Состояние и перспективы развития лизинга в Республике Казахстан и странах СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:33, доклад

Описание работы

В странах СНГ на протяжении многих десятков лет господствовала общественная собственность на средства производства с ее идеологией, о том, что только посредством общественной собственности можно достичь богатства, то есть общественная собственность является единственной основой экономики и социальной структуры общества.

Файлы: 1 файл

развитие лизинга в казахстане и снг.docx

— 17.54 Кб (Скачать файл)

5. Состояние и перспективы  развития лизинга в РК и  странах СНГ 

5.1. Развитие лизинга в  странах СНГ. 

 В странах СНГ на  протяжении многих десятков лет  господствовала общественная собственность  на средства производства с  ее идеологией, о том, что только  посредством общественной собственности  можно достичь богатства, то  есть общественная собственность  является единственной основой  экономики и социальной структуры  общества. Это создавало неблагоприятную  среду для внедрения лизинга  в предпринимательскую деятельность, ибо экономический механизм последнего  требует отказа от многих обычных  представлений, а люди психологически  и профессионально не были  подготовлены к таким изменениям.

 В 70-80 г.г. лизинг  в СССР рассматривался как  один из способов приобретения  и реализации такого оборудования  как: 

- крупногабаритные универсальные  и др. дорогостоящие станки;

- поточные линии; 

- дорожно-строительное, кузнечнопрессовое,  энергетическое оборудование;

- ремонтные мастерские;

- самолеты;

- морские суда;

- автомашины;

- вычислительная техника. 

 Лизинг обычно фиксировался  в соглашениях между советскими  иностранными партнерами.

 На условиях аренды  в СССР использовались иностранные  контейнеры, грузовые автомобильные  виды транспорта.

 Вместе с тем, развитие  международного лизинга сдерживалось, и главным образом из-за того, что не было иностранной валюты  для оплаты.

1989 г. характеризуется  как начало этапа зарождения  лизингового бизнеса в странах  СНГ, который длился до 1992 г.  В этот период были созданы  первые лизинговые компании. Лизинговые  фирмы и некоторые коммерческие  банки осуществляли в разовом  порядке и в незначительных  объемах небольшие лизинговые  операции.

5.2. Перспективы развития  лизинга в Казахстане.

 Современное состояние   агропромышленного комплекса (далее  - АПК) Республики Казахстан характеризуется  кризисом его технического потенциала. Почти в два раза сократился  машинно-тракторный парк (далее - МТП), выработан ресурс основных  узлов и агрегатов. Посевные  площади сокращаются пропорционально  сокращению количества тракторов. 

 В сложившейся ситуации  для того, чтобы стабилизировать  обстановку и создать предпосылки  обновления парка сельскохозяйственных  машин, необходимо формирование  эффективно работающей системы технического сервиса и, в первую очередь, обеспечение условий для максимального использования как оставшегося технического потенциала, так и тех ограниченных ресурсов, которые государство в состоянии направлять на поддержку сельского хозяйства.

 Одним из возможных  вариантов решения проблемы является: создание сети лизинговых компаний. Основная цель - обеспечение техническим  потенциалом и поддержка сельскохозяйственного  товарного производства Республики  Казахстан посредством предоставления  сельхозтоваропроизводителям (сельским  жителям) широкого спектра услуг;  применения интенсивных технологий  производителями продукции при  возделывании сельскохозяйственных  культур. 

 Согласно данным Министерства  сельского хозяйства Республики  Казахстан, средний возраст нынешнего  парка тракторов и комбайнов  составляет 13-14 лет, при нормативном  сроке эксплуатации 7-10 лет. Коэффициент  технической готовности имеющейся  техники не превышает 0,7 и нагрузка  на единицу техники превышает  норматив в 1,2-1,6 раза.

