Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 13:40, реферат
В настоящее время многие проблемы уже не могут быть решены исключительно рыночными механизмами. При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет, олигархи, коррумпированные чиновники.
Введение...........................................................................................................3
Общая характеристика рыночной экономики.................................................5
1.1. Понятие рыночной экономики................................................................5
1.2. Спрос и предложение как регуляторы рыночной экономики..............6
1.3. Сущность конкуренции в рыночной экономике.................................12
2. Государственное регулирование рыночной экономики.............................16
2.1. Рынок и государство..............................................................................16
2.2. Формы и методы государственного регулирования экономики........19
3. Роль государственного регулирования в современной России.................23
Заключение....................................................................................................29
Список использованной литературы..........................................................31
Если цена на данный товар увеличивается, то его производство становится более выгодным. Растущие прибыли будут стимулировать рост производства и привлекать в эту область другие фирмы.
При падении спроса на товар цена снизится, и это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар окажется в избытке. Фирмы будут вынуждены сбросить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара и его предложение уменьшится. Падение цены может привести к тому, что менее эффективно работающие фирмы будут вынуждены уйти из отрасли.
Коренное свойство закона предложения заключается в следующем: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, и, напротив, со снижением цен сокращается предложение.
С качественной стороны, чтобы возникло предложение товара, недостаточно одного желания произвести товар и доставить его на рынок. Предложение возникает только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Соответственно, величина предложения будет определяться максимальным количеством товара, подготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях.
Условия, влияющие на предложение (выбор) продавца, можно сгруппировать в следующие основные факторы:
Построенная с учетом этих воздействий функция предложения будет характеризовать зависимость объема предложения отданных факторов:
Qs= f (Р,
Если предположить, что все факторы, за исключением первого (детерминанты предложения), остаются неизменными (ceteris paribus), можно получить упрощенную формулу функции предложения:
Qs = f (P).
С учетом эмпирических данных можно утверждать: при прочих равных условиях, т. е. когда все факторы, перечисленные выше, не изменяются, то чем выше цена данного товара, тем больше объем его предложения за данные период. Эта зависимость и является законом предложения. [11, с. 255]
Огромное количество исследований, трудов ведущих экономистов мира и практика рынка убедительно доказали основополагающее значение конкуренции. Оно является ключевым в теории рыночных отношений, так как обуславливает их основную сущность. Само понятие рыночного хозяйства рассматривается как конкурентная экономика. Именно конкуренция определяет основные параметры его развития. В общем смысле, удаляя неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция определяет направленность развития производства и выступает в качестве механизма регулирования отраслевых пропорций. Задавая критерии эффективности, она является не только методом экономического контроля, но и способом стимулирования к непрерывному совершенствованию.
В целом объекты конкуренции представляют собой явления внешнего мира, за которые ведется конкурентная борьба. В наиболее общем виде их можно определить как потребительский спрос (как способ увеличения прибыли), факторы производства и власть. Потребитель имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке, делая выбор в пользу товара одного из нескольких производителей. Субъекты конкуренции - лица и группы лиц, ведущие борьбу за объекты конкуренции. Первичными субъектами конкуренции можно считать потребителей, предприятия и организации. Остальные субъекты (кластеры, отрасли, регионы, страны) являются в той или иной степени производными от первичных субъектов. [1, с. 77].
Предметом конкуренции является товар или услуга, посредством которых субъекты конкуренции стремятся завоевать признание и привлечь деньги потребителя. Это удовлетворение определённой потребности. В данном случае действуют все те, кто может удовлетворить данную потребность товаром, услугой, либо трансформировать её в какую-то иную потребность или вообще исключить её из жизнедеятельности потребителя.
Разделение «предмета» и «объекта» определяет в конкурентной борьбе не одну, а две сферы воздействия. Товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) - с другой, таким образом, появляются различные методы конкурентной борьбы и различное их влияние.
Одним из методов конкуренции является неценовой метод. В современной экономической литературе встречается немало определений термина «неценовая конкуренция». «Неценовая конкуренция – это рыночный подход, при котором стоимость продукции минимизируется, а другие рыночные факторы максимизируются путем придания продукции таких отличительных качеств, как особый дизайн, высокие эксплуатационные характеристики, доступность, гарантийное обслуживание и т.д.». [10, с 109]
Разделение «предмета» и «объекта» конкурентной борьбы определяет не одну, а две сферы воздействия: товар или услуга с одной стороны, и потребитель - с другой. Соответственно и методы неценовой конкуренции логично разделить на две основные группы:
Основными методами неценовой конкуренции, повышающими привлекательность услуги в глазах потребителя путем совершенствования качественных характеристик самой услуги, являются: безопасность, новизна, соответствие международным стандартам, надежность, качество, удобство, доступность, раритетность, престиж, модность, перспективность и др.
Другая группа неценовых способов конкуренции имеет своей целью воздействие на сознание потребителя:
Стимулирование сбыта - это «средство маркетинговых коммуникаций, которое использует множество побудительных методик в отношении потребительской и торговой аудитории, чтобы вызвать специфические измеряемые действия или реакции». [3, с. 407]
В современном мире ценовая конкуренция несколько утратила свое первостепенное значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен». Она существует, но не всегда в явной форме.
Отрасль промышленности в России является основным звеном обеспечения устойчивого экономического роста, благосостояния страны и основным источником конкурентоспособности. В то же время промышленность страны вступила в стадию повышения степени конкурентной среды, обострением конкуренции с международными и транснациональными корпорациями на внутреннем национальном рынке. В современных условиях рыночных отношений новые для промышленности России методы повышения конкурентоспособности - реструктуризация, внедрение маркетинговых принципов деятельности компании, активизация коммуникативных составляющих конкурентоспособности, повышение качества выпускаемой продукции - начинают конкурировать с техническими, технологическими факторами. Необходимость внедрения именно неценовых методов конкурентной борьбы обусловлена несколькими факторами:
В 1936 г. крупнейший английский экономист Джон Мейнард Кейнс после окончания "Великой депрессии" 30-х годов выдвинул новое объяснение уровня занятости в капиталистической экономике. Согласно этой теории, при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость, полная занятость скорее случайна, а не закономерна, капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию.
Кейнсианской теорией занятости отвергается положение о том, что ставка процента уравнивает сбережения и инвестиции. Субъекты сбережений и инвесторы - это разные группы населения. В условиях здоровой экономики население сберегает значительные суммы во время ее процветания. При этом по собственной инициативе. Корпорации и фирмы, располагая сбережениями в виде нераспределенных прибылей, принимают инвестиционные решения исходя из: а) ожидаемой нормы чистой прибыли и б) реальной ставки процента. Кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластичности цен и заработной платы.
Общество устроено таким образом, что принуждение в известной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т. д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.
Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.
Во-первых, этого требует "стержень" рыночного механизма - конкуренция. Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому всесилию монополий должны быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.
Информация о работе Соотношение рыночных сил и государственного регулирования