5. Состояние и перспективы
развития лизинга в РК и
странах СНГ
5.1. Развитие лизинга в
странах СНГ.
В странах СНГ на
протяжении многих десятков лет
господствовала общественная собственность
на средства производства с
ее идеологией, о том, что только
посредством общественной собственности
можно достичь богатства, то
есть общественная собственность
является единственной основой
экономики и социальной структуры
общества. Это создавало неблагоприятную
среду для внедрения лизинга
в предпринимательскую деятельность,
ибо экономический механизм последнего
требует отказа от многих обычных
представлений, а люди психологически
и профессионально не были
подготовлены к таким изменениям.
В 70-80 г.г. лизинг
в СССР рассматривался как
один из способов приобретения
и реализации такого оборудования
как:
- крупногабаритные универсальные
и др. дорогостоящие станки;
- поточные линии;
- дорожно-строительное, кузнечнопрессовое,
энергетическое оборудование;
- ремонтные мастерские;
- самолеты;
- морские суда;
- автомашины;
- вычислительная техника.
Лизинг обычно фиксировался
в соглашениях между советскими
иностранными партнерами.
На условиях аренды
в СССР использовались иностранные
контейнеры, грузовые автомобильные
виды транспорта.
Вместе с тем, развитие
международного лизинга сдерживалось,
и главным образом из-за того,
что не было иностранной валюты
для оплаты.
1989 г. характеризуется
как начало этапа зарождения
лизингового бизнеса в странах
СНГ, который длился до 1992 г.
В этот период были созданы
первые лизинговые компании. Лизинговые
фирмы и некоторые коммерческие
банки осуществляли в разовом
порядке и в незначительных
объемах небольшие лизинговые
операции.
5.2. Перспективы развития
лизинга в Казахстане.
Современное состояние
агропромышленного комплекса (далее
- АПК) Республики Казахстан характеризуется
кризисом его технического потенциала.
Почти в два раза сократился
машинно-тракторный парк (далее -
МТП), выработан ресурс основных
узлов и агрегатов. Посевные
площади сокращаются пропорционально
сокращению количества тракторов.
В сложившейся ситуации
для того, чтобы стабилизировать
обстановку и создать предпосылки
обновления парка сельскохозяйственных
машин, необходимо формирование
эффективно работающей системы технического
сервиса и, в первую очередь, обеспечение
условий для максимального использования
как оставшегося технического потенциала,
так и тех ограниченных ресурсов, которые
государство в состоянии направлять на
поддержку сельского хозяйства.
Одним из возможных
вариантов решения проблемы является:
создание сети лизинговых компаний.
Основная цель - обеспечение техническим
потенциалом и поддержка сельскохозяйственного
товарного производства Республики
Казахстан посредством предоставления
сельхозтоваропроизводителям (сельским
жителям) широкого спектра услуг;
применения интенсивных технологий
производителями продукции при
возделывании сельскохозяйственных
культур.
Согласно данным Министерства
сельского хозяйства Республики
Казахстан, средний возраст нынешнего
парка тракторов и комбайнов
составляет 13-14 лет, при нормативном
сроке эксплуатации 7-10 лет. Коэффициент
технической готовности имеющейся
техники не превышает 0,7 и нагрузка
на единицу техники превышает
норматив в 1,2-1,6 раза.
Следовательно, состояние
технического потенциала АПК
является критическим. К тому
же пока что существует большой
недостаток финансовых средств
у сельских товаропроизводителей
для обновления парка сельхозмашин.
До сих пор сохраняется диспаритет
цен на энергоносители и продукцию
машиностроения, а также низкие
цены на сельхозпродукцию при
ее высокой себестоимости. Данные
обстоятельства предопределили
возможность возрождения лизингового
бизнеса как одного из путей
выхода и очень актуального
в современных условиях Казахстана.
Для решения этой
проблемы назрела необходимость
образовать современную финансово-устойчивую
лизинговую компанию. Однако на
данном этапе отсутствуют серьезные
научно- исследовательские работы
по обоснованию и созданию
финансово-лизинговой компании нового
типа для наших условий.
Известно, что в течение
10 лет переходного периода лизинговый
вид деятельности в Казахстане
прошел три этапа. В работах
Смагулова А.С. достаточно хорошо
изложены проблемы и перспективы
о лизинговой деятельности в
Казахстане. Впервые была сделана
попытка дать оценку лизинговым
компаниям переходного периода,
а также обосновать необходимость
продолжения изучения и исследования
лизинговой деятельности, в том
числе в высших учебных заведениях.
Лизинг техники как
особая сфера предпринимательской
деятельности при активном внедрении
и в силу присущих ему возможностей
может быть мощным импульсом
технического перевооружения производства,
структурной перестройки экономики
АПК, насыщения рынка высококачественными
товарами, а также одним из
способов выгодного вложения
свободных денежных средств в
лизинговый бизнес.
На основании вышеизложенного
целью настоящей работы является
ознакомление студентов и слушателей
повышения квалификации аграрных
вузов с основными понятиями
лизинговой деятельности, ее
роли и месте в АПК Казахстана.
Дана краткая характеристика
о значении лизинга в международном
сообществе:
- особенности развития
лизинга в мировой экономике;
- краткое содержание
деятельности финансово-лизинговых
компаний;
- принципиальные схемы
финансово-лизинговой компании для
условий аграрного сектора Казахстана
АПК.
5.3. Государственная поддержка
и стимулирование лизинговогобизнеса
в Казахстане.