 Следовательно, состояние  технического потенциала АПК  является критическим. К тому  же пока что существует большой  недостаток финансовых средств  у сельских товаропроизводителей  для обновления парка сельхозмашин. До сих пор сохраняется диспаритет  цен на энергоносители и продукцию  машиностроения, а также низкие  цены на сельхозпродукцию при  ее высокой себестоимости. Данные  обстоятельства предопределили  возможность возрождения лизингового  бизнеса как одного из путей  выхода и очень актуального  в современных условиях Казахстана.

 Для решения этой  проблемы назрела необходимость  образовать современную финансово-устойчивую  лизинговую компанию. Однако на  данном этапе отсутствуют серьезные  научно- исследовательские работы  по обоснованию и созданию  финансово-лизинговой компании нового  типа для наших условий. 

 Известно, что в течение  10 лет переходного периода лизинговый  вид деятельности в Казахстане  прошел три этапа.  В работах  Смагулова А.С. достаточно хорошо  изложены проблемы и перспективы  о лизинговой деятельности в  Казахстане. Впервые была  сделана  попытка дать оценку  лизинговым  компаниям переходного периода,  а также обосновать необходимость  продолжения изучения и исследования  лизинговой деятельности, в том  числе в высших учебных заведениях.

 Лизинг техники как  особая сфера предпринимательской  деятельности при активном внедрении  и в силу присущих ему возможностей  может быть мощным импульсом  технического перевооружения производства, структурной перестройки экономики  АПК, насыщения рынка высококачественными  товарами, а также одним из  способов выгодного вложения  свободных денежных средств в  лизинговый бизнес.

 На основании вышеизложенного  целью настоящей работы является  ознакомление студентов и слушателей  повышения квалификации аграрных  вузов с основными понятиями  лизинговой деятельности,  ее  роли и месте в АПК Казахстана.

 Дана краткая характеристика  о значении лизинга в международном  сообществе:

- особенности развития  лизинга в мировой экономике; 

    - краткое содержание  деятельности финансово-лизинговых  компаний;

  - принципиальные схемы  финансово-лизинговой компании для  условий аграрного сектора Казахстана  АПК. 

5.3. Государственная поддержка  и стимулирование лизинговогобизнеса  в Казахстане.

 Наличие правового  обеспечения лизинговой деятельности  является необходимым, но недостаточным  условием развития лизинга. Становление  любой деятельности во многом  зависит от экономического окружения,  в котором приходится работать, и в первую очередь от налогового, валютного и таможенного регулирования. 

 Первые лизинговые  компании в Казахстане, как и  в России, были созданы при  банках, у которых имеются средства  для финансирования проектов. В  частности, «Альянс-Лизинг», «Зерновая  лизинговая компания», ЗАО "АТФ-Лизинг  при ОАО "Алматинский торгово-финансовый  банк" и ОАО "БТА-Лизинг" при  ОАО "Банк ТуранАлем", «Астана-Финанс».  На стадии развития основными  клиентами этих лизинговых компаний  являлись корпоративные клиенты  банков. Поставщиками оборудования  являются как казахстанские предприятия,  так и зарубежные, в том числе  и российские. Основными потребителями  лизинговых услуг этих компаний  являются топливно-энергетическая  отрасль, металлургия, транспорт,  торговля, сельское хозяйство. 

 Большой интерес казахстанские  лизинговые компании проявляют  к российскому оборудованию. В  частности, компания БТА-лизинг  заинтересована в поставках российских  комбайнов и автомобилей Камаз.  Обеспечением этих сделок может  быть казахстанское зерно. Возможно  проведение сделок с участием  российских лизинговых компаний  по схеме сублизинга, когда лизингополучателем  оборудования будет казахстанская  лизинговая компания, которая будет  сдавать оборудование в сублизинг  конечному пользователю. При этом  можно разработать схемы, которые  учитывали бы особенности налогового, таможенного и валютного регулирования  обеих стран, для минимизации  расходов всех участников сделки.

 Сравнительная таблица  условий лизинга некоторых компаний  представлена ниже.

