Социальные проблемы процесса урбанизации в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:00, реферат

Описание работы

1 октября 1949 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине в торжественной обстановке Мао Цзэдун провозгласил становление Китайской Народной Республики. Но этот день не был ни началом, ни завершением процесса становления нового государства. Потребовалось еще долгое время и много усилий для освобождения страны от гоминьдановских войск.

Файлы: 1 файл

Социальные проблемы процесса урбанизации в КНР1_12.docx

— 36.22 Кб (Скачать файл)

Расходы государственного бюджета  на социальные нужды составляли лишь малую часть, тогда как превалировали  расходы на армию и государственный  аппарат. При этом, расходы на социальные нужды направлялись преимущественно  на удовлетровение потребностей городов, а крестьяне были вынуждены решать свои социальные проблемы за свой счет. В самые тяжелые для сельского  хозяйства времена сумма на «поддержку сельскохозяйственного производства в годы «большого скачка» не превышала 2-5%. Так же на минимальном уровне находились расходы на культуру, науку, просвещение и здравоохранение. Провал «большого скачка» привел к серьезным проблемам во всех областях жизни страны и разрушил стабильность государственного аппарата, способствовал все большему укоренению социальных проблем в обществе. 
в ходе культурной революции особенно сложно сложилась обстановка в сельском хозяйстве и сфере услуг. Официальные данные свидетельствуют, что в разгар культурной революции темпы роста ВВП были отрицательными, более всего они снизились в сельском хозяйстве. И в последующие годы политической смуты правительству не удалось обеспечить хоть сколько-нибудь устойчивого роста производства даже в сельском хозяйстве.

Можно сказать, что «большой скачок», как и культурная революция  оказали колоссальное сдерживающее влияние на экономическое развитие страны и резко снизили уровень жизни населения.Во времена культурной революции произошел спад в развитии экономики, проблемы сельского хозяйства и крестьян продолжали укрепляться в течение десятилетней политической смуты. Правительство было занято политической борьбой с противниками Мао Цзэдуна.

В связи с усиливающимся  напряжением холодной войны и культурной революцией, центральное правительство запустило программу «третей линии обороны»  (三线) в 1966 г., которая заключалась в перемещении промышленности из уязвимых прибрежных и центральных регионов (yixianerxian) в западные регионы. Данная программа «третьей линии обороны» управлявшая государственными инвестициями и промышленным развитием более 10 лет и закончившаяся в конце 1970-х гг., привела к перемещению огромного количества заводов, работников и их семей в горные районы, разбросанные в западной части Китая. В конце, большинство промышленных предприятий обанкротилось, и они были закрыты правительством в 1980 г.

После смерти Мао Цзэдуна, Чжоу Энлая и нескольких других министров  в 1976 г. Китайское руководство сменилось. И в течение первого времени, в партии происходили споры на счет будущей внутренней политики Китая. В Китае проводились совещания по планам развития сельского хозяйства, промышленности. Постепенно партийные и государственные органы начинают заниматься налаживанием управления предприятиями, возрождением централизованного планирования, развитием внешней торговли. Так же начинают создаваться производства, ориентированные на экспорт.

Несмотря на политические разногласия в партии, начинается разработка десятилетней программы  социально-экономического развития. Что  было характерно для того времени, так  это то, что наличие разногласий  лишь приносило плодотворные плоды  в решении проблем, способствуя  всестороннему анализу и рассмотрению задач, созданию разных подходов. Новой концепцией развития Китая стала программа «четырех модернизаций», а имеено модернизация сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники.

Правительство намеревалось добиться роста производства как  в сельском хозяйстве, так и в  промышленности, но экономика страны была подорвана культурной, а истощившееся сельское хозяйство не в силах было обеспечить не только рост производства, но и производство необходимого количества продукции, что вылилось в дефицит почти всех видов сельскохозяйственной продукции.

В 1979-1980 гг. в стране произошел  стихийный подъем крестьянского  населения стребованиям выделения  собственного земельного надела и свободы  хозяйственной деятельности. Правительство  осозновало необходимость проведения реформ в аграрной сфере, т.к. треть  насленеия голодало, было истощено и обнищало.

Постепенно, с крестьянским движением в деревне родилась система «производственное ответственности», т.е. подворный подряд, развалились «народные коммуны», а властные полномочия перешли к волостным правительствам. Данные преобразования оказали положительное влияние на развитиее экономики в целом и подъем сельского хозяйства в частности.  Появление подворного подряда позволоило поднять сельскохозяйственное производоство, обеспечить выполнение государственных закупок.

Со временем часть крестьян стала заниматься частной торговлей, ремеслом, услугами. Другие отправились  на несельскохозяйственные предприятия  деревни на заработки. У крестьян также появилась возможность  сдавать свой участок в аренду и, получая прибыль, заниматься несельскохозяйственной деятельностью.

Крестьянство, которое впервые  после становления КНР смогло получать доходы, распоряжалось им в своих нуждах, либо на повышение  производства, либо для улучшения  уровня жизни. Можно отметить, что  крестьяне куда более были заинтересованы в улучшении жилищных условий. В  деревнях и поселках развернулось крупномасштабное строительство.

Из-за аграрного перенаселения, некоторые крестьяне были вынуждены  сменить сферу своей деятельности на несельскохозяйственную. Экономический  рост страны в первые годы был обеспечен  подъемом сельского хозяйства.

Городская молодежь, которая  была отправлена в деревню в ходе проводившихся ранее кампаний, смогла вернуться обратно в города. Тем  неменее, маленькие объемы инвестиций, вложенные в городскую экономику  и инфраструктуру в течение 30 лет, подорвали способность городов  принять возвращавшихся резидентов. Плохая работа государственных предприятий  и постоянная неполная занятость  приводили к необходимости проведения реформ промышленности в городах.

Поэтому правительство, обнаружив, что доходы крестьян увеличились, и сельское хозяйство может служить хорошим источником доходов в бюджет, снова увеличили налоги на сельскохозяйственную продукцию, продолжая политику изъятия из деревни максимального количества ресурсов на нужды индустриализации и города.

В 1980-х годах, китайское  правительство объявило политику о  поддержки развития маленьких городов, которая гласила «уходя с земли, не уходить из деревни; приходить  на заводы, но не в города». Национальная политика урбанизации делилась на три  ветви:«контроль больших городов, умеренное развитие средних городов, поощрение развития маленьких городов». В конце концов, данная политика развития была закреплена в «Законе  о национальном городском планировании»  в 1989 г.

В итоге было обнаружено, что данная политика была подорвана  про-городской политикой, которая  была запущена в процессе ориентации на мировую экономику. Главным образом это произошло из-за основания специальных экономических зон в 1980 г. в прибрежных городах и официального признания еще 15 городов открытыми для иностранного инвстирования в 1984 г. к концам 1980-х гг. политика «специальных зон» привела к быстрому развитию открытых прибрежных городов, запустив волну городского строительства и обновленной урбанизации в противовес национальной политике.

Третье изменение определения  было внесено в октябре 1984 г. для  облегчения понимания и интерпретации  определения городов. В соответствии с новым определением,

  • Районы, где располагается местное правительство провинциального или выше уровня, независимо от их населения, считаются городскими
  • Сельские районы, управляемые деревенскими властями (xiang), и с населением свыше 20 тыс человек, являющиеся густонаселенными пунктами, в которых располагается административный офис, и более 10% его населения которых заняты в несельскохозяйственном секторе;

или

  • Сельские районы, управляемые деревенскими властями (xiang), и с населением меньше 20 тыс человек, являющиеся густонаселенными пунктами, в которых располагается административный офис, и более 2 тыс населения заняты в несельскохозяйственном секторе;

Могут считаться официально признанными городами

Более того, сельскому населению  было разрешено менять свою прописку на городскую, т.е. в официально признанные города (jianzhizhen).Помимо этого, они могли заниматься несельскохозяйственной работой. Мигранты, которые сменили свою прописку находились под контролем у городских жилищных властей.

Таким образом, сельские и  городские районы были разделены  на административном уровне, сельское население находилось под контролем  деревенских властей, а городское  население – городских жилищных властей.

К 1984 г. процесс становления  подворного подряда закончился, срок наделения крестьян наделами был  увелчен с 1-2 лет до 15.

1985-1989 гг. знаменуются проведением  планово-рыночных реформ в экономике.  В годы реформ темпы роста  экономики были высокими, что  приводило к интенсификации процесса  урбанизации. Некоторые миграционные  послабления, отмена продовольственных  карточек в городах, растущий  спрос на рабочую силу со  стороны промышленности и строительства,  все более проявлявший себя  «демонстрационный эффект» городской  жизни – все это способствовало  нарастанию сельской миграции  в города.

Принципиальным отличием новой политики ЦК КПК было то, что впервые в истории селькохозяйственный налог начал взыматься в денежной форме. Повышение уровня жизни крестьянства сказалось на уменьшении колчества бедного населения. В соответствии с критерием бедности масштабы «абсолютной нищеты» уменьшились с 125 млн человек в 1985 г. до 102 млн в 1989 г.


Информация о работе Социальные проблемы процесса урбанизации в КНР