Наличие правового
обеспечения лизинговой деятельности
является необходимым, но недостаточным
условием развития лизинга. Становление
любой деятельности во многом
зависит от экономического окружения,
в котором приходится работать,
и в первую очередь от налогового,
валютного и таможенного регулирования.
Первые лизинговые
компании в Казахстане, как и
в России, были созданы при
банках, у которых имеются средства
для финансирования проектов. В
частности, «Альянс-Лизинг», «Зерновая
лизинговая компания», ЗАО "АТФ-Лизинг
при ОАО "Алматинский торгово-финансовый
банк" и ОАО "БТА-Лизинг" при
ОАО "Банк ТуранАлем", «Астана-Финанс».
На стадии развития основными
клиентами этих лизинговых компаний
являлись корпоративные клиенты
банков. Поставщиками оборудования
являются как казахстанские предприятия,
так и зарубежные, в том числе
и российские. Основными потребителями
лизинговых услуг этих компаний
являются топливно-энергетическая
отрасль, металлургия, транспорт,
торговля, сельское хозяйство.
Большой интерес казахстанские
лизинговые компании проявляют
к российскому оборудованию. В
частности, компания БТА-лизинг
заинтересована в поставках российских
комбайнов и автомобилей Камаз.
Обеспечением этих сделок может
быть казахстанское зерно. Возможно
проведение сделок с участием
российских лизинговых компаний
по схеме сублизинга, когда лизингополучателем
оборудования будет казахстанская
лизинговая компания, которая будет
сдавать оборудование в сублизинг
конечному пользователю. При этом
можно разработать схемы, которые
учитывали бы особенности налогового,
таможенного и валютного регулирования
обеих стран, для минимизации
расходов всех участников сделки.
Сравнительная таблица
условий лизинга некоторых компаний
представлена ниже.
Таблица - Условия
лизинговых компаний № п\п
Наименование компании % ставка Срок лизинга
Аванс, % Обеспечение
1 КазАгроФинанс 4 5-7 10-25 Обеспечение
ближайшего платежа в виде гарантии, залог
денег, задатка
2 Агромашлизинг 12-25 12-60 месяцев
20-50 Индивидуальный подход
3 БТА Лизинг 13-25 2-5 10-30 Индивидуальный
подход
4 АТФ Лизинг 18-22 3-5 10-30 Индивидуальный
подход
5 Халык Лизинг До 18 3-6 До
20 Индивидуальный подход
6. Экономическая сущность
лизинга
6.1. Виды лизинговых платежей
Экономическое обоснование
как состава, так и размера
лизинговых платежей в организации
лизинговых платежей является
наиболее важным элементом.
Плата за лизинг
– это форма экономических
отношений собственника (лизингодателя)
и лизингополучателя по распределению
дохода, созданного в процессе
использования лизингового имущества.
Она обеспечивает возмещение
стоимости средств производства
(имущества), накопление капитала
и стимулирование предпринимательской
деятельности. При передаче имущества
в лизинг лизингодатель рассчитывает
на возврат его стоимости с
прибавкой процента на капитал.
Само содержание лизинговых платежей
характеризуется составом платежей
по экономическим элементам и
способами расчетов. Его объективность
определяется стоимостью и состоянием
имущества, сроком и нормой
амортизации, ссудным процентом,
налоговыми льготами и другими
условиями.
Методологическую основу
определения размера лизинговых
платежей составляет распределение
валового дохода, созданного лизингополучателем,
который обеспечивал бы взаимовыгодное
сочетание своих интересов и
интересов лизингодателя имущества
при средней норме прибыли.
Следовательно, лизингополучатель
получит такой доход, который
позволит возместить лизинговые
платежи и обеспечить как личную
потребность, так и расширение
воспроизводства.
Теоретически лизинговые
платежи делятся на два уровня:
-
максимально-возможный – это
достижение расширенного воспроизводства
при средней отраслевой прибыли
у лизингополучателя;
-
нижний, минимально возможный, простое
воспроизводство имущества, сданного
в лизинг.
Реальный размер лизинговых
платежей находится между этими
уровнями по договоренности сторон.
Однако, с экономической точки
зрения, лизинговые платежи не
могут быть меньше возвратной
стоимости имущества лизинга,
иначе не будет обеспечено
простое воспроизводство.
Согласно методическим
рекомендациям, в расчет лизинговых
платежей включаются:
-
амортизационные отчисления, начисленные
на имущество за весь срок
действия договора лизинга;
-
компенсация затрат лизингодателя
на погашение процентов по
кредитам;
-
комиссионные вознаграждения лизингодателю
за основную услугу;
-
плата за дополнительные услуги
лизингодателя;
-
НДС;
Дополнительно может
включаться:
-
стоимость выкупленного имущества;
-
налог на лизинговое имущество,
если он выплачивается лизингодателем;
-
страховые платежи по договору.
Весь комплекс операций
лизинговых платежей представлен
в таблице:
Таблица- Операции по
лизинговым платежам № п/п
По форме платежей По методу начисления
По периодичности По способу уплаты
1.
Денежные Инвестирование Единовременные
Равными долями
2.
Компенсационные С авансом - С увеличивающимися
размерами
3.
Смешанные Минимальные - С уменьшающимися
размерами
4.
- Не определен-ные - -
По способу уплаты
лизинговых платежей различают
следующие схемы:
-
по дегрессивной шкале (Пд) (равными
долями);
-
по прогрессивной шкале (Пп) (размер
платежа увеличивается);
в течение срока
действия договора:
-
по регрессивной шкале (Пр) (размер
платежа уменьшается);
-
с льготным периодом (Пл).