Социально-экономическое состояние Забайкальского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:40, реферат

Описание работы

Забайкальский край - один из уникальных регионов Российской Федерации по своему ресурсному потенциалу, выгодной транспортной схеме, интегрированный в мировую систему коммуникаций, исключительно ценными рекреационными ресурсами, емкому и свободному, пока еще, от жесткой конкуренции рынку товаров и услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ………………………………………………..……5
1.1 Экономический потенциал региона………………………………………….5
1.2 Накопленный промышленный и научно-образовательный потенциал…...9
1.3 Социальное развитие………………………………………………………...12
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА..............................13
2.1 Развитие транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона…………………………....15
2.2 Социальное развитие региона………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….21

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Научно- образовательный  потенциал в Забайкалье

Наиболее перспективным  фактором долговременного и устойчивого развития выступает научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири работает более 100 институтов и исследовательских центров, многие из которых являются головными в стране по важнейшим направлениям современной науки и техники. К настоящему времени в этих институтах подготовлено к применению более 300 научных разработок. Их реализация позволит в несколько раз сократить материалоемкость и энергоемкость производства, существенно увеличить производительность общественного труда. После укрепления материальной базы и определенной переориентации образовательный комплекс Сибири способен обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных кадрах.

 

1.3 Социальное развитие региона

 

Так как ВРП является источником формирования валовых доходов, его динамика и уровень производства на душу населения сказываются на уровне реальных денежных доходов населения и оплаты труда. Забайкалье давно уже утратило относительное преимущество по этим показателям по сравнению с другими регионами страны, которые были характерны до 1990-х годов.

Регион отстает не только по уровню реальных денежных доходов, но и по потреблению основных услуг, которые  отражают качество жизни и его  миграционную привлекательность. Консолидированные  бюджеты субъектов Забайкалья расходовали в 2007г. 43,9 тыс. номинальных рублей на каждого жителя данной территории, что составляет 119.5% среднероссийского уровня. Но высокий ценовой уровень съедает бюджетные средства, направленные в социальную сферу. В реальных ценах, скорректированных на стоимость прожиточного минимума, объем составляет только 89.7% от среднероссийского. В результате этого более дорогие для бюджетов субъектов услуги для населения оборачиваются более низким их качеством относительно среднероссийского уровня, что означает реальное недопотребление этих услуг, которые и формируют показатели качества жизни в регионе. Разрыв со среднероссийским уровнем составляет 47.1% по физкультуре и спорту, ЖКХ - 19.7%, социальной защите - 15.7%, здравоохранению - 11.7%, культуре - 11.4%, охране окружающей среды - 6.2%.

Отставание показателей уровня жизни населения Забайкальского края от среднероссийских является одной  из причин миграционного оттока населения. Несмотря на существующие районные коэффициенты и другие надбавки к заработной плате, происходит ее уравнивание по размерам с регионами, имеющими более благоприятные социально-экономические условия, что вынуждает население трудоспособного возраста уезжать из края. Миграционная убыль населения в крае имеет некоторую тенденцию к снижению, однако остается одной из причин снижения численности населения. В 2008 году в Забайкальском крае зарегистрирована миграционная убыль населения (3621 человек), в январе-июне 2009 года миграционная убыль составила 988 человек.

Ухудшение экономической  ситуации в организациях различных  видов экономической деятельности в конце 2008 года (рост численности  высвобождаемых работников, активное введение режимов неполной занятости  в организациях, массовые увольнения работников) негативно сказалось на рынке труда Забайкальского края. Численность безработных в 2008 году увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом и составила 82,1 тыс. человек.

В целях снижения негативных социально-экономических последствий  возможного увольнения работников и предупреждения роста безработицы правительством Забайкальского края утверждена краевая целевая программа «Дополнительные меры снижения напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2009 году» (постановление от 14 января 2009 года № 1), предусматривающая систему мероприятий по повышению профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, развитие территориальной трудовой мобильности населения и другие.

