Социальный портрет российского предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях социально-экономическое развитие общества базируется, в основном, на эффективном использовании рыночных сил, на задействовании всех внутренних потенциалов и инициатив, на умении приводить в действие предпринимательский ресурс.
Особую значимость для выявления вариантов и путей возможного развития предпринимательства имеют личностные качества предпринимателя в определенной их комбинации, так как они обусловливают активность его деятельности, определяют характер принимаемых им решений и обосновывают его мотивацию к бизнесу в целом; набор этих качеств является в некотором роде уникальным и отличает предпринимателя от людей, не занятых в организации и (или) управлении бизнесом.

Содержание работы

Введение______________________________________________________ 3

Глава 1 Предпринимательство – источник дохода___________________ 6

1.1 Предпринимательство как объект и субъект управления___________ 6

1.2 Российское предпринимательство: основные условия деятельности__ 12

Глава 2 Социальный портрет российского предпринимателя___________ 17

2.1 Общее представление о российском предпринимателе______________ 17

2.2 Ценности и мотивы российских предпринимателей________________ 20

Заключение_____________________________________________________ 24

Список литературы___________________________

Файлы: 1 файл

444.docx

— 51.64 Кб (Скачать файл)

Свою жизнь он строит на виду у всех и где-то на зависть всем. Это уже не «скромный» капиталист – аскет, а динамичный и амбициозный творец своего счастья. Престиж для него крайне важен. Деньги сами по себе, без них общественного признания, теряют ценность. Поэтому он вынужден считаться с требованиями общества. И чем более цивилизовано данное общество, чем выше развита культура, тем более предприниматель разборчив в средствах достижения успеха. На данном этапе развитие культуры в России предопределило, что предприниматели не гнушаются ничем в достижении поставленной ими цели. Однако общество, задав культурные приоритеты предпринимательства, должно создать все необходимые условия для другого важного параметра – свободы деятельности, узловым регулятором которой выступает рынок. На пересечении этих двух составляющих и формируется феномен предпринимательской мотивации, которая детерминирована, прежде всего, потребностью человека в определенном роде занятии (деле), которое позволяет максимально полно задействовать творческие способности и самореализоваться.

Согласно обыденным представлениям для бизнесмена ничего важнее денег и прибыли нет. Между тем, как и научные, так и житейские представления по-своему верны, но отражают разные срезы психологической реальности. В одном случае, речь идет о более доступных восприятию реально действующих ценностях – стимулах конкретной предпринимательской деятельности, а в другом – о главных смыслообразующих ценностях жизни, трансформирующихся в её цель. В проведенном исследовании богатство, как главная ценность и цель жизни (именно эти слова присутствовали в анкете) занимает лишь пятую позицию, но как мотив предпринимательской деятельности – твердую вторую. Деньги и богатство в качестве идеала мало привлекательны. Иное дело те блага, с помощью которых можно приобрести: свободу, ощущение положения как хозяина своей судьбы и даже властные полномочия. При этом не исключается бытовой комфорт, предполагающий создание таких условий, которые бы способствовали восстановлению огромных затрат физической и психологической энергии, обеспечивали достаток в семье и широкие возможности для обучения детей. Следовательно, утверждения о глобальной меркантильности российских бизнесменов несколько преувеличены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Потенциальный российский предприниматель — это не уникум, наделенный «экономическим» мышлением, не выходец из криминального мира, не человек, готовый ради наживы попрать все нравственные устои и т. д. По своему потребительскому статусу это типичный представитель среднего слоя общества. Средний возраст 38–40 лет (большая часть сегодняшних предпринимателей принадлежит к возрастным группам 25–34 и 35–44 лет). У них примерно одинаковый уровень образования — средний или средний специальный. Заявленная ими мотивация к предпринимательской деятельности — желание разбогатеть и жить сообразно своим представлениям о счастье — нисколько не объясняет их качественного отличия от остальной части населения. Отличия, скорее, в наличии у них дополнительной жизненной энергии.

Образовательный статус практически не играет роли в принятии решения об организации своего бизнеса. Даже наоборот, желающих организовать свое дело значительно больше среди людей с низким уровнем образования. Интеллектуалы, напротив, в бизнес не стремятся. Они скорее предпочтут обслуживать бизнес на выгодных для себя условиях.

Среди молодежи постепенно меняется отношение к высшему образованию. Если еще недавно высшее образование наделяло человека «прилагаемым» статусом, то есть воздвигало на социальную ступень без дополнительных усилий (одна из причин «массовости» высшего образования и невероятный рост числа высших учебных заведений в России в последнее десятилетие), то сегодня этого не происходит по причине ограниченности вакансий и, соответственно, усложнившейся процедуре социального продвижения. Сам факт того, что в бизнес стремятся молодые люди с низким уровнем образования, свидетельствует о том, что в бизнесе они видят альтернативный путь социального роста, своеобразный социальный лифт.