 Таблица -  Условия  лизинговых компаний № п\п   Наименование компании  % ставка  Срок лизинга  Аванс, %  Обеспечение

1   КазАгроФинанс   4   5-7   10-25   Обеспечение ближайшего платежа в виде гарантии, залог денег, задатка

2   Агромашлизинг   12-25   12-60 месяцев   20-50   Индивидуальный подход

3   БТА Лизинг   13-25   2-5   10-30   Индивидуальный подход

4   АТФ Лизинг   18-22   3-5   10-30   Индивидуальный подход

5   Халык Лизинг    До 18   3-6   До 20   Индивидуальный подход

 

 

6. Экономическая сущность  лизинга 

6.1. Виды  лизинговых платежей 

 Экономическое  обоснование  как состава, так и размера  лизинговых платежей в организации  лизинговых платежей является  наиболее важным элементом. 

 Плата за лизинг  – это форма экономических  отношений собственника (лизингодателя)  и лизингополучателя по распределению  дохода, созданного в процессе  использования лизингового имущества.  Она обеспечивает возмещение  стоимости средств производства (имущества), накопление капитала  и стимулирование предпринимательской  деятельности. При передаче  имущества  в лизинг лизингодатель рассчитывает  на возврат его стоимости с  прибавкой процента на капитал.  Само содержание лизинговых платежей  характеризуется составом платежей  по экономическим элементам и  способами расчетов. Его объективность  определяется стоимостью и состоянием  имущества, сроком и нормой  амортизации, ссудным процентом,  налоговыми льготами и другими  условиями. 

 Методологическую основу  определения размера лизинговых  платежей составляет распределение  валового дохода, созданного лизингополучателем, который обеспечивал бы взаимовыгодное  сочетание своих интересов и  интересов лизингодателя имущества  при средней норме прибыли.  Следовательно, лизингополучатель  получит такой доход, который  позволит возместить лизинговые  платежи и обеспечить как личную  потребность, так и расширение  воспроизводства. 

 Теоретически лизинговые  платежи делятся на два уровня:

-                     максимально-возможный – это  достижение расширенного воспроизводства  при средней отраслевой прибыли  у лизингополучателя; 

-                     нижний, минимально возможный, простое  воспроизводство имущества, сданного  в лизинг.

 Реальный размер лизинговых  платежей находится между этими  уровнями по договоренности сторон. Однако, с экономической точки  зрения, лизинговые платежи не  могут быть меньше возвратной  стоимости имущества лизинга,  иначе не будет обеспечено  простое воспроизводство. 

 Согласно методическим  рекомендациям, в расчет лизинговых  платежей включаются:

-                     амортизационные отчисления, начисленные  на имущество за весь срок  действия договора лизинга; 

-                     компенсация затрат лизингодателя  на погашение процентов по  кредитам;

-                     комиссионные вознаграждения лизингодателю  за основную услугу;

-                     плата за дополнительные услуги  лизингодателя; 

-                     НДС; 

 Дополнительно может  включаться:

-                     стоимость выкупленного имущества; 

-                     налог на лизинговое имущество,  если он выплачивается лизингодателем;

-                     страховые платежи по договору.

 Весь комплекс операций  лизинговых платежей представлен  в таблице: 

 

 Таблица- Операции по  лизинговым платежам № п/п   По форме платежей  По методу начисления  По периодичности  По способу уплаты

1.                Денежные   Инвестирование   Единовременные   Равными долями

2.                Компенсационные   С авансом   -   С увеличивающимися  размерами

3.                Смешанные   Минимальные   -   С уменьшающимися размерами

4.                -   Не определен-ные   -   -

 

 По способу уплаты  лизинговых платежей различают  следующие схемы: 

-                     по дегрессивной шкале (Пд) (равными  долями);

-                     по прогрессивной шкале (Пп) (размер  платежа увеличивается);

 в течение срока  действия договора:

-                     по регрессивной шкале (Пр) (размер  платежа уменьшается);

-                     с льготным периодом (Пл).


Информация о работе Состояние и перспективы развития лизинга в Республике Казахстан и странах СНГ