Отсюда следует, что отсутствие четкой расстановки приоритетов в достижении цели сохранения населения Забайкалья на территории приводит к отсутствию конечного результата. Фактическое недофинансирование бюджетных отраслей и недополучение населением социальных услуг соответствующего уровня (среднероссийского - для сохранения имеющегося населения и выше среднероссийского - для привлечения мигрантов) приводит к фактически сложившейся ситуации ежегодного снижения не только численности постоянного населения, но и его качественного состава.

 

ГЛАВА 2.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

2.1 Развитие транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Сибири

 

Развитие транспортной инфраструктуры

Развитие транспортной инфраструктуры Сибири будет осуществляться в рамках основных стратегических направлений развития страны, определенных в долгосрочных документах социально-экономического развития, включая отраслевые стратегии развития, федеральные целевые и ведомственные программы, региональные и муниципальные программы, с учетом реализуемых на территории Сибири инвестиционных проектов, потребностей экономики и социальной сферы. Развитие транспортной инфраструктуры Сибири будет осуществляться с учетом и в целях обеспечения прогнозируемого роста мобильности населения и удовлетворения транспортных потребностей российских грузовладельцев.

К основным задачам развития дорожного хозяйства Сибири целесообразно  отнести строительство новых  и модернизацию существующих автомобильных  дорог для увеличения пропускной способности опорной автодорожной сети; развитие автомобильных подходов к международным автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска); увеличение пропускной способности опорной автодорожной сети за счет строительства обходов крупных населенных пунктов и реконструкции искусственных сооружений.

Приоритетными задачами развития опорной железнодорожной  сети станет реконструкция и строительство  железнодорожных линий, обеспечивающих растущие потребности в перевозках экономики Сибири и других регионов Российской Федерации.

Особое внимание будет  уделено развитию БАМа, расширению ее пропускной способности, что приведет к перераспределению нагрузки с  Транссибом.

 

Развитие энергетической инфраструктуры

Стратегической целью  развития энергетики Сибири на долгосрочную перспективу является эффективное  использование существующего топливно-энергетического  потенциала для обеспечения устойчивого  роста экономики и улучшения  качества жизни населения регионов. Стратегическими приоритетами долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая безопасность, энергоэффективная экономика, экономическая эффективность энергетики, рассматриваемая с позиций обеспечения интересов государства (бюджетная эффективность) и бизнеса (финансово-экономическая устойчивость энергетических компаний) и экологическая безопасность энергетики.

Сибирь благодаря хорошей  обеспеченности энергетическими ресурсами  является одним из основных регионов генерации электроэнергии, обеспечивая около 14 процентов совокупной выработки электроэнергии по стране.

Благодаря развитию энерготранспортной инфраструктуры и использованию  возобновляемых источников энергии  будет не только обеспечена энергетическая безопасность всех районов Сибири, но и организованы стабильные поставки энергоресурсов в энергодефицитные районы страны и на экспорт.

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

Долгосрочной целью  развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Сибири является эффективное использование и дальнейшее развитие информационно-телекоммуникационных технологий для поддержания устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих  задач:

· обеспечение экономически и социально обоснованных потребностей в услугах связи и реализация существующего транзитного потенциала Сибири;

· формирование устойчивой институциональной среды в телекоммуникационной отрасли;

· обеспечение необходимого качества и высокого уровня доступности услуг связи;

· создание инновационного и эффективного телекоммуникационного  сектора на территории Сибири.

В рамках реализации Стратегии  будет осуществлено:

· расширение пропускной способности магистральных, зоновых  и местных транспортных сетей связи за счет строительства новых волоконно-оптических и цифровых радиорелейных линий связи, внедрения современных технологий на существующих линиях связи, использования в труднодоступных районах и районах с низкой плотностью населения спутниковых технологий;

· полная цифровизация телефонных сетей связи;

· создание инфраструктуры проводного и беспроводного широкополосного  доступа к сети Интернет на всей территории Сибири;

· оказание универсальных  услуг телефонной связи с использованием таксофонов и передачи данных и предоставления доступа к сети Интернет;

· цифровизация и модернизация сетей телерадиовещания и расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм.

 

 

2.2 Социальное развития региона

 

Задачи социальной политики региона:

· Решение экологических  проблем, обеспечение населения  региона чистой питьевой водой;

· Развитие доступной  и высококвалифицированной системы  здравоохранения, внедрение современных  лечебно- диагностических технологий;

· Образование должно стать приоритетной сферой развития;

· Укрепление научного потенциала, использование его для повышения  инвестиционной составляющей регионального  производства.

Значимость Сибири для  обеспечения устойчивого развития экономики, сохранения территориальной  целостности страны выводит ускоренное социальное развитие сибирских регионов в разряд стратегических приоритетов обеспечения национальной безопасности России.

Механизмами и инструментами  преодоления социальных проблем  и ускоренного социального развития Сибири являются:

· интенсивное развитие инновационного сектора экономики "несырьевых" регионов Сибири как способ преодоления зависимости социального благополучия территории от наличия природных ресурсов;

· формирование новой  жилищной модели как действенного механизма  повышения комфортности проживания в регионе, привлечения квалифицированной рабочей силы по приоритетным направлениям развития экономики и освоения новых территорий;

· формирование и реализация новых подходов к развитию социальной инфраструктуры.

Реализация целей и приоритетов Стратегии потребует реализации особых подходов к развитию социальной инфраструктуры, основными составляющими которой являются учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства, физкультуры, спорта, социального обслуживания, связи, распространения информации, коммунального хозяйства.

Стартовые условия реализации социального блока Стратегии  состоят в следующем:

· за годы реформ резко  уменьшились инвестиции в социальную сферу;

· существующая сеть объектов социальной инфраструктуры в сибирских регионах не в полной мере соответствует размещению производительных сил и расселению населения и требует в связи с этим системной модернизации;

· имеет место низкое качество предоставления услуг социальной инфраструктуры;

· почти во всех субъектах Сибири имеет место недостаточность нормативной правовой базы для оценки состояния и регулирования развития социальной инфраструктуры;

· количество библиотек  и объем библиотечных фондов сокращаются.  Значительно сократилось число учреждений культурно-досугового типа на селе, количество детских школ искусств.

Инвестиции, вкладываемые в развитие социальной инфраструктуры регионов Сибири, существенно ниже, чем в среднем по стране. При  этом наибольшее отставание в выделении  средств долгие годы приходилось  на культуру, спорт, физкультурно-оздоровительную деятельность, организацию отдыха и развлечений и др. Уровень таких инвестиций в расчете на душу населения в Сибири составлял последние годы меньше половины от среднего показателя по Российской Федерации. Начальные средства целесообразно направить на выполнение большого объема предпроектных, проектных, архитектурно-планировочных работ, на разработку градостроительных решений, нормативных документов, документов для привлечения в качестве инвестиций средств бюджетов всех уровней, корпоративных финансов, собственных средств предпринимателей (населения).

Инвестиционные проекты  модернизации, строительства энергоэффективных  коммунальных объектов, обеспечивающие интересы государства, регионов, муниципалитетов, бизнеса и финансового сектора, будут финансироваться на принципах государственно-частного партнерства.

Во всех сферах развития социальной инфраструктуры органам  государственной власти и органам  местного самоуправления необходимо поощрять участие малого и среднего предпринимательства.

Развитию социальной инфраструктуры будет способствовать реализация инвестиционных проектов в  сферах здравоохранения, образования, культуры и др.

Формирование молодежной политики

Одним из важнейших факторов социально-демографического развития станет формирование эффективной молодежной политики.

В связи с этим при  формировании долгосрочных, среднесрочных  и текущих годовых планов и  программ по реализации Стратегии целесообразно  предусматривать специальные разделы, посвященные участию в них  молодежи.

В рамках государственной  молодежной политики помимо общероссийских направлений поддержки молодежи должны быть реализованы следующие  мероприятия на территории Сибири:

· формирование инфраструктуры и механизмов межрегиональной, межведомственной координации и общественно-государственного управления молодежной политикой в Сибирском федеральном округе;

· подготовка и систематическое  повышение квалификации молодых  специалистов для отраслей (или сфер), ориентированных на инновационное  социально-экономическое развитие Сибири;

Информация о работе Социально-экономическое состояние Забайкальского края