Отношение к жизни предпринимателей и будущих предпринимателей можно рассматривать как своеобразный индикатор запаса душевных сил у всей нации. Если сдержанный оптимизм у этой группы населения в ближайшее время не даст реальных плодов, то никакие законодательные реформы не сдвинут национальное дело с мертвой точки. Пока они справляются с жизнью и, несмотря на осторожные прогнозы, в целом ожидают в будущем улучшений16.

 

Литература:

 

  1. Бородкин Ф.М., Михеева А.Р. «Социологические аспекты перехода к рыночной экономике» //Социс. - 1994 г. - № 7 часть № 2 г. Новосибирск ИЭ и ОПП СО РАН. – С. 34-40
  2. Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социс. - 1998г. - №7. – С. 44-54
  3. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. «Предпринимательство как объект и субъект управления» // Социс. – 1996г. - № 6 г. Новосибирск. – С. 120-125
  4. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998. – С. 343
  5. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М., 1997; Он же. Три капитализма в России // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 16-25.
  6. Кукс Л.П., Удальцова М.В. «Реформируемая Россия: социологический аспект. Материалы второй научной конференции» // Социс. – 1994г. - № 7г. Новосибирск НГАЭ и У. – С. 47-52
  7. Крыштановская О. Анатомия советской элиты. М., 2004. С. 198. Ранее она анализировала эти процессы преемственности, делая упор на изучении политической элиты: Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 51-65.
  8. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. «Предпринимательство»// М. - ИНФРА-М. – 2006г.- С. 203 - 210
  9. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект. – 1998г. - №3. – С. 93 - 96
  10. Олейников Д. Малый и средний бизнес России: от торговли к инновациям. // Business Woman. - № 25. – 2007. – С. 30-36; Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. // Российский экономический журнал.- 2008. - № 5. – С. 17-35
  11. Савин В.И. «Предпринимательская среда в оценке предпринимателей» // Социс. - 1999 г. - № 7. - С. 95-98
  12. Столяренко Л.Д. «Психология», СПб.: Лидер. – 2006г. – С. 519
  13. Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. // Российский экономический журнал.- 2008. - № 5. – С. 17-35
  14. Шелягина Н. А. Предпринимательство в условиях рынка. - М.: Экономика, 2007. – С. 567
  15. Шкаратан М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий // Становление нового российского предпринимательства (социально-экономический аспект) / Под ред. В.В. Радаева. М.: Институт экономики РАН, 1994. С. 199-247.
  16. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М. Прогресс, 1982. – С. 304

1 Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998. – С. 343

2 Крыштановская О. Анатомия советской элиты. М., 2004. С. 198. Ранее она анализировала эти процессы преемственности, делая упор на изучении политической элиты: Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 51-65.

3 Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М., 1997; Он же. Три капитализма в России // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 16-25

4 Шкаратан М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий // Становление нового российского предпринимательства (социально-экономический аспект) / Под ред. В.В. Радаева. М.: Институт экономики РАН, 1994. С. 199-247

5 Шкаратан М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий // Становление нового российского предпринимательства (социально-экономический аспект) / Под ред. В.В. Радаева. М.: Институт экономики РАН, 1994. С. 199-247

6 Шумпетер И. Теория экономического развития. - М. Прогресс, 1982. – С. 304

7 Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социс. - 1998г. - №7. – С. 44-54

8 Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. «Предпринимательство»// М. - ИНФРА-М. – 2006г.- С. 203 - 210

9 Кукс Л.П., Удальцова М.В. «Реформируемая Россия: социологический аспект. Материалы второй научной конференции» // Социс. – 1994г. - № 7г. Новосибирск НГАЭ и У. – С. 47-52

10 Савин В.И. «Предпринимательская среда в оценке предпринимателей» // Социс. - 1999 г. - № 7. - С. 95-98

11 Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. «Предпринимательство как объект и субъект управления» // Социс. – 1996г. - № 6 г. Новосибирск. – С. 120-125

12 Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. // Российский экономический журнал. -2008. - № 5. – С. 17-35.

13 Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. // Российский экономический журнал.- 2008. - № 5. – С. 17-35

14 Олейников Д. Малый и средний бизнес России: от торговли к инновациям. // Business Woman. - № 25. – 2007. – С. 30-36; Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. // Российский экономический журнал.- 2008. - № 5. – С. 17-35

14 Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества. // Российский экономический журнал.- 2008. - № 5. – С. 17-35

15 Кукс Л.П., Удальцова М.В. «Реформируемая Россия: социологический аспект. Материалы второй научной конференции» // Социс. – 1994г. - № 7г. Новосибирск НГАЭ и У. – С. 47-52

16 Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект. – 1998г. - №3. – С. 93 - 96

 


 

 



Информация о работе Социальный портрет российского предпринимателя