Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:00, реферат
1 октября 1949 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине в торжественной обстановке Мао Цзэдун провозгласил становление Китайской Народной Республики. Но этот день не был ни началом, ни завершением процесса становления нового государства. Потребовалось еще долгое время и много усилий для освобождения страны от гоминьдановских войск.
Расходы государственного бюджета
на социальные нужды составляли лишь
малую часть, тогда как превалировали
расходы на армию и государственный
аппарат. При этом, расходы на социальные
нужды направлялись преимущественно
на удовлетровение потребностей городов,
а крестьяне были вынуждены решать
свои социальные проблемы за свой счет.
В самые тяжелые для сельского
хозяйства времена сумма на «поддержку
сельскохозяйственного производства
в годы «большого скачка» не превышала
2-5%. Так же на минимальном уровне находились
расходы на культуру, науку, просвещение
и здравоохранение. Провал «большого скачка»
привел к серьезным проблемам во всех
областях жизни страны и разрушил стабильность
государственного аппарата, способствовал
все большему укоренению социальных проблем
в обществе.
в ходе культурной революции особенно
сложно сложилась обстановка в сельском
хозяйстве и сфере услуг. Официальные
данные свидетельствуют, что в разгар
культурной революции темпы роста ВВП
были отрицательными, более всего они
снизились в сельском хозяйстве. И в последующие
годы политической смуты правительству
не удалось обеспечить хоть сколько-нибудь
устойчивого роста производства даже
в сельском хозяйстве.
Можно сказать, что «большой скачок», как и культурная революция оказали колоссальное сдерживающее влияние на экономическое развитие страны и резко снизили уровень жизни населения.Во времена культурной революции произошел спад в развитии экономики, проблемы сельского хозяйства и крестьян продолжали укрепляться в течение десятилетней политической смуты. Правительство было занято политической борьбой с противниками Мао Цзэдуна.
В связи с усиливающимся напряжением холодной войны и культурной революцией, центральное правительство запустило программу «третей линии обороны» (三线) в 1966 г., которая заключалась в перемещении промышленности из уязвимых прибрежных и центральных регионов (yixianerxian) в западные регионы. Данная программа «третьей линии обороны» управлявшая государственными инвестициями и промышленным развитием более 10 лет и закончившаяся в конце 1970-х гг., привела к перемещению огромного количества заводов, работников и их семей в горные районы, разбросанные в западной части Китая. В конце, большинство промышленных предприятий обанкротилось, и они были закрыты правительством в 1980 г.
После смерти Мао Цзэдуна,
Чжоу Энлая и нескольких других министров
в 1976 г. Китайское руководство
Несмотря на политические
разногласия в партии, начинается
разработка десятилетней программы
социально-экономического развития. Что
было характерно для того времени, так
это то, что наличие разногласий
лишь приносило плодотворные плоды
в решении проблем, способствуя
всестороннему анализу и
Правительство намеревалось добиться роста производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, но экономика страны была подорвана культурной, а истощившееся сельское хозяйство не в силах было обеспечить не только рост производства, но и производство необходимого количества продукции, что вылилось в дефицит почти всех видов сельскохозяйственной продукции.
В 1979-1980 гг. в стране произошел стихийный подъем крестьянского населения стребованиям выделения собственного земельного надела и свободы хозяйственной деятельности. Правительство осозновало необходимость проведения реформ в аграрной сфере, т.к. треть насленеия голодало, было истощено и обнищало.
Постепенно, с крестьянским
движением в деревне родилась
система «производственное
Со временем часть крестьян стала заниматься частной торговлей, ремеслом, услугами. Другие отправились на несельскохозяйственные предприятия деревни на заработки. У крестьян также появилась возможность сдавать свой участок в аренду и, получая прибыль, заниматься несельскохозяйственной деятельностью.
Крестьянство, которое впервые после становления КНР смогло получать доходы, распоряжалось им в своих нуждах, либо на повышение производства, либо для улучшения уровня жизни. Можно отметить, что крестьяне куда более были заинтересованы в улучшении жилищных условий. В деревнях и поселках развернулось крупномасштабное строительство.
Из-за аграрного перенаселения,
некоторые крестьяне были вынуждены
сменить сферу своей
Городская молодежь, которая
была отправлена в деревню в ходе
проводившихся ранее кампаний, смогла
вернуться обратно в города. Тем
неменее, маленькие объемы инвестиций,
вложенные в городскую
Поэтому правительство, обнаружив, что доходы крестьян увеличились, и сельское хозяйство может служить хорошим источником доходов в бюджет, снова увеличили налоги на сельскохозяйственную продукцию, продолжая политику изъятия из деревни максимального количества ресурсов на нужды индустриализации и города.
В 1980-х годах, китайское
правительство объявило политику о
поддержки развития маленьких городов,
которая гласила «уходя с земли,
не уходить из деревни; приходить
на заводы, но не в города». Национальная
политика урбанизации делилась на три
ветви:«контроль больших
В итоге было обнаружено, что данная политика была подорвана про-городской политикой, которая была запущена в процессе ориентации на мировую экономику. Главным образом это произошло из-за основания специальных экономических зон в 1980 г. в прибрежных городах и официального признания еще 15 городов открытыми для иностранного инвстирования в 1984 г. к концам 1980-х гг. политика «специальных зон» привела к быстрому развитию открытых прибрежных городов, запустив волну городского строительства и обновленной урбанизации в противовес национальной политике.
Третье изменение определения было внесено в октябре 1984 г. для облегчения понимания и интерпретации определения городов. В соответствии с новым определением,
или
Могут считаться официально признанными городами
Более того, сельскому населению было разрешено менять свою прописку на городскую, т.е. в официально признанные города (jianzhizhen).Помимо этого, они могли заниматься несельскохозяйственной работой. Мигранты, которые сменили свою прописку находились под контролем у городских жилищных властей.
Таким образом, сельские и городские районы были разделены на административном уровне, сельское население находилось под контролем деревенских властей, а городское население – городских жилищных властей.
К 1984 г. процесс становления подворного подряда закончился, срок наделения крестьян наделами был увелчен с 1-2 лет до 15.
1985-1989 гг. знаменуются проведением
планово-рыночных реформ в
Принципиальным отличием новой политики ЦК КПК было то, что впервые в истории селькохозяйственный налог начал взыматься в денежной форме. Повышение уровня жизни крестьянства сказалось на уменьшении колчества бедного населения. В соответствии с критерием бедности масштабы «абсолютной нищеты» уменьшились с 125 млн человек в 1985 г. до 102 млн в 1989 г.
Информация о работе Социальные проблемы процесса урбанизации в КНР