Социальные и экономические последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:55, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить причины и виды безработицы, исследовать специфику проблемы занятости в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ 4
1.1 Основные типы безработицы и ее естественный уровень 5
1.2 Социальные и экономические последствия безработицы 7
1.3 Государственная политика занятости в зарубежных странах 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 12
2.1 Безработица России причины, особенности 12
2.2 Государственная политика занятости: проблемы и противоречия 20
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

СОЦ ЭКОНОМ КР исправлено.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшими элементами, характеризующими функционирование государства на рынке труда, выступают активная антиинфляционная политика государства и противодействие вынужденной безработице (здесь необходимо достижение баланса, возможно, за счет поддерживающих равновесие иных мероприятий и механизмов, поскольку инфляция и безработица - два разнонаправленных регулятора на рынке труда); устранение диспропорций в распределении трудовых ресурсов, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы и ослабление социальной напряженности в обществе.

Понятие социальная защита рассматривается, как правило, в двух смыслах: в широком - это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе права на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.

При этом необходимо учесть, что если субъект занятости осознает ее динамику, он может играть в ней активную роль, стимулируя таким образом свое собственное развитие, свои способности в сфере социальной защиты населения, в сфере занятости, которая не на словах, а на деле выработала бы целый комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости (защита от безработицы), справедливого вознаграждения за труд (трудовая мотивация), социальной защищенности нетрудоспособных членов общества, ликвидации малообеспеченности, бедности; пенсионных выплат престарелым и инвалидам, компенсации потерь населения от инфляции, роста цен и т. д. По отношению к трудоспособному населению социальная защита предполагает систему соответствующих мер (гарантий), создание равных условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предприимчивости. Социальная защита в узком смысле - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, и прежде всего от негативных последствий процессов переходного периода в проведении реформ и движения к рынку.

В рамках данной стратегической линии основной целью государственной политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Состояние рынка труда является результатом множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Так, пенсионная, молодежная политика и политика в области образования должны учитывать фактор влияния на рынок труда, выполняя при этом свою основную роль. Поэтому решение задач нейтрализации безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.

По этой причине результативность политики занятости находится в непосредственной зависимости от эффективности действий по смежным направлениям:

- преодоление дефицита рабочих  мест посредством повышения инвестиционной  активности за счет всех источников, развития предпринимательства; учета влияния экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;

- последовательная стабилизация  уровня жизни, совершенствование  социальной поддержки населения, направленной в том числе на  снижение вынужденной потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

- развитие системы непрерывного  образования как наиболее прогрессивного  средства поддержки качества  рабочей силы;

- улучшение качества рабочей  среды, включая условия труда, вопросы заработной платы и использования рабочего времени; стабилизация кадрового потенциала, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

- проведение взвешенной миграционной  политики, направленной на позитивное  территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда;

- развитие и повышение эффективности  программ и услуг, реализуемых  через государственные органы  по вопросам занятости и направленных  на предотвращение безработицы  и возвращение не имеющих работы  к активному труду.

Можно выделить основные принципы государственного регулирования политики занятости, включая регулирование рынка труда, а именно:

- защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся;

- поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности;

- ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими;

- директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам;

- финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.

Активная политика занятости - совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства. Активная политика занятости включает прежде всего меры:

по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности - гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;

инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;

поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости. Основным инструментом активной политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.

Пассивная политика занятости - меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей - бесплатно или по сниженным ценам и др.).

К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски - риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы.

К средствам активной политики занятости относятся:

Информация о рынке труда - сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложениях рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия. Но при этом следует учитывать ее ограничители - недостаточная развитость статистической базы, мониторинговой и социологической информации (требует серьезных финансовых затрат), слабая доступность к качественной информации.

Содействие в трудоустройстве преследует цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия: а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства; б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»; г) обучение навыкам работы и специальная форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы («Клубы ищущих работу», программа «Новый старт»). Основная проблема повышения эффективности этих мероприятий связана с величиной напряженности на рынке труда (число претендентов на одну вакансию).

Профессиональное обучение безработных в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В этих целях разработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по многим, в том числе новым, специальностям и профессиям. К проблемам в этой сфере относятся неготовность образовательных учреждений к эффективной профподготовке взрослых, недостаточное развитие учебно-методической базы. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении у лиц, ищущих работу.

Профессиональное консультирование призвано повысить обоснованность Выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности. В центрах занятости оказываются услуги по предоставлению: а) профессиональной информации о состоянии и перспективах рынка труда, об особенностях профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях, режиме труда и его особенностях, о возможностях трудоустройства, получения профессии и специальности; б) профессиональной консультации о необходимых личных шагах при выборе сферы деятельности, определении профессиональной подготовки, возможностей обучения; в) профессиональному отбору как на рабочие, так и на учебные места; г) психологической поддержки, цель которой - развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки и усиление мотивации на поиск работы. Здесь имеются трудности организационного и кадрового плана.

Общественные работы и организация временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов. Приоритетным правом пользуются дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; подростки из семей безработных, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Социально проблема понятна и должна решаться. Однако с позиций расходования государственных средств имеется риск оплачивать временное рабочее место, которое может быть занято обычным путем с оплатой из средств нанимателя.

Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест - программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. С одной стороны эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться. Но, с другой стороны, это чревато ограничением доступа к рабочим местам «обычной» рабочей силы, ротацией «дешевой» рабочей силы, существует риск ликвидации рабочего места после прекращения государственной поддержки; слабой заинтересованностью работодателя или подменой использования средств (не создание рабочего места и трудоустройство, а финансирование производственного процесса).

Поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно.

Выбор набора средств политики занятости, как правило, осуществляется из трех вариантов: 1) «активный»; 2) «умеренно пассивный»; 3) «пассивный». «Пассивная политика», ориентированная на материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости - наиболее «экономичный» путь с точки зрения государственных расходов.

Управление занятостью. Для развитых стран оказалось непреодолимым противоречие: сохранить свободу предпринимательства и расширить зону государственного регулирования, необходимого при претворении в жизнь идеалов социального государства.

Попыткой преодолеть отмеченные противоречия и является развитие системы социального партнерства, включающей ценности и нормы трудовой этики, определяющие сферы социальной ответственности бизнеса, прежде всего в области труда и занятости.

Механизмом реализации отношений социального партнерства является заключенный договор. Договорный процесс - это и есть процесс обоснования прав и сфер ответственности сторон, который регулируется как законодательными, так и моральными нормами человеческого общежития. Причем наряду с формальным равенством всех субъектов социального партнерства перед законом, этические нормы взаимоотношений также обеспечиваются деятельностью различных, основанных на принципах добровольности, общественных организаций и институтов.

Экономические интересы работников представляются профсоюзами, а главным средством защиты становятся тарифные договоры, которые регулируют размер заработной платы, продолжительность рабочего дня, отпусков, порядок увольнения, меры безопасности и пр. При этом условия тарифного договора имеют характер лишь минимальных нормативов. Это означает, что индивидуальные договоры между предпринимателем и наемным работником окажутся юридически недействительными, если они будут заключены на условиях худших, чем те, что оговорены в тарифном договоре.

Принцип коллективности, увязанный с принципом нормы как минимума, позволяет устранить конкуренцию между продавцами рабочей силы при найме. Иначе конкуренция труда может привести к тому, что ради получения рабочего места работник будет вынужден соглашаться на все худшие условия найма.

Информация о работе Социальные и экономические последствия безработицы