-0,73 |
-4,48 |
Число центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов |
-32,27 |
-32,23 |
-32,10 |
Число учреждений здравоохранения (отделений) |
2,64 |
8,03 |
2,78 |
Число больничных коек |
18,94 |
16,69 |
38,81 |
Число дошкольных образовательных учреждений на конец отчетного года |
11,16 |
11,73 |
11,64 |
Число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) на начало учебного года |
-5,74 |
0,33 |
-3,59 |
Отрицательные значения, то есть дефицит по отношению к средневзвешенной имеют следующие муниципальные и социальные услуги, предоставляемые в Азовском муниципальном районе:
1) Число торговых мест на рынке, мест (отрасль- Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования);
2) Число центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (отрасль- Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг);
3) Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. (отрасль-Строительство).
Выбор первоочередных направлений социально-экономического развития осуществляется на базе предельных продуктов, рассчитанных ранее по формулам, то есть развивать следует те отрасли, где предельный продукт положителен и выявлен дефицит обеспеченности муниципальными и социальными услугами. Так как Ростовская область является трудообеспеченным регионом, будем смотреть на значения предельных продуктов по инвестициям в основной капитал. «Оптовая и розничная торговля», «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» и «Строительство»- отрасли, по которым выявлен дефицит предельного продукта по инвестициям в основной капитал в 2011 году.
Выявленный дефицит по отношению к средневзвешенной должен быть нормализован и может быть погашен за счет собственных средств из муниципального бюджета.
Проанализируем расходы местного бюджета, найдем средние значения расходов по каждой статье и отклонения от среднего по выбранному муниципальному образованию. Если в расходах по статьям, которые связаны
с отраслями, нуждающимися в развитии, выявлено отрицательное отклонение от среднего значения, необходимо перераспределить средства по статьям, чтобы нормализовать состояние отраслей, нуждающихся в развитии.
Таблица 16
Средние значения расходов местного бюджета
Средние значения расходов местного бюджета на 1000 чел. (тыс. руб.) |
2009 |
2010 |
2011 |
Общегосударственные вопросы |
606,58 |
778,20 |
616,63 |
Расходы на содержание работниов ОМСУ |
345,63 |
648,41 |
596,42 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
48,34 |
241,25 |
102,72 |
Национальная экономика |
269,81 |
317,33 |
739,00 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
11,92 |
43,18 |
175,78 |
Транспорт |
84,28 |
150,54 |
350,86 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
397,70 |
207,03 |
554,67 |
Образование |
6593,20 |
6650,87 |
7586,82 |
Культура |
228,56 |
255,44 |
312,61 |
Здравоохранение |
807,46 |
768,12 |
1254,03 |
Физическая культура и спорт |
606,58 |
778,20 |
616,63 |
Социальная политика |
345,63 |
648,41 |
596,42 |
Таблица 17
Относительное отклонение расходов местного бюджета Азовского муниципального района от средних значений
Отклонение от среднего (относительное, %): |
2009 |
2010 |
2011 |
Общегосударственные вопросы |
6,33 |
-20,64 |
10,55 |
Расходы на содержание работниов ОМСУ |
3,17 |
-29,06 |
-22,27 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
54,71 |
-69,73 |
40,10 |
Национальная экономика |
-63,30 |
-27,09 |
-15,03 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
-63,28 |
-54,03 |
-41,49 |
Транспорт |
-36,38 |
16,10 |
-66,74 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
66,96 |
41,46 |
15,78 |
Образование |
-2,01 |
4,39 |
5,09 |
Культура |
-19,57 |
-12,72 |
-6,51 |
Здравоохранение |
-9,62 |
-5,27 |
3,50 |
Физическая культура и спорт |
6,33 |
-20,64 |
10,55 |
Социальная политика |
3,17 |
-29,06 |
-22,27 |
Выявленный дефицит в части центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (отрасль - Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг) может быть погашен за счет предоставления средств по тем отраслям, у которых снижается коэффициент локализации, а значит, появляются свободные денежные средства: данная услуга не финансируется из местного бюджета, поэтому необходимо прибегнуть к средствам предпринимателей.
Дефицит в отраслях «Строительство» и «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» не может быть восполнен за счет местных бюджетных средств, так как местный бюджет не финансирует данные отрасли. В данном случае можно восполнить дефицит за счет предоставления средств из тех отраслей, где снижается коэффициент локализации, следовательно, появляются свободные денежные средства. Еще один возможный путь решения проблемы – это привлечение частных предпринимательских инвестиций.
Заключение
В рамках настоящей работы был выполнен анализ региональных особенностей и проведена разработка конкретных мероприятий, способствующих решению региональных проблем отдельно взятого субъекта Российской Федерации – Ростовской области.
С этой целью в первой части работы были освещены историко-географическое положение и демографическая обстановка региона; проанализирована ресурсная база региона, уровень развития промышленности и сельского хозяйства.
Во второй и третьей частях работы были подведены основные итоги социально-экономического развития региона на современном этапе; проанализированы возможные пути его дальнейшего развития.
На основе практических расчетов различных коэффициентов были точно определены отрасли специализации Ростовской области. Ими стали следующие отрасли народного хозяйства:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - строительство;
- строительство.
Было выявлено наличие дефицита бюджета Ростовской области, что подразумевает в себе необходимость выделения средств из федерального бюджета. Также было выявлено наличие свободных денежных средств у населения региона и хозяйствующих субъектов. Данные средства могут быть вложены в развитие отраслей, нуждающихся в этом.
Из результатов расчета предельных продуктов по инвестициям в основной капитал и в рабочую силу были выявлены наиболее привлекательные в инвестиционном плане отрасли.
Дефицит в муниципальных и социальных услугах для населения был выявлен на основе сравнения Азовского муниципального района с двумя другими Каменским и Пролетарским муниципальными районами, в результате расчета средних показателей по предоставлению социально-экономических услуг. Такими отраслями стали: «Оптовая и розничная торговля», «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» и «Строительство».
Ростовская область – перспективный во многих отношениях регион, имеющий большой потенциал развития. Научный подход к разработке и реализации долгосрочной стратегии развития данного субъекта РФ позволит реализовать этот потенциал с максимальной отдачей.
Список использованных источников и литературы:
1. Коваленко
Е.Г. «Региональная экономика и
управление».Учебное пособие.-
2. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г.Морозова, М.П.Победина, Г.Б.Поляк, и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 472 с.;
3. http://www.gks.ru/ - Портал Федеральной службы государственной статистики;
4. http://rostov.gks.ru/- Портал территориального органа Федеральной службы государственной статистики Ростовской области.
5. http://www.fedstat.ru/
Информация о работе Социально-экономическое развитие Ростовской области