Состав доходных статей
бюджета
В соответствии
с законодательством государственные
и местные бюджеты состоят
из доходной и расходной частей.
Все доходы и расходы распределяются
(или разграничиваются) между бюджетами.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии с законодательством
в распоряжение органов государственной
власти РФ, органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Распределение (разграничение) доходов
и расходов бюджетов - это определение
видов и объемов доходов и расходов, подлежащих
включению в каждый тип бюджетов.
Доходы бюджетов образуются
за счет налоговых и неналоговых
видов доходов, а также за счет
безвозмездных перечислений. В доходы
бюджета текущего года зачисляется
остаток средств на конец предыдущего
года.
К налоговым доходам относятся
предусмотренные налоговым законодательством
РФ федеральные, региональные и местные
налоги и сборы, а также пени и
штрафы. Размер предоставленных налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате
налогов и иных обязательных платежей
в бюджет полностью учитывается в доходах
соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам
относятся: доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности,
после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах;
доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении соответственно федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления, после уплаты
налогов и сборов, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах; средства, полученные
в результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной ответственности,
в том числе штрафы, конфискации, компенсации,
а также средства, полученные в возмещение
вреда, причиненного РФ, субъектам РФ,
муниципальным образованиям, и иные суммы
принудительного изъятия; доходы в виде
финансовой помощи, полученной от бюджетов
других уровней бюджетной системы РФ,
за исключением бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов; иные неналоговые доходы.
Состав расходных статей
бюджета
В соответствии
с законодательством государственные
и местные бюджеты состоят
из доходной и расходной частей.
Все доходы и расходы распределяются
(или разграничиваются) между бюджетами.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций
государства и органов местного самоуправления.
Распределение (разграничение)
доходов и расходов бюджетов - это
определение видов и объемов доходов и
расходов, подлежащих включению в каждый
тип бюджетов.
Расходы распределяются между
бюджетами исходя из следующих основных
принципов: соответствие состава расходов
компетенции органов власти РФ, субъектов
РФ или органов местного самоуправления
(по принадлежности); учет подчиненности
(подведомственности) предприятий, организаций,
учреждений при формировании расходов
каждого бюджета; учет значения определенных
мероприятий, учреждений, масштабов и
последствий их влияния на развитие общества;
самостоятельность субъектов РФ и органов
местного самоуправления в определении
направлений и состава расходов своих
бюджетов. Все эти принципы действуют
в совокупности, характеризуют состав
расходов бюджетов всех уровней.
Формирование расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы
РФ базируется на основе минимальных
государственных социальных стандартов,
нормативах финансовых затрат на оказание
государственных услуг и единых
методологических основах расчета
минимальной бюджетной обеспеченности.
Расходы бюджетов в зависимости
от их экономического содержания делятся
на текущие расходы и капитальные
расходы в соответствии со ст. 66 БК
РФ.
Капитальные расходы бюджетов
- часть расходов бюджетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную деятельность;
расходы на проведение капитального (восстановительного)
ремонта и иные расходы, связанные с расширенным
воспроизводством; расходы, при осуществлении
которых создается имущество или увеличивается
его стоимость.
Текущие расходы бюджетов -
часть расходов бюджетов, обеспечивающая
функционирование органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
бюджетных учреждений, оказание государственной
поддержки другим бюджетам и отдельным
отраслям экономики в форме дотаций, субсидий
и субвенций на текущее функционирование,
а также другие расходы бюджетов, не включенные
в капитальные расходы.
Методы бюджетного регулирования
В целях достижения
сбалансированности бюджетов всех уровней
используются различные методы бюджетного
регулирования:
- закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет (например, в бюджет субъектов РФ всегда перечисляется налог на имущество предприятий);
- регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год (например, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ в настоящее время формируются в основном за счет регулирующих доходов из федерального бюджета);
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов (в отличие от регулирующих доходов дотации перечисляются в фиксированной форме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците);
- субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных, строго целевых расходов (могут быть текущими и инвестиционными, направленными на финансирование, связанное с расширением производства);
- субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- трансферт - перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;
- секвестр - специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета;
- бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах;
- бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Дефицит бюджета и
источники его покрытия
Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета
над доходами. В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ размер дефицита федерального
бюджета не может превышать суммарный
объем бюджетных инвестиций и расходов
на обслуживание государственного долга
РФ. Нормальным считается дефицит бюджета,
приблизительно соответствующий уровню
инфляции в стране. При этом в настоящее
время федеральный бюджет в РФ остается
дефицитным.
Источниками финансирования
дефицита федерального бюджета являются:
- внутренние источники: кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств, банков и фирм иностранных государств, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Источниками финансирования
дефицита бюджета субъектов РФ могут
быть:
- внутренние источники: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; кредиты, полученные от кредитных организаций;
- внешние источники определяются в соответствии с законодательством РФ.
Источниками финансирования
дефицита местного бюджета могут
быть внутренние источники: муниципальные
займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных
ценных бумаг от имени муниципального
образования; кредиты, полученные от кредитных
организаций.
В области политики
финансирования дефицита федерального
бюджета основные задачи заключаются в следующем:
- продолжать курс неинфляционного покрытия бюджета при систематическом сокращении объема внешних заимствований;
- увеличивать долю бюджетных заимствований в небанковском секторе путем привлечения средств предприятий, организаций, иных инвесторов, а также населения;
- координировать выпуск федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности финансового рынка внутри страны.
Бюджетная система и
бюджетное устройство
Бюджетное устройство РФ - это организация бюджетной
системы и принципы ее построения. В связи
с образованием, распределением и использованием
посредством государственных и местных
бюджетов совокупности денежных фондов
в РФ существует целая бюджетная система.
Бюджетная система включает в себя органы,
обладающие бюджетными полномочиями:
финансовые органы; органы денежно-кредитного
регулирования; органы государственного
(муниципального) финансового контроля.
Правовые нормы,
закрепляющие бюджетное устройство,
устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны,
место и роль каждого из них, принципы
их функционирования и взаимосвязи. Эти
нормы являются в бюджетном праве основополагающими,
поскольку выражают право государственных
и административно-территориальных образований
на свой бюджет, уровень самостоятельности
в его использовании.
Бюджетная система РФ представляет собой основанную
на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность федерального бюджета,
республиканских, краевых, областных,
иных бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов. В соответствии с законодательством
РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов
трех уровней: первый уровень - федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов; второй уровень - бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов; третий уровень -
местные бюджеты.
Важнейшими
принципами бюджетного устройства РФ
являются:
- единство (единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и т.д.);
- принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
- самостоятельность бюджетов;
- принцип полноты отражения доходов и расходов - все доходы и расходы бюджетов различных уровней подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;
- сбалансированность - в идеале объем предусмотренных расходов должен соответствовать предусмотренным доходам;
- минимизация дефицита бюджета;
- эффективность и экономность использования бюджетных средств;
- принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- гласность;
- достоверность;
- адресность и целевой характер бюджетных